Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология и методика педагогического исследования



2019-11-13 402 Обсуждений (0)
Методология и методика педагогического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

Высшего образования Московской области

 Московский государственный областной университет

(МГОУ)

Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ, выпускных квалификационных работ

для студентов направления:44.03.01 – «Педагогическое образование», профиль подготовки – «Начальное образование»,44.03.05 – «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование и иностранный (немецкий) язык», «Начальное образование и иностранный (английский) язык», очной и заочной форм обучения.

Москва 2016

УДК 37.025.7057.874

                                    Печатается по решению кафедры начального образования,

ББК 88.8

П–64                   и Редакционно-издательского совета МГОУ (Номер и дата решения)

Авторы:

Т.С. Комарова – доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования;

М.Б. Зацепина – доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования;

Т.Н. Мельников – кандидат педагогических наук, декан факультета психологии МГОУ;

В.К. Виттенбек – кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования;

Л.Т. Потанина – доктор психологических наук, профессор кафедры начального образования;

А.С. Москвина – кандидат педагогических наук,доцент кафедры начального образования;

Е.К. Брыкина – кандидат педагогических наук,доцент кафедры начального образования;

Т.П. Утешева – кандидат педагогических наук,доцент кафедры начального образования;

Н.Н. Кузьминов – кандидат педагогических наук,доцент кафедры начального образования;

Л.В. Ефременко – кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования.

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор центра исследований инновационной деятельности в образовании

Института стратегии развития образования РАО

Г.П. Новикова;

доктор педагогических наук, профессор лаборатории развития речи и творческих способностей;

Института изучения детства, семьи и воспитания РАО,

О.С. Ушакова

Методические указания по написанию, оформлению курсовых работ и выпускных квалификационных работ : учебно-методическое пособие/ Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, Т.Н. Мельников и др. – М.:ИИУ МГОУ, 2016. –98 с.

ISBN 978-5-7017-2197-3

Учебно-методическое пособие представляет собой указания по выполнению и оформлению студентами курсовых и выпускных квалификационных работ, разработано в соответствии с ФГОС НОО для студентов направления:44.03.01 – «Педагогическое образование», профиль подготовки – «Начальное образование»,44.03.05 – «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование и иностранный (немецкий) язык», «Начальное образование и иностранный (английский) язык», очной и заочной форм обучения. Представлены подробные разъяснения общих требований к написанию курсовой работы, по оформлению титульного листа, оглавления, введения, основной части, сносок и ссылок, заключения, списка использованных источников, приложений. Рассмотрены основные этапы написания курсовой и выпускной квалификационной работы. Пособие определяет единые требования к выпускным работам по данному направлению и адаптировано к требованиям выпускающей кафедры. Приведены примеры оформления структурных элементов работы, а также некоторые справочные материалы, необходимые для выполнения итоговой работы.

Все материалы публикуются в авторской редакции.

За содержание материалов ответственность несут авторы.

ISBN 978-5-7017-2197-3                                                                                    © Московский государственный

областной университет, 2016

 

©Оформление, ИИУ МГОУ, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения ...............................................................................................................4

1. Выбор темы ............................................................................................................................ 5

2. Разработка рабочего плана .................................................................................................. 6

3. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования ....................................................... 7

4. Композиция курсовой работы ............................................................................................. 10

5. Оформление курсовой работы ..............................................................................................18

5.1. Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы ................................... 18

5.2. Порядок ссылки на литературные источники ................................................................ 23

5.3. Оформление библиографии ........................................................................................ 27

6. Защита курсовой работы ...................................................................................................... 30

8. Список литературы по основным разделам учебных дисциплин ……………............. . 35

8.1. Учебники, справочники, монографии. ............................................................................. 38

8.2. Материалы периодической печати ................................................................................... 40

Приложение 1 ............................................................................................................................. 44

Приложение 2 ...........................................................................................................................45

1. Введение………………………………………………..……………………………………...3

2. Область применения…………………………………….…………………………………….5

3. Общие требования………………………………………………………………..…….……..5

4. Основные этапы самостоятельной подготовки студента

к написанию выпускной квалификационной работы………………………………………..11

4.1.Выбор темы исследования и назначение научного руководителя…………………………………………………………………..…………….… 12

4.2. Составление плана…………………………………………………….…..……………….14

4.3. Подбор и поиск литературных источников…………………………..…….…………… 14

4.4. Стиль написания работы……………………………………………..……………………15

5. Требования к структуре и содержанию элементов курсовых и выпускных квалификационных работ……………………………….……………………………………..17

6. Основные требования к списку литературы для написания

курсовой и квалификационных работ......................................................................................24

7. Правила оформления курсовой и выпускной квалификационной работ………………………………………………………………………………..…………..27

8. Процедура защиты выпускной квалификационной работы……………………….…… 34

Приложения……………………………………………………………………………………50

 

ВВЕДЕНИЕ

    В условиях модернизации системы образования к профессиональным компетенциям педагогических работников предъявляются определенные требования. Сегодня востребован не просто учитель-предметник, а педагог-исследователь, способный выстраивать реально достижимые цели и задачи образовательной деятельности, прогнозировать результат образовательного процесса. Бакалавр должен решать профессиональные задачи: осуществлять диагностику достижений обучающихся, на основе полученных результатов проектировать индивидуальные маршруты их обучения, воспитания и развития, творчески применять в работе с учащимися известные и разрабатывать авторские идеи, технологии, методические приемы. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогических работников осуществляется в разнообразных видах образовательной деятельности, в том числе при выполнении докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (бакалаврской работы).

    В соответствии с ФГОС высшего образования от выпускника-бакалавра высшего учебного заведения требуются: готовность к осуществлению профессионального самообразования и личностного роста, умения планировать и решать исследовательские задачи в области науки и образования, использовать в профессиональной деятельности методы научного исследования.

Одним из важнейших навыков, необходимых для профессионального становления выпускников в области педагогического образования, признанных (коллегами, родителями учащихся, самими учащимися), является их компетентность в проектировании содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы, моделирование собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Выпускник должен показать умения: применять и регулярно пополнять обширную теоретическую базу, полученную за годы обучения в высшей школе, владение последними данными коллег-практиков в области собственной профессиональной деятельности (участие в семинарах и научно-практических конференциях, подготовка научных докладов и тезисов).

Качество донесения собственных результатов проведенной эмпирической? работы до общественности будет зависеть от их грамотной обработки, а также умения выступающего переложить научный стиль изложения в устную форму доклада. Именно поэтому в образовательном процессе высшей школы широко используются многообразные формы и методы подготовки студента к научно-исследовательской работе, а именно: самостоятельная подготовка рефератов и их защита в форме научного доклада; подготовка материалов, проведение эксперимента и представление результатов в форме курсовых и квалификационных работ; наиболее успешные исследования представляются на внутри- и межвузовских студенческих конференциях и освещаются в специальных сборниках. Как быть успешным во всех вышеперечисленных видах образовательной деятельности, внимательный и заинтересованный студент узнает из данного учебного пособия.

В процессе обучения студентов по программам бакалавриата возможны теоретический и практический пути получения знаний. Теоретический путь – это изучение основ педагогики, психологии, методик преподавания музыки, русского языка, математики, изобразительной деятельности, литературного чтения и др. Практический путь предполагает несколько вариаций: написание рефератов, разработку планов и конспектов занятий с детьми в начальной школе? и др. Эти пути взаимосвязаны. Естественно, что на разных этапах обучения они пересекаются, при этом в одном случае превалирует практический, в другом теоретический. Наиболее благоприятные результаты достигаются при их синтезе, взаимопроникновении (при подготовке и написании курсовых и квалификационных работ), в процессе педагогической практики, во время прохождения которой студенты знакомятся с состоянием проблемы в условиях современной начальной школы. В сфере начального образования детей накапливается и эволюционирует опыт. Он включает в себя освоенный студентом-выпускником опыт педагогов-практиков и ученых. Впоследствии выпускник дополняет уже освоенный им опыт своими личными открытиями в педагогической науке и представлениями о современных подходах обучения детей младшего школьного возраста.

Социальная творческая активность состоит в формировании активной жизненной позиции студента-выпускника, проявляющейся в понимании человеком необходимости общественно-значимой деятельности каждого, собственного мнения, убеждений и интересов, а также в умениях отстаивать собственную позицию и аргументированном убеждении оппонента в собственной правоте.

    В целостном педагогическом процессе формирование творческой активности – это обязательное условие всестороннего развития личности, поскольку она способствует развитию познавательных способностей и стимулирует к самообразованию, тем самым способствуя становлению личностно-ценностных ориентаций: целеустремленности, работоспособности, коммуникабельности, творческого подхода к любому виду деятельности.

        

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ (ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ГИПОТЕЗА, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ).

Методология и методика педагогического исследования

Методология и методика педагогических исследований – предмет весьма важный. Это основа всей работы, так как наука – один из ведущих факторов развития прогресса. Человек с молодых лет нацеленный на науку добивается больших результатов, и она движется теми, кто знает в ней толк. Открытия одного Фарадея на много лет окупили существование всех высших учебных заведений мира.

    В статье «О пользе педагогической литературы» К.Д. Ушинский ставит вопрос: «Что такое педагогика – наука или искусство?». И отвечает, что педагогика – это наука и искусство. Чтобы разрабатывать педагогику как науку, необходимо познакомиться с методологией и методикой педагогического исследования. Методология, как подчеркивают специалисты – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

    Методологическое знание выступает в форме предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная методология), а также описаний фактически выполняемых деятельностей (дескриптивная методология). В обоих случаях функцией этих знаний является внутренняя организация регулирования познания или практическое преобразование какого-либо предмета.

    В современной литературе под методологией, прежде всего, понимают учение о принципах, способах, формах научно-познавательной деятельности. Методология научного познания характеризует компоненты научного исследования. Прежде всего, требуется определить тему исследования. Ученые-методологи подчеркивают важность этого процесса, образно говоря, что формулировка темы – фактически полдела в научной работе. Определить тему действительно непросто. Первоначально нужно решить, в какой области педагогики будет осуществляться исследование. Затем следует определить актуальность изучения сформулированной темы, что связано с необходимостью дальнейшего развития науки и совершенствования на этой основе практики и определяется требованиями общества, а также недостаточным уровнем разработанности темы в ранее проведенных исследованиях. Выделяют цель, объект научного исследования, предмет анализа, гипотезу исследования, задачи исследования или проблемы, совокупность исследовательских средств, необходимых для их решения, методы исследования, а также заключение и предложения. В методологию в качестве ее компонента входит и представление о последовательности решения задач выполняемого исследования.

    Наиболее важными точками приложения методологии является постановка проблемы. Именно здесь часто совершаются ошибки, которые приводят к выдвижению псевдо проблемы, затрудняют получение объективных результатов. К числу этих важных точек приложения методологии, прежде всего, следует отнести построение предмета исследования, научной теории, а также проверку полученного результата с точки зрения его истинности, т.е. соответствия объекту исследования.

    Методология педагогической науки возникла недавно. Однако, основы методологии как науки вообще относят к ХVII в. Основоположником считают Френсиса Бэкона. Он подчеркивал необходимость «вооружить науку системой методов» и реализовал эту идею в своем исследовании «Новый органон».

    Методология включает несколько уровней:

• общенаучные методологические концепции и направления,

• методология специальных наук,

• методика и техника исследования (метод по греч. – путь познания, совокупность приемов).

Обеспечить исследование методологически – это значит использовать определенную совокупность знаний. Прежде всего, сюда входят общефилософские знания, составляющие основу любой науки. Система философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, влияет на направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных в педагогике. Вспомним Френсиса Бэкона. Разрабатывая теорию восприятия, он заложил основы психологии и процесса познания. Декарт выдвинул идею о врожденности идей. Джон Локк, напротив, согласно разработанной им теории, утверждал, что идеи не могут быть врожденными). Общефилософские теории являются основой всех наук. Многие философы разрабатывали основы педагогики, на которые опираются исследователи проблем обучения детей музыке, изобразительному искусству, литературе и др. Если исключить работы философов из исследования, можно выйти на псевдо проблему.

           Для педагогики важной основой является психология. Аналогично психологии, которая рассматривается как мультипарадигмальная наука (Марцинковская, 2015;), педагогика связана с естественнонаучной и гуманитарной парадигмами. Педагогические исследования, должны основываться на психологических положениях, определяющих возрастные психические особенности человека, учитывать механизмы формирования свойств личности, взаимосвязи с медициной, специфику действия экономических законов в сфере образования и т.п. Методология любого исследования включает все вышеназванные компоненты, и они чрезвычайно важны. Сюда же включают и гипотезу – научное предположение, построенное на научных теориях. В ней определяется направление научного поиска. Предположения, выдвигаемые в исследовании, проверяются и доказываются. В них предвидится результат исследования и его выводы.

Например, если тема исследования «Психолого-педагогические условия развития у детей младшего школьного возраста образных представлений в процессе рассказывания», то в гипотезе надо высказать предположение о том, какие условия важно создать для развития образных представлений.

Методология необходима для правильного построения каждого исследования. Тогда будет достигнут успех в разработке научной проблемы. Педагогическая деятельность – по сути, исследовательская деятельность, т.к. каждая педагогическая ситуация неповторима и требует особого подхода.

Следует помнить и то, что говорил К.Д. Ушинский в статье «О пользе педагогической литературы» и во введении к своему труду «Человек как предмет воспитания». «Педагогика – наука комплексная. Она строится на знании закономерностей ряда наук (географии, биологии, литературы как вида искусства, описывающего человеческий характер, его поступки и то, что их определяет, и тем более психологии). Педагогика является чрезвычайно сложной наукой. Нужно правильно определить круг методологии педагогического исследования, в который входит взаимосвязь биологических и социальных условий, объективный диалектический анализ педагогической действительности. В методологию педагогики входит и понятийно-терминологический аппарат (что такое «воспитание», «обучение» и т.д.)».

Объект педагогического исследования специфически сложен. И эта сложность заключается в том, что развитие ребенка как члена общества осуществляется при воздействии всех общественных отношений (экономических, политических, национальных, профессиональных, семейных, воспитательных и пр.). На развитие ребенка влияют многие факторы. Как правило, все их рассмотреть в одном исследовании невозможно. Этим и определяется условность многих педагогических исследований. Нельзя составить целостное представление о системе, основываясь лишь на изучении отдельных факторов.

Как и в каждой научной области, в педагогике существует целый ряд педагогических открытий. Следует обратить внимание на открытия Я.А. Коменского. В его трудах наука получила систематическую разработку ряда проблем, и, прежде всего, принципа природосообразности. В то время в ряде стран продолжала существовать католическая идеология (человек – творение Бога и развивается по божественным законам). То, что понимал под природосообразностью Я.А. Коменский, можно считать гражданским подвигом. Он утверждал, что человек – творение Бога, но человек – это часть природы. Такой подход позволил последующим поколениям педагогов развивать эту мысль. Подробное понимание природосообразности было несомненным движением научной мысли, научным открытием.

Крупнейшим научным открытием Я.А. Коменского было изучение им дидактики и ее систематическая разработка. Его труд «Великая дидактика»– настоящее научное исследование, имеющее актуальность, в нем представлены объект, предмет исследования, четко определены задачи, методы и приемы исследования. В конце ХХ века об этом говорил и писал известный ученый и крупный методолог А.И. Пискунов.

Изучая научные труды, необходимо учитывать время их написания, что эти труды дали для развития науки на момент их создания и чем они обогатили педагогическую практику. Я.А. Коменский был первым, кто заговорил о том, что чем больше учеников в классе, тем лучше. Тогда эта мысль была актуальной. Достаточно ясно ученый-педагог говорит об этом в объяснении названия книги «Великая дидактика – как учить всех всему». По его мнению, надо было охватить обучением максимальное количество детей.

Примером разработки научной теории, согласно утверждению И.Г. Песталоцци, может служить создание теории содержания элементарного образования. Он много размышлял над тем, как должно быть построено начальное образование, как осуществляется процесс познания, какова его логика. Песталоцци выдвинул идею: познание человека строится на основе усвоения определенных элементов. Нужно выделить эти элементы в любом содержании (в математике, языке, предметном мире и т.д.).

Изучение методологии педагогического исследования определяет мировоззрение педагога.

Педагогическое исследование, как и любая научная работа имеет определенную структуру и ее основные компоненты идентичны. Педагогическое исследование имеет определенную логику.

Научная методология любого исследования, в том числе и педагогического, включает следующие компоненты: актуальность, цель исследования, определение его объекта и предмета, гипотезу, задачи, методы исследования, его новизну (что нового дало исследование педагогической науке) и практическую значимость (чрезвычайно важный момент каждого исследования), внедрение исследования в педагогическую практику.

В педагогических исследованиях можно выделять чисто теоретические, вносящие вклад в теорию педагогики; историко-педагогические, в которых изучается развитие педагогической теории и практики обучения и воспитания в определенные исторические периоды, концепции крупнейших педагогов как отечественных, так и зарубежных, создание и развитие педагогических систем, различных учебных и научных учреждений и др.; а также изучение педагогического процесса, направленного на обучение, воспитание и развитие личности растущего человека в образовательных организациях разного вида всех уровней.

Педагогическое исследование нужно для того, чтобы осветить новые вопросы процесса воспитания и обучения подрастающего поколения, получить новые достоверные знания о педагогическом процессе, наиболее оптимальных условиях формирования культуры личности ребенка. С этой целью и осуществляется педагогическое исследование. Раскрытие законов и закономерностей того или иного явления составляет важную часть педагогического исследования. Поэтому необходимо знать, что такое «закон»? В Большом энциклопедическом словаре дано следующее определение: «Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности и составляет задачу науки [1]».

Закон выражает связь между предметами, их составными элементами, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Не все связи являются законом. Закон всемирного тяготения – это закон, так как он выражает необходимую связь. Закон естественного отбора тоже выражает необходимые связи.

Существуют законы функционирования и развития. Законом развития в педагогике, например, является закон развития мышления ребенка (от наглядно-действенного и наглядно-образного к логическому), закономерности воспитания, обучения и развития детей.

В целом ряде случаев научные исследования приводят к открытию законов и закономерностей. Одни законы выражаются математическими формулами, так как они передают количественные отношения, динамические законы отражают необходимую причинную связь. Статистические законы определяют диалектическое единство необходимых и случайных событий.

Реализация закона зависит от целого ряда необходимых условий, наличие которых обеспечивает переход следствий, вытекающих из законов, из состояния возможности в состояние действительности. По отношению к педагогике и психологии таким законом является положение о том, что ребенок развивается путем присвоения общественно-исторического опыта человечества. Зная законы, можно определить следствия и предсказать результат.

В педагогической науке есть знания, полученные научным путем, путем изучения объективных явлений и закономерных связей между ними. И есть знания, полученные эмпирическим путем, знания, складывающиеся в процессе опыта. К.Д. Ушинский говорил по этому поводу: «Это внешние признаки явлений. Часто они берутся за основу. Но эти знания не являются научно обоснованными. Научное познание раскрывает внутреннюю сущность явлений. Эмпирические знания описывают лишь то, как протекает процесс, но когда ничего не объясняют. Научное знание вскрывает внутренние причины. Примером эмпирического знания может служить приобретение ребенком знания путем восприятия показа педагогом какого-то действия или его рассказа (он показывает, дети повторяют). Складывается впечатление, что для того, чтобы дети воспроизвели содержание, нужно только показать. На самом деле в процессе воспроизведения участвуют многие психические процессы: восприятие, память и т.д. Научная деятельность имеет свои цели и законы, а деятельность педагогов-практиков – свои. Цель педагога – воспитать человека, сформировать его личность. Цель научного исследования – выяснить, как следует осуществлять процесс образования и воспитания, чтобы младший школьник развивался, выявить закономерную связь явлений и следовать ей.

Педагогическое исследование складывается из ряда этапов.

I этап. Изучение истории и теории вопроса; освоение передового педагогического опыта учителей, руководителей учреждений, и состояние проблемы в практике работы учреждений. Здесь формируется представление о состоянии разработки проблемы в науке и практике. Построение гипотезы, определение задач.

II этап. Проверка гипотезы на основе накопления фактов и знаний по изучаемой проблеме. Исследуются педагогические источники, откуда могут быть почерпнуты необходимые факты. Они весьма разнообразны: в частности, это материалы педагогического опыта, экспериментальной ? работы и наблюдений.

III этап. Теоретические выводы на основе обработки и осмысления полученных фактов и новых знаний.

IV этап. Оформление результатов научного исследования, написание текста научной работы.

    Эти этапы взаимосвязаны, каждому соответствуют определенные группы методов научного познания.

    Этапы построения педагогического исследования могут быть представлены и таким образом.

Определение проблемы исследования, его темы, цели, объекта, предмета, которые будут решаться, гипотезы, задач, методов, разработка структуры описания исследования.

Построение гипотезы – выведенные автором предположения, подлежат проверке в ходе исследования. Для этого конструируется эксперимент или опытно-экспериментальная работа, результаты которой оцениваются по продуманным в соответствии с содержанием изучаемого критериям. Затем результаты этой работы осмысляются и определенным образом оформляются: разработка практических рекомендаций, внедрение результатов исследования в практику.

Важной составляющей исследования является его описание. Текст научной работы отличается от любого другого. Своеобразие определяется логикой изложения научных фактов, интерпретацией эмпирического материала, использованием принятых в науке терминов (если вводятся малоизвестные термины, их следует раскрывать и объяснять необходимость применения в работе). Если автор использует положения и мысли других исследователей, то требуется делать ссылки на источники по принятой форме с указанием их авторов. Однако не стоит увлекаться научными терминами и, по возможности, желательно избегать излишнего использования иностранных слов, а если таковые встречаются в тексте, в скобках следует указать перевод и привести пояснения на русском языке.

В «Методическом пособии по выполнению и оформлению научного исследования в области педагогики и психологии» [7, с. 7-8] указано, что научное изложение рассчитано на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие. Это не значит, что в научном стиле вовсе не могут присутствовать элементы стиля художественного, но прибегать к ним нужно для того, чтобы сделать изложение живым, эстетичным, понятным, а чаще там, где вы полемизируете с другими авторами. «Автор удачно отмечает…», «мы соглашаемся с…», «вслед за…, мы…», «вместе с тем необходимо отметить…».

     Материал, как правило, подается от третьего лица, но обязательно просматривается личное отношение к нему. «По нашему мнению…», «с нашей точки зрения…», «как нам кажется…». «Проведенное нами исследование позволяет сделать предположение (вывод) о том, что…», «В процессе эксперимента были созданы условия для…, которые позволили… (скорректировать, нивелировать, оптимизировать…)».

    Во всяком случае, элементы художественного стиля (риторический вопрос, повтор, антитеза, сравнение, пословица, литературная цитата и пр.) не должны служить цели сделать текст «красивым» - они в научной прозе являются только дополнительным средством, вспомогательным приемом и не могут определить систему научного изложения.

    Следующий вопрос, нуждающийся в обсуждении, - лексика научного сочинения. В основе текста лежит общеупотребительная лексика. Вместе с тем, в лексическом составе научного стиля речи разграничивают:

• терминологическую лексику,

• общенаучную лексику,

• слова-организаторы научной мысли.

Термины занимают особое место в научном стиле, так как они несут в себе больше информации, чем иные лексические единицы. Насыщенность терминами – одна из основных стилевых характеристик научной речи. В научной прозе употребляются как общенаучные, так и специальные термины. Специфика психолого-педагогической терминологии состоит в том, что общенаучные и даже специальные ее термины (к примеру, «коммуникация», «рефлексия», «фрустрация», «целостный педагогический процесс» и др.) легко смешиваются со словами общеупотребительными (к примеру, «урок», «воспитание», «школьник» и др.). В научном тексте важна строгая систематизация термина, однозначное его толкование.

Слова-организаторы научной речи подразделяются на слова, вводящие логический контекст и могут подтверждать приведенные выше соображения (таким образом, поэтому, следовательно…).

Рубрикация – это деление текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п. Рубрикация в научном тексте отражает логику исследования.

Простейшей рубрикой называется абзац – показатель перехода от одной мысли к другой [7, с. 7-8].

Необходимо понимать, что в основе написания любой научной работы лежит навык структурирования текста. Любой студент должен овладеть методикой структурирования текста и краткого его изложения, т.е. конспектирования.

Слово «конспект» в прямом смысле означает «обзор». Поэтому его нужно составлять как обзор, где излагаются основные мысли научной книги или научной статьи без подробностей и второстепенных деталей, он по своей структуре практически всегда соответствует плану изучаемой работы. Конспектирование научной книги, оригинальной статьи в научном журнале по существу вид реферативной работы, весьма полезной в процессе обучения. Это позволяет на более длительный срок запомнить научные концепции, результаты исследования, сделанные выводы и чаще применять их в практической деятельности.

В ряде случаев целесообразно подготовить свои записи (они могут быть текстовыми, в виде заранее продуманной таблицы). Разновидностью конспекта является запись, которая составлена в виде ответов на заранее подготовленные вопросы, что может обеспечить исчерпывающие описания (характеристики) явлений или однотипных предметов. Такой вид конспекта целесообразно использовать тогда, когда требуется сделать сопоставление тех или иных характеристик научных работ.

В отдельных случаях с целью наглядности используется графическая форма конспекта. Элементы конспектируемой научной работы располагаются в таком виде, чтобы была видна иерархия понятий и их взаимосвязь. Допускается также составление нескольких графических конспектов, отображающих отдельные части конспектируемой работы или книги.

Краткое изложение основного содержания, смысла какого-либо текста – это и есть конспектирование.

В любой научной работе содержится основная информация и вспомогательная. Информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса, является основной. К ней можно отнести формулировки концепций и парадигм, определения научных понятий, теоретических принципов; использованные психолого-педагогические принципы работы и обучения и т.д. Поэтому основная информация записывается как можно полнее. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Вспомогательная информация полностью опускается.

Важными требованиями, предъявляемыми к написанию конспектов, являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое даст возможность понять логические связи и иерархию понятий. Все это можно сделать через систему заголовков, подзаголовков и ключевых слов. Можно также использовать расчленение написанного текста за счет абзацных отступов, подчеркиваний, нумерации отдельных понятий, стрелок, указывающих на логическую связь слов и предложений и т.п.

Конспект следует оформлять аккуратно, как реферат. Его можно представить преподавателю на проверку.

Литературное оформление доклада, реферата, курсовой или квалификационной работы является важным элементом ее выполнения и одним из многих факторов, которые учитывает комиссия при оценивании во время защиты. Прежде всего, рекомендуется обращать внимание на:

• содержательный аспект изложения материала: логичность и последовательность, полноту и репрезентативность, т.е. широту использования научных источников, общую грамотность: орфографическую, синтаксическую, стилистическую; соответствие стандартам и принятым правилам;

• текст работы, его форматирование, разбивку на абзацы и параграфы, обоснованность их выделения, а также его соответствие теме главы и работы в целом;

• список литературы: обоснованность выбора литературных источников, круг авторов и полнота ознакомления с их работами, грамотное оформление;

• приложения: их логичность, структурированность, соответствие ссылкам на них в тексте работы, оформление и нумерацию;

• внешнее оформление титульного листа (см. Приложение № 1), что  требует указания министерства, название университета, в котором выпо



2019-11-13 402 Обсуждений (0)
Методология и методика педагогического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология и методика педагогического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)