Написание доклада и реферата
Студенту важно понимать, что требования к устной и письменной форме изложения материала несколько отличаются друг от друга. Поскольку восприятие информации у слушателя и читателя осуществляется различными анализаторами, а поэтому эти физиологические особенности следует учитывать при подготовке текста вашего выступления. Научный доклад, подготовленный студентом, – это один из видов исследовательской, самостоятельной работы. Примерный объем 7-10 страниц, в зависимости от времени, выделенного для выступления. В процессе работы над ним формируются навыки анализа научной, психолого-педагогической, методической и другой литературы, приобретается опыт систематизации полученных сведений, вырабатывается методика написания выводов и обобщений. Начать работать над докладом следует с составления плана доклада, который ориентировочно включает: Введение. В нем раскрывается проблема исследования или постановка проблемы, ее актуальность. Дается обзор имеющейся теоретической литературы, в котором нужно показать свою осведомленность по избранной теме. Раскрываются имеющиеся противоречия в концепциях и парадигмах (например, образец), изложенных разными авторами. Излагаются мотивы выбора проблемы. Исходя из теоретического обзора, формулируется окончательное название доклада. Содержание доклада. Оно включает краткое описание базы и процедуры исследования, методов обработки данных. Характеризует поставленные цель и задачи, предмет и методы исследования, выдвинутую гипотезу, полученные результаты и выводы, обосновывает их и указывает теоретическую и практическую значимость работы. В докладе не следует ставить много задач – 2-3 вполне достаточно. Заключение. Подводятся итоги исследования по каждой из выдвинутых задач, расставляются необходимые акценты в изложении, подтверждающих выдвинутую гипотезу. Дается перспектива дальнейшего хода исследования. Доклад может быть представлен в виде конспекта (в полном объеме) или тезисов. При необходимости следует подобрать иллюстративный материал, схемы, рисунки, таблицы. Ценность работы над докладом заключается в том, что развивается самостоятельность и активность студентов, расширяются их познавательные интересы. Работая над докладом, они также приучаются критически мыслить. При написании докладов можно использовать: 1. различные способы введения библиографических ссылок в текст: Актуальность темы: • Одной из актуальных проблем… на сегодня является… • Особое значение приобретает вопрос… • Огромную важность приобретают вопросы… • Среди проблем, связанных с…, пристальное внимание исследователей в последнее время привлекает вопрос о… • Социальная значимость избранной темы определяется… • В связи с… глобальное значение приобрела проблема… • Повышенный интерес к данной проблеме… обусловлен… Ссылки, содержащие определение понятий, трактовку термина: • В словаре… термин «…» определяется как… • В соответствии с определением, приведенном в книге, статье и т.д. под… будем понимать… • Понятие… в современной педагогике трактуется как… • Известный вариант решения… • Широкое применение получили… • Проблеме… посвящено значительное количество публикаций… • В последнее время данной проблеме (вопросу) уделялось значительное внимание в таких работах, как… • Освещение проблемы… нашло отражение в ряде статей…, книге…, монографиях… • Известно, что… Новизна предлагаемого варианта: • Особенность предлагаемого метода… состоит в… • Отличительная черта предлагаемой нами концепции… состоит в… • Характерным признаком, отличающим нашу диагностику… является… • Новизна предлагаемого психолого-педагогического подхода состоит в… • Принципиальное отличие и новизна предложенной нами модели заключается в… Ссылки-опровержения, отражающие точку зрения автора: • Вряд ли можно согласиться с тезисом И.И. Петрова о том, что… • Утверждение автора доклада о том, что…, является весьма спорным Результаты: • Полученные результаты… позволяют утверждать, что… • Главным результатом проведенного анализа следует считать… • Основные результаты исследования заключаются в следующем… • Из полученных результатов видно, что… • Результаты свидетельствуют о том, что… • Результаты оказались следующие: … Выводы: • Проведенные исследования позволяют сделать вывод о… • Итак, можно сделать вывод, что… • Следовательно, мы приходим к выводу… • В заключение отметим, что… • Резюмируя, можно сказать… • Итак, подводя итоги, можно констатировать, что… • Подводя итоги нашего анализа, следует отметить… • Из всего сказанного необходимо сделать вывод о… • Таким образом, можно сделать вывод… • определенные фразеологические обороты, слова-связки, вводные слова (см. Приложение № 3). Оценивается доклад по трем параметрам: содержание, форма и культура речи докладчика.
Пример: Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе» Содержание Введение. Опыт использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном пространстве начальной школы. Развивающий потенциал информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Заключение. Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления, содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе.
Алгоритм (последовательность действий) написания реферата Реферат должен раскрывать заявленную тему, наполнение глав и параграфов также должно быть в строгом соответствии с их заглавием. Примерный объем реферата 10-15 страниц. Автор должен хорошо ориентироваться в тексте, уметь четко и ясно ответить на поставленные вопросы по рассмотренным в работе аспектам проблемы. Выбор темы надо делать, исходя из собственной сферы интересов, а также заранее следует сориентироваться в разнообразии и доступности литературы по данной теме. Этот этап может отсутствовать, если тема предложена преподавателем. В противном случае в заглавии реферата требуется дать четкое тематическое определение будущей темы работы. Первый этап. • Изучить выбранную тему реферата, уточнить значение употребляемых терминов и понятий в энциклопедической и специальной литературе. • Определить задачу реферата, выделить ключевые вопросы, подлежащие рассмотрению и распределить их по главам. • Составить оглавление: указать названия частей, опираясь на учебно-методическую литературу по вашей теме. Главы и пункты принято нумеровать арабскими цифрами. Пункты нумеруют отдельно внутри каждой главы (1.1, 1.2 т.д.). Порядковые номера глав и пунктов пишут в одной строке с заголовком, причем при выравнивании по центру точка в конце не ставится. Формулировка заголовков глав и подпунктов требует четкости и однозначности; синтаксического разнообразия в построении предложений с преобладанием простых; последовательное и точное отображение внутренней логики содержания работы. Необходимо помнить, что реферат состоит из нескольких частей: - титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения); - оглавление (содержание) требует наличия номеров страниц на каждый раздел реферата; - введение; - основная часть, состоящая из глав; - заключение; - список использованной литературы. Во введении объясняется: - почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых); - какая литература использована: исследования, научно-популярная литература, учебная, кто авторы… («Материалом для написания реферата послужили…»). Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод («Таким образом, …»; «Можно сделать заключение, что…»; «В итоге можно прийти к выводу…»). Рекомендуется попросить консультации у преподавателя, чтобы убедиться в том, что ваше представление о сути проблематики, заявленной в названии реферата и проект его структуры (оглавление) соответствуют друг другу. Второй этап. • Осуществить подбор литературы, систематизировать и обобщить подобранный материал. В основу каждой главы нужно положить основные положения ведущих специалистов данной области, для этого следует использовать энциклопедическую (1-2 источника) и учебно-методическую литературу (3-4 источника). Изучив базовый материал, необходимо ознакомиться с публикациями по рассматриваемым вами вопросам (выборка статей за последние 5-7 лет), по возможности привлечь интернет-ресурсы (данные поисковых систем, электронные энциклопедии и словари). Современное состояние проблемы надо осветить в соответствующем параграфе или заключении на основании проанализированного вами публицистического материала. Третий этап. • Подготовить полный текст всех глав и заявленных в них параграфов, на основании поведенного анализа специальной литературы и других информационных источников. Обязательно проверить соответствие содержания названиям глав и параграфов, оценить полноту раскрытия заявленной темы реферата в целом. • Составить список использованной литературы, расположив в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям, пронумеровать. Он должен состоять из 7 и более источников, из них: энциклопедическая литература (1-2 наименования), учебная и методическая (3-4), статьи и тезисы. • Введение пишется на заключительном этапе, в нем отражаются актуальность данной темы и причины возникновения интереса к ней, а также цели и задачи реферата. • В заключении (очень кратко и обстоятельно) формулируются общие выводы по основной теме, оценивается их практическая значимость, возможности внедрения результатов, рассматриваются перспективы развития исследования, излагается собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними. Четвертый этап. Готовый проект реферата надо предъявить преподавателю, внести изменения и дополнения в соответствии с его замечаниями, распечатать и сброшюровать окончательный вариант.
Защита реферата Подготовить план-конспект, включающий в себя основные идеи вашей работы, фамилии ученых, научные исследования которых легли в основу реферата, статистические данные лучше оформить в виде диаграмм в презентации. При его подготовке опираться на материал введения, основные выводы по каждой главе и заключение. Защита реферата состоит из доклада (5 минут) и ответов на задаваемые слушателями вопросы. Доклад раскрывает основные положения представленной работы, актуальность и причины выбора темы, задачи работы и основные выводы. Увлеченность автора работой и четкость изложения материала позволяют предсказать большинство дополнительных вопросов. Написание и защита реферата – одна из форм аттестации знаний, поэтому достойно проведенная защита реферата часто оказывает решающее воздействие на выставление итоговой оценки.
Параметры оценки реферата: • соответствие текста работы заявленной теме; • логичность и структурированность материала; • глубина раскрытия поставленных вопросов; • степень охвата научной литературы; • продуманность и последовательность изложения экспериментальной части исследования; • обоснованность, достоверность и наличие авторского осмысления проблемы при выработке общих выводов; • правильность оформления. Советы: При определении темы реферата студенту следует проинформировать преподавателя об индивидуальных особенностях, сфере научных интересов, наличии трудовой деятельности, ранее подготовленных или опубликованных работах в данной области научного знания. В случае необходимости подготовки реферата по указанной проблематике важно совместно с преподавателем определить название данного реферата. Нецелесообразно пользоваться рефератами, курсовыми или квалификационными работами других студентов. Требуется получить у преподавателя рекомендации по базовым учебным пособиям, на материал которых студенту следует опираться при подготовке реферата, и определиться со списком ученых, монографии которых нужно изучить в первую очередь. Педагогически целесообразно проводить защиту рефератов с последующим методическим разбором с преподавателем и обсуждением с сокурсниками. Это служит хорошим тренингом для защиты курсовых и квалификационных работ в будущем.
Пример: Реферат на тему: Проектная деятельность в начальной школе. Содержание
Введение.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |