Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Написание доклада и реферата



2019-11-13 198 Обсуждений (0)
Написание доклада и реферата 0.00 из 5.00 0 оценок




Студенту важно понимать, что требования к устной и письменной форме изложения материала несколько отличаются друг от друга. Поскольку восприятие информации у слушателя и читателя осуществляется различными анализаторами, а поэтому эти физиологические особенности следует учитывать при подготовке текста вашего выступления. Научный доклад, подготовленный студентом, – это один из видов исследовательской, самостоятельной работы. Примерный объем 7-10 страниц, в зависимости от времени, выделенного для выступления. В процессе работы над ним формируются навыки анализа научной, психолого-педагогической, методической и другой литературы, приобретается опыт систематизации полученных сведений, вырабатывается методика написания выводов и обобщений.

Начать работать над докладом следует с составления плана доклада, который ориентировочно включает:

Введение. В нем раскрывается проблема исследования или постановка проблемы, ее актуальность. Дается обзор имеющейся теоретической литературы, в котором нужно показать свою осведомленность по избранной теме. Раскрываются имеющиеся противоречия в концепциях и парадигмах (например, образец), изложенных разными авторами. Излагаются мотивы выбора проблемы. Исходя из теоретического обзора, формулируется окончательное название доклада.

Содержание доклада. Оно включает краткое описание базы и процедуры исследования, методов обработки данных. Характеризует поставленные цель и задачи, предмет и методы исследования, выдвинутую гипотезу, полученные результаты и выводы, обосновывает их и указывает теоретическую и практическую значимость работы. В докладе не следует ставить много задач – 2-3 вполне достаточно.

Заключение. Подводятся итоги исследования по каждой из выдвинутых задач, расставляются необходимые акценты в изложении, подтверждающих выдвинутую гипотезу. Дается перспектива дальнейшего хода исследования.

Доклад может быть представлен в виде конспекта (в полном объеме) или тезисов. При необходимости следует подобрать иллюстративный материал, схемы, рисунки, таблицы.

Ценность работы над докладом заключается в том, что развивается самостоятельность и активность студентов, расширяются их познавательные интересы. Работая над докладом, они также приучаются критически мыслить.

При написании докладов можно использовать:

1. различные способы введения библиографических ссылок в текст:

Актуальность темы:

Одной из актуальных проблем… на сегодня является…

Особое значение приобретает вопрос…

Огромную важность приобретают вопросы…

Среди проблем, связанных с…, пристальное внимание исследователей в последнее время привлекает вопрос о…

Социальная значимость избранной темы определяется…

В связи с… глобальное значение приобрела проблема…

Повышенный интерес к данной проблеме… обусловлен…

Ссылки, содержащие определение понятий, трактовку термина:

В словаре… термин «…» определяется как…

В соответствии с определением, приведенном в книге, статье и т.д. под… будем понимать…

Понятие… в современной педагогике трактуется как…

Известный вариант решения…

Широкое применение получили…

Проблеме… посвящено значительное количество публикаций…

В последнее время данной проблеме (вопросу) уделялось значительное внимание в таких работах, как…

Освещение проблемы… нашло отражение в ряде статей…, книге…, монографиях…

Известно, что…

Новизна предлагаемого варианта:

Особенность предлагаемого метода… состоит в…

Отличительная черта предлагаемой нами концепции… состоит в…

Характерным признаком, отличающим нашу диагностику… является…

Новизна предлагаемого психолого-педагогического подхода состоит в…

Принципиальное отличие и новизна предложенной нами модели заключается в…

Ссылки-опровержения, отражающие точку зрения автора:

Вряд ли можно согласиться с тезисом И.И. Петрова о том, что…

Утверждение автора доклада о том, что…, является весьма спорным

Результаты:

Полученные результаты… позволяют утверждать, что…

Главным результатом проведенного анализа следует считать…

Основные результаты исследования заключаются в следующем…

Из полученных результатов видно, что…

Результаты свидетельствуют о том, что…

Результаты оказались следующие: …

Выводы:

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о…

Итак, можно сделать вывод, что…

Следовательно, мы приходим к выводу…

В заключение отметим, что…

Резюмируя, можно сказать…

Итак, подводя итоги, можно констатировать, что…

Подводя итоги нашего анализа, следует отметить…

Из всего сказанного необходимо сделать вывод о…

Таким образом, можно сделать вывод…

• определенные фразеологические обороты, слова-связки, вводные слова (см. Приложение № 3).

Оценивается доклад по трем параметрам: содержание, форма и культура речи докладчика.

 

Пример: Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе»

Содержание

Введение.

Опыт использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном пространстве начальной школы.

Развивающий потенциал информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Заключение.

Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления, содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе.

 

    Алгоритм (последовательность действий) написания реферата

    Реферат должен раскрывать заявленную тему, наполнение глав и параграфов также должно быть в строгом соответствии с их заглавием. Примерный объем реферата 10-15 страниц.

    Автор должен хорошо ориентироваться в тексте, уметь четко и ясно ответить на поставленные вопросы по рассмотренным в работе аспектам проблемы.

    Выбор темы надо делать, исходя из собственной сферы интересов, а также заранее следует сориентироваться в разнообразии и доступности литературы по данной теме. Этот этап может отсутствовать, если тема предложена преподавателем. В противном случае в заглавии реферата требуется дать четкое тематическое определение будущей темы работы.

Первый этап.

• Изучить выбранную тему реферата, уточнить значение употребляемых терминов и понятий в энциклопедической и специальной литературе.

• Определить задачу реферата, выделить ключевые вопросы, подлежащие рассмотрению и распределить их по главам.

• Составить оглавление: указать названия частей, опираясь на учебно-методическую литературу по вашей теме. Главы и пункты принято нумеровать арабскими цифрами. Пункты нумеруют отдельно внутри каждой главы (1.1, 1.2 т.д.). Порядковые номера глав и пунктов пишут в одной строке с заголовком, причем при выравнивании по центру точка в конце не ставится. Формулировка заголовков глав и подпунктов требует четкости и однозначности; синтаксического разнообразия в построении предложений с преобладанием простых; последовательное и точное отображение внутренней логики содержания работы.

Необходимо помнить, что реферат состоит из нескольких частей:

- титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);

- оглавление (содержание) требует наличия номеров страниц на каждый раздел реферата;

- введение;

- основная часть, состоящая из глав;

- заключение;

- список использованной литературы.

    Во введении объясняется:

- почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых);

- какая литература использована: исследования, научно-популярная литература, учебная, кто авторы… («Материалом для написания реферата послужили…»).

    Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы.

    В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод («Таким образом, …»; «Можно сделать заключение, что…»; «В итоге можно прийти к выводу…»).

    Рекомендуется попросить консультации у преподавателя, чтобы убедиться в том, что ваше представление о сути проблематики, заявленной в названии реферата и проект его структуры (оглавление) соответствуют друг другу.

Второй этап.

• Осуществить подбор литературы, систематизировать и обобщить подобранный материал. В основу каждой главы нужно положить основные положения ведущих специалистов данной области, для этого следует использовать энциклопедическую (1-2 источника) и учебно-методическую литературу (3-4 источника). Изучив базовый материал, необходимо ознакомиться с публикациями по рассматриваемым вами вопросам (выборка статей за последние 5-7 лет), по возможности привлечь интернет-ресурсы (данные поисковых систем, электронные энциклопедии и словари). Современное состояние проблемы надо осветить в соответствующем параграфе или заключении на основании проанализированного вами публицистического материала.

Третий этап.

• Подготовить полный текст всех глав и заявленных в них параграфов, на основании поведенного анализа специальной литературы и других информационных источников. Обязательно проверить соответствие содержания названиям глав и параграфов, оценить полноту раскрытия заявленной темы реферата в целом.

• Составить список использованной литературы, расположив в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям, пронумеровать. Он должен состоять из 7 и более источников, из них: энциклопедическая литература (1-2 наименования), учебная и методическая (3-4), статьи и тезисы.

• Введение пишется на заключительном этапе, в нем отражаются актуальность данной темы и причины возникновения интереса к ней, а также цели и задачи реферата.

• В заключении (очень кратко и обстоятельно) формулируются общие выводы по основной теме, оценивается их практическая значимость, возможности внедрения результатов, рассматриваются перспективы развития исследования, излагается собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними.

Четвертый этап.

Готовый проект реферата надо предъявить преподавателю, внести изменения и дополнения в соответствии с его замечаниями, распечатать и сброшюровать окончательный вариант.

 

Защита реферата

    Подготовить план-конспект, включающий в себя основные идеи вашей работы, фамилии ученых, научные исследования которых легли в основу реферата, статистические данные лучше оформить в виде диаграмм в презентации. При его подготовке опираться на материал введения, основные выводы по каждой главе и заключение.

    Защита реферата состоит из доклада (5 минут) и ответов на задаваемые слушателями вопросы.

    Доклад раскрывает основные положения представленной работы, актуальность и причины выбора темы, задачи работы и основные выводы. Увлеченность автора работой и четкость изложения материала позволяют предсказать большинство дополнительных вопросов. Написание и защита реферата – одна из форм аттестации знаний, поэтому достойно проведенная защита реферата часто оказывает решающее воздействие на выставление итоговой оценки.

 

Параметры оценки реферата:

• соответствие текста работы заявленной теме;

• логичность и структурированность материала;

• глубина раскрытия поставленных вопросов;

• степень охвата научной литературы;

• продуманность и последовательность изложения экспериментальной части исследования;

• обоснованность, достоверность и наличие авторского осмысления проблемы при выработке общих выводов;

• правильность оформления.

Советы:

    При определении темы реферата студенту следует проинформировать преподавателя об индивидуальных особенностях, сфере научных интересов, наличии трудовой деятельности, ранее подготовленных или опубликованных работах в данной области научного знания.

В случае необходимости подготовки реферата по указанной проблематике важно совместно с преподавателем определить название данного реферата.

    Нецелесообразно пользоваться рефератами, курсовыми или квалификационными работами других студентов.

    Требуется получить у преподавателя рекомендации по базовым учебным пособиям, на материал которых студенту следует опираться при подготовке реферата, и определиться со списком ученых, монографии которых нужно изучить в первую очередь.

    Педагогически целесообразно проводить защиту рефератов с последующим методическим разбором с преподавателем и обсуждением с сокурсниками. Это служит хорошим тренингом для защиты курсовых и квалификационных работ в будущем.

 

Пример: Реферат на тему: Проектная деятельность в начальной школе.

Содержание

 

Введение.



2019-11-13 198 Обсуждений (0)
Написание доклада и реферата 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Написание доклада и реферата

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)