Таксономия дидактических целей
Характеристика основных компонентов и этапов процесса обучения. Таксономия дидактических целей План. 1. Характеристика основных компонентов и этапов процесса обучения. 2. Таксономия дидактических целей.
(1) Процесс обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике. Процесс обучения обусловлен целями образования и взаимодействием основных его компонентов: содержанием, преподаванием, учением, воспитанием, развитием и др. Преподавание – это деятельность преподавателя (педагога) в процессе обучения Учение - это систематическая и сознательная учебная деятельность учащихся по овладению знаниями, навыками и умениями, в ходе которой происходит развитие их познавательных и созидательных сил и способностей. Процесс учения является разновидностью познавательного процесса, протекающего в специфических условиях. Познание - сложный, развивающийся процесс. В процессе опосредованных ощущений, восприятий, активного изучения объективной действительности у учащихся возникают определенные представления о тех или иных явлениях, предметах, процессах. Важнейшее и непременное условие успешности учения - активность познавательной деятельности учащихся. Ее следует рассматривать как качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей, формировании умений получать эстетическое наслаждение от их достижения. Характер и степень активности учащихся могут быть различными, но процесс обучения невозможен, если обучаемые будут пассивны. Познавательная активность оказывает влияние и на становление личности обучаемого, на его отношение к самому себе, к своему труду, к другим людям, к обществу, к производству, к окружающей природе. Во-вторых, важнейшей специфической особенностью образовательного процесса в профессиональном образовательном учреждении является практическое обучение, составляющее главный его компонент. При этом процесс учения в ходе практической подготовки существенно отличается, поскольку основная цель производственного обучения - формирование у учащихся основ профессионального мастерства в области определенной профессии. Говоря о взаимодействии педагога и обучаемого, о единстве преподавания и учения, нужно иметь в виду, что при этом руководящей и управляющей стороной является педагог. Именно он воздействует на учащегося, сообщает ему знания, формирует его личность. В то же время как бы активно ни стремился сообщить знания педагог, если при этом нет активной деятельности самих обучаемых по усвоению знаний, если педагог не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс учения становится неэффективным, взаимодействие педагога и ученика не функционирует. Взаимодействие в системе преподавание - учение необходимо рассматривать также с позиций методов, т.е. способов осуществления преподавания и учения. Процесс обучения не может состояться, если педагог преподает, не сообразуясь с возможностями и деятельностью обучаемых. Важный компонент процесса обучения - его содержание. Содержание обучения определяется содержанием образования, которое реализуется в ходе педагогического процесса. Содержание образования зафиксировано в документах — государственном стандарте, учебной программе соответствующего предмета и др. В содержании образования воплощены социальные цели, поставленные перед системой профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, следовательно, и цели конкретной педагогической системы, а цель определяет выбор средств (форм, методов, способов организации) ее осуществления. С другой стороны, не только содержание образования определяет ход педагогического процесса, но и, наоборот, закономерности этого процесса влияют на формирование содержания. Отсюда вытекают два вывода. Во-первых, содержание образования, отражаемое в учебной документации, должно по возможности учитывать реальные условия процесса обучения. Если не учесть эти условия, его закономерности и принципы при составлении программ и учебников, учебные материалы могут оказаться слишком сложными для обучаемых, нереальными по отводимому учебному времени, их логика не будет соответствовать логике педагогического процесса, его возможностям и условиям. Во-вторых, логика учебного предмета, как она дана в программах и учебниках, не догма, а только обозначение общего порядка подачи и изучения учебного материала. Подлинный ход педагогического процесса зависит не только от логики предмета, но и от условий, в которых проходит учение (состав и уровень группы, оснащенность, обстановка, морально-психологический климат в группе и т.п.). Учитывая все эти реальные условия и факторы, педагог может и должен вносить определенные изменения в логику предмета, даже если она и совершенна. Важнейшими компонентами образовательного процесса являются также формы, методы и средства профессионального обучения. Их мы в дальнейшем рассмотрим более подробно. Сейчас лишь отметим, что с формами организации обучения ассоциируются условия организации занятий (урок, экскурсия и др.) Методы обучения – это как, какими способами организуется процесс усвоения знаний, умений, навыков учащимися (объяснение, беседа, упражнение, практическая работа и др.). Средства обучения способствуют восприятию учебного материала учащимися, выполнению упражнений, практических заданий (наглядные пособия, тренажеры, ТСО и др.). Таким образом, процесс обучения - это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны. Цели образования воплощены в содержание образования, которое определяет формы и методы, средства обучения. Общая цель профессиональной школы - разностороннее, гармоническое развитие личности - предполагает единство ее образованности, воспитанности, общей и профессиональной развитости. Исходя из этой цели, процесс обучения призван осуществлять три основных взаимосвязанных функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная функция заключается в формировании у учащихся системы научных, технических, технологических и производственных знаний - фактов, законов, закономерностей, теорий, явлений, процессов; в формировании умений применять полученные знания и умения для решения учебных и производственных задач; в формировании у обучаемых общенаучных, политехнических и специальных профессиональных умений; в закреплении, совершенствовании, расширении и углублении полученных знаний, навыков и умений. Осуществление образовательной функции является основой процесса обучения. Оно в решающей степени определяет успешность осуществления других функции. Воспитательная функция процесса обучения проявляется в том педагог воспитывает обучаемых. Это объективная закономерность педагогического процесса. В воспитательном отношении нейтральным обучение быть не может. Основная задача преподавателя, мастера- максимально использовать воспитательные возможности педагогического процесса для формирования у обучаемого лучших качеств. В ходе обучения у учащихся формируются основы научного мировоззрения, профессиональные убеждения; воспитываются уважение к труду, к людям труда, высокие нравственные качества. Развивающая функция педагогического процесса обучения проявляется в формировании у учащихся рациональных приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д., в развитии познавательной и созидательной активности и самостоятельности, познавательных интересов и способностей, воли, настойчивости в достижении цели, умений и привычек к самообразованию, самосовершенствованию, творческому мышлению; в развитии внимания, памяти, речи, воображения. То есть развитие учащихся определяется, прежде всего, изменением их психологических характеристик. Такое построение педагогического процесса, когда в ходе усвоения и применения знаний и умений систематически и целенаправленно развиваются познавательные и созидательные способности учащихся, самостоятельность их мышления и деятельности, называют развивающим обучением; оно находит все большее применение в практике преподавания специальных и общетехнических предметов, в производственном обучении, во внеурочной учебной работе. Все эти основные функции педагогического процесса тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил и творческих способностей возможно только на основе усвоения знаний и умений и в тесной связи с ними. В то же время чем выше уровень воспитанности, тем эффективнее обучение, тем выше качество обученности. Применительно к деятельности учащихся, т.е. к учению, логика педагогического процесса отражает процесс учебного познания: первичное ознакомление с материалом и его восприятие, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом, в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. Последнее звено предполагает и самоконтроль учащихся в процессе усвоения знаний и формирования умений. Применительно к деятельности педагога функции звеньев педагогического процесса следующие: - постановка цели; - мотивация и стимулирование познавательной деятельности учащихся; - сообщение обучаемым учебного материала; - руководство их познавательной деятельностью при самостоятельном усвоении знаний; - руководство закреплением и совершенствованием знаний учащихся; - руководство деятельностью учащихся по применению знаний на практике, формированию навыков и умений; - анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний, навыков и умений. Выделение звеньев педагогического процесса носит условный характер и производится главным образом в целях их изучения. В действительности все звенья педагогического процесса взаимосвязаны, взаимообусловлены и рассматривать их нужно в органическом единстве. (2)
Цель обучения - это идеально предвосхищаемый результат деятельности педагога и учащихся в педагогическом процессе (на уроке, экскурсии и др.) Целеобразование является одним из наиболее важных и вместе с тем наименее сформированным компонентом в структуре деятельности педагогов, и во многом именно с неопределенностью, расплывчатостью и общим характером целей связана низкая результативность обучения. Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям, а, следовательно, цели должны быть: - реальны, достижимы (указывать на конкретные результаты обучения); - инструментальны, технологичны (определять конкретные действия по их достижению); - диагностичны (поддаваться измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности). Технология эффективного целеполагания разработана американским психологом Б.Блумом ( Кларин М.В. Педагогическая технология. – М., 1989.). Рассматривая существующие в педагогической практике способы постановки целей, он определил степень их эффективности с точки зрения их направленности на конкретные результаты обучения (табл. 1). Таблица 1 Оценка эффективности способов целеполагания
Таким образом, наиболее реальным, инструментальным и диагностичным является способ постановки целей через результаты обучения. В процессе обучения (урока), как правило, приходиться решать ряд последовательных целей. В дидактике существует понятие таксономии целей. Таксономия (от греч. taxis — расположение по порядку и nomos — закон) — термин, обозначающий последовательное расположение целей обучения по степени их усложнения. В основе таксономии когнитивных целей лежит продвижение обучающегося по уровням усвоения. Б. Блум не фиксирует категорию учебных целей, связанную с первым уровнем усвоения.
Таблица 2
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |