Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системы производственного обучения



2019-11-13 469 Обсуждений (0)
Системы производственного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

План

 

1. Понятие системы производственного обучения. Предметная и операционная системы производственного обучения

2. Характеристика других систем производственного обучения

 

(1)

 

Под системой обучения по какому-либо предмету в ши­роком смысле слова понимается система основных положений (прин­ципов), определяющих содержание, формы и методы обучения.

Система производственного обучения устанавливает последо­вательность изучения учебного материала, определяется направ­ление, в котором происходит формирование у обучающихся навы­ков и умений.

Следует отметить, что трудовые процессы в разных отраслях про­мышленности не являются однородными по содержанию. Есть такие трудовые процессы, основные части которых могут быть выделены как самостоятельные части учебно-воспитательного процесса, на­пример, обработка материалов на станках. Есть и такие, которые не могут быть выделены как самостоятельная часть учебно-воспита­тельного процесса (работа на химических установках). Поэтому структура трудовых функций работников будет разной. Она требует применения различных систем производственного обучения. Разли­чают несколько систем производственного обучения. Каждой системе присущи свои производственные, педагогические, психологические и физиологические особенности формирования навыков и умений уча­щихся.

Предметная система производственного обучения. Она возникла в период ремесленного производства, соответствовала уровню разви­тия техники в то время и строилась по видам выпускаемой продук­ции. В процессе ученичества учащийся делал те же изделия, что и рабочий-инструктор. Эта система отражала индивидуальную форму производственного обучения.

Перечень изделий-предметов, изготовлявшихся на данном произ­водстве (обработка дерева и металлов, кожи, ткани и др.), служил фактически программой обучения. При этом последовательность ов­ладения отдельными компонентами мастерства фиксировалась не строго. Учебное разделение процесса изготовления изделий или вы­полнения работы, как правило, не было планомерным. Оно полно­стью зависело от производственных условий, а также от знаний, опы­та и стремлений обучающего мастера.

При предметной системе производственного обучения не было возможности рационально строить технологические процессы и овла­девать разнообразными приспособлениями.

Основным недостатком предметной системы производственного обучения было то, что упражнения в отработке приемов и операций не проводились, поэтому учащиеся осваивали ошибочные действия и их приходилось переучивать. Приобретаемые ими навыки и умения не были гибкими.

Операционная система производственного обучения. Она воз­никла в период мануфактурного производства и явилась следствием развития машинной техники. Изменение содержания и характера труда рабочих сделало необходимым их вооружение прежде всего теми приемами труда, которые чаще всего применялись при обработ­ке наиболее распространенных изделий.

Работая в Московском техническом училище, русский инженер Д.К. Советкин сделал научный анализ содержания труда рабочих ряда профессий (токаря, слесаря и столяра) и произвел поэлементное расчленение содержаний труда на составные части (трудовые при­емы), входящие в состав трудовой деятельности при изготовлении изделий.

В основе этой системы обучения лежало последовательное усво­ение обучающимися отдельных усложняющихся операций. Уча­щиеся сначала выполняли операции по изготовлению какого-либо изделия. У них формировались первоначальные навыки и умения. Затем они переходили к самостоятельному изготовлению простей­ших изделий. С переходом на эту систему процесс обучения уско­рился, учащиеся стали готовиться к выполнению работ по изучае­мой профессии, а не к изготовлению отдельных изделий. Польза от замены предметной системы обучения операционной была очевид­ной. Ведь чем глубже разделение технологического процесса на операции, тем проще их выполнение и выше производительность труда.

Однако учащиеся не видели результатов своего труда в готовом изделии, так как в процессе обучения создавались значительные пе­рерывы между изучением элементов трудового процесса и их приме­нением. Кроме того, овладение отдельными трудовыми приемами в течение длительного времени создавало трудности при обеспечении заготовками и хранении незавершенной продукции. Производствен­ный цикл по изготовлению изделий затягивался.

(2)

 

Операционно-поточная система трудового обучения. Поточная система (самая передовая из современных форм организации произ­водства) вызвала к жизни и свою систему производственного обуче­ния - операционно-поточную.

При такой системе обучения работающий выполняет одну опера­цию и передает обработанную им деталь на следующее рабочее место по постоянному маршруту. Деталь проходит столько рабочих мест, на сколько операций разделен технологический процесс. Учащийся зна­ет не только приемы выполнения операций, но и место каждой из них в технологическом процессе.

К сожалению, операционно-поточной системе производственного обучения присущи основные недостатки ее предшественницы - опе­рационной системы.

Операционно-предметная система производственного обуче­ ния. Сущность операционно-предметной системы производственного обучения составляло изучение трудовых операций в процессе изго­товления изделий возрастающей сложности: при изготовлении пер­вого изделия осваивались легкие операции, при изготовлении после­дующих — более сложные. Ценность данной системы обучения за­ключалась в том, что учащиеся видели результаты своего труда при изготовлении предмета. Это пробуждало у них интерес к выполняе­мой работе.

Система производственного обучения «ЦИТ». В конце 20-х годов Центральным институтом труда (ЦИТ) была разработана система производственного обучения, сущность которой заключалась в деле­нии трудового процесса на составные части — трудовые приемы, выполняемые в системе упражнений. Для каждого трудового процес­са ЦИТ разработал особую методику обучения (анализ двигательных навыков, письменные инструкции и тренажеры). Преимущество дан­ной системы производственного обучения заключалось в том, что она, будучи основанной на глубоком изучении содержания работ по каждой профессии и научном анализе построения трудовых процес­сов, создавала у учащихся прочные автоматизированные навыки при исполнении элементов трудовых процессов.

Однако и эта система страдала многими недостатками, и прежде всего тем, что, недооценивая роль производительного труда в процес­се производственного обучения, отрывала тренировочные упражне­ния по выполнению дробных приемов работы от реальных условий труда. Обучающиеся привыкали к шаблонному, механическому вы­полнению работы по предписанной, строго регламентированной ин­струкции.

Операционно-комплексная система производственного обуче­ ния. Передовые педагоги всегда стремились разработать такую систе­му производственного обучения, которая соответствовала бы разви­вающейся технике и рационализирующейся организации производ­ства. В середине 30-х годов в системе школ ФЗУ была создана операционно-комплексная система производственного обучения. В ее основу было положено чередующееся освоение учащимися основ­ных приемов выполнения операций и постепенно усложняющихся комплексных работ.

При операционно-комплексной системе группировка и последова­тельность операций, а также подбор объектов и расположение их в определенной последовательности взаимосвязаны.

Первая комплексная работа выполнялась уже после изучения трех-четырех операций. Затем обучающиеся осваивали более слож­ные трудовые операции. Они закреплялись при выполнении последу­ющих комплексных работ, включающих в себя ранее изученные опе­рации. Таким путем обучающиеся постепенно овладевали всеми при­емами и способами выполнения работ в тех сочетаниях, которые могут встретиться рабочему на производстве. Обучающиеся овладевали производственными операциями в концентрической последова­тельности.

Нынешние программы обучения токарей, слесарей, столяров и др. разработаны на основе операционно-комплексной системы производ­ственного обучения.

Однако операционно-комплексную систему производственного обучения нельзя считать совершенной и универсальной, несмотря на некоторые ее достоинства. Она во многом отражает пройденный этап развития техники, так как рассчитана на обучение рабочих по пре­имуществу ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных условиях.

Приемно-комплексно-видовая система производственного обу­ чения.Она разработана доктором педагогических наук К.Н.Катхановым. Сущность этой системы состоит в выделении важнейших элементов профессии — приемов труда, видов работ — и в обеспе­чении прочного овладения приемами работы в пределах каждого ее вида и последующего соединения приемов в комплексы. В отличие от операционно-комплексной в этой системе основным элементом производственного обучения является не операция, а прием рабо­ты, что позволяет применять ее при подготовке рабочих по боль­шинству профессий.

Недостатками данной системы являются трудности в отборе при­емов в каждом виде работ, включающих несколько способов выпол­нения, что часто нарушает последовательность осуществления при­емов как наименее мелких единиц в технологии обучения.

Инвариантно-модульная система производственного обуче­ния.Она разработана академиком С.Я. Батышевым. Ее основой являет­ся стадийная теория профессионального обучения, разработанная им же в 60-х годах и опубликованная в 1971 году*. Сущность данной системы обучения заключается в том, что учебно-воспитательный процесс де­лится на две стадии: основную (стабильную) и специальную (динамич­ную). Такая система производственного обучения дает возможность преобразовать содержание профессионально-технического образования как в профтехучилищах, так и на производстве — на федеральном уровне, с одной стороны, и региональном уровне, учитывая требования конкретного производства — с другой.

Процессуальная система производственного обучения.Эта сис­тема предложена доктором педагогических наук А.Е. Шильниковой. Сущностью данной системы является овладение профессией широ­кого профиля на основе классификации учебного материала по про­цессуальному признаку, а также освоения способов управления и обслуживания типичных групп процессов (тепло-, массообменных, химических и др.)

Процессуальная система производственного обучения состо­ит из следующих компонентов: содержание производственного обучения; структура производственного обучения; методика обу­чения на тренажерах; методика обучения в период специализа­ции.

Недостатком процессуальной системы является то, что в основном она применяется в производственных условиях и не охватывает весь процесс производственного обучения.

Проблемно-аналитическая система производственного обуче­ ния*разработана академиком С.Я. Батышевым. Путем анализа изу­чаемых процессов труда весь учебный материал делится на отдельные учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение: определя­ются элементы, из которых складывается процесс труда по данной проблеме, и функции умственной деятельности обучающихся, необ­ходимые для выполнения работ по регулированию технологических процессов и оборудования.

Изучаемые проблемы являются частями реально существующих технологических процессов. Овладение навыками и умениями вы­полнения производственных работ осуществляется по каждой про­блеме в отдельности в определенной последовательности, учитываю­щей реальный технологический процесс и характер участия в нем рабочего соответствующей специальности.

Каждая проблема является самостоятельным заданием и состоит из нескольких структурных частей — ситуаций. Изучение проблем проходит не изолированно. Сначала происходит общее ознакомление с технологическим процессом в целом. Он делится на проблемы, рас­крывается их структура и связь между ними. Затем изучается каждая проблема в отдельности, дается ее общая характеристика, определя­ется роль и место данной проблемы в технологическом процессе, рас­крываются ее структурные части (ситуации), определяется объем изучаемого материала.

Метод анализа конкретных ситуаций состоит в изучении и анали­зе ситуаций и в принятии решений по ним. Анализ конкретной ситу­ации — это глубокое и детальное изучение реальной обстановки, выполняемой для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Это развивает аналитическое мышление учащихся, помогает осущест­вить системный подход к решению проблемы, позволяет определить варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения.

Проблемно-аналитическая система состоит из трех последова­тельных периодов производственного обучения: изучение отдельных ситуаций и упражнения в их выполнении; изучение всего технологи­ческого процесса и самостоятельное выполнение задания по его веде­нию, регулированию и контролю.

По каждой теме учебной программы, разделенной на проблемы, разрабатывается методически целесообразная система упражнений, расположенных в порядке возрастающей сложности. Она дает самый короткий путь для приобретения знаний, навыков и умений.

Однако нельзя полагать, будто обучение по данной системе проте­кает гладко. Уже то, что каждая ситуация обладает элементом новиз­ны для учащихся, создает ряд трудностей. Особенно трудно запом­нить последовательность выполнения действий и развить умение от­личать главные ситуации от ситуаций, имеющих второстепенное значение.

Трудно также переносить навыки в действиях по уже изученным ситуациям на новые ситуации - из новых, только изучаемых про­блем.

В целом проблемно-аналитическая система производственного обучения отвечает дидактическим принципам обучения, способству­ет формированию интеллектуальных навыков и умений в определен­ной последовательности, обеспечивает их гибкость, применимость в различных ситуациях. При этом формирование интеллектуальных и двигательных действий осуществляется в процессе практической де­ятельности учащихся.

Если для операционно-комплексной системы производственного обучения характерна повторяемость основных операций, то при про­блемно-аналитической системе она практически отсутствует, что да­ет немалый выигрыш во времени.

Следует сказать, что в 50 - 80-е годы появился ряд новых систем производственного обучения. В частности, методистами были пред­ложены предметно-комплексная система производственного обуче­ ния (Ю.З. Гильбух), операционно-производственная (Л.Б. Ительсон), зональная (М.И. Ковальский), технологическая (Е.А. Милерян). Таким образом, исторически сложилось несколько систем производственного обучения. Некоторые из них успешно применя­ются при обучении учащихся в том или ином периоде производствен­ного обучения. Это и понятно. Поскольку структура трудовых функ­ций рабочих в различных типах производств различна, постольку возникла необходимость применения различных систем производст­венного обучения.

 

 

Лекция 9



2019-11-13 469 Обсуждений (0)
Системы производственного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Системы производственного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)