Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих.
План
1.Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. 2. Требования к подготовке современного рабочего
(1) Профессия – это род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки. Названия профессий определяются Перечнем профессий, который входит в Государственный стандарт профессионального образования (около 6000 наименований). Специальность – это постоянно выполняемая деятельность, выделенная из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии. Например, профессия – машинист, специальность- машинист экскаватора, машинист-крановщик. Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта профессионального образования является обоснование ведущей роли понятий «квалификация», «ступень квалификации» и «уровень квалификации». Квалификация – система знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности. Ступень квалификации - это завершенный этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности). Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требования стандарта профессионального образования развитых стран. Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство конкретной личности в рамках данной ступени. Уровень квалификации зависит от обученности индивидуума и в этом контексте характеризуется такими достаточно объективными и диагностично проверяемыми параметрами, как объем знаний и умений; диапазон знаний и умений; качество знаний и умений. Чем сложнее профессия, тем больше времени требуется для ее освоения, тем дороже обходится для государства подготовка рабочего по этой профессии и тем выше должен быть ее статус (ступень квалификации). Уровень квалификации является только личностной характеристикой и при стандартизации профессионального образования в расчет не принимается. Этот параметр может учитываться при решении вопросов дифференциации оплаты труда, присвоении работникам разрядов и категорий. Таким образом, рабочий разряд отражает уровень квалификации рабочего. По каждому разряду (тарифная сетка) ЕТКС определяет соответствующие требования. В соответствии с разрядами устанавливается заработная плата рабочим. Сложность и наукоемкость профессионального поля определяют требования к объему и соотношению общего и профессионального образования. Соответственно, профессии и специальности могут быть ранжированы по ступеням квалификации. В современной системе непрерывного профессионального образования РФ целесообразно выделить пять основных ступеней квалификации. Первая ступень квалификации предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в различных формах. Вторая ступень - основное общее образование и профессиональное образование по профессиям соответствующей группы в учреждениях начального профессионального образования, на одно-двухгодичных отделениях. Третья ступень характеризуется сочетанием среднего общего образования и профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования на двух-трехгодичных отделениях. Четвертая ступень предполагает среднее общее образование и профессиональное образование в «продвинутых» учебных заведениях, таких как профессиональные лицеи, техникумы, колледжи. Пятая ступень соответствует различным уровням высшего образования. Степень интеллектуальности труда — отражает соотношение умственной и мануальной деятельности. Наукоемкость характеризует специфику трудовой деятельности, обусловленную технико-технологическими особенностями производства, и отражает степень технического прогресса в отрасли. Многофункциональность характеризует сложность труда, свидетельствуя о множественности и разнообразии выполняемых функций. Стереотипность отражает соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности в рамках профессии.
(2) Рабочий широкого профиля в своем труде совмещает несколько профессий, обладает необходимыми знаниями, навыками и умениями для выполнения производственных функций на смежных по технологии участках работ (или работ по обслуживанию автоматической линии). Он вооружен знаниями научных основ производства, способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства. Профессионализм рабочего широкого профиля заключается в быстроте приспосабливаемости к новым условиям и требованиям производства. В таких случаях проявляется высокая пластичность навыков, которая обеспечивает регулировку и перестройку всей деятельности. Ведь сами по себе навыки на являются неизменными. Они перестраиваются в зависимости от меняющихся условий производства, структуры трудового процесса, степени сложности его частей. Дальнейшее развитие профессионализма происходит, с одной стороны, в выполнении все большего числа функций, когда в одной профессии совмещается целых комплекс специальных знаний и трудовых функций, с другой стороны — расширение видов деятельности. И главное в этом процессе не в объеме усваиваемой информации, а в умении творчески пользоваться ею, находить ее, усваивать и применять для практической деятельности. Профессионализм его проявляется и в том, что он свободно оперирует понятиями, умеет анализировать свою производственную деятельность, находить причины, давать им объяснения, способен выполнять любые операции при изготовлении деталей на самых разнообразных станках данной профессиональной группы. В частности, станочник умеет обрабатывать детали высокого класса точности на токарных и револьверных станках, токарных автоматах и полуавтоматах, шлифовальных, фрезерных, сверлильных станках с большим количеством переходов. У него сформированы расчетно-вычислительные навыки, а теоретическая и производственная подготовка позволяет охватить весь производственно-технологический процесс на своем участке. Такой рабочий подготовлен к тем изменениям в организации производства, которые неизбежно будут происходить в результате технического прогресса. Интеграционные процессы в профессиональной деятельности на современном производстве требуют формировать таких рабочих, которые по своим знаниям и умениям смогут обеспечить дальнейшее развитие производства, управление новой техникой и технологическими процессами. Это уже рабочие высокой квалификации. Рабочий высокой квалификации выполняет сложные виды трудовой деятельности, а в его труде преобладает интеллектуальный труд. Его труд — разновидность инженерно-технического труда и связан с повышением роли логических функций. Такой рабочий обладает широкой профессионально-политехнической подготовкой и высокой общей культурой, проявляет высокую творческую активность в труде, изобретательстве и рационализаторстве, полную самостоятельность и высокую профессиональную устойчивость. В настоящее время увеличивается спрос на углубленное («продвинутое») профессиональное обучение. Оно включает в себя освоение знаний и умений, позволяющих работнику не только исполнять трудовые функции рабочего, но и самому регулировать свою профессиональную деятельность, управлять ей. Специалисты Уральского государственного профессионально-педагогического университета (УГППУ, г. Екатеринбург) предложили новый подход к удовлетворению потребности динамичного рынка труда в рабочих с углубленной подготовкой — концепцию высшего рабочего образования. Под высшим рабочим образованием понимается самостоятельная ветвь высшего профессионального образования, которое обеспечивает готовность личности к высочайшему профессиональному мастерству в сфере рабочих профессий, социальной и профессиональной мобильности, овладению высокой общей культурой. Местом получения такого образования является новый тип профессионального учебного заведения — институты рабочего образования (ИРО). Институт рабочего образования представляет собой полифункциональную систему с многоуровневой образовательной структурой, основанную на широкой дифференциации профессиональной подготовки с учетом специфики профессиональной деятельности в конкретной отрасли хозяйства, индивидуальных способностей и социально-профессиональных планов учащихся. В системе непрерывного профессионального образования ИРО является учебным заведением, предназначенным для подготовки специалистов различной квалификации в зависимости от уровня получения профессионального образования — от узкого специалиста-исполнителя до мастера, способного самостоятельно не только изготовлять продукцию и осуществлять услуги, но и организовывать производственную деятельность, а также осуществлять сбыт на рынке товаров и услуг. Таким образом, целью высшего рабочего образования является подготовка работника, способного: - осуществлять эффективную трудовую деятельность на различных предприятиях; -прогнозировать не только технико-технологические, но и социально-экономические перспективы конкретного производства; - совмещать, при необходимости, управленческие и исполнительские функции; - хорошо ориентироваться на рынке труда во время поиска работы и при необходимости уметь создавать свое собственное производство. Реализация высшего рабочего образования осуществляется посредством образовательных, гуманитарных и профессиональных программ, направленных на расширение общенаучного и гуманитарного образования, получение углубленной технологической и производственной подготовки по выбранному профессиональному профилю. Срок обучения — 3 года на первом уровне (на основе базового среднего образования) и до 4-х лет — на втором уровне (на базе общего среднего образования при наличии рабочей квалификации, полученной в период начальной профессиональной подготовки по соответствующему профилю). Выпускник ИРО будет подготовлен к выполнению работ с использованием особо сложных и уникальных орудий труда высокой стоимости, лимитируемого сырья и заготовок в заключительной стадии технологического процесса. Основные виды деятельности, связанные с реализацией главных функций данного специалиста, состоят в следующем: - уверенное выполнение практической работы в пределах высших рабочих разрядов; - чтение чертежей любой сложности; экономическая оценка технологического процесса на основе экономических знаний; - нормирование работы и определение ее себестоимости; - обеспечение безопасных приемов работы, электробезопасности, техники безопасности по своей профессии; - контроль качества выполняемой работы, знание средств и методов контроля; - умение быстро адаптироваться при изменении производствен - умение строить межличностные отношения и принимать управленческие решения на основе знаний психологии и теории принятия решений; - самообразование и самостоятельное повышение квалификации; - работа на компьютере на уровне пользователя.
Лекция 5.
Документы, определяющие содержание профессионального обучения и организацию учебного процесса в УНПО
План 1. Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (ГОС НПО). 2. Типовой учебный план для подготовки в УНПО рабочих широкого профиля 3. Учебная программа профессионального обучения. 4. ЕТКС
(1) Государственный стандарт профессионального образования служит примером сквозного, комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России. Закон РФ «Об образовании» трактует государственный образовательный стандарт как сумму трех составляющих: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и требования к уровню подготовки выпускников. Прежде всего, стандарт должен стать основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне. Стандарт профессионального образования должен служить социальной гарантией членам общества, их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках труда, с одной стороны, и удовлетворять их персональным потребностям, с другой стороны. Наконец, государственный стандарт профессионального образования должен служить основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса, организации аттестации учебных заведений, разработки стандартов профессионального образования более высокого уровня (например, стандарт инженерно-педагогического образования) и т.п., то есть должен иметь внятную дидактическую и методическую интерпретацию и технологии) . Таким образом, при разработке государственного стандарта профессионального образования (в особенности начального), принята двухуровневая концепция проектирования его федерального компонента. На первом уровне (уровень федерального правительства) принимаются основополагающие документы государственного стандарта. Эти документы должны иметь долгосрочный характер и определять стратегически важные параметры стандарта. Что касается элементов государственного стандарта профессионального образования, ориентированных на конкретные профессии, то эти элементы рассматриваются и принимаются на уровне Министерства образования. Документы этого типа составят второй федеральный уровень государственного стандарта профессионального образования. Рассмотрим теперь элементную структуру государственного стандарта профессионального образования, и остановимся на ведущих понятиях, через которые раскрываются отдельные составляющие стандарта. ГОС НПО включает: Перечень профессий и специальностей НПО; модель учебного плана подготовки рабочих; профессиональную характеристику профессии; и Федеральный компонент содержания профессионального обучения Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования представляет собой реестр профессиональных групп, профессий и входящих в них специальностей, подготовка по которым осуществляется в учреждениях начального профессионального образования и регулируется на государственном уровне в соответствии с законом РФ «Об образовании». В этом документе профессии и специальности ранжированы по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и среднего образования, требуемого для их освоения. Применительно к каждой профессии и специальности определены минимальные (базовые) сроки обучения, возможные специализации. Перечень профессий и номенклатура специальностей утверждаются на федеральном уровне правительством РФ или уполномоченным им органом. На уровне регионального компонента государственного стандарта профессионального образования они могут уточняться и дополняться с учетом местных особенностей при условии соблюдения квалификационной структуры и основных положений государственного стандарта. Выделим несколько главных особенностей нового Перечня профессий: а) систематизация Перечня в соответствии с крупными отраслевыми комплексами; б) объективный характер интеграции профессий. в) Перечень, наряду с традиционными, введены профессии, отражающие потребность в подготовке кадров, характерных для рыночных методов хозяйствования. Номенклатура профессий открытая. Таким образом, предполагается, что в Перечень впоследствии могут вводиться новые профессии на основании согласованного решения органов федерального уровня. В Перечне нет жесткой привязки профессий к формам подготовки рабочих: любое учебное заведение, имеющее лицензию, может вести подготовку в соответствии с требованиями Государственного стандарта профессионального образования и претендовать на государственную аккредитацию. Следующим по значению элементом государственного стандарта профессионального образования, имеющим принципиальное значение для определения его архитектуры, является модель учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания профессионального образования. Модель учебного плана (типовой учебный план) - это документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания начального профессионального образования. Модель учебного плана содержит информацию о квалификационной структуре и формах подготовки рабочих и служащих в профессиональных учебных заведениях, о циклах, курсах и предметах, составляющих это обучение. В модели указывается ориентировочное количество часов, отводимое на предметные циклы, консультации, экзамены, резерв времени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации. Рабочий учебный план – учебный план, разработанный на основе типового с учётом специфики региона, отрасли, специализации и уточняющий календарную структуру и этапы учебного процесса . Профессиональная характеристика по профессии отражает название и шифр профессии по Перечню профессий, её назначение, ступень квалификации, основные параметры деятельности и её теоретических основ, специфические требования по возрасту, полу, профессионально значимые качества личности. Наконец, наиболее важным в практическом отношении элементом государственного стандарта профессионального образования является федеральный компонент содержания профессионального обучения, определяющий для каждого блока стандарта конкретный состав изучаемых учебных элементов и стандартизированные параметры качества их усвоения. По каждому предмету федерального компонента профессионального цикла указывается содержание (основные дидактические единицы - учебные элементы, вопросы), которое должно быть усвоено учащимися и уровень усвоения (1, 2, 3). Более подробно рассмотрим структуру и содержание рассматриваемого документа на практической работе. (2)
Рассмотрим Модель учебного плана для подготовки в профессиональных учебных заведениях рабочих широкого профиля по профессии станочник Типовой учебный план для подготовки в профессиональных заведениях рабочих широкого профиля по профессии станочник (со средним образованием из выпускников основной школы)
Базовый срок обучения – 2г.2 мес. Типовая структура учебного плана: Продолжительность учебного года – 52 недели, в том числе: 1 полугодие – 17 недель, зимние каникулы- 2 недели, 11 полугодие – 22 недели, экзамены - 1 неделя, летние каникулы – 9 недель, праздничные дни – 1 неделя
* Раздел предмета «Прикладная физическая подготовка «в объеме 40 часов, предназначенный для юношей осваивается за счет времени, отведенного на физическую культуру. ** Структура специального курса для всех специальностей профессии станочника одинакова. По своему статусу содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение (федеральный компонент), дополняемое на региональном (местном) уровне предметами из перечня предметов по выбору — в рамках учебной недели, и факультативное обучение — за рамками учебной недели. Обязательное обучение включает два направления подготовки: общеобразовательную и профессиональную. Каждое направление подготовки включает общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, предметы. Цикл - это совокупность предметов одной образовательной направленности. Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естественнонаучный циклы в соответствии с общепризнанными видами образования (в принципе, человечество выработало только три вида образования — гуманитарное, естественнонаучное и техническое). Профессиональная подготовка включает общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы. Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств). Материал может быть профилирован по конкретной отрасли (подотрасли, производству, виду деятельности), к которой относится профессия, главным образом, в части выполнения практических заданий. Общепрофессиональный блок включает теоретический и практический учебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (производства) или на межотраслевом уровне. Это могут быть общие технико-технологические или деятельностные основы профессий, входящих в группу. Если для этих профессий не выделялся отраслевой блок (в случае межотраслевой группировки), то элементы, характерные для отраслевого блока, например, экономического характера, могут включаться в общепрофессиональный блок. Специальный курс профессионального цикла наполняется конкретным содержанием непосредственно учебным заведениями и предприятиями – заказчиками. Профессиональный блок является основным в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне. В большинстве случаев профессиональное образование ориентируется на подготовку рабочих широкого профиля, предусматривающую ряд специализаций по профессии. В этом случае профессиональный блок охватывает только то содержание обучения, которое является основой для интеграции специальностей в профессию, а содержание, специфичное для отдельных специальностей, описывается специальными блоками. Объем времени на обязательное обучение может быть увеличен. В зависимости от продолжительности производственной практики. На ее прохождение отводится 36 часов в неделю для подготовки рабочих из выпускников основной школы и до 40 часов в неделю - из выпускников средней школы.
(3)
Учебная программа - государственный документ, определяющий содержание профессионального обучения. Выполнение программы по содержанию и количеству часов обязательно. Типовая учебная программа по предмету (федеральный компонент содержания) включает тематический план и собственно содержание программы, которые разрабатываются на основе типовых исходных документов (стандарта по профессии). Программа в сборнике может быть представлена как в традиционной форме, так и в блочно-модульной форме. Организатором-разработчиком программ производственного обучения до появления ГОС НПО являлся Всесоюзный научно-методический центр профессионально-технического обучения молодежи (ВНМЦ). В настоящее время к разработке учебных программ активно привлекаются учебно-методические кабинеты, квалифицированные специалисты предприятий, мастера и преподаватели училищ. Основой для разработки данных программ является ГОС НПО (Федеральный компонент содержания профессионального обучения). В целях приведения учебных программ в соответствие с требованиями научно-технического прогресса они регулярно один раз в 5-6 лет перерабатываются. Методическим комиссиям училищ разрешено в разумных пределах, исходя из реальных условий, изменять последовательность изучения учебного материала при условии полного и качественного его изучения учащимися. Рабочая учебно-программная документация проектируется на региональном (местном) уровне на основе комплекта структурных элементов содержания профессионального образования для выбранного профессионального поля и (или) сборника типовой учебно-программной документации по профессии. Рабочая учебная программа по предмету разрабатывается на основе типовой программы применительно к конкретной профессии и раскрывает содержания обучения с учётом специализации. Рабочая программа состоит из пояснительной записки; тематического плана, содержащего перечень тем в последовательности их изучения с указанием объёма часов (в том числе на лабораторные и практические работы); непосредственно программы, раскрывающей содержательную сторону каждой темы и требований к уровню усвоения (должен знать, должен уметь); списка рекомендуемой учебной литературы; примерных вопросов, тестов для контроля знаний учащихся и др. (методические рекомендации преподавателям, учащимся; рекомендации по использованию информационных технологий).
Основные принципы-требования к содержанию программ производственного обучения: универсальность: содержание учебной программы должно обеспечивать возможность готовить рабочего для любого предприятия данной отрасли производства; всесторонность: отражение задач образования, воспитания и развития учащихся; связь теории и практики: по содержанию и времени изучения взаимосвязанного материала; научность: соответствие достижениям науки; современность: соответствие требованиям научно-технического прогресса; системность, систематичность, доступность; утилитарность: обучение на основе производительности труда учащихся; преемственность: а) с содержанием трудового обучения в средней школе; б) между основными этапами производственного обучения—в учебной мастерской, в условиях производства, производственная практика; перспективность: обеспечение возможности профессионального роста подготовленного рабочего; мобильность: обеспечение возможностей быстрого освоения смежных по технологии работ; расширение профиля подготовки.
(4) Сущность социального заказа на подготовку рабочего соответствующей профессии и уровня квалификации отражена в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). До ГОС НПО ЕТКС оставался практически единственным нормативным документом регламентирующим требования к подготовке рабочих. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих М.- «Экономика» 1989. содержит такие разделы как: «Ведение», «Литейные работы», «Сварочные работы», «Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы», «Кузнечно-прессовые и термические работы», «Механическая обработка металлов и других материалов», «Металлопокрытия и окраска», «Эмалирование», «Слесарные и слесарно-сборочные работы. Во введении указывается: ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики, сгруппированные в разделы по производствам и видам . Эти характеристики учитывают изменения в содержании труда рабочих под влиянием научно-технического прогресса, возрастание требований к качеству продукции, квалификации, общеобразовательной и специальной подготовке рабочих и др. Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих разработаны применительно к шестиразрядной тарифной сетке. Разряды работ установлены по их сложности, как правило, без учета условий труда. Порядок применения тарифно-квалификационных характеристик, присвоения и повышения разрядов, внесения изменений и дополнений приведен в «Общих положениях Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР», помещены в первом выпуске ЕТКС. По каждой профессии ЕТКС содержит: наименование профессии, например, токарь, - квалификационный разряд (3-й разряд), характеристику работ, «должен знать» примеры работ Токарь 3-й разряд Характеристика работ. Токарная обработка на универсальных токарных станках деталей по 8—11-му квалитетам (3—4-му классам точности) и сложных деталей по 12—14-му квалитетам (5—7-му классам точности). Токарная обработка деталей по 7—10-му квалитетам (2—3-му классам точности) на специализированных станках налаженных для обработки определенных деталей или выполнения отдельных операций. Токарная обработка тонкостенных деталей с толщиной стенки до 1 мм и длиной до 200 мм. Выполнение токарных работ методом совмещенной плазменно-механической обработки под руководством токаря более высокой квалификации. Нарезание наружной и внутренней однозаходной треугольной, прямоугольной и трапецеидальной резьбы резцом. Нарезание резьб вихревыми головками. Управление токарно-центровыми станками с высотой центров до 800 мм, имеющих более трех суппортов, под руководством токаря более высокой квалификации. Выполнение необходимых расчетов для получения заданных конусных поверхностей. Управление подъемно-транспортным оборудованием с пола. Строповка и увязка грузов для подъема, перемещения, установки и складирования. Токарная обработка заготовок из слюды и микалекса' Должен знать: устройство, правила подналадки и проверки на точность универсальных токарных станков; правила управления крупногабаритными станками обслуживаемыми совместно с токарем более высокой квалификации; устройство и правила применения универсальных и специальных приспособлений; сведения об устройстве и условиях применения плазмотрона; назначение и правила применения сложного контрольно-измерительного инструмента и приборов; геометрию и правила заточки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей или с пластиной из твердых сплавов или керамической; допуски и посадки, квалитеты и параметры шероховатости (классы точности и чистоты обработки); основные свойства обрабатываемых материалов. Примеры работ. 1. Башмаки тормозные—токарная обработка после наплавки. 2. Валики гладкие и ступенчатые длиной до 1500 мм — полная токарная обработка. 3. Валы длиной свыше 1500 мм (отношение длины к диаметру свыше 12) _ обдирка. 4. Валы и оси с числом чистовых шеек до пяти — полная токарная обработка 5. Валы коленчатые для прессов, компрессоров и двигателей — предварительное обтачивание шеек, подрезание торцов шеек и обтачивание конуса. 6. Валы и оси длиной до 1000 мм — сверление глубоких отверстий и полная токарная обработка. 7. Винты суппортные с длиной нарезки до 500 мм — полная токарная обработка. 8. Втулки гладкие и с буртиком диаметром и длиной свыше 100 мм_ полная токарная обработка. 9. Втулки переходные с конусом Морзе — полная токарная обработка. 10. Гайки и контргайки с диаметром резьбы до 100 мм — полная токарная обработки (Всего 31 пример)
По мере повышения разряда – до 6 –го повышается уровень требований к знаниям и видам работ.
Лекция 6 Содержание теоретического обучения в профессиональных училищах
План 1.Структура содержания теоретического обучения 2. Содержание профессиональной подготовки. 3. Требования к отбору содержания специальных дисциплин. (1) Содержание учебного материала — это система понятий и способов деятельности, которые должны изучаться в составе тех или иных учебных предметов в соответствии с учебным планом и программой данного типа учебного заведения и периода обучения. Содержание профессионально-технического образования включают профессиональные знания, умения и навыки, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения для выполнения определенных работ (операций) установленного уровня квалификации в одной из отраслей народного хозяйства. Содержание обучения в средних профтехучилищах делится на две части: содержание производственного и содержание теоретического обучения. Первое определяется с учетом специфических условий процесса производства той отрасли, в которой должен трудиться выпускник училища (например, производственное обучение профессиям машиностроения), Содержание теор
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |