Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих.



2019-11-13 253 Обсуждений (0)
Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих. 0.00 из 5.00 0 оценок




План

 

1.Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде.

2. Требования к подготовке современного рабочего

 

(1)

Профессия – это род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки. Названия профессий определяются Перечнем профессий, который входит в Государственный стандарт профессионального образования (около 6000 наименований).

Специальность – это постоянно выполняемая деятельность, выделенная из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии. Например, профессия – машинист, специальность- машинист экскаватора, машинист-крановщик.

Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта профессионального образования является обоснование ве­дущей роли понятий «квалификация», «ступень квалификации» и «уровень квалификации».

Квалификация – система знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности.

Ступень квалификации - это завершенный этап подготовки кад­ров в системе непрерывного профессионального образования, характе­ризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессио­нального образования, требуемого для освоения профессии (специаль­ности). Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования, кото­рая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подго­товки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требо­вания стандарта профессионального образования развитых стран.

Уровень квалификации характеризует профессиональное мас­терство конкретной личности в рамках данной ступени. Уровень ква­лификации зависит от обученности индивидуума и в этом контексте характеризуется такими достаточно объективными и диагностично проверяемыми параметрами, как объем знаний и умений; диапазон знаний и умений; качество знаний и умений.

Чем сложнее профессия, тем больше времени требуется для ее освоения, тем дороже обходится для госу­дарства подготовка рабочего по этой профессии и тем выше должен быть ее статус (ступень квалификации). Уровень квалификации яв­ляется только личностной характеристикой и при стандартизации профессионального образования в расчет не принимается. Этот пара­метр может учитываться при решении вопросов дифференциации оплаты труда, присвоении работникам разрядов и категорий. Таким образом, рабочий разряд отражает уровень квалификации рабочего. По каждому разряду (тарифная сетка) ЕТКС определяет соответствующие требования. В соответствии с разрядами устанавливается заработная плата рабочим.

Сложность и наукоемкость профессионального поля определяют требования к объему и соотношению общего и профессионального образования. Соответственно, профессии и специальности могут быть ранжированы по ступеням квалификации. В современной систе­ме непрерывного профессионального образования РФ целесообразно выделить пять основных ступеней квалификации.

Первая ступень квалификации предполагает основное общее об­разование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в различных формах.

Вторая ступень -  основное общее образование и профессиональ­ное образование по профессиям соответствующей группы в учрежде­ниях начального профессионального образования, на одно-двухго­дичных отделениях.

Третья ступень характеризуется сочетанием среднего общего обра­зования и профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования на двух-трехгодичных отделениях.

Четвертая ступень предполагает среднее общее образование и профессиональное образование в «продвинутых» учебных заведени­ях, таких как профессиональные лицеи, техникумы, колледжи.

Пятая ступень соответствует различным уровням высшего образования.

Степень интеллектуальности труда — отражает соотношение ум­ственной и мануальной деятельности. Наукоемкость характеризует специфику трудовой деятельности, обусловленную технико-технологи­ческими особенностями производства, и отражает степень технического прогресса в отрасли. Многофункциональность характеризует сложно­сть труда, свидетельствуя о множественности и разнообразии выполня­емых функций. Стереотипность отражает соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности в рамках профессии.

 

(2)

Рабочий широкого профиля в своем труде совмещает несколько профессий, обладает необходимыми знаниями, навыками и умения­ми для выполнения производственных функций на смежных по тех­нологии участках работ (или работ по обслуживанию автоматической линии). Он вооружен знаниями научных основ производства, спосо­бен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства.

Профессионализм рабочего широкого профиля заключается в бы­строте приспосабливаемости к новым условиям и требованиям произ­водства. В таких случаях проявляется высокая пластичность навы­ков, которая обеспечивает регулировку и перестройку всей деятель­ности. Ведь сами по себе навыки на являются неизменными. Они перестраиваются в зависимости от меняющихся условий производст­ва, структуры трудового процесса, степени сложности его частей.

Дальнейшее развитие профессионализма происходит, с одной сто­роны, в выполнении все большего числа функций, когда в одной профессии совмещается целых комплекс специальных знаний и тру­довых функций, с другой стороны — расширение видов деятельности. И главное в этом процессе не в объеме усваиваемой информации, а в умении творчески пользоваться ею, находить ее, усваивать и приме­нять для практической деятельности.

Профессионализм его проявляется и в том, что он свободно опери­рует понятиями, умеет анализировать свою производственную дея­тельность, находить причины, давать им объяснения, способен вы­полнять любые операции при изготовлении деталей на самых разно­образных станках данной профессиональной группы. В частности, станочник умеет обрабатывать детали высокого класса точности на токарных и револьверных станках, токарных автоматах и полуавтоматах, шли­фовальных, фрезерных, сверлильных станках с большим количест­вом переходов.

У него сформированы расчетно-вычислительные навыки, а теоретическая и производственная подготовка позволяет охватить весь производственно-технологический процесс на своем участке. Такой рабочий подготовлен к тем изменениям в организации производства, которые неизбежно будут происходить в результате технического прогресса.

   Интеграционные процессы в профессиональной деятельности на современном производстве требуют формировать таких рабочих, ко­торые по своим знаниям и умениям смогут обеспечить дальнейшее развитие производства, управление новой техникой и технологическими процессами. Это уже рабочие высокой квалификации.
Под рабочим высокой квалификации понимается новый тип рабочего, обладающего широкими общеобразовательными, общетехнически­ми и профессиональными знаниями, навыками и умениями. Это дает ему возможность легко ориентироваться в системе производства данной отрасли промышленности в новой производственной обстановке, овла­девать новыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения все усложняющихся и изменяющихся трудовых функций.

 Рабочий высокой квалификации выполняет сложные виды трудовой деятельности, а в его труде преобладает интеллектуальный труд. Его труд — разновидность инженерно-технического труда и связан с повы­шением роли логических функций. Такой рабочий обладает широкой профессионально-политехнической подготовкой и высокой общей куль­турой, проявляет высокую творческую активность в труде, изобрета­тельстве и рационализаторстве, полную самостоятельность и высокую профессиональную устойчивость.

В настоящее время увеличивается спрос на углубленное («продвинутое») профессиональное обучение. Оно включает в себя освоение знаний и умений, позволяющих работнику не только исполнять трудовые функции рабочего, но и самому регулировать свою профессиональную деятельность, управлять ей.

Специалисты Уральского государственного профессионально-пе­дагогического университета (УГППУ, г. Екатеринбург) предложили новый подход к удовлетворению потребности динамичного рынка труда в рабочих с углубленной подготовкой — концепцию высшего рабочего образования.

Под высшим рабочим образованием понимается самостоятельная ветвь высшего профессионального образования, которое обеспечива­ет готовность личности к высочайшему профессиональному мастер­ству в сфере рабочих профессий, социальной и профессиональной мобильности, овладению высокой общей культурой. Местом получе­ния такого образования является новый тип профессионального учеб­ного заведения — институты рабочего образования (ИРО).

Институт рабочего образования представляет собой полифункци­ональную систему с многоуровневой образовательной структурой, основанную на широкой дифференциации профессиональной подго­товки с учетом специфики профессиональной деятельности в конк­ретной отрасли хозяйства, индивидуальных способностей и социаль­но-профессиональных планов учащихся. В системе непрерывного профессионального образования ИРО является учебным заведением, предназначенным для подготовки специалистов различной квалифи­кации в зависимости от уровня получения профессионального обра­зования — от узкого специалиста-исполнителя до мастера, способно­го самостоятельно не только изготовлять продукцию и осуществлять услуги, но и организовывать производственную деятельность, а так­же осуществлять сбыт на рынке товаров и услуг.

Таким образом, целью высшего рабочего образования является подготовка работника, способного:

- осуществлять эффективную трудовую деятельность на различ­ных предприятиях;

-прогнозировать не только технико-технологические, но и соци­ально-экономические перспективы конкретного производства;

- совмещать, при необходимости, управленческие и исполни­тельские функции;

- хорошо ориентироваться на рынке труда во время поиска рабо­ты и при необходимости уметь создавать свое собственное произ­водство.

Реализация высшего рабочего образования осуществляется по­средством образовательных, гуманитарных и профессиональных про­грамм, направленных на расширение общенаучного и гуманитарного образования, получение углубленной технологической и производст­венной подготовки по выбранному профессиональному профилю.

Срок обучения — 3 года на первом уровне (на основе базового среднего образования) и до 4-х лет — на втором уровне (на базе общего среднего образования при наличии рабочей квалификации, полученной в период начальной профессиональной подготовки по соответствующему профилю).

Выпускник ИРО будет подготовлен к выполнению работ с использованием особо слож­ных и уникальных орудий труда высокой стоимости, лимитируемого сырья и заготовок в заключительной стадии технологического про­цесса.

Основные виды деятельности, связанные с реализацией главных функций данного специалиста, состоят в следующем:

- уверенное выполнение практической работы в пределах выс­ших рабочих разрядов;

- чтение чертежей любой сложности;

экономическая оценка технологического процесса на основе экономических знаний;

- нормирование работы и определение ее себестоимости;

- обеспечение безопасных приемов работы, электробезопасно­сти, техники безопасности по своей профессии;

- контроль качества выполняемой работы, знание средств и мето­дов контроля;

- умение быстро адаптироваться при изменении производствен­
ной ситуации за счет владения смежной профессией, общеобразова­тельной и профессиональной подготовки;

- умение строить межличностные отношения и принимать управ­ленческие решения на основе знаний психологии и теории принятия решений;

- самообразование и самостоятельное повышение квалифи­кации;

- работа на компьютере на уровне пользователя.

 

 

Лекция 5.

 

Документы, определяющие содержание профессионального обучения и организацию учебного процесса в УНПО

 

План

1. Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (ГОС НПО).

2. Типовой учебный план для подготовки в УНПО рабочих широкого профиля

3. Учебная программа профессионального обучения.

4. ЕТКС 

 

(1)

Государственный стандарт профессионального образования служит примером сквозного, комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие про­фессионального образования в России.

 Закон РФ «Об образовании» трактует государственный образова­тельный стандарт как сумму трех составляющих: обязательный мини­мум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и требования к уровню подготовки выпускников.

Прежде всего, стандарт должен стать основным инструментом уп­равления качеством профессионального образования на государст­венном уровне.

Стандарт профессионального образования должен служить соци­альной гарантией членам общества, их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках труда, с одной стороны, и удовлет­ворять их персональным потребностям, с другой стороны.

Наконец, государственный стандарт профессионального образо­вания должен служить основой для последующей разработки профес­сиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса, организации аттестации учебных за­ведений, разработки стандартов профессионального образования бо­лее высокого уровня (например, стандарт инженерно-педагогическо­го образования) и т.п., то есть должен иметь внятную дидактическую и методическую интерпретацию и тех­нологии) .

Таким образом, при разработке государственного стандарта про­фессионального образования (в особенности начального), принята двухуровневая концепция проектирования его федерального компо­нента. На первом уровне (уровень федерального правительства) при­нимаются основополагающие документы государственного стандар­та. Эти документы должны иметь долгосрочный характер и опреде­лять стратегически важные параметры стандарта. Что касается элементов государственного стандарта профессионального образова­ния, ориентированных на конкретные профессии, то эти элементы рассматриваются и принимаются на уровне Министерства образова­ния. Документы этого типа составят второй федеральный уровень государственного стандарта профессионального образования.

 Рассмотрим теперь элементную структуру государственного стан­дарта профессионального образования, и остановимся на ведущих поня­тиях, через которые раскрываются отдельные составляющие стандарта.

ГОС НПО включает: Перечень профессий и специальностей НПО; модель учебного плана подготовки рабочих; профессиональную характеристику профессии; и Федеральный компонент содержания профессионального обучения

Перечень профессий и специальностей начального профессио­нального образования представляет собой реестр профессиональных групп, профессий и входящих в них специальностей, подготовка по которым осуществляется в учреждениях начального профессио­нального образования и регулируется на государственном уровне в соответствии с законом РФ «Об образовании». В этом документе профессии и специальности ранжированы по ступеням квалифика­ции, что регламентирует объем и соотношение общего и среднего образования, требуемого для их освоения. Применительно к каждой профессии и специальности определены минимальные (базовые) сро­ки обучения, возможные специализации. Перечень профессий и но­менклатура специальностей утверждаются на федеральном уровне правительством РФ или уполномоченным им органом. На уровне регионального компонента государственного стандарта профессио­нального образования они могут уточняться и дополняться с учетом местных особенностей при условии соблюдения квалификационной структуры и основных положений государственного стандарта.

Выделим несколько главных особенностей нового Перечня про­фессий:

а) систематизация Перечня в соответствии с крупными отрасле­выми комплексами;

б) объективный характер интеграции профессий.

в) Перечень, наряду с традиционными, введены профессии, отра­жающие потребность в подготовке кадров, характерных для рыноч­ных методов хозяйствования.

Номенклатура профессий открытая. Таким образом, предполага­ется, что в Перечень впоследствии могут вводиться новые профессии на основании согласованного решения органов федерального уровня.

В Перечне нет жесткой привязки профессий к формам подготовки рабочих: любое учебное заведение, имеющее лицензию, может вести подготовку в соответствии с требованиями Государственного стандар­та профессионального образования и претендовать на государствен­ную аккредитацию.

Следующим по значению элементом государственного стандарта профессионального образования, имеющим принципиальное значе­ние для определения его архитектуры, является модель учебного пла­на, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания профессионального образования.

Модель учебного плана (типовой учебный план) - это документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания начального профессионального образования. Модель учебного плана содержит информацию о квалификационной структуре и формах подготовки рабочих и служащих в профессиональных учебных заведениях, о циклах, курсах и предметах, составляющих это обучение. В модели указывается ориентировочное количество часов, отводимое на пред­метные циклы, консультации, экзамены, резерв времени в зависимо­сти от срока обучения и достигаемой ступени квалификации.

Рабочий учебный план – учебный план, разработанный на основе типового с учётом специфики региона, отрасли, специализации и уточняющий календарную структуру и этапы учебного процесса .

Профессиональная характеристика по профессии отражает название и шифр профессии по Перечню профессий, её назначение, ступень квалификации, основные параметры деятельности и её теоретических основ, специфические требования по возрасту, полу, профессионально значимые качества личности.

Наконец, наиболее важным в практическом отношении элементом государственного стандарта профессионального образования являет­ся федеральный компонент содержания профессионального обуче­ния, определяющий для каждого блока стандарта конкретный состав изучаемых учебных элементов и стандартизированные параметры качества их усвоения. По каждому предмету федерального компонента профессионального цикла указывается содержание (основные дидактические единицы - учебные элементы, вопросы), которое должно быть усвоено учащимися и уровень усвоения (1, 2, 3). Более подробно рассмотрим структуру и содержание рассматриваемого документа на практической работе.

(2)

 

Рассмотрим Модель учебного плана для подготовки в профессиональных учебных заведениях рабочих широкого профиля по профессии станочник

Типовой учебный план

для подготовки в профессиональных заведениях

рабочих широкого профиля по профессии станочник

(со средним образованием из выпускников основной школы)

 

 № Шифр по перечню Профессия Специальность
   1           11   Станочник Токарь Фрезеровщик Сверловщик

 

Базовый срок обучения – 2г.2 мес.

Типовая структура учебного плана:

Продолжительность учебного года –

52 недели, в том числе:

1 полугодие – 17 недель,

зимние каникулы- 2 недели,

11 полугодие – 22 недели,

экзамены - 1 неделя,

летние каникулы – 9 недель,

праздничные дни – 1 неделя

 

 

Циклы

       Курсы

                Предметы

Экза-

мены

Общее

кол-во

часов

Примерный график изучения

предметов

1 курс

2 курс

3 курс

 

1 2 1 2 1

2

1 2 3 4 5  6 7 8 9 10
 А. Обязательное обучение 34ч. в неделю 1.ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Гуманитарный цикл ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Русский язык и литература Человек и общество История Основы правоведения Физическая культура РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Резерв времени для учета специфики региона Основы безопасности жизнедеятельности 1.2 Естественнонаучный цикл ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 1.2.1 Математика 1.2.2 Физика с основами электротехники 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 2.1 Общетехнический цикл ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 2.1.1 Техническое черчение 2.1.2 Допуски и технические измерения 2.1.3 Основы информатики и автоматизации производства Отраслевой цикл ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Материаловедение Экономика отрасли и предприятия Профессиональный цикл Базовый курс ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 2.3.1.1 Основы резания металлов и инструмент 2.3.1.2 Оборудование и технология  обработки 2.3.1.3 Производственное обучение 2.3.2. Специальный курс   РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 2.3.2.1 Специальная технология 2.3.3.2 Производственное обучения 2.3.2.3 Производственная практика Резерв времени для профессиональной Подготовки Консультации Экзамены Б. Предметы по выбору (до 2 часов в нед.) МЕСТНЫЙ КОМПОНЕНТ (выбор предметов из перечня  определяется училищем) Химия География Биология Иностр. язык Астрономия В. Факультативные предметы (до 2 часов в неделю сверх 36 часов0 МЕСТНЫЙ КОМПОНЕНТ (перечень предметов определяется  училищем) ИТОГО (А+Б+С)     4418   750-710   190-150 130 200 30 200     90-130 100   500   250 250     2490 160   60 40     60 80   50 30 2250 1210     100   210 900 1040     60 580 400   48 350 90 до 234   100 50 60 70 30 до 234     4886        *    *   *   *        *  *   * *   *   *   * *     *   *   *   *   * *   * *     *     *   *   * *      *    *    *    *    *  *    *      *    *    *  *       * * *   *   *   * *     * *     *   * *     *       *     * *    *      *      *  *      *    

* Раздел предмета «Прикладная физическая подготовка «в объеме 40 часов, предназначенный для юношей осваивается за счет времени, отведенного на физическую культуру.

** Структура специального курса для всех специальностей профессии станочника одинакова.

По своему статусу содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение (федеральный компонент), дополняемое на региональном (местном) уров­не предметами из перечня предметов по выбору — в рамках учебной недели, и факультативное обучение — за рамками учебной недели.

Обязательное обучение включает два направления подготовки: общеобразовательную и профессиональную. Каждое направление подготовки включает общепринятые структурные компоненты: цик­лы, курсы, предметы. Цикл - это совокупность предметов одной образовательной направленности.

Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естественнонаучный циклы в соответствии с общепризнанными видами образования (в принципе, человечество выработало только три вида образования — гуманитарное, естественнонаучное и техническое).

Профессиональная подготовка включает общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.

Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств). Матери­ал может быть профилирован по конкретной отрасли (подотрасли, про­изводству, виду деятельности), к которой относится профессия, глав­ным образом, в части выполнения практических заданий.

Общепрофессиональный блок включает теоретический и практи­ческий учебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (про­изводства) или на межотраслевом уровне. Это могут быть общие тех­нико-технологические или деятельностные основы профессий, вхо­дящих в группу. Если для этих профессий не выделялся отраслевой блок (в случае межотраслевой группировки), то элементы, характер­ные для отраслевого блока, например, экономического характера, могут включаться в общепрофессиональный блок.

Специальный курс профессионального цикла наполняется конкретным содержанием непосредственно учебным заведениями и предприятиями – заказчиками.

Профессиональный блок является основным в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответству­ющих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне.

В большинстве случаев профессиональное образование ориенти­руется на подготовку рабочих широкого профиля, предусматриваю­щую ряд специализаций по профессии. В этом случае профессиональный блок охватывает только то содержание обучения, которое явля­ется основой для интеграции специальностей в профессию, а содер­жание, специфичное для отдельных специальностей, описывается специальными блоками.

Объем времени на обязательное обучение может быть увеличен. В зависимости от продолжительности производственной практики. На ее прохождение отводится 36 часов в неделю для подготовки рабочих из выпускников основной школы и до 40 часов в неделю - из выпускников средней школы.

 

(3)

 

Учебная программа - государственный документ, опреде­ляющий содержание профессионального обучения. Выполнение программы по содержанию и количе­ству часов обязательно.

Типовая учебная программа по предмету (федеральный компонент содержания) включает тематический план и собственно содержание программы, которые разрабатываются на основе типовых исходных документов (стандарта по профессии). Программа в сборнике может быть представлена как в традиционной форме, так и в блочно-модульной форме.

Организатором-разработчиком программ производственно­го обучения до появления ГОС НПО явля­лся Всесоюзный научно-методический центр профессионально-технического обу­чения молодежи (ВНМЦ). В настоящее время к разработке учебных программ активно привлекаются учебно-методиче­ские каби­неты, квалифицированные специалисты предприятий, мастера и преподаватели училищ. Основой для разработки данных программ является ГОС НПО (Федеральный компонент содержания профессионального обучения).

 В целях приведения учебных программ в соответствие с требованиями на­учно-технического прогресса они регулярно один раз в 5-6 лет перерабатыва­ются.

 Методическим комиссиям училищ разрешено в разумных пределах, исходя из реальных условий, изменять последователь­ность изучения учебного материала при условии полного и ка­чественного его изучения учащимися. Рабочая учебно-программная документация проектируется на региональном (местном) уровне на основе комплекта структурных элементов содержания профессионального образования для выбранного профессионального поля и (или) сборника типовой учебно-программной документации по профессии.

   Рабочая учебная программа по предмету разрабатывается на основе типовой программы применительно к конкретной профессии и раскрывает содержания обучения с учётом специализации. Рабочая программа состоит из пояснительной записки; тематического плана, содержащего перечень тем в последовательности их изучения с указанием объёма часов (в том числе на лабораторные и практические работы); непосредственно программы, раскрывающей содержательную сторону каждой темы и требований к уровню усвоения (должен знать, должен уметь); списка рекомендуемой учебной литературы; примерных вопросов, тестов для контроля знаний учащихся и др. (методические рекомендации преподавателям, учащимся; рекомендации по использованию информационных технологий).

 

Основные принципы-требования к со­держанию про­грамм производственного обучения:

универсальность: содержание учебной программы должно обеспечивать воз­можность готовить рабочего для любого пред­приятия данной отрасли производ­ства;

всесторонность: отражение задач образования, воспитания и развития уча­щихся;

связь теории и практики: по содержанию и времени изучения взаимосвязанного материала;

научность: соответствие достижениям науки;

современность: соответствие требованиям научно-техниче­ского прогресса;

системность, систематичность, доступность;

утилитарность: обучение на основе производительности тру­да учащихся;

преемственность: а) с содержанием трудового обучения в средней школе; б) ме­жду основными этапами производственно­го обучения—в учебной мастерской, в условиях производства, производственная практика;

перспективность: обеспечение возможности профессиональ­ного роста подго­товленного рабочего;

мобильность: обеспечение возможностей быстрого освоения смежных по техно­логии работ; расширение профиля подготовки.

 

(4)

Сущность социального заказа на подготовку рабочего со­ответствующей профессии и уровня квалификации отражена в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). До ГОС НПО ЕТКС оставался практически единственным нормативным документом регламентирующим требования к подготовке рабочих.

Единый тарифно-квалификацион­ный справочник работ и профессий рабочих М.- «Экономика» 1989. содержит такие разделы как: «Ведение», «Литейные работы», «Сварочные работы», «Котельные, хо­лодноштамповочные, волочильные и давильные работы», «Кузнечно-прессовые и тер­мические работы», «Механическая обработка металлов и других материалов», «Металлопокрытия и окраска», «Эмалирование», «Слесарные и слесарно-сборочные работы.

Во введении указывается:

ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики, сгруппированные в разделы по производствам и видам . Эти характеристики учитывают изменения в содержании труда рабочих под влиянием научно-технического прогресса, возрастание требований к качеству продукции, квалификации, общеобразо­вательной и специальной подготовке рабочих и др.

Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих разработаны применительно к шестиразрядной тарифной сетке. Разряды работ установлены по их сложности, как правило, без учета условий труда.

Порядок применения тарифно-квалификационных характеристик, присвоения и по­вышения разрядов, внесения изменений и дополнений приведен в «Общих положе­ниях Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР», помещены в первом выпуске ЕТКС.

По каждой профессии ЕТКС содержит:

наименование профессии, например, токарь,

- квалификационный разряд (3-й разряд),

характеристику работ,

«должен знать»

примеры работ

Токарь

                                                                                                     3-й разряд

Характеристика работ. Токарная обработка на универсальных токарных стан­ках деталей по 8—11-му квалитетам (3—4-му классам точности) и сложных деталей по 12—14-му квалитетам (5—7-му классам точности). Токарная обработка деталей по 7—10-му квалитетам (2—3-му классам точности) на специализированных станках налаженных для обработки определенных деталей или выполнения отдельных операций. Токарная обработка тонкостенных деталей с толщиной стенки до 1 мм и длиной до 200 мм. Вы­полнение токарных работ методом совмещенной плазменно-механической обработки под руководством токаря более высокой квалификации. Нарезание наружной и внутренней однозаходной треугольной, прямоугольной и трапецеидальной резьбы рез­цом. Нарезание резьб вихревыми головками. Управление токарно-центровыми стан­ками с высотой центров до 800 мм, имеющих более трех суппортов, под руководством токаря более высокой квалификации. Выполнение необходимых расче­тов для получения заданных конусных поверхностей. Управление подъемно-транспор­тным оборудованием с пола. Строповка и увязка грузов для подъема, перемещения, установки и складирования. Токарная обработка заготовок из слюды и микалекса'

Должен знать: устройство, правила подналадки и проверки на точность уни­версальных токарных станков; правила управления крупногабаритными станками об­служиваемыми совместно с токарем более высокой квалификации; устройство и пра­вила применения универсальных и специальных приспособлений; сведения об устройстве и условиях применения плазмотрона; назначение и правила применения сложного контрольно-измерительного инструмента и приборов; геометрию и правила заточки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей или с пластиной из твердых сплавов или керамической; допуски и посадки, квалитеты и па­раметры шероховатости (классы точности и чистоты обработки); основные свойства обрабатываемых материалов.

Примеры работ.

1. Башмаки тормозные—токарная обработка после наплавки.

2. Валики гладкие и ступенчатые длиной до 1500 мм — полная токарная обработка.

3. Валы длиной свыше 1500 мм (отношение длины к диаметру свыше 12) _ обдирка.

4. Валы и оси с числом чистовых шеек до пяти — полная токарная обработка

5. Валы коленчатые для прессов, компрессоров и двигателей — предварительное обтачивание шеек, подрезание торцов шеек и обтачивание конуса.

6. Валы и оси длиной до 1000 мм — сверление глубоких отверстий и полная токарная обработка.

7. Винты суппортные с длиной нарезки до 500 мм — полная токарная обработка.

8. Втулки гладкие и с буртиком диаметром и длиной свыше 100 мм_ полная токарная обработка.

9. Втулки переходные с конусом Морзе — полная токарная обработка.

10. Гайки и контргайки с диаметром резьбы до 100 мм — полная токарная обработки

(Всего 31 пример)

 

По мере повышения разряда – до 6 –го повышается уровень требований к знаниям и видам работ.

 

 

Лекция 6

Содержание теоретического обучения в профессиональных училищах

 

План

1.Структура содержания теоретического обучения

2. Содержание профессиональной подготовки.

3. Требования к отбору содержания специальных дисциплин.

(1)

Содержание учебного материала — это система понятий и способов дея­тельности, которые должны изучаться в составе тех или иных учебных предметов в соответствии с учебным планом и программой данного типа учебного заведения и периода обуче­ния.

Содержание профессионально-технического образования вклю­чают профес­сиональные знания, умения и навыки, которыми уча­щиеся должны овладеть в процессе обучения для выполнения оп­ределенных работ (операций) установлен­ного уровня квалифика­ции в одной из отраслей народного хозяйства.

Содержание обучения в средних профтехучилищах делится на две части: содержание производственного и содержание теорети­ческого обучения. Первое определяется с учетом специфических ус­ловий процесса производства той отрасли, в которой должен тру­диться выпускник училища (например, производственное обучение профессиям машино­строения),

Содержание теор



2019-11-13 253 Обсуждений (0)
Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)