Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика производственного обучения рабочих в учебно-производственных мастерских при изучении операционной темы.



2019-11-13 218 Обсуждений (0)
Методика производственного обучения рабочих в учебно-производственных мастерских при изучении операционной темы. 0.00 из 5.00 0 оценок




План

 

1. Методика организации вводного инструктирования учащихся

2. Методика организации упражнений, текущего и заключительного инструктажей

3. Примерный план урока при изучении операционной темы

 

(1)

Каждая производственная операция состоит из приемов (или способов), представляющих более мелкие самостоятельные учебные единицы. Характерная особенность занятий производственного обучения «операционного периода» заключается в том, что учащиеся на каждом уроке изучают новый, незнакомый им материал, что на этих этапах обучения закладывается фундамент будущего мастерства будущих квалифицированных рабочих. Все это обусловливает необходимость проявления мастером максимума его педагогического мастерства.

Основные задачи производственного обучения на этапах изучения операций: 

а) научить учащихся правильно выполнять основные производственные приемы и способы изучаемой операции;

б) научить учащихся правильно и рационально выполнять изучаемую производственную операцию (вид работы) в различных ее разновидностях и вариантах применения.

На более поздних этапах обучения наряду с правильностью выполнения трудовых действии могут ставится задачи по достижению определенной точности и скорости, что потребует определенных изменений в методике и организации обучения.

Рассматривая структуру уроков производственного обучения, на начальных этапах необходимо, чтобы вводное инструктирование учащихся мастером и упражнения в выполнении приемов и способов изучаемой операции по времени были как можно ближе друг к другу.

Если на уроке отрабатывается один или несколько сходных по технике выполнения приемов (способов) изучаемой опера­ции, урок проводится по обычной типовой структуре: вводный инструктаж по приемам (способам) А, Б, В – упражнения учащихся по отработке приемов (способов) А, Б, В – заключительный инструктаж.

Если изучаемая на уроке часть операции (или операция в целом) содержит разнохарактерные по технике приемы (способы), то структурная схема урока следующей: вводный инструктаж по приему (способу) А – упражнения учащихся по отработке приема А – вводный инструктаж по приему (способу) Б – упражнения учащихся по отработке приема Б, и.т.д. – заключительный инструктаж. 

Основной целью вводного инструктирования является создание у учащихся определенной ориентировочной основы деятельности на предстоящем уроке. Важными при этом являются время и длительность его проведения, расположение учащихся, организация и оснащение рабочего места, выбор места, с которого мастер будет проводить объяснение, показ приемов, демонстрация пособий и т. д.        

Типовая схема вводного инструктажа:

- сообщение темы и цели урока (этап мотивации);

- проверка знаний и умений учащихся по материалу, связан­ному с предстоящим уроком (этап актуализации);

- объяснение и показ приемов и способов выполнения изучае­мой операци, способов самоконтроля выполняемой работы;

- разбор документов письменного инструктирования; разбор тех­нических требований к учебно-производственным работам;

- рассмотрение типичных ошибок, затруднений, дефектов, спо­собов их предупреждения и устранения;

- объяснение и показ способов организации рабочего места, правил безопасности труда;

- проверка усвоения учащимися материала вводного инструк­тирования;

- пробное выполнение учащимися приемов и способов работы, показанных мастером;

- выдача заданий учащимся и распределение их по рабочим местам.

Рассматривая вопрос о сообщении темы и цели урока, важ­но понять ответственность этого момента при инструктировании. Казалось бы, чего проще - напиши тему на доске, сообщи цель урока устно и иди дальше. Но это не так. Учащиеся должны не только знать, что они будут делать на уроке, но должны быть глубоко убеждены в том, что это делать нужно, понимать, для чего нужно, каких результатов они должны достигнуть. Ведь человек стремится качественно достиг­нуть цели только тогда, когда он четко представляет эту цель, уверен, что ее нужно достигнуть. Педа­гогически грамотная целевая установка является основой моти­вации успешной деятельности учащихся и во время вводного инструктирования, и в процессе последующих упражнений.

Говоря о процедуре целевой установки на урок, важно раз­вить мысль о различии целей учебных и сугубо производственных, т. е. «чему научиться» и «что будете делать» или «что предстоит сделать». Слушатели должны четко усвоить, что в условиях производственного обучения на выпуске реальной продукции, сочетания обучения и производительного труда рас­крываются и учебные, и производственные цели, но приоритет всегда, на любых этапах обучения, тем более при изучении ос­нов профессии, имеют цели учебные, т. е. «чему научиться».

Как уже отмечалось, на каждом уроке решаются задачи не только обучения, но и воспитания и развития учащихся. В этой связи часто возникает вопрос, нужно ли эти цели-задачи фик­сировать в плане урока и раскрывать их перед учащимися.

Что касается отражения целей воспитания и развития в письменном плане урока, то здесь трудно дать однозначный от­вет. Мастер всегда (с фиксацией в пла­не или без нее) должен четко представлять, какие воспитатель­ные и развивающие задачи, на каком материале урока, какими способами он будет осуществлять на данном уроке. Если содер­жание урока четко обусловливает возможности формирования определенных качеств личности учащихся, развития их познава­тельных и трудовых способностей, то такие цели можно специ­ально зафиксировать в плане урока. Однако требование обя­зательной фиксации воспитательных и развивающих целей в планах каждого урока следует считать требованием формаль­ным.

Сообщать учащимся воспитательную и развивающую цели урока, даже если они зафиксированы в плане, нет необходимо­сти, так как эти цели мастер определяет для себя и реализует их в процессе, руководства и управления процессом обучения учащихся (Скакун В.А.)

Цель актуализации знаний на этапе вводного инструктажа - «наведение мостиков» между тем, что учащие­ся знают и умеют, и тем, что им предстоит узнать и чему на­учиться на уроке. В противном случае актуализация будет формальной. Примеры из слесарного дела: изучается опиливание плоских поверхностей - актуализируется опыт резания ножовкой, так как здесь много сходных приемов; приемы опиливания криволи­нейных поверхностей основываются на умениях выполнять опи­ливание плоскостей. А вот приемы шабрения с притиркой свя­зать нельзя, актуализация здесь только на уровне знаний из спецтехнологии.

Одним из наиболее распространенных спо­собов проверки теоретических знаний и умений учащихся в це­лях их актуализации является опрос. Наибольшую ценность в данном случае имеют вопро­сы сугубо практической направленности.

Пример неудачного и удачного вопроса при изучении раз­метки пространственной:

Что такое разметочная и установочная базы?

Заготовка совсем не обработана. Какую поверхность прини­мают за установочную базу?

Второй вопрос более удачный, так как он имеет значительно большую по сравнению с первым практическую направленность.

Необходимо также отметить ценность «продуктивных вопро­сов», тактику повышения «удельного веса» таких вопросов по мере нарастания опыта учащихся.

Таким образом, чтобы обеспечить высокую эффективность инструктирования учащих­ся, мастер должен быть убежден, что учащиеся имеют необхо­димые знания, теоретическую и практическую базу для усвое­ния и углубления умений и навыков. Если таких знаний, такой базы у учащихся нет, процесс формирования умений и навы­ков будет механическим, неосознанным, формальным. Это преподаватель выясняет пу­тем беседы со слушателями.

Основной структурный и содержательный элемент вводного инструктажа при изучении операционных тем - показ трудовых приемов, входящих в состав изучаемой операции или ее части.

При рассмотрении вопросов об отборе демонстрируемых при­емов и специфике их показа на различных этапах учебного про­цесса необходимо исходить из основной задачи вводного инст­руктирования: заложить в сознании учащихся прочную основу для успешного выполнения предстоящих упражнений и само­стоятельной работы. Отсюда, применительно к изучению опера­ций следуют практические выводы-правила:

1. Показывать нужно только те приемы, которые учащиеся не смогут освоить самостоятельно, т. е. новые для учащихся приемы. Все то, что учащиеся могут освоить сами, они должны осваивать самостоятельно.

2. При изучении первых операций обучение должна строить­ся в основном репродуктивно, по принципу «делай, как я». Ма­стер показывает все основные приемы, составляющие изучаемую операцию, так как практически все приемы для учащихся новые.

3. По мере нарастания опыта учащихся мастер показывает только те приемы, которые для учащихся на данном уроке яв­ляются новыми. Учащиеся при этом активно вовлекаются в об­суждение приемов и способов выполнения изучаемой операции.

4. На завершающих этапах изучения операций мастер при­влекает учащихся к активному самостоятельному освоению при­емов и способов работы на основе ранее приобретенного опыта. Процесс обучения строится на творческой, поисковой основе.

На этапе вводного инструктажа можно эффективно использовать инструкционные карты. При этом пользуются методическим правилом: подчинение последовательности основной части вводного инструктирования рекомендациям, изложенным в ин­струкционной карте, и показ приемов с использованием инструкционной карты.

При проведении вводного инструктажа могут использоваться тренажеры для отработки координации движении и балансировки напильником при опиливании, отработки координации движений правой и левой рук при обтачивании фасонных поверхностей; использование диафильмов, слайдов, учебных фильмов и др. Наиболее эффективным техническим средством для показа трудовых приемов являются обучающие компьютерные программы , использование которых позволяет «препарировать» заснятый естественный трудовой процесс в целях повышения его дидактической функции.        

Важный элемент вводного инструктирования: рассмотрение типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их пре­дупреждения и устранения. Здесь следует особо подчеркнуть три момента. Первый из них: говоря об ошибках и дефектах в работе, которые чаще всего допускают учащиеся, мастер не должен показывать, как выглядят эти ошибки (а если показы­вать, то в резком контрасте с правильными приемами), ибо учащиеся, не имея еще достаточного опыта и не разобравшись, что правильно, а что неправильно, начинают зачастую выпол­нять прием так, как показал мастер, иллюстрируя ошибку.

Второй момент. Искусство мастера при проведении вводного инструктажа состоит в том, что содержание и методика определяются так, чтобы предупредить возможные ошибки, затруднения, дефекты в работе учащихся. Это один из важнейших элементов педагогического мастерства.                 

И третий момент: по мере накопления опыта учащихся их все больше и больше следует привлекать к самостоятельному анализу возможных ошибок и затруднений, поиску путей их предупреждения и устранения. Эту линию в тактике и стратегии педагогической деятельности мастера следует проводить через изучение всех этапов производственного обучения.

Касаясь вопросов организации рабочего места, подготовки к работе, техники безопасности, рассматриваемых при проведении вводного инструктажа, нужно отметить, что очень важно наряду с указаниями «что делать» дать четкий ответ на воп­рос «как делать», чтобы учащиеся не только воспринимали уст­ные указания мастера, но и наглядно представляли, как это должно делаться в действительности.

Рассматривая заключительный этап вводного инструктиро­вания - проверку качества усвоения учащимися материала ин­структажа, необходимо развить следующие моменты:

- проверка осуществляется двумя путями: устный опрос уча­щихся и практическая проверка правильности усвоения изучае­мых приемов и способов работы;

- устный опрос должен носить сугубо прикладной практиче­ский характер (дать примеры характерных, типичных вопро­сов);

- основа проверки усвоения и закрепления материала вводно­го инструктирования - пробное выполнение учащимися пока­занных мастером приемов, способов и разновидностей изучае­мой операции;

- удовлетворительным можно считать усвоение материала вводного инструктирования, если не менее 2/3 учащихся группы в основном правильно воспроизводят показанные мастером при­емы и способы выполнения учебно-производственных работ. В противном случае вводное инструктирование (по основным его элементам) необходимо повторять до тех пор, пока мастер не будет уверен в выполнении его целей. Мастер не имеет педа­гогического права обрекать учащихся на освоение трудовых процессов методом «проб и ошибок!

(2)

 

Специальные упражнения по отработке отдельных приемов изучаемой операции организуются тогда, когда эта операция содержит ряд сложных новых для учащихся приемов, которые не могут быть освоены в составе операции в целом. Такие приемы определяет мастер на основе своего опыта. Кроме того, упражнения в отработке отдельных приемов применяются и на более поздних этапах обучения, когда учащимся предстоит овладеть новыми сложными приемами, требующими специального изучения (переход на новое оборудование, использование новых приспособ­лений, новаторских способов выполнении работы, освоение новых инструментов, приборов и т. п.).

Рассматривая методику и организацию руководства этими упражнениями, необходимо основное внимание уделить следующим методическим приемам, характерным для таких упражнений, подкрепляя их примерами из практики:

- проведение упражнений в облегченных условиях (примеры: освоение движений координации при нарезании резьбы путем «прогонки» уже нарезанной резьбы; «сухая» кладка кирпича и т. п.);

- упражнения в отработке приемов управлением машиной, агрегатом, установкой на тренажере;

- использование переноса навыков (примеры: перенос навыка резания ножовкой при отработке приемов опиливания металла;

- приемы работы молотком при изучении «ударных» операций и т. л.);

- расчленение приемов на отдельные движения и упражнения в их отработке (примеры: вязание узлов при обслуживании ткацкого станка; заправка челнока в швейную машину и т. п.):

 - непосредственное руководство мастера движениями учащегося (кондуктирование) при выполнении приемов, связанных со сложной координацией движений рук (примеры: опиливание;

 - манипуляции сварочным электродом при сварке; движения резцом по дереву и т. п.).

Основная цель текущего инструктирования - добиться, чтобы учащиеся выполняли операции наиболее правильными и рациональными способами, с наименьшим количеством ошибок и недостатков. Эта главная цель определяет содержание, организацию и методику текущего инструктирования. Исходя из этого, опытный мастер строит свою обучающую деятельность так, чтобы не столько исправлять, сколько предупреждать возможные ошибки, недостатки и затруднения учащихся. В правильной организации деятельности будущих мастеров производственного обучения поможет анализ типичных ошибок, недостатков и затруднений учащихся, которые встречаются при выполнении упражнений в отработке операций:

- неправильное выполнение трудовых приемов и способов, показанных мастером в процессе вводного инструктирования;

- нерациональная рабочая поза учащихся при выполнении работы;

- неумение учащихся объяснить сущность применяемых приемов и способов труда;

- затруднения в применении теоретических знаний при выполнении упражнений;

- невнимательное отношение к выполнению требований учебной и технической документации;

- неумение пользоваться справочными материалами;

- применение неправильных приемов и способов пользования контрольно-измерительными средствами;

- небрежное отношение к рабочим и контрольно-измерительным инструментам;

- небрежное отношение к оборудованию (подготовка, уход в процессе работы, уборка);

- неумение определить причины и способы предупреждения ошибок и нарушений правил работы;

- неправильная организация труда и рабочего места;

- нарушение правил безопасности труда;

- несоблюдение правил личной гигиены труда, а также требований санитарии.

Знание мастером этих типичных ошибок поможет правильно определить содержание и организацию и вводного, и текущего инструктирования учащихся.

В практике производственного обучения широко применяются целевые обходы рабочих мест учащихся. Они являются, по сути, основной формой организации текущего инструктирования. В процессе каждого обхода рабочих мест учащихся мастер следит за работой всех учащихся, дает им по ходу наблюдений все необходимые замечания и указания, исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание на недостатки в работе и т. п. независимо от основной цели обхода. Но у каждого учащегося он обязательно проверяет ту сторону работы, которая является целью данного обхода. Такая плановая организация деятельности мастера обеспечивает ему возможность дойти до каждого ученика, что невозможно, если наблюдать за их работой вообще, в целом.

Следующий момент, который требует особого рассмотрения - методические приемы текущего инструктирования. Типичными методическими приемами текущего инструктирования, используемые мастером в ходе уроков являются:

- активное вмешательство в ход работы учащегося в тех случаях, когда его действия могут привести к аварии или явному браку, а также в случаях грубых нарушений правил безопасности труда;

- разъяснения, указания, замечания, советы, повторный показ приемов и способов выполнения упражнений - это основной, наиболее часто практикуемый методический прием текущего инструктирования;

- требования и указания, способствующие воспитанию у учащихся аккуратности, внимания, бережного отношения к инструменту, оборудованию, энергии, воспитанию самостоятельности, настойчивости, ответственности и т. п.

Ситуации, складывающиеся в процессе упражнений учащихся, могут быть самыми разнообразными, поэтому мастер должен принимать своевременные, правильные, педагогически обоснованные решения по ходу работы учащихся. Это не дается сразу, но именно это и составляет сущность педагогического мастерства, которое нужно воспитывать в себе постоянно. Общими правилами текущего инструктирования учащихся являются:

- всегда четко определять цель деятельности учащихся (для чего выполняются упражнения, чего учащийся должен достигнуть), добиваться осознания и принятия ее учащимися;

- вникать в работу каждого учащегося, не упуская при этом из поля зрения работу всей группы;

- наблюдать за учащимися незаметно, не вмешиваться в их работу без крайней необходимости;

- побуждать учащихся к самоконтролю, самостоятельному анализу своего труда, нахождению ошибок, способов их устранения и предупреждения;

- стараться не давать учащимся готовых указаний относительно того, как исправить ошибку, добиваться, чтобы они сами осознали ее, нашли способ ее исправления;

- помощь учащимся оказывать своевременно, приучая их к преодолению трудностей, но не допуская закрепления ошибок;

- не доделывать работу за учащихся, так как это приучает их к безответственности;

- постоянно приучать учащихся к планированию своего труда;

- практиковать прикрепление лучших учащихся к менее успевающим для оказания взаимопомощи; следить за правильностью оказания такой помощи;

- обеспечивать правильный режим труда и отдыха учащихся, имея в виду, что одной из причин снижения внимательности, неправильного выполнения трудовых приемов и способов является утомление учащихся;

- проявлять принципиальность и строгость в требованиях к выполнению учащимися правил организации труда, рабочего места, правил безопасности.

Соблюдение этих правил способствует не только решению учебных задач, но и в значительной степени задач воспитания и развития учащихся.

Особенность текущего инструктирования при наличии инструкционной карты в том, что при возникновении у учащегося затруднений в работе или вопроса мастер предлагает ему самостоятельно разобраться во всем по карте и внести коррективы в свою работу. И только если и в этом случае учащийся находится в затруднении, на помощь ему приходит мастер.

Если многие учащиеся делают одну и ту же или сходные ошибки мастер «перебрасывает мостик» к коллективному текущему инструктированию.

 Цель заключительного инструктажа – показать учащимся, чему они научились в результате урока, что и как нужно делать, чтобы предупредить недостатки и закрепить успехи.

 Заключительный инструктаж—это составная часть урока. Его содержание, организация и методика должны вносить свой вклад в решение учебно-воспитательных задач производственного обучения. (Раскрыть).

Заключительный инструктаж - это коллективная форма работы мастера с учащимися. Чем активнее мастер вовлекает учащихся в его проведение, тем эффективнее он проходит.

 

(3)

 

Примерный план урока

производственного обучения при изучении темы

"Резка" для слесарей - ремонтников

 

В.А.Скакун Введение в профессию мастера производственного обучения (Методическое пособие).- М.: Изд. ВНМЦентр, 1985, с.295.

 

Тема урока. Резание металла ручной слесарной ножовкой.

Цель урока. Научить учащихся правильно выполнять приемы работы ручной слесарной ножовкой при резке полосовой, квадратной, круглой, угловой, листовой стали и труб. Воспитать у учащихся бережное отношение к инструменту, материалам, аккуратность и внимательность в работе, бдительность в соблюдении требований безопасности труда.

Учебно-производственные работы:

заготовки для угольников, хомутиков, обойм и головок ножовочного станка; заготовки для петель, скоб, шаблонов, шпилек, заклепок; заготовки для тумбочек из угловой стали; кольца для ручек напильников и ножовок ; заготовки труб для электропроводок.

Учебно - материальное оснащение урока: ножовки слесарные с полотнами - 26 шт. ; запасные ножовочные полотна - 15 шт. ; тренировочные приспособления -26 шт. ; эталонные образцы, инструкционная карта "Резание металла ножовкой и труборезом" - 26 индивидуальных и одна общего пользования; плакат "Резка металла".

 

Ход урока

 

1. Организационная часть (8.00-8.05)

11. Вводный инструктаж ( 8.05-9.00)

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка знаний учащихся:

а) для чего применяется слесарная операция резка? Приведите примеры;

б) какие виды резки металла Вы изучали на уроках спецтехнологии?

в) для чего производят разводку зубьев на ножовочных полотнах?

г) почему листовой материал не рекомендуется разрезать полотном о крупным зубом?

д) как подобрать полотно по шагу зуба для резания листовой стали?

е) назовите механические способы резки металла, которые Вы изучали по спецтехнологии. Приведите примеры.

3. Инструктирование учащихся по материалу урока:

- виды резки слесарной ножовкой, которые будут изучаться на уроке;

- общие технические требования к резке ножовкой (показать эталонные образцы) ;

- показ и объяснение приемов оборки ножовочного станка;

- показ и объяснение приемов выполнения упражнений с применением тренировочного приспособления;

- показ и объяснение приемов резки ножовкой профильной стали;

- показ и объяснение приемов закрепления и резки труб;

- показ и объяснение приемов резки листового металла ножовкой с повернутым полотном;

- типичные ошибки, виды брака, их причины, способы устранения и предупреждения;

- организация рабочих мест, правила безопасности при резке;

- порядок выполнения упражнений.                           

4. Закрепление материала вводного инструктажа:

а) покажите приемы оборки ножовочного станка; как проверить правильность натяжки полотна?

б) покажите приемы закрепления в тиски тренировочного приспособления.

в) чего необходимо добиваться при выполнении упражнений в приспособлении?

г) почему при резке стали квадратного и углового профилей ножовку вначале нужно наклонять вперед?

д) какие требования нужно соблюдать, чтобы при резании профильного материала не было перекоса реза?

е) каковы основные причины поломки ножовочного полотна? Как их избежать?                         

ж) какие правила безопасности нужно соблюдать при резке ножовкой?

Ш. Тренировочные упражнения с применением приспособлений ( 9.00-9.20)

1. Сборка ножовочного станка.

2. Отработка приемов движения ножовкой.

1У. Упражнения учащихся и текущее инструктирование (9.20-13.50)

1. Упражнения учащихся (на каждое упражнение примерно по 30 мин.): резка угловой стали ; резка квадратной стали ; резка круглой стали ; резка полосовой стали ; резка листового металла без поворота полотна ; резка труб ; резка листового металла с поворотом полотна.

2. Обходы рабочих мест учащихся с целью проверки:

- подготовки рабочих мест учащихся и начала работы;

- правильности рабочей позы, держания ножовки и приемов резания пруткового материала;

- соблюдения правил безопасности труда;

- правильности сборки ножовки с повернутым полотном (коллективный инструктаж);

- правильности выполнения приемов при резке листового металла и труб.

3. Прием и оценка выполненных работ.

4. Уборка рабочих мест.

У. Заключительный инструктаж (13.50-14.00)

1. Подведение итогов урока.

2. Выдача домашнего задания: повторить по учебнику - Глава УШ, стр. 31, 32

 

 



2019-11-13 218 Обсуждений (0)
Методика производственного обучения рабочих в учебно-производственных мастерских при изучении операционной темы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика производственного обучения рабочих в учебно-производственных мастерских при изучении операционной темы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)