Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы производственного обучения



2019-11-13 448 Обсуждений (0)
Методы производственного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Особенности процесса производственного обучения

2. Характеристика методов производственного обучения

3. «Активные» методы производственного обучения

Основной целью производственного обучения учащихся является формирова­ние у них профессионального мастерства в области определенной профессии, специальности.

Эта генеральная цель конкретизируется в задачах производствен­ного обучения, которые следует рассматривать как пути, этапы, в определенной степени средства достижения этой основной цели. Ис­ходя из такого понимания взаимосвязи целей и задач, выделим сле­дующие критерии-показатели, раскрывающие сущность понятия «профессиональное мастерство»:

- качество выполнения работы — выполнение технических тре­бований (условий) к результатам работы; соответствие ее установ­ленным показателям и нормативам, параметрам; получение устой­чивых положительных результатов;

- производительность труда — выполнение установленных
норм времени (выработки); способности и умения ценить фактор времени, что определяет стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производи­тельных способов выполнения работы и организации труда;

- профессиональная самостоятельность — умение самосто­ятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое каче­ство и производительность труда; способность самостоятельно разбираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в работе;

- культура труда — способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и спо­собов труда, современной техники и технологии; высокая технологи­ческая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюде­ние правил безопасности труда;

- творческое отношение к труду — развитая способность и стремление вносить в процессе труда новое, оригинальное, совершен­ствовать организацию, способы, орудия труда; стремление и способ­ности к рационализации и изобретательству;

- экономическая целесообразность трудовой деятельности — способность к экономическому анализу выполняемого трудового про­цесса, принятию оптимальных в экономическом отношении решений
в процессе выполнения работы.

Реализация этих задач составляет сущность обучающей деятель­ности мастеров производственного обучения и учебной деятельности учащихся. Через призму этих показателей необходимо рассматри­вать практически все вопросы содержания, организации и методов производственного обучения.

Методы производственного обучения в целом (и по классифика­ции, и по сущности) аналогичны методам теоретического обучения, рассмотренным в предыдущем параграфе. Тем более что в процессе производственного обучения присутствуют многие методические приемы теоретического обучения. В этой связи рассмотрим методы, специфичные только для производственного обучения: показ при­емов трудовых действий, упражнения, самостоятельные наблюдения учащихся, письменное инструктирование, методы обучения учащих­ся передовым высокопроизводительным приемам и способам работы, формирования творческого отношения к труду, а также некоторые «активные» методы производственного обучения.

 

 

(2)

 

Показ приемов трудовых действий. Этот метод имеет целью создание в сознании учащихся точного и четкого зрительного образа трудо­вых действий, с которым они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке (разучиванию) соответствующих приемов и способов работы.

Полный и точный образ трудового действия в сознании учащегося возникает не мгновенно. Вначале он запечатлевается в общем виде, затем постепенно уточняется в деталях. Для того чтобы учащиеся могли осознать показываемое, разобраться во всех его подробностях, им нужно в течение некоторого времени раздельно воспринимать каждую его деталь. Поэтому мастер выполняет показываемые трудо­вые действия, отдельные составляющие его движения в замедлен­ном темпе, расчленяя прием или целостное действие на отдельные изолированные части, делает паузы между ними, фиксирует внима­ние учащихся не только на конечных, но и на промежуточных моментах действия.

Воспринимая показ трудовых приемов, учащиеся должны не толь­ко понять, но и запоминать во всех деталях то, что им показывает мастер. Поэтому показ трудовых приемов и способов следует повто­рять, производить несколько раз подряд.

Производя показ приемов, нужно ясно представлять служебную роль методических приемов показа. Учащийся в конечном итоге дол­жен четко воспринять целостное трудовое действие. Поэтому показ трудовых приемов всегда должен начинаться и завершаться нормаль­ным рабочим темпом и ритмом.

Упражнения. Навыки и умения, как и их компоненты, формируются путем уп­ражнений, являющихся в этом смысле основным методом производ­ственного обучения. Под упражнением понимаются многократные повторения определенных действий в целях их сознательного совер­шенствования.

Система упражнений. Упражнения в процессе производст­венного обучения должны проводиться в определенной системе. Система упражнений предполагает взаимосвязь, иерархию их учебных целей; отработка правильности выполнения изучаемых трудовых действий, их точности (координации движений, сноров­ки, соблюдения технических требований к структуре и качеству и т.п.), достижение определенной скорости в работе (темпа, ритма, производительности труда), формирование профессиональной са­мостоятельности, наконец, творческого отношения к труду. Эти цели должны постепенно и постоянно повышаться по сложности и степени достижимости, находиться в тесной взаимосвязи и преем­ственности. Каждая последующая цель обязательно сохраняет и включает предыдущую; каждое предыдущее упражнение должно подготавливать выполнение последующего. Это обеспечивает по­следовательное поступательное движение учащихся в освоении ос­нов профессионального мастерства.

Классификация упражнений. Выделение различных видов (типов) упражнений важно для рассмотрения особенностей их содер­жания и методов проведения. Возможны два подхода-основания к классификации упражнений. Первый — по дидактической цели: уп­ражнения в формировании навыков; упражнения в формировании первоначальных умений; упражнения в формировании сложных умений. Второй — по содержанию: упражнения в выполнении трудо­вых приемов; упражнения в выполнении трудовых операций; упраж­нения в выполнении трудовых процессов; упражнения в управлении технологическими процессами. Выделение упражнений по дидакти­ческой цели менее приемлемо с точки зрения практического приме­нения, так как весьма трудно соотнести такие упражнения по време­ни выполнения к каким-то временным периодам производственного обучения, ибо формирование умений и их автоматизированных ком­понентов-навыков идет параллельно и непрерывно. Классификация упражнений по их содержанию в большей степени соответствует пе­риодам производственного обучения, их возможно выделить, ограни­чить определенными рамками времени.

Исходя из такой характеристики упражнений, весь процесс произ­водственного обучения можно и нужно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирова­ния у учащихся профессионального мастерства. В этой связи вполне оправданно утверждение, что упражнения являются основным мето­дом производственного обучения. Такое понимание метода упражне­ний многократно расширяет границы обиходного толкования упраж­нений как способа начальной отработки определенного компонента деятельности с целью формирования частного навыка, а тем более тренировочного этапа овладения операцией.

Действительно, овладение профессиональным мастерством — это последовательные шаги-этапы решения все новых и новых учебно-производственных задач, достижение новых целей, а это - важней­ший признак упражнений.

Вначале, при изучении приемов и операций - это отработка правильности трудовых действий, далее - достижение точности, скорости, сноровки; при выполнении работ комплексного характе­ра (упражнения в выполнении трудовых процессов; в управлении технологическим процессом) новыми целями производственного обучения т.е. системы упражнений, являются достижение задан­ной скорости, темпа, ритма работы, освоение различных вариантов сочетания технологических операций в реальном технологическом процессе, различных типичных и специфических способов исполь­зования инструментов, приспособлений, приборов и т.п. Постоян­ными, сквозными, все более усложняющимися целями является формирование профессиональной самостоятельности, культуры труда, способностей к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, творческого отношения к труду, имеющего безграничное множество своих специфических проявлений и уровней.

Таким образом, понятие о процессе производственного обучения как о последовательной цепи упражнений - не логический вывод, а реальное дидактическое явление.

Упражнения и самостоятельная работа. Рассматривая метод упражнений, необходимо иметь четкое представление о соотношении понятий «упражнения» и «самостоятельная работа», имея в виду, что эти термины часто употребляются рядом, что самостоятель­ную работу в ряде случаев относят к самостоятельному методу произ­водственного обучения. Исходя из общепринятого утверждения, что производственное обучение — это последовательная цепь упражне­ний, термин «самостоятельная работа» в понимании метода произ­водственного обучения неправомерен. Самостоятельную работу уча­щихся следует рассматривать также как упражнения, характерные для периодов производственного обучения, когда деятельность уча­щихся носит в значительной степени самостоятельный (т.е. независи­мый от мастера) характер. Ведущей дидактической целью при этом является отработка, формирование профессиональной самостоятель­ности учащихся в различных ее проявлениях. Таким образом, «уп­ражнения» и «самостоятельная работа» учащихся соотносятся как целое и часть.

Упражнения на тренажерах. С применением тренажеров про­водятся упражнения в отработке трудовых навыков и умений в тех случаях, когда производственные условия не позволяют эффективно организовать такие упражнения в реальной производственной обста­новке.

Каждая ситуация на тренажере задается посредством определен­ного сочетания сигналов, показаний контрольно-измерительных приборов и т.п., которые включаются мастером со специального щита вручную. Если на тренажере нельзя воспроизвести все необходимые показатели и параметры установки, аппарата, системы, то некоторые из них сообщаются устно. Аварийная ситуация обычно сопровожда­ется звонком, загоранием сигнальной лампы и т.п.

Получив задание, учащийся вначале определяет, имеются ли отклонения от нормы и каков их характер. Затем путем манипули­рования органами управления установки-тренажера он изменяет величину определенных показаний приборов, делает необходимые переключения, отключения и т.д. до тех пор, пока система не придет в норму.

Решив задачу, учащийся дает полное обоснование всем своим дей­ствиям. Упражнения на тренажере проводятся до тех пор, пока дей­ствия учащегося не станут достаточно обоснованными, точными и уверенными.

 Самостоятельные наблюдения учащихся. Этот метод используется, в основ­ном, в производственном обуче­нии учащихся на предприятиях профессиям, труд которых связан с обслуживанием сложного обору­дования.

Наблюдения проводятся учащимися самостоятельно, но под при­смотром мастера и по его заданиям. В задании обычно ставится цель самостоятельных наблюдений, указывается порядок их проведения, даются указания по оформлению результатов наблюдений. Инструктируя учащихся перед наблюдениями, мастер производ­ственного обучения добивается, чтобы учащиеся ясно представляли сущность задания, вопросы, на которые они должны ответить, поря­док наблюдений, трудности, которые могут возникнуть, способы их преодоления, меры предосторожности, которые нужно соблюдать, за какой помощью и к кому можно обратиться, как оформить результа­ты наблюдений.

Руководя самостоятельными наблюдениями учащихся, мастер по­могает им выделить для наблюдения определенные моменты, обра­щает внимание на признаки наблюдаемого процесса, за которыми нужно следить, побуждает учащихся сравнивать эти признаки с раз­личными объектами, помогает объяснять наблюдаемые явления и процессы на основе известных учащимся закономерностей, правил, требований, нормативов и т.д.

Письменное инструктирование. Применение этого метода связано с использованием на уроках про­изводственного обучения различ­ных инструктивных учебных документов, являющихся самостоя­тельными источниками информации. В производственном обучении наибольшее применение находят инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы.

Инструкционные карты применяются при изучении учебных опе­раций; они раскрывают типовую последовательность, правила, сред­ства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.

Технологические (инструкционно-технологические) карты при­меняются при выполнении работ комплексного характера; они рас­крывают технологическую последовательность, режимы, техниче­ские требования, средства выполнения учебно-производственных ра­бот. Инструкционно-технологические карты, применяемые на начальных этапах выполнения комплексных работ, кроме того, со­держат инструктивные указания и пояснения о правилах выполнения работ.

Учебные алгоритмы применяются при обучении учащихся обслу­живанию, наладке, диагностике неисправностей, регулировке слож­ного оборудования; они содержат четкие правила выполнения работ в различных типичных ситуациях.

Наличие такой документации письменного инструктирования по­зволяет каждому учащемуся многократно, по мере необходимости, обращаться в процессе выполнения учебно-производственных работ к указаниям, содержащимся в ней, в любых условиях. Это обеспечи­вает возможность учащимся постоянно осуществлять самоконтроль, расширяет возможности мастера по управлению процессом производ­ственного обучения.

Документы письменного инструктирования используются масте­ром при проведении вводного инструктирования учащихся в качестве пособия при показе и объяснении приемов и способов выполнения работы, а также учащимися — в процессе выполнения учебно-произ­водственных работ. Наибольший эффект дает такая организация ис­пользования письменных инструкций, когда они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте.

 

(3)

«Активные» методы производственного обучения. Подлинная активность в процессе выполнения учебно-производст­венных работ - это активность мыслительная, сознательная, творческая. Она проявляется в созна­тельном корректировании учащимися собственных действий в соот­ветствии с показанным образцом, в самостоятельном выборе и целе­сообразном сочетании способов деятельности, приводящих к положи­тельным результатам, в планировании своего труда, анализе и предотвращении ошибок. Активность учащихся в производительном труде - это способность их по внешним признакам работы машины, агрегата, установки представить внутренний процесс и на основе ана­лиза этих признаков принять в необходимых случаях целесообразное решение по его регулированию; это рационализация усвоенных спо­собов деятельности, производственная смекалка, способность умело действовать в изменившихся условиях.

Для того чтобы сформировать и развить такие способности, мас­тера производственного обучения (зачастую совместно с преподава­телями специальных предметов) используют «активные» методы обучения, т.е. методы, требующие активной мыслительной, продук­тивной деятельности учащихся.

К «активным» методам производственного обучения относится, прежде всего, решение производственно-технических задач, таких, как:

- расчеты режимов обработки, наладки, регулировки;

- разработка и отладка управляющих программ для автоматизиро­ванного оборудования с программным управлением; (например, станков с числовым программным управлением - ЧПУ, промышлен­ных роботов, манипуляторов); нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах;

- определение режимов и параметров выполнения учебно-произ­водственных работ с использованием кинематических и принципи­альных схем машин, установок, агрегатов;

- разработка монтажных схем;

- самостоятельная разработка технологических процессов обработ­ки, сборки, наладки и т.п.

Более высоким уровнем решения производственно-технических задач является выполнение заданий творческого характера, например:

- конструирование приспособлений и другой оснастки, повышаю­щей качество и производительность труда;

- выбор наиболее рационального технологического процесса выпол­нения учебно-производственных работ из нескольких предложенных мастером или самостоятельно разработанных учащимися;

- разработка предложений по экономии рабочего времени, матери­алов, энергии и т.п.

Наиболее характерными производственно-техническими задача­ми, широко применяемыми в процессе производственного обучения, являются задачи по разработке технологии выполнения учебно-про­изводственных работ. Такие задания учащиеся вьполняют обычно в порядке домашней работы с последующим коллективным обсуждени­ем на уроках.

К формированию умений планировать технологический процесс нельзя подходить сугубо утилитарно. Учащиеся в процессе производ­ственного обучения имеют дело с большим количеством самых разно­образных работ с характерными для них технологическими процесса­ми. Научить разрабатывать технологические процессы для всех этих работ практически невозможно. Поэтому важной задачей мастеров и преподавателей является формирование у учащихся обобщенных умений технологического планирования (подхода, основных принци­пов), используя которые учащийся сможет уверенно разрабатывать конкретные технологические процессы.

Умения разрабатывать технологические процессы представляют собой довольно высокую степень абстрактного мышления, поэтому формирование таких умений необходимо проводить в определенной системе, опираясь на производственный опыт учащихся. Обучение наиболее целесообразно начинать с разбора технологических карт или алгоритмов вначале на простые, а затем более сложные работы. При разборе технологических карт особый упор делается на объясне­ние, почему работа должна выполняться в такой, а не иной последо­вательности.

Следующим этапом обучения являются словесные или письмен­ные описания учащимися процессов обработки изделий, изготовле­ния, сборки, монтажа оборудования, выполняемых учащимися в ходе производственного обучения. Это способствует формированию у уча­щихся мысленных представлений о технологическом процессе в це­лом, умению расчленять его на отдельные элементы.

Параллельно с изучением технологических карт и описанием про­цессов выполнения работ учащимся предлагаются задания по разработ­ке технологических процессов на простые типичные работы, которые учащиеся будут выполнять на уроках производственного обучения.

По мере накопления опыта у учащихся задания усложняются, объекты для разработки технологических процессов становятся более разнообразными. В ходе выполнения заданий внимание учащихся все больше обращается не столько на собственно технологию, сколько на общие вопросы, характерные для разработки технологических про­цессов. Это способствует формированию у учащихся обобщенных подходов к построению технологических процессов.

Общая структура мыслительных действий при разработке техноло­гических процессов едина для многих профессий, независимо от харак­тера выполняемой работы. Ее можно свести к следующим этапам:

- первый этап — анализ исходных данных, так как от них во многом зависит последовательность обработки, сборки, ремонта, монтажа и т.п. На этом этапе изучаются технические требования к качеству выполнения работ, характер исходных материалов, организация про­изводственного процесса (единичное, партиями, массовое, взаимоза­меняемость, поузловая сборка или монтаж и т.п.), технологические возможности рабочего места (оборудование, оснастка, технические средства, механизация и автоматизация, контрольно-измерительные средства и т п.);  

- второй этап — выбор способов выполнения технологического про­цесса: выбор баз - разметочных, установочных, измерительных и т.п.; определение способов закрепления, фиксации деталей и инстру­ментов (механическая обработка; слесарно-сборочные, электромон­тажные работы); определение способов введения исходных материа­лов или сырья (химические и другие аппаратурные процессы); опре­деление способов текущего и итогового контроля и т.п.

- третий этап — собственно построение технологического процесса на основе данных, полученных на первом и втором этапах.

Знание и применение общих принципов построения технологиче­ских процессов организует мыслительную деятельность учащихся, предупреждая обычное при решении технологических задач «блуж­дание» в поисках наилучшего варианта, формирует умение техноло­гически мыслить.

К «активным» методам производственного обучения относятся также специальные упражнения на принятие решений в различных производственных ситуациях. Такие упражнения подготавливают учащихся к действиям в подобных ситуациях, возникающих в реаль­ных условиях.

Для упражнений необходимо создать ситуации, имитирующие (моделирующие) в той или иной степени условия работы на установ­ке, агрегате, а также основные нарушения технологического режима, возникающие на конкретном рабочем месте, в том числе и аварий­ные. Такие ситуации могут быть заданы в так называемых техноло­гических задачах.

Изучив данные задачи, учащийся должен определить способы об­наружения нарушения, возможные его причины, наметить решения и описать действия по устранению нарушения в каждом конкретном случае.

Задачи могут предлагаться учащимся в двух вариантах: с отве­том на поставленные вопросы и без ответов. В первом случае сущ­ность упражнений — разбор конкретных ситуаций и изучение ти­повых технологических ситуаций. В таком варианте задачи приме­няются на первоначальном этапе обучения и являются хорошим дополнением к инструкции по обслуживанию аппарата, установ­ки, агрегата. По мере накопления опыта необходимо привлекать учащихся к самостоятельному принятию решений вначале в про­стых, а затем и более сложных производственных ситуациях. Поэтому все большее применение находят задачи, составленные по вто­рому варианту, т.е. без ответа.

Как правило, рабочие получают сведения о ходе процессов в аппа­рате, установке, агрегате на основе показания приборов, датчиков. Поэтому наряду со словесным описанием определённых ситуаций в задаче могут быть представлены показания приборов - их рисунки или фотографии с соответствующими заданной ситуацией показани­ями. Можно также изготовить щит с макетами приборов, на которых стрелки и указатели устанавливаются в любое положение, предус­мотренное условием технологической задачи. Желательно, чтобы та­кие щиты были аналогичны действующим в производственных уста­новках и одновременно отвечали дидактическим требованиям обу­чения. Для создания более полной картины производственной обстановки показания на щитах можно переснять на пленку и демон­стрировать на экране при помощи проекционной аппаратуры. При работе с подобными моделями щитов (статических моделей) зри­тельную информацию (показания приборов) можно дополнять слу­ховой (воспроизведение звукозаписей).

Наиболее эффективный способ выработки умений управлять тех­нологическим процессом - проведение упражнений с применением тренажеров (динамических моделей). Тренажеры не только имити­руют ход технологического процесса, но и «реагируют» на действия учащихся при регулировке аппарата, агрегата, установки, что значи­тельно повышает эффективность обучения. Широкие перспективы проведения подобных упражнений по решению технологических за­дач открываются в связи с внедрением в учебный процесс персональ­ных компьютеров.

Обучение учащихся передовым высокопроизводитель­ным приемам и способам работы. В практике производственного обучения сложились следующие наиболее эффективные способы обучения учащихся высокопроизво­дительным приемам и методам труда:

- личный показ и пояснения мастером производственного обучения передовых приемов и способов труда;

- организация специальных упражнений учащихся по отработке передовых приемов и методов труда на своих рабочих местах;

- организация взаимообучения путем прикрепления учащихся, ос­воивших передовые приемы, к тем, кто их еще не освоил;

- организация бесед высококвалифицированных рабочих с учащи­мися об особенностях организации и оснащения их рабочих мест, организации труда, особенностях приемов и способов труда, дающих высокие результаты;

- привлечение квалифицированных рабочих предприятия, где уча­щиеся проходят практику, к показу передовых приемов и способов труда;

- самостоятельные наблюдения учащихся за работой высококвали­фицированных рабочих, специалистов;

- широкое привлечение учащихся к рационализаторской деятель­ности, самостоятельному совершенствованию применяемых трудо­вых приемов и способов с коллективным обсуждением предложенных решений;

- использование материалов школ передового опыта, школ передо­вых методов труда, действующих в цехе, на участке, на предприятии в целом; технологических карт, информационных бюллетеней, карт передовых методов труда, материалов научно-технической информа­ции, должностных инструкций и др.;

- использование цехового производственного инструктажа по осво­ению нового технологического оборудования и новых технологий.

 

Лекция 17  

 

 Характеристика, особенности, выбор и применение методов сообщения учащимся учебного материала и управления учебно-познавательной деятельности на уроках теоретического обучения.

План

1.  Сообщение учебного материала, подготовка учащихся к воспроизведению учебного материала

2. Методика устного изложения учебного материала (рассказ, объяснение , лекция, конспектирование учебного материала)

3. Методика проведения беседы

 (1)

Сообщение учащимся учебного материала является одним из основных элементов деятельности преподавателя. Соответствующие этому звену учебного процесса элементы деятельности учащихся - восприятие, осмысливание и обобщение знаний. Задача преподавателя - сделать все виды деятельности учащихся источником получения и расширения знаний.

Выбор методов сообщения учебного материала во многом зависит от содержания и сложности изучаемого материала, дидактических целей занятий, наличия средств обучения.

Значительное влияние на выбор методов оказывает связь теории и практики, соединение обучения с производительным трудом учащихся. Это, с одной стороны, определяет общую прикладную направленность процесса обучения общетехническим и специальным предметам, а следовательно, и методов их изучения. С другой стороны, преподаватель, определяя методы и приемы обучения, должен учитывать производственный опыт учащихся, методы, применяемые мастером производственного обучения.

Выбор методов сообщения учебного материала зависит также от особенностей учебной группы в целом, индивидуальных особенностей отдельных учащихся.

Наконец, на выбор методов и методических приемов сообщения учебного материала большое влияние оказывает педагогический опыт, индивидуальные качества, стиль работы преподавателя—то, что называется педагогическим мастерством.

(Подготовка учащихся, к восприятию учебного материала)

Основатель дидактики Я. А. Коменский писал: «Когда приступают к изучению какого-либо предмета, умы учеников должны быть к этому подготовлены».

Важной составной частью этого элемента учебного процесса является целевая установка учащихся, на изучение учебного материала. Целевая установка — это не просто объявление учащимся цели урока, зафиксированной в плане. Основное ее назначение—стимулирование мотивации активной познавательной деятельности учащихся.

Специфика содержания специальных и общетехнических предметов, особенно их связь с производственным обучением, создает широкие возможности для стимулирования положительной мотивации учения и развития познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу. Среди методических приемов мотивации можно назвать такие, как создание ситуации новизны технических решении производственных задач на основе знаний, которые учащиеся приобретут на уроке; организация бесед и дискуссий по наиболее рациональному использованию оборудования, оснастки, приспособлений, выполнению технологических процессов, в ходе которых учащиеся убеждаются в необходимости пополнения знании, расширения и углубления их.. Подобные беседы могут быть организованы также с целью показа эффективности от практического применения знаний, полученных учащимися ранее. На целевую установку не следует жалеть времени, так как это впоследствии окупается результатами усвоения знаний.

Очень важно, чтобы процедура целевой установки вызвала у учащихся положительные эмоции по отношению к предстоящей познавательной деятельности. Это имеет огромное значение для пробуждения и поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу. Опытные преподаватели пользуются такими приемами эмоционального стимулирования, как приведение занимательных примеров, аналогий, парадоксальных фактов, создание эмоционально-нравственных переживаний, проведение занимательных учебных экспериментов. Успешно применяются и такие приемы повышения занимательности, как рассказы о применении в современной технике и технологии тех или иных предсказаний фантастов (лазерный луч, использование плазмы, роботы, микроэлектронные устройства и т. п.). Действенным методическим приемом мотивации, связанной с эмоциональными переживаниями, является создание ситуации удивления.

Приведем пример парадоксального опыта, на основе которого создается мотивационная проблемная ситуация, определяющая целевую установку на урок. Тема урока - «Цепь переменного тока с индуктивностью». Материал для учащихся труден: они впервые сталкиваются с электрической цепью, в которой ток и напряжение сдвинуты по фазе, знакомятся с очень важным для изучения дальнейшего материала понятием реактивного сопротивления.

Преподаватель, собрав схему, включающую высокочастотный источник тока, катушку индуктивности с известным сопротивлением, миллиамперметр и вольтметр, предлагает учащимся рассчитать величину тока в цепи по известному напряжению источника тока и сопротивлению катушки. Зная закон Ома, учащиеся быстро производят вычисления. Однако, когда преподаватель подключает к цепи источник тока, прибор показывает величину в 25 раз меньшую, чем подсчитанная учащимися. Возникает проблемная ситуация — противоречие между результатами проведенного эксперимента и представлениями учащихся об основных законах электротехники. Эта проблемная ситуация определяет основную цель и дальнейший ход урока.

Следующий элемент подготовки учащихся к усвоению учебного материала—актуализация прежних знаний и умений. Под актуализацией понимается воспроизведение той части изученного материала курса, которая необходима для изучения нового материала, т. е. активизация опорных знаний учащихся с целью подготовки их к восприятию и усвоению новых.

Из множества способов актуализации прежних знаний и умений необходимо выбрать те, которые соответствуют содержанию, цели изучения предстоящего материала урока, а также уровню подготовки учащихся на данном этапе учебного процесса.

Один из наиболее распространенных способов актуализации — повторение основных моментов ранее изученного материала для установления связей между изученным материалом и тем, который предстоит изучить. Преподаватель может вкратце напомнить уча­щимся необходимые сведения, если связи изученного материала с новым легко усваиваются. Если же нужно более глубоко проследить связи изученного и нового материала, то более эффективно провести беседу с учащимися, организовать упражнения или самостоятельную работу по применению ранее полученных знаний.

И в том и другом случае, устанавливая связь с материалом, который предстоит изучить, важно опираться на знания не только данного предмета, но и других предметов, связанных, с ним. В средних ПТУ особое значение имеет установление связей с материалом общеобразовательных предметов, являющимся базовым по отношению к техническим сведениям. Таким образом, актуали­зация служит важным средством установления внутрипредметных и межпредметных связей.

Целям актуализации будет подчинена и проверка выполнения домашних заданий, если они непосредственно связаны с материа­лом предстоящего урока. Для подготовки учащихся к восприятию новых знаний можно показать кинофрагмент и прокомментировать его, ознакомить учащихся с материалами из научно-популярных журналов, с материалами научно-технической информации о технике и технологии соответствующего производства. Таким образом, в процессе актуализации «наводятся мостики» между тем, что учащиеся уже знают, и тем, что им предстоит узнать.

' Махмутов М. И. Современный урок. М., 1981. С. 54.

Большое значение для обеспечения «стартового» состояния учащихся имеет четко организованное начало занятии: рассаживание учащихся по местам, подготовка тетрадей книг и других принадлежностей.

 

(2)

Одним из основных методов сообщения учащимся учебного материала является устное изложение, которое включает рассказ объяснение, лекцию. Общее для них — использование одного и того же средства обучения - слова учителя.

Рассказ представляет собой устное изложение учебного мате­риала в повествовательной форме. Применяется он в тех случаях, когда учебный материал в основном носит описательный характер и отличается логической стройностью. С помощью рассказа излагаются обычно вводные темы, общее устройство машин механизмов, свойства материалов и их применение, вопросы общей технологии производства и т. п.

Объяснение предполагает устное изложение учебного материала, в процессе которого преподаватель применяет сравнения сопоставления, дедукцию, индукцию, обоснования, вывод закономерностей, решение задач и т. п. Применяется оно главным образом при сообщении частных и конкретных сведений. В практике работы преподавателей училищ профтехобразования рассказ и объяснение редко встречаются в «чистом» виде, чаще всего они применяются в виде комплексного метода рассказ-объяснение.

Лекция в отличие от рассказа и объяснения характеризуется большей строгостью построения. Лекции читаются обычно по крупным и принципиально важным вопросам учебной программы. В них дается целостное и последовательное изложение учебного мате­риала, раскрывается система взаимосвязанных понятий, закономерностей, устанавливаются внутренние связи между различными темами курса. Различают лекции вводные, обзорные, тематические и заключительные.

Лекция по сравнению с рассказом более продолжительна (она обычно рассчитана на весь урок) и предполагает запись ее (кон­спектирование) учащимися. Лекцию слушать труднее, чем рассказ, так как она требует большой концентрации произвольного внима­ния. Применяют лекции главным образом на старш



2019-11-13 448 Обсуждений (0)
Методы производственного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы производственного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (448)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)