Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Безопасность каждого члена экипажа в море во многом зависит от обеспечения живучести судна.



2019-11-13 368 Обсуждений (0)
Безопасность каждого члена экипажа в море во многом зависит от обеспечения живучести судна. 0.00 из 5.00 0 оценок




Калининградский морской рыбопромышленный колледж

 

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

На заседании методической комиссии

судоводительского отделения

Протокол № __ от «__»_____20__г.

Председатель________ К.В. Лесничий     

УТВЕРЖДАЮ Начальник колледжа                                        ______________Е.И. Полевов  

ПМ.02 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ

 

 

 

 

Методическое пособие по изучению ПМ.02.Обеспечение безопасности плавания,                         в виде вопросов и ответов, для курсантов очной и заочной формы обучения

специальности 26.02.03 «Судовождение»

МО-26.02.03.МДК.02.01.МП

РАЗРАБОТЧИК

Преподаватель колледжа К.В. Лесничий

 

 

 

 

ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛЕНИЕМ

В.В. Феоктистов

 

 

 

 

ВЕРСИЯ

V.1

 

ПОСОБИЕ РАЗРАБОТАНО

2018

ГОД ОБНОВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

       

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Содержание. ………………2

2. Пояснительная записка. …3

3. Вопросы на знание профессиональных компетенций. 9

4. ПК.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности………......14

5. ПК.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна……………………………………....29                                                                             6. ПК.3.Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, для предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара……………………………………………………………………………………....39                                                                                                                                                                       7. ПК.4. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях………………………………………………………………………………………………...55            8. ПК.5. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим……………………………….69                                                                 9. ПК.6.Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства……………………………………………………………………………………………….78                                                                                                                                                     10. ПК.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды………………………………101                                                                                                                     11. Рекомендуемая литература…………………………………………………………………….110

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическое пособие по изучению профессионального модуля ПМ.02 “Обеспечение безопасности плавания” предназначено для реализации требований Государственного образовательного стандарта СПО по специальности 26.02.03 “Судовождение”, входящей в состав укрупненной группы специальностей 180000 Морская техника, базовой и углубленной подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): “Обеспечение безопасности плавания” и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

ПК.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна.

ПК.3.Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, для предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.

ПК.4. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях.

ПК.5. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

ПК.6.Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства.

ПК.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.

 

Пособие составлено в виде вопросов-ответов по каждой профессиональной компетенции профессионального модуля.

Если ответы на поставленные вопросы в методическом пособии не совсем ясны, нужно обратиться за разъяснениями к преподавателю.

Незнание и невыполнение требований руководящих документов может привести к аварии или аварийному происшествию.

Конвенция СОЛАС-74 приводит следующий перечень возможных аварий и аварийных происшествий:

пожар, потеря плавучести, утечка хладагента, обледенение, падение человека за борт, посадка на ме ль, столкновение с судном, выход из строя рулевой машины, выход из строя системы ДАУ и машинного телеграфа, смещение груза, оставление судна, задержание и арест судна, исчезновение человека в море или в порту, разлив нефти, появление статического крена, обесточивание судна, остановка ГД.

Сведения об авариях передаются заинтересованным сторонам в форме циркуляра FSI ( Sub - Committee on Flag State Implementation ) и в электронном виде размещаются на сайте ИМО в Интернете. Например, из циркуляра FS1.3/Circ.3 (март 2002 г.) видно, что в мировом флоте в 2000 году произошло 79 очень и просто серьезных аварий, в том числе пожаров 14, столкновений 10, повреждений главного двигателя 21. Очень серьезные аварии (29) сопровождались гибелью судна или человеческими жертвами и загрязнением морской среды.

 

 

Безопасность каждого члена экипажа в море во многом зависит от обеспечения живучести судна.

Организация обеспечения живучести судна предусматривает:

• постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;
• надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;
• постоянную готовность средств борьбы за живучесть судна;
• подготовку экипажа к борьбе за живучесть;
• постоянное наличие на борту установленного количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть.


Аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь должны расписываться в заведование лицам судового экипажа и храниться на штатных местах.

На всех судах должны соблюдаться требования норм непотопляемости и остойчивости, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса.                                                                                                                                              Заполнение, осушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних цистерн в другие допускается только с разрешения капитана.
Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан.
Для организации борьбы за живучесть на судне создаются аварийные партии (группы). При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана.

Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам. Установлены следующие виды судовых тревог: общесудовая тревога, «человек за бортом», по оставлению судна.
Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана:
• при необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению какой-либо грозящей ему опасности;
• при обнаружении поступления забортной воды внутрь судна или распространения ее по судну;
• при взрыве, возникновении пожара либо обнаружении его первых признаков: дыма и запаха гари;
• при других аварийных случаях, создающих угрозу судну, грузу, экипажу.
Тревога «человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом.
Тревога по оставлению судна объявляется только капитаном или другим
лицом по указанию капитана.
Для всех видов тревог подается один сигнал колоколом громкого боя — 7 коротких сигналов и вслед за ними один продолжительный сигнал. Сигнал тревоги сопровождается командами голосом или по судовой трансляции. В случае пожара или пробоины вслед за сигналом общесудовой тревоги голосом или по трансляции указывается их место. Отбой всех тревог объявляется голосом или по судовой трансляции. При проведении учебных тревог после сигнала общесудовой тревоги голосом или по трансляции передается слово «учебная».
Все члены экипажа при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты.
Начальники аварийных партий (групп) по прибытии на места по сигналу общесудовой тревоги и других тревог докладывают на мостик о состоянии готовности к борьбе за живучесть своего участка, а в дальнейшем — о своих действиях и изменениях обстановки.

По тревоге «человек за бортом» смена вахт не производится.
В расписании по оставлению судна определяются обязанности членов экипажа и пассажиров в части:
— подготовки к спуску и спуска коллективных спасательных средств,
снабжения их дополнительным имуществом и продовольствием;
— посадки на спасательные средства;
— управления спасательными средствами в море и организации их связи между собой, с другими судами, берегом, самолетами и вертолетами.
При оставлении судна в первую очередь должна быть обеспечена посадка на спасательные средства детей, женщин и престарелых.                                                                                                                           К лицам, нарушающим порядок посадки на плоты и шлюпки или создающим панику, допускается применение крайних мер принуждения.

Документами, определяющими ПРАВОВЫЕ основы жизнедеятельности на море являются:
1. Кодекс торгового мореплавания.
2. Конвенция ПДМНВ-78.
3. Конвенция СОЛАС-74.
4. МКУБ.
5. Конвенция МАРПОЛ-73/78.
6. Требования классификационных обществ.
7. Правила техники безопасности и правила пожарной безопасности
на судах.

Документами, определяющими ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ основы жизнедеятельности на море, являются:
1. Устав службы на судах.
2. Различные наставления (наставления по организации вахтенной службы, наставления по борьбе за живучесть судна и др.)
3. Организационно-технические требования судовладельца.
4. Судовые расписания по тревогам.
5. Судовые расписания по заведованиям.

В опасных ситуациях главная роль принадлежит человеку, принимающему решение. Это подтверждается статистикой аварий судов, причинами, гибели которых являются:
— форс-мажорные обстоятельства — 10%;
— отказы техники — 15%;
— субъективные факторы пренебрежение мерами безопасности, недостаточная профессиональная подготовка. Нарушение ПТЭ, слабая организация вахтенной службы, усталость, болезнь и пр. -75%.
Если учесть, что в форс-мажорных обстоятельствах решение принимает тоже человек, то количество аварий по вине человека увеличивается еще на 6-8%.
Отказы техники часто связаны с нарушением ПТЭ, т.е. неправильно принятым решением. Таким образом, количество аварий по вине человека возрастает до 90 — 95%. Отказ техники сам по себе не опасен, если человек своевременно примет верное решение по предотвращению опасной ситуации.


Из сказанного выше можно сделать основной вывод:
Опасные ситуации и аварии возникают только по вине человека, который либо по незнанию, либо намеренно, либо по халатности действует с нарушением ПТЭ, существующих инструкций и положений.


Непременным условием надежного функционирования системы «человек — машина» является профессиональная компетентность человека, составными частями которой являются:

· знание (профессиональное образование);

· умение (практический опыт, тренированность);

· дисциплинированность (способность подчиняться руководству,
законам, инструкциям);

· добросовестность (чувство долга, обязательность, пунктуальность).

 

 

Конвенция ПДМНВ -78 определяет следующие минимальные требования к компетентности моряков:

· по спасательным шлюпкам и спасательным плотам;

· по способам личного выживания;

· по противопожарной безопасности и борьбе с пожарами;

· по элементарной первой медицинской помощи;

· по личной безопасности и общественным обязанностям;

· обеспечению выполнения требований по предотвращению загрязнения;

· по поддержанию судна в мореходном состоянии;

· по предотвращению пожаров и борьбе с пожарами на судах;

· по вопросам, относящимся к безопасности человеческой жизни на море;

· по международным конвенциям;

· по обеспечению безопасности судна, экипажа и пассажиров и условиям эксплуатации спасательных средств и устройств, противопожарных систем и других систем безопасности.

 


В таблице A-VI/2-1 Кодекса Конвенции ПДМНВ-78 указаны следующие минимальные требования к компетентности моряков по спасательным шлюпкам, спасательным плотам и дежурным шлюпкам:

· Конструкция и снаряжение спасательных шлюпок и плотов.

· Характеристики и устройства спасательных шлюпок и плотов.

· Различные типы устройств для спуска на воду спасательных шлюпок и плотов.

· Приемы спуска на воду спасательных шлюпок и плотов при сильном волнении моря.

· Приемы подъема спасательных шлюпок и плотов.

· Действия, предпринимаемые при оставлении судна.

· Методы запуска и эксплуатации двигателя спасательных шлюпок.

· Управление спасательной шлюпкой и плотом при сильном волнении.

· Использование фалиня, плавучего якоря и другого снаряжения.

· Распределение пищи и воды на спасательной шлюпке или плоту.

· Действия, предпринимаемые для возможности обнаружения спасательной шлюпки и плота.

· Приемы спасения при помощи вертолета.

· Гипотермия и ее предотвращение.

· Использование дежурных шлюпок и спасательных шлюпок с двигателем для буксировки спасательных плотов и спасения людей, оказавшихся в воде.

· Вытаскивание спасательных шлюпок и плотов на береговую отмель.

· Радиоаппаратура спасательных шлюпок и плотов.

· Использование аптечки первой помощи и техника приведения в сознание.

· Уход за людьми, получившими травмы, включая остановку кровотечения и выведение из шокового состояния.

 

В таблице A-VI/1-1 Кодекса Конвенции ПДМНВ-78 указаны следующие минимальные требования в области личного выживания:

· Возможные виды аварийных ситуаций, такие как столкновение, пожар, затопление судна.

· Типы спасательных средств, обычно имеющихся на судах.

· Оборудование спасательных шлюпок и плотов.

· Местонахождение индивидуальных спасательных средств.

· Индивидуальная защитная одежда и снаряжение.

· Необходимость быть готовым к любой аварии.

· Действия, которые должны предприниматься при получении команды об оставлении судна.

· Действия, которые должны предприниматься при нахождении в воде.

· Действия, которые должны предприниматься при нахождении в спасательной шлюпке или плоту.

· Основные опасности, угрожающие оставшимся в живых людям.

 

В таблице A-VI/1-2 Кодекса Конвенции ПДМНВ-78 указаны следующие минимальные требования к компетентности в области противопожарной безопасности и борьбы с пожаром:

· Организация борьбы с пожаром на борту судна.

· Расположение противопожарных средств и путей эвакуации.

· Составные части пожара (пожарный треугольник).

· Типы и источники воспламенения.

· Воспламеняющие материалы, опасность возникновения и распространения пожара.

· Необходимость постоянной бдительности.

· Обнаружение пожара и дыма, автоматические системы пожарной сигнализации.

· Действия, которые необходимо предпринимать при обнаружении признаков пожара на судне

· Классификация пожаров и применяемых огнетушащих веществ.

· Противопожарное оборудование и его расположение на судне.

· Стационарные противопожарные системы на судне.

· Снаряжение пожарного.

· Противопожарные устройства и оборудование.

· Методы борьбы с пожаром.

· Использование дыхательных аппаратов в ходе борьбы с пожаром и
действий по спасению.

 

 

В таблице A-VI/1-4 Кодекса Конвенции ПДМНВ-78 указаны следующие минимальные требования к компетентности в области личной безопасности и общественных обязанностей:

· Знание судовых планов действий в чрезвычайных ситуациях для принятия мер при авариях.

· Сигналы, подаваемые в аварийных ситуациях, и специальные обязанности, закрепленные за членами экипажа по расписанию по тревогам; места сбора; правильное использование личного снаряжения, обеспечивающего личную безопасность.

· Действия, предпринимаемые по сигналам тревог.

· Знание путей эвакуации, систем внутрисудовой связи и аварийно-предупредительной сигнализации.

· Последствия эксплуатационного или аварийного загрязнения морской среды.

· Начальные знания процедур по защите окружающей среды.

· Соблюдение правил техники безопасности.

· Имеющиеся устройства, обеспечивающие безопасность и защиту от потенциальной угрозы на судне.

· Важность поддержания хороших человеческих и рабочих отношений на судне.

· Общественные обязанности; условия найма на работу; индивидуальные права и обязанности; опасность злоупотребления наркотиками и алкоголем.

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ



2019-11-13 368 Обсуждений (0)
Безопасность каждого члена экипажа в море во многом зависит от обеспечения живучести судна. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Безопасность каждого члена экипажа в море во многом зависит от обеспечения живучести судна.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)