Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эмоциональные нагрузки



2019-11-13 1043 Обсуждений (0)
Эмоциональные нагрузки 0.00 из 5.00 0 оценок




К эмоциональным нагрузкам относятся:

3.1 - Степень ответственности за результат собственной деятельности и значимость ошибки;

3.2 -  Степень риска для собственной жизни;

3.3 -  Степень ответственности за безопасность других лиц;

3.4 -  Количество конфликтных производственных ситуаций за смену.

 

Показатели напряженности трудового процесса

Классы условий труда

1 2 3.1 3.2

Оптимальный (Напряженность труда легкой степени)

Допустимый (Напряженность труда средней степени)

Вредный (Напряженный труд)

1 степени 2 степени
1 2 3 4 5

3. Эмоциональные нагрузки

З.1.Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки

Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий.   Несет ответственность за функциональное качество вспомогатель-ных работ (заданий). Несет ответствен-ность за функциональное качество основной работы (задания). Несет ответствен-ность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания.
Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.) Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни
3.2. Степень риска для собственной жизни Исключена ______ ______ Вероятна
3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена ______ ______ Возможна
3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену Отсутствуют 1 – 3 4 – 8 Более 8

3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности. Зна­чимость ошибки» - указывает, в какой мере работник может влиять на результат соб­ственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого кол­лектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

Для таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т. п. характерна самая высо­кая степень ответственности за окончательный результат работы (класс 3.2), а допущенные ошиб­ки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей.

Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приво­дят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная на­грузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкторы.

В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспо­могательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вы­шестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т. п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоциональ­ного напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты.

Наименьшая значимость кри­терия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за вы­полнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополни­тельные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

Таким образом, по данному показателю оценивается ответственность работника за качество элементов заданий вспомогательных работ, основной работы или конечной продукции. Например, для токаря конечной продукцией являются изготовленные им детали, для мастера токарного участка - все детали, изготовленные на этом участке, а для начальника механического цеха - работа всего цеха. Поэтому при использовании данного критерия возможен следующий подход.

Класс 1 - ответственность за качество действий или операций, являющихся эле­ментом трудового процесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется самим работающим на основе самоконтроля или внешнего, формального контроля по

типу «правильно -не правильно» (все виды подсобных работ, санитарки, уборщицы, грузчики и т. д.).

Класс 2 - ответственность за качество деятельности, являющейся технологиче­ским циклом или крупным элементом техпроцесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется вышестоящим руководителем по типу указаний «как необходи­мо сделать правильно» (рабочие строительных специальностей, ремонтный персонал).

Класс 3.1- ответственность за весь технологический процесс или деятельность, а ошибка исправляется всем коллективом, группой, бригадой (диспетчерский персонал, мастера, бригадиры, начальники цехов основного производства), за исключением слу­чаев, когда ошибка может привести к перечисленным ниже последствиям.

Класс 3.2 - ответственность за качество продукции, производимой всем струк­турным подразделением или повышенная ответственность за результат собственной ошибки, если она может привести к остановке технологического процесса, поломке до­рогостоящего или уникального оборудования, либо к возникновению опасности для жизни других людей (водители, перевозящие пассажиров автотранспортных средств, пилоты пассажирских самолетов, машинисты локомотивов, капитаны судов, руководи­тели предприятий и организаций).

3.2. «Степень риска для собственной жизни». Мерой риска является вероят­ность наступления нежелательного события, которую с достаточной точностью можно выявить из статистических данных производственного травматизма на данном пред­приятии и аналогичных предприятиях отрасли.

Поэтому на данном рабочем месте анализируют наличие травмоопасных факто­ров, которые могут представлять опасность для жизни работающих и определяют воз­можную зону их влияния. Рекомендуется использовать материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, которые предписывают составление такого перечня. Напри­мер, во временной методике проведения в электроэнергетике (сосуды и трубопроводы с давлением выше 5 атмосфер, маслонаполненные вводы высоковольтного оборудования на напряжение выше 1 000 В, сосуды, трубопроводы и арматура с температурой носи­теля выше 60 °С, и др.).

Показателем «степень риска для собственной жизни» характеризуют лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, т. е. рабочая среда таит угрозу непо­средственно поражающей реакции (взрыв, удар, самовозгорание), в отличие от косвен­ной опасности, когда рабочая среда становится опасной при неправильном и непреду­смотрительном поведении работающего.

Наиболее часто встречающимися видами происшествий, приводящих к несчаст­ным случаям со смертельным исходом, являются: дорожно-транспортные проис­шествия, падение с высоты, падение, обрушение и обвалы предметов и материалов, воздействие движущихся и вращающихся частей, разлетающихся предметов и деталей. Наиболее частыми источниками травматизма являются автомобили, энергетическое оборудование, тракторы, металлорежущие станки.

Примеры профессий, работа в которых характеризуется повышенной степенью риска для собственной жизни:

- строительные специальности, в основном связанные с работой на высоте (плотники, монтажники лесов, монтажники металлоконструкций, машинисты кранов, каменщики, и ряд других); основным травмирующим фактором в этих профессиях является падение с высоты;

- водители всех видов транспортных средств: основной травмирующий фак­тор - нарушение правил дорожного движения, неисправность транспортного средства;

- профессии, связанные с обслуживанием энергетического оборудования и систем (электромонтеры, электрослесари и др.): травмирующий фактор - поражение электрическим током;

- основные профессии горнодобывающей промышленности (проходчики, взрывники, скреперисты, рабочие очистного забоя, и др.): травмирующий фактор -взрывы, разрушения, обвалы, выбросы газа, и т. п.;

- профессии металлургии и химического производства (литейщики, пла­вильщики, конверторщики, и др.): травмирующий фактор - взрывы и выбросы рас­плавов, воспламенения в результате нарушения технологического процесса.

Риск для собственной жизни связан не только с травмоопасностью, но может определяться и спецификой трудовой деятельности в определенных социально-экономических условиях в стране. Так, высокий риск для собственной жизни характе­рен для работников прокуратуры (прокуроры, помощники прокуроров, следователи) и других сотрудников правоохранительных органов.

3.3. «Ответственность за безопасность других лиц». При оценке напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), то есть такую, которая вменяется
должностной инструкцией.

Как правило, это руководители первичных трудовых коллективов - мастера, бригадиры, отвечающие за правильную организацию работы в потенциально опасных условиях и следящие за выполнением инструкций по охране труда и технике безопас­ности; работники, чья ответственность исходит из самого характера работы - врачи не­которых специальностей (хирурги, реаниматологи, травматологи, воспитатели детских дошкольных учреждений, авиадиспетчеры) и лица, управляющие потенциально опас­ными машинами и механизмами, например, водители транспортных средств, пилоты пассажирских самолетов, машинисты локомотивов.

3.4. «Количество конфликтных производственных ситуаций за смену». Наличие
конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда профессий (сотрудники
всех звеньев прокуратуры, системы МВД, преподаватели и др.) существенно увеличи­вают эмоциональную нагрузку и подлежат количественной оценке. Количество кон­фликтных ситуаций учитывается на основании хронометражных наблюдений.

Конфликтные ситуации у педагогов встречаются в виде непосредственного взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также участие в разрешении кон­фликтов, возникающих между учениками. Кроме того, могут возникать конфликты внутри педагогического коллектива с коллегами, руководством и в ряде случаев с ро­дителями учащихся.

У прокуроров и работников правоохранительных органов конфликты встреча­ются с клиентами в виде словесных угроз, угроз по телефону, письменно и при личном общении, а также оскорбления, угрозы физического насилия, физические атаки.

Пример. Наибольшее число конфликтных ситуаций в среднем за рабочую смену отмечено у работников правоохранительных органов: более 8 (класс 3.2), меньшее ко­личество у преподавателей - от 4 до 8 (класс 3.1), у помощников следователей прокура­туры от 1 до 3 (класс 2), у работников канцелярии прокуратуры - отсутствуют (класс 1).

Монотонность нагрузок

К показателям монотонности нагрузок относятся:

4.1.- Число элементов (приёмов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций;

4.2.- Продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций;

4.3.-  Время активных действий;

4.4.-  Монотонность производственной обстановки.

 

Показатели напряженности трудового процесса

Классы условий труда

1 2 3.1 3.2

Оптимальный (Напряженность труда легкой степени)

Допустимый (Напряженность труда средней степени)

Вредный (Напряженный труд)

1 степени 2 степени
1 2 3 4 5

4. Монотонность нагрузок

4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях более 10 9 – 6 5 – 3 менее 3
4.2. Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций более 100 100 – 25 24 – 10 менее 10
4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса 20 и более 19 – 10 9 – 5 менее 5
4.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) менее 75 76–80 81–90 более 90

 

4.1 и 4.2. «Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» и «Продолжительность (с) вы­полнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» - чем меньше число выполняемых приемов и чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок.

Данные показатели наиболее выражены при конвейерном труде (класс 3.1—3.2).

Эти показатели характеризуют так называемую «моторную» монотонию.

Необходимым условием для отнесения операций и действий к монотонным яв­ляется не только их частая повторяемость и малое количество приемов, что может на­блюдаться и при других работах, но и их однообразие и, самое главное, их низкая ин­формационная содержательность, когда действия и операции производятся автомати­чески и практически не требуют пристального внимания, переработки информации и принятия решений, т. е. практически не задействуют «интеллектуальные» функции.

К таким работам относятся практически все профессии поточно-конвейерного производства - монтажники, слесари-сборщики, регулировщики радиоаппаратуры, и другие работы того же характера - штамповка, упаковка, наклейка ярлыков, нанесение маркировочных знаков. В отличие от этих существуют работы, которые по внешним признакам относятся к монотонным, но, по сути, таковыми не являются, например, ра­бота оператора-программиста ПЭВМ, когда короткие, однообразные и часто повто­ряющиеся действия имеют значительный информационный компонент и вызывают со­стояние не монотонии, а нервно-эмоционального напряжения.

 

4.3. «Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюде­ние за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем
меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом
производственного процесса, тем, соответственно выше монотонность нагрузок.

Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операто­ров пультов управления химических производств (класс 3.1—3.2).

 

4.4. «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюде­ния за ходом техпроцесса, в % от времени смены)» - чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа.

Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химиче­ских производств, электростанций и др.) - класс 3.2.

Режим работы

Режим работы характеризуется:

5.1.  - Фактической продолжительностью рабочего дня;

5.2.  - Сменностью работы;

5.3.  -  Наличием регламентированных перерывов и их продолжительностью.

 

Показатели напряженности трудового процесса

Классы условий труда

1 2

3.1

3.2

Оптимальный (Напряженность труда легкой степени)

Допустимый (Напряженность труда средней степени)

Вредный

 (Напряженный труд)

1 степени

2 степени
1 2 3

4

5

5. Режим работы

5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня 6 – 7 ч

8 – 9 ч

10 – 12 ч более 12 ч
5.2. Сменность работы Односменная работа (без ночной смены)

Двухсменная работа (без ночной смены)

Трехсменная работа (работа  в ночную смену) Нерегулярная сменность с работой в ночное время
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7 % и более рабочего времени

Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности:

от 3 до 7% рабочего времени

Перерывы не регламентиро-ваны и недостаточной продолжитель-ности: до 3 % рабочего времени Перерывы отсут-ствуют
           

 

5.1 «Фактическая продолжительность рабочего дня» - выделен в самостоя­тельную рубрику, так как независимо от числа смен и ритма работы фактическая про­должительность рабочего дня колеблется от 6—8 ч (телефонисты, телеграфисты и т. п.) до 12 ч и более (руководители промышленных предприятий). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 ч и более (врачи, медсестры и т. п.). Чем про­должительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответ­ственно, выше напряженность труда.

 

5.2«Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организа­ции. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (медсестры, врачи и др.).

 

5.3. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)». К регламентированным перерывам следует относить только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании официальных внутрипроизводственных документов, таких как коллективный договор, приказ директора предприятия или организации, либо на основании государственных документов - санитарных норм и правил, отраслевых правил по охране труда и других.

Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных пере­рывов усугубляет напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковремен­ной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производствен­ной среды.

Существующие режимы работ авиадиспетчеров, врачей, медицинских сестер и т. д. характеризуются отсутствием регламентированных перерывов (класс 3.2), в от­личие от мастеров и руководителей промышленных предприятий, у которых перерывы не регламентированы и непродолжительны (класс 3.1). В то же время, перерывы имеют место, но они недостаточной продолжительности у конструкторов, научных работни­ков, телеграфистов, телефонистов и др. (2 класс).

 



2019-11-13 1043 Обсуждений (0)
Эмоциональные нагрузки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эмоциональные нагрузки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1043)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)