Сущность, понятие, функции и классификация налогов
Государство для осуществления своих функций должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определённый период. Изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Понятие налога. Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований. Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). В общем смысле слова налог можно определить, как обязательный платёж, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закреплённых правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых в государстве с плательщиков - юридических и физических лиц, а также принципов, форм и методов их изменения, обмена, уплаты, взимания и контроля. Она включает также налоговую базу, налоговую ставку и другие элементы. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется налоговая ставка. Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную, фискальную и контрольную. Регулирование развития народного хозяйства достигается путём маневрирования налоговыми ставками, предоставлением льгот, применением штрафных санкций. Изменяя условия налогообложения, государство создаёт условия для селективного развития экономики. С помощью налогов, льгот и санкций государство может стимулировать инвестиционную активность, направленную на техническое перевооружение предприятий и отраслей, внедрение достижений науки и передового опыта в производстве. Распределительная (перераспределительная) функция заключается в том, что часть доходов предприятий и граждан, поступающая в бюджеты страны в виде налогов, направляется на развитие производственной и социальной инфраструктуры, а также капиталоёмких отраслей с длительными сроками окупаемости затрат. Фискальная функция состоит в том, что за счёт налогов содержится государственный аппарат, оборонный комплекс, непроизводственная сфера, в том числе наука, образование, культура и др. Контрольная функция предполагает контроль за финансовохозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Государство отслеживает своевременность и полноту поступления в бюджеты налогов, сопоставляет их величину с потребностями в финансовых ресурсах и определяет необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. Социальная функция налогов реализуется путём воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека, проявляется через обеспечение качества жизни человека (медицина, образование). Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные формы классификации налогов. 1. По способу взимания: - прямые налоги - взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков (НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество); - косвенные налоги - включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком является потребитель товара (работы, услуги) (НДС, акцизы, таможенные пошлины). 2. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления): - федеральные налоги (9), элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина); - региональные налоги (3) вводятся в соответствии с НК РФ и устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта (налог на имущество организаций, транспортный налог); - местные налоги (2) вводятся в соответствии с НК РФ и устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (налог на имущество физических лиц, земельный налог). 3. По целевой направленности введения налогов: - общие налоги, предназначенные для формирования доходов бюджетов в целом (НДС, НДФЛ, акцизы); - целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (ЕСН). Для них часто создаётся специальный внебюджетный фонд. 4. По субъекту-налогоплательщику: - налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ); - налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль предприятий); - смежные налоги, которые уплачивают физические и юридические лица (земельный налог). 5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платёж: - закреплённые налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (НДС); - регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определённой законодательством (НДФЛ, акцизы). 6. По характеру бухгалтерского учёта: - включаемые в себестоимость или цену продукции (НДС); - уплачиваемые за счёт налогооблагаемой прибыли (налог на имущество предприятий); - удерживаемые из доходов работника (НДФЛ). 7. По срокам уплаты: - срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определённому нормативными актами (государственная пошлина, транспортный налог); - периодично-календарные налоги, которые подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные (НДФЛ), ежеквартальные (налог на прибыль), полугодовые, годовые. 8. По отношению налогов к доходам предприятия: - прогрессивные - ставка налога возрастает в зависимости от величины дохода (налог на землю); - пропорциональные - ставка налога остаётся неизменной (НДФЛ - 13%); - регрессивные - по мере роста налогооблагаемой базы ставка налога снижается. Транспортные организации уплачивают в бюджет все виды налогов, определённые законодательством РФ, в том числе: налог на прибыль; НДС; ЕСН; налог на имущество; транспортный налог и др. Часть автотранспортных организаций и индивидуальных предпринимателей применяют упрощённую систему налогобложения. Суть её в том, что вместо нескольких видов налогов уплачивается единый налог. При переходе на упрощённую систему налогобложения индивидуальными предпринимателями и организациями необходимо выполнить ряд условий: численность наёмных работников не должна превышать 100 человек; доля уставного капитала, принадлежащего юридическим лицам ограничена до 25% и др. В настоящее время, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, применяется также система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и применяется наряду с общей системой налогообложения. Вменённый доход - это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учётом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчёта величины единого налога по установленной ставке. Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального образования предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом. Данная система применяется, в том числе при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и(или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате большинства налогов. Контрольные вопросы 1. Что такое финансы? 2. Назовите внутренние и внешние источники формирования финансовых ресурсов. 3. Что такое рентабельность? 4. Что представляет собой налоговая система? 5. Назовите основные функции налогов. 6. Приведите классификацию налогов. 7. Когда применяется упрощённая система налогообложения? ТЕМА 11 ПЛАНИРОВАНИЕ 11.1 Сущность, принципы, методы и классификация планирования Планирование является средством формирования целей фирмы и способов их достижения. Планирование - это центральное звено управления, процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта. Планированию деятельности предприятия предшествует разработка его стратегии развития и существования. Планирование деятельности предприятия в зависимости от принятой в государстве политики регулирования экономических процессов может быть централизованным или децентрализованным. При административно-командной модели планирование осуществляется сверху вниз в виде директивных плановых заданий по выпуску продукции и поставке её потребителям, которые заранее указаны вышестоящими ведомствами. При рыночной модели экономики производитель самостоятельно ищет покупателя своей продукции. Результат хозяйственной деятельности - прибыль или убыток - в административной системе является предметом перераспределения, а в рыночной экономике отражается в приросте или потере капитала. Планирование на автомобильном транспорте является важнейшей функцией процесса управления. Планирование позволяет: • предвидеть перспективу развития транспортного предприятия; • рационально распределять и использовать ресурсы; • обеспечивать устойчивое развитие предприятия и избегать риска банкротства; • эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии; • повышать качество транспортных услуг в соответствии с требованиями рынка; • повышать эффективность производства и стабилизировать финансовое состояние предприятия; • эффективно осуществлять контроль за производственно-хозяйственной деятельностью. Для достижения высокого качества планирование должно быть построено на научных принципах и методах. Принципы планирования - это основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии. К основным принципам планирования относят: непрерывность; научность; рациональное использование всех ресурсов; ведущих звеньев; координации. Принцип непрерывности планирования означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учётом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии. Принцип научности основан на достоверной информации и научно проверенных, современных методах. Принцип нацеленности планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия основан на повышении эффективности производства, достижении максимальной прибыли. Принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех бизнеса, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии. Принцип координации основан на взаимной увязке всех производственных подразделений предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними. В отечественной практике применяют следующие методы планирования: балансовый; нормативный; программно-целевой; по техникоэкономическим факторам; графический. Балансовый метод наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов: материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.); трудовые (баланс рабочей силы); финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.). Сущность нормативный метода - при планировании применяется система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоёмкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершённого производства). Программно-целевой метод в основном используется при планировании НТП и позволяет: сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно-технических программ; обеспечить сквозное планирование - от идеи до внедрения в производство; согласо- вать реализацию научно-технических программ с планом экономического и социального развития предприятия. Метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия (внедрение новой техники и технологии, совершенствование организации производства и труда, изменение объёма производства и др.). Графические методы планирования могут иметь различные формы, например в виде сетевого и линейного графика. Сетевой метод применяется при планировании подготовки производства новой продукции. При линейном методе строится график в осях координат XY (X - время работы, Y - вид работы). Как правило, при планировании на предприятии используется не один метод из вышеперечисленных, а весь их комплекс. В целом, система планирования деятельности предприятия представляет собой совокупность планов, в которых реализуются основные задачи фирмы и принципы планирования. Классификация планирования. Планирование классифицируют по следующим признакам: • по видам: - стратегическое; - текущее (технико-экономическое и оперативно-производственное); - оперативное (на месяц, неделю, день); • по времени: - долгосрочное; - среднесрочное; - краткосрочное; • по объекту планирования: - план предприятия; - цеха; - отдела; - бригады; - участка; - рабочего места; • по видам документов: - бизнес-план; - программа; - проект; - прогноз; - задание; - заказ-наряд; • по методам планирования: - балансовый; - нормативный; - сетевой; - графический; - программно-целевой; - экономико-математический; • по предмету планирования: - план объёма продаж в натуральном и стоимостном выражении; - численности работающих и оплаты труда; - доходов - расходов и прибыли; - финансирования инвестиций; - кредитования; - финансовых издержек; - научных исследований; - эффективности предприятия. Долгосрочные планы разрабатываются на несколько лет. Они могут быть детерминированными, т.е. установленными на определённый срок (5...7 лет), или скользящими. Планы ежегодно пересматриваются, уточняются показатели планируемого года в зависимости от отчётного, что оправданно в условиях динамичной рыночной ситуации. 11.2 Стратегическое планирование Научно обоснованная система планирования производственной и сбытовой деятельности любой фирмы должна включать три тесно взаимоувязанные системы: систему стратегического планирования, систему прогнозирования и систему внутрифирменного планирования производства и сбыта. Их последовательная разработка при одновременной тесной и взаимной связи обеспечит получение высокоинтегрированной системы планирования на фирме. Термин «стратегия» происходит от греческого слова strategos, которое переводится на русский язык как «искусство развёртывания войск в бою» или «искусство генерала». Целью разработки стратегии развития фирмы является выявление главных направлений дальнейшего её функционирования на основе максимального использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала и с наиболее полным учётом влияния микро- и макросреды. Основными задачами, решаемыми на этапе формулирования стратегии развития фирмы, являются: - выявление перспективных и экономически наиболее эффективных видов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности; - определение объёма инвестиций и других ресурсов, необходимых для реализации выбранных направлений своей деятельности; - оценка конечных производственных, экономических, финансовых, трудовых, социальных и экологических результатов; - определение допустимого уровня риска. Стратегия представляет собой набор основных правил, которыми должна руководствоваться фирма при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение производственных, сбытовых, инвестиционных и иных целей с учётом имеющихся реальных возможностей. Стратегия - это система основополагающих правил, приёмов, необходимых для выработки и принятия научно обоснованных, долгосрочных, принципиально важных управленческих решений, которыми фирма должна руководствоваться в своей производственно-хозяйственной, сбытовой, финансовой, инвестиционной и других видах деятельности, с целью получения в перспективе устойчивых и доминирующих конкурентных преимуществ на целевом рынке. В процессе реализации стратегия должна корректироваться в соответствии с происходящими изменениями в макро- и микросреде, а также внутри самой фирмы. В зависимости от уровня управления различают стратегии: корпоративную, деловую, функциональную и операционную. Корпоративная (базовая) стратегия - это стратегия фирмы в целом. Базовая стратегия может быть стратегией: - роста (увеличение объёма услуг; усиление позиций; расширение границ рынка); - стабилизации (ограниченного роста - реализуется в устойчивых условиях деятельности); - сокращения (реализуется в условиях стагнации, экономического спада); - сочетания (комбинация различных стратегий). Деловая стратегия имеет своей целью установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособности фирмы на целевом рынке. Функциональная стратегия осуществляется в масштабе фирмы по выбранным функциональным направлениям и может быть: инновационной (оказание новых услуг посредством инноваций); производственной (обновление подвижного состава, контроль издержек); маркетинговой (увеличение объёма и видов оказываемых услуг, ориентация на новые рынки); финансовой (улучшение финансовых показателей, контроль); трудовых отношений (эффективность кадрового менеджмента, оплаты труда). Операционная стратегия реализуется в масштабе отдельных подразделений фирмы: отдела сбыта, отдела рекламы, центров возникновения затрат и т.д. Процесс выработки стратегии на фирме или предприятии зависит от занимаемой ими позиции на целевом рынке, сложившейся динамики собственного развития, реального кадрового и производственного потенциала, особенностей поведения конкурентов, специфики производимого товара или оказываемых услуг, достигнутого уровня развития национальной экономики, культурной и социальной среды и т.д. Стратегическое планирование обеспечивает основу для выработки экономически целесообразных проектов управленческих решений, реализацию основных функций на фирме (учёт, контроль, анализ, регулирование, организация, маркетинг) и мотивацию. Назначение стратегического планирования - выработка научно обоснованного стратегического плана фирмы. Стратегическое планирование - одна из основных компонент системы внутрифирменного планирования и управления на базе концепции, определяющей общие цели фирмы, приоритеты в распределении ресурсов, главные направления развития инвестиционной деятельности. Стратегический план предприятия разрабатывается на 8...10 лет исходя из анализа, который предусматривает исследование внутренней среды предприятия с точки зрения сильных и слабых сторон, а также внешней среды - с точки зрения возможностей и угроз. 11.3 Бизнес-план Бизнес-план - это обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях, инструмент планирования производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Он составляется как для действующей, так и для вновь создаваемой фирмы. Содержание и объём бизнес-плана зависят от различных факторов: размеров предприятия (для малого бизнеса - 10.20 страниц, для крупной фирмы - 40.50); полноты составных частей (укрупнённый или детализированный); назначения (для внутреннего использования, для инвесторов, как заявка на банковский кредит); периода планирования (на один год или несколько лет); квалификации составителей и практического опыта подготовки технико-экономического обоснования. Процесс составления плана и детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют руководителя оценить своё предприятие с новых позиций. Сравнение с аналогичными фирмами поможет выявить слабые и сильные стороны, заранее предвидеть возможные технические проблемы и финансовые затруднения, которые могут привести к неплатёжеспособности. Если предприятие находится на грани банкротства, бизнес-план покажет, почему дешевле отказаться от сомнительных коммерческих операций и как найти способы повышения платёжеспособности и рентабельности. Тщательно составленный бизнес-план даёт возможность довести идеи до других людей - сотрудников, инвесторов, кредиторов, общественности. Структура бизнес-плана для действующего крупного и среднего предприятия может включать следующие разделы: Титульный лист (обложка бизнес-плана); Резюме; Содержание: 1) описание бизнеса. Цель деятельности предприятия; 2) план маркетинга и реализации товара (услуги); 3) план инноваций; 4) производство продукции, оказание услуг; 5) управление; 6) персонал; 7) оценка и страхование рисков; 8) юридический план; 9) издержки предприятия; 10) финансовый план; 11) сопроводительные документы. Для малого предприятия бизнес-план значительно меньше по объёму, но в нём обязательно должны быть следующие разделы: • резюме; • описание бизнеса; • план маркетинга; • производство продукции, оказание услуг; • финансовый план. Бизнес-план выступает как эффективный инструмент управления предприятием посредством контроля текущей ситуации и определения перспектив развития. Контрольные вопросы 1. Для чего необходимо планирование на предприятии? 2. Какие методы планирования применяют в отечественной практике? 3. Приведите классификацию планирования. 4. Что такое стратегия? 5. Какие виды стратегий вы знаете? 6. Что такое бизнес-план? 7. Какие разделы могут быть включены в структуру бизнес-плана для действующего крупного и среднего предприятия?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |