Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, понятие, функции и классификация налогов



2019-11-21 207 Обсуждений (0)
Сущность, понятие, функции и классификация налогов 0.00 из 5.00 0 оценок




Государство для осуществления своих функций должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определённый период. Изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости ВВП в виде обязатель­ного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые харак­теризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Понятие налога.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принад­лежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опера­тивного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физиче­ских лиц, уплата которого является одним из условий совершения в от­ношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должно­стными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

В общем смысле слова налог можно определить, как обязательный платёж, устанавливаемый государством и взимаемый на основании зако­нодательно закреплённых правил для удовлетворения общественных по­требностей.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сбо­ров и других платежей, взимаемых в государстве с плательщиков - юри­дических и физических лиц, а также принципов, форм и методов их изме­нения, обмена, уплаты, взимания и контроля. Она включает также налого­вую базу, налоговую ставку и другие элементы.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется налоговая ставка.

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимули­рующую, распределительную, фискальную и контрольную.

Регулирование развития народного хозяйства достигается путём ма­неврирования налоговыми ставками, предоставлением льгот, применени­ем штрафных санкций. Изменяя условия налогообложения, государство создаёт условия для селективного развития экономики.

С помощью налогов, льгот и санкций государство может стимулиро­вать инвестиционную активность, направленную на техническое пере­вооружение предприятий и отраслей, внедрение достижений науки и пе­редового опыта в производстве.

Распределительная (перераспределительная) функция заключается в том, что часть доходов предприятий и граждан, поступающая в бюджеты страны в виде налогов, направляется на развитие производственной и со­циальной инфраструктуры, а также капиталоёмких отраслей с длитель­ными сроками окупаемости затрат.

Фискальная функция состоит в том, что за счёт налогов содержится государственный аппарат, оборонный комплекс, непроизводственная сфе­ра, в том числе наука, образование, культура и др.

Контрольная функция предполагает контроль за финансово­хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источ­никами доходов и расходами. Государство отслеживает своевременность и полноту поступления в бюджеты налогов, сопоставляет их величину с потребностями в финансовых ресурсах и определяет необходимость ре­формирования налоговой системы и бюджетной политики.

Социальная функция налогов реализуется путём воздействия на форми­рование совокупного интеллекта и нравственности человека, проявляется через обеспечение качества жизни человека (медицина, образование).

Наиболее существенное значение для современной теории и практи­ки налогообложения имеют следующие основные формы классифика­ции налогов.

1. По способу взимания:

- прямые налоги - взимаются непосредственно с доходов или имуще­ства налогоплательщиков (НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество);

- косвенные налоги - включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком является потребитель товара (работы, ус­луги) (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2.  В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):

- федеральные налоги (9), элементы которых определяются феде­ральным законодательством и которые являются едиными на всей терри­тории страны (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государствен­ная пошлина);

- региональные налоги (3) вводятся в соответствии с НК РФ и уста­навливаются законодательными органами субъектов Федерации и явля­ются обязательными на территории данного субъекта (налог на имущест­во организаций, транспортный налог);

- местные налоги (2) вводятся в соответствии с НК РФ и устанав­ливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправ­ления (налог на имущество физических лиц, земельный налог).

3. По целевой направленности введения налогов:

- общие налоги, предназначенные для формирования доходов бюд­жетов в целом (НДС, НДФЛ, акцизы);

- целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (ЕСН). Для них часто создаётся специальный внебюджетный фонд.

4. По субъекту-налогоплательщику:

- налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ);

-  налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль пред­приятий);

- смежные налоги, которые уплачивают физические и юридические лица (земельный налог).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платёж:

- закреплённые налоги, которые непосредственно и целиком посту­пают в тот или иной бюджет (НДС);

- регулирующие налоги, которые поступают одновременно в раз­личные бюджеты в пропорции, определённой законодательством (НДФЛ, акцизы).

6. По характеру бухгалтерского учёта:

- включаемые в себестоимость или цену продукции (НДС);

- уплачиваемые за счёт налогооблагаемой прибыли (налог на иму­щество предприятий);

- удерживаемые из доходов работника (НДФЛ).

7. По срокам уплаты:

- срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определённому нормативными актами (государственная пошлина, транспортный налог);

- периодично-календарные налоги, которые подразделяются на сле­дующие разновидности: декадные, ежемесячные (НДФЛ), ежекварталь­ные (налог на прибыль), полугодовые, годовые.

8. По отношению налогов к доходам предприятия:

- прогрессивные - ставка налога возрастает в зависимости от вели­чины дохода (налог на землю);

- пропорциональные - ставка налога остаётся неизменной (НДФЛ - 13%);

- регрессивные - по мере роста налогооблагаемой базы ставка на­лога снижается.

Транспортные организации уплачивают в бюджет все виды налогов, определённые законодательством РФ, в том числе: налог на прибыль; НДС; ЕСН; налог на имущество; транспортный налог и др.

Часть автотранспортных организаций и индивидуальных предпри­нимателей применяют упрощённую систему налогобложения. Суть её в том, что вместо нескольких видов налогов уплачивается единый налог. При переходе на упрощённую систему налогобложения индивидуальны­ми предпринимателями и организациями необходимо выполнить ряд ус­ловий: численность наёмных работников не должна превышать 100 чело­век; доля уставного капитала, принадлежащего юридическим лицам огра­ничена до 25% и др.

В настоящее время, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, при­меняется также система налогообложения в виде единого налога на вме­ненный доход для отдельных видов деятельности, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и применяется наряду с общей системой налогообложе­ния.

Вменённый доход - это потенциально возможный доход налогопла­тельщика единого налога, рассчитываемый с учётом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используе­мый для расчёта величины единого налога по установленной ставке.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального обра­зования предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Данная система применяется, в том числе при оказании автотранс­портных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых орга­низациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и(или) распоряже­ния) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобож­дение от обязанности по уплате большинства налогов.

Контрольные вопросы

1. Что такое финансы?

2. Назовите внутренние и внешние источники формирования фи­нансовых ресурсов.

3. Что такое рентабельность?

4. Что представляет собой налоговая система?

5. Назовите основные функции налогов.

6. Приведите классификацию налогов.

7. Когда применяется упрощённая система налогообложения?


ТЕМА 11 ПЛАНИРОВАНИЕ

11.1 Сущность, принципы, методы и классификация планирования

Планирование является средством формирования целей фирмы и способов их достижения. Планирование - это центральное звено управле­ния, процесс разработки планов, программ и проектов на основе исполь­зования экономических законов и передового опыта.

Планированию деятельности предприятия предшествует разработка его стратегии развития и существования.

Планирование деятельности предприятия в зависимости от приня­той в государстве политики регулирования экономических процессов может быть централизованным или децентрализованным. При админи­стративно-командной модели планирование осуществляется сверху вниз в виде директивных плановых заданий по выпуску продукции и постав­ке её потребителям, которые заранее указаны вышестоящими ведомст­вами. При рыночной модели экономики производитель самостоятельно ищет покупателя своей продукции. Результат хозяйственной деятельно­сти - прибыль или убыток - в административной системе является предметом перераспределения, а в рыночной экономике отражается в приросте или потере капитала.

Планирование на автомобильном транспорте является важнейшей функцией процесса управления. Планирование позволяет:

• предвидеть перспективу развития транспортного предприятия;

• рационально распределять и использовать ресурсы;

• обеспечивать устойчивое развитие предприятия и избегать риска банкротства;

• эффективно проводить научно-техническую политику на пред­приятии;

• повышать качество транспортных услуг в соответствии с требо­ваниями рынка;

• повышать эффективность производства и стабилизировать фи­нансовое состояние предприятия;

• эффективно осуществлять контроль за производственно-хозяй­ственной деятельностью.

Для достижения высокого качества планирование должно быть по­строено на научных принципах и методах.

Принципы планирования - это основные теоретические положе­ния, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

К основным принципам планирования относят: непрерывность; на­учность; рациональное использование всех ресурсов; ведущих звеньев; координации.

Принцип непрерывности планирования означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны система­тически пересматриваться и корректироваться с учётом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных пла­нов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии.

Принцип научности основан на достоверной информации и научно проверенных, современных методах.

Принцип нацеленности планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия основан на повышении эффективности производст­ва, достижении максимальной прибыли.

Принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реа­лизации которых зависит успех бизнеса, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубо­ком анализе состояния дел на предприятии.

Принцип координации основан на взаимной увязке всех производст­венных подразделений предприятия с целью обеспечения сбалансирован­ности в работе между ними.

В отечественной практике применяют следующие методы планиро­вания: балансовый; нормативный; программно-целевой; по технико­экономическим факторам; графический.

Балансовый метод наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предпри­ятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов: материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудова­ния, строительных материалов и т.д.); трудовые (баланс рабочей силы); финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.).

Сущность нормативный метода - при планировании применяется система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоём­кость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудо­вания, нормативы организации производственного процесса, длитель­ность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, не­завершённого производства).

Программно-целевой метод в основном используется при планиро­вании НТП и позволяет: сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно-технических программ; обеспечить сквозное планирование - от идеи до внедрения в производство; согласо-

вать реализацию научно-технических программ с планом экономического и социального развития предприятия.

Метод планирования по технико-экономическим факторам, приме­няется в основном при планировании издержек производства и реализа­ции продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия (внедрение новой техники и технологии, совершенствование организации производства и труда, изменение объёма производства и др.).

Графические методы планирования могут иметь различные формы, например в виде сетевого и линейного графика. Сетевой метод применя­ется при планировании подготовки производства новой продукции. При линейном методе строится график в осях координат XY (X - время работы, Y - вид работы).

Как правило, при планировании на предприятии используется не один метод из вышеперечисленных, а весь их комплекс.

В целом, система планирования деятельности предприятия представ­ляет собой совокупность планов, в которых реализуются основные задачи фирмы и принципы планирования.

Классификация планирования.

Планирование классифицируют по следующим признакам:

• по видам:

- стратегическое;

- текущее (технико-экономическое и оперативно-производствен­ное);

- оперативное (на месяц, неделю, день);

• по времени:

- долгосрочное;

- среднесрочное;

- краткосрочное;

• по объекту планирования:

- план предприятия;

- цеха;

- отдела;

- бригады;

- участка;

- рабочего места;

• по видам документов:

- бизнес-план;

- программа;

- проект;

- прогноз;

- задание;

- заказ-наряд;

• по методам планирования:

- балансовый;

- нормативный;

- сетевой;

- графический;

- программно-целевой;

- экономико-математический;

• по предмету планирования:

- план объёма продаж в натуральном и стоимостном выражении;

- численности работающих и оплаты труда;

- доходов - расходов и прибыли;

- финансирования инвестиций;

- кредитования;

- финансовых издержек;

- научных исследований;

- эффективности предприятия.

Долгосрочные планы разрабатываются на несколько лет. Они могут быть детерминированными, т.е. установленными на определённый срок (5...7 лет), или скользящими. Планы ежегодно пересматриваются, уточ­няются показатели планируемого года в зависимости от отчётного, что оправданно в условиях динамичной рыночной ситуации.

11.2 Стратегическое планирование

Научно обоснованная система планирования производственной и сбытовой деятельности любой фирмы должна включать три тесно взаи­моувязанные системы: систему стратегического планирования, систему прогнозирования и систему внутрифирменного планирования производ­ства и сбыта. Их последовательная разработка при одновременной тесной и взаимной связи обеспечит получение высокоинтегрированной системы планирования на фирме.

Термин «стратегия» происходит от греческого слова strategos, кото­рое переводится на русский язык как «искусство развёртывания войск в бою» или «искусство генерала».

Целью разработки стратегии развития фирмы является выявление главных направлений дальнейшего её функционирования на основе мак­симального использования научно-технического, производственного, кад­рового потенциала и с наиболее полным учётом влияния микро- и макро­среды.

Основными задачами, решаемыми на этапе формулирования страте­гии развития фирмы, являются:

- выявление перспективных и экономически наиболее эффектив­ных видов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности;

- определение объёма инвестиций и других ресурсов, необходимых для реализации выбранных направлений своей деятельности;

- оценка конечных производственных, экономических, финансо­вых, трудовых, социальных и экологических результатов;

- определение допустимого уровня риска.

Стратегия представляет собой набор основных правил, которыми должна руководствоваться фирма при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение производствен­ных, сбытовых, инвестиционных и иных целей с учётом имеющихся ре­альных возможностей.

Стратегия - это система основополагающих правил, приёмов, необ­ходимых для выработки и принятия научно обоснованных, долгосрочных, принципиально важных управленческих решений, которыми фирма должна руководствоваться в своей производственно-хозяйственной, сбы­товой, финансовой, инвестиционной и других видах деятельности, с це­лью получения в перспективе устойчивых и доминирующих конкурент­ных преимуществ на целевом рынке.

В процессе реализации стратегия должна корректироваться в соот­ветствии с происходящими изменениями в макро- и микросреде, а также внутри самой фирмы.

В зависимости от уровня управления различают стратегии: корпора­тивную, деловую, функциональную и операционную.

Корпоративная (базовая) стратегия - это стратегия фирмы в целом.

Базовая стратегия может быть стратегией:

-  роста (увеличение объёма услуг; усиление позиций; расширение границ рынка);

- стабилизации (ограниченного роста - реализуется в устойчивых условиях деятельности);

-  сокращения (реализуется в условиях стагнации, экономического спада);

- сочетания (комбинация различных стратегий).

Деловая стратегия имеет своей целью установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособности фирмы на целевом рынке.

Функциональная стратегия осуществляется в масштабе фирмы по выбранным функциональным направлениям и может быть: инновацион­ной (оказание новых услуг посредством инноваций); производственной (обновление подвижного состава, контроль издержек); маркетинговой (увеличение объёма и видов оказываемых услуг, ориентация на новые рынки); финансовой (улучшение финансовых показателей, контроль); трудовых отношений (эффективность кадрового менеджмента, оплаты труда).

Операционная стратегия реализуется в масштабе отдельных под­разделений фирмы: отдела сбыта, отдела рекламы, центров возникновения затрат и т.д.

Процесс выработки стратегии на фирме или предприятии зависит от занимаемой ими позиции на целевом рынке, сложившейся динамики соб­ственного развития, реального кадрового и производственного потенциа­ла, особенностей поведения конкурентов, специфики производимого то­вара или оказываемых услуг, достигнутого уровня развития национальной экономики, культурной и социальной среды и т.д.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для выработки экономически целесообразных проектов управленческих решений, реали­зацию основных функций на фирме (учёт, контроль, анализ, регулирова­ние, организация, маркетинг) и мотивацию. Назначение стратегического планирования - выработка научно обоснованного стратегического плана фирмы.

Стратегическое планирование - одна из основных компонент систе­мы внутрифирменного планирования и управления на базе концепции, определяющей общие цели фирмы, приоритеты в распределении ресур­сов, главные направления развития инвестиционной деятельности.

Стратегический план предприятия разрабатывается на 8...10 лет ис­ходя из анализа, который предусматривает исследование внутренней сре­ды предприятия с точки зрения сильных и слабых сторон, а также внеш­ней среды - с точки зрения возможностей и угроз.

11.3 Бизнес-план

Бизнес-план - это обоснование деятельности предприятия в рыноч­ных условиях, инструмент планирования производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Он составляется как для действующей, так и для вновь создаваемой фирмы.

Содержание и объём бизнес-плана зависят от различных факторов: размеров предприятия (для малого бизнеса - 10.20 страниц, для крупной фирмы - 40.50); полноты составных частей (укрупнённый или детализи­рованный); назначения (для внутреннего использования, для инвесторов, как заявка на банковский кредит); периода планирования (на один год или несколько лет); квалификации составителей и практического опыта под­готовки технико-экономического обоснования.

Процесс составления плана и детальный анализ, который предшест­вует его написанию, заставляют руководителя оценить своё предприятие с новых позиций.

Сравнение с аналогичными фирмами поможет выявить слабые и сильные стороны, заранее предвидеть возможные технические проблемы и финансовые затруднения, которые могут привести к неплатёжеспособ­ности.

Если предприятие находится на грани банкротства, бизнес-план по­кажет, почему дешевле отказаться от сомнительных коммерческих опера­ций и как найти способы повышения платёжеспособности и рентабельно­сти. Тщательно составленный бизнес-план даёт возможность довести идеи до других людей - сотрудников, инвесторов, кредиторов, общест­венности.

Структура бизнес-плана для действующего крупного и среднего предприятия может включать следующие разделы:

Титульный лист (обложка бизнес-плана);

Резюме;

Содержание:

1) описание бизнеса. Цель деятельности предприятия;

2) план маркетинга и реализации товара (услуги);

3) план инноваций;

4) производство продукции, оказание услуг;

5) управление;

6) персонал;

7) оценка и страхование рисков;

8) юридический план;

9) издержки предприятия;

10) финансовый план;

11) сопроводительные документы.

Для малого предприятия бизнес-план значительно меньше по объё­му, но в нём обязательно должны быть следующие разделы:

• резюме;

• описание бизнеса;

• план маркетинга;

• производство продукции, оказание услуг;

• финансовый план.

Бизнес-план выступает как эффективный инструмент управления предприятием посредством контроля текущей ситуации и определения перспектив развития.

Контрольные вопросы

1. Для чего необходимо планирование на предприятии?

2. Какие методы планирования применяют в отечественной практике?

3. Приведите классификацию планирования.

4. Что такое стратегия?

5. Какие виды стратегий вы знаете?

6. Что такое бизнес-план?

7. Какие разделы могут быть включены в структуру бизнес-плана для действующего крупного и среднего предприятия?




2019-11-21 207 Обсуждений (0)
Сущность, понятие, функции и классификация налогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, понятие, функции и классификация налогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)