Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6: «Проблема бытийного статуса идей, внутреннего мира



2019-11-21 779 Обсуждений (0)
Тема 6: «Проблема бытийного статуса идей, внутреннего мира 0.00 из 5.00 0 оценок




Человека и идеального государственного устройства:

Философия Платона»

План практического занятия

1. Платон: краткая биография, роль и значение в истории философии.

2. Проблема идей и вещей, теория познания. Миф о пещере. (Платон Государство VII // Сочинения: в 4 т. Т. 3. Ч. 1. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 349-353)

2.1.  Смысл образов Платона: «узники», «пещера», «цепи», «тени», «реальные вещи», «ширма», «люди за ширмой», «мир за стенами пещеры», «Солнце»?

2.2. Устройство пещеры.

2.3. Как человек должен двигаться к пониманию/просвещению?

2.4. Почему Платон прибегает к языку «мифологических» образов?

3. Модель идеального государства и понимание человеческой природы Платоном. (Платон Государство IV // Сочинения: в 4 т. Т. 3. Ч. 1. С. 223-262)

3.1. Анализ модели идеального государства.

3.2. Принцип деления людей на сословия.

3.3. Три начала человеческой души.

3.4. Обучение и воспитание, жизнь и быт сословия стражей. Платоновские идеи цензуры и евгеники.

3.5. Решение проблемы богатства и бедности в идеальном государстве.

3.6. Соответствие типов людей – типам государственного устройства.

 

Вопросы для самопроверки

1. Сколько сословий должно было быть в идеальном государстве Платона? Перечислите их и укажите их функции.

2. Возможна ли социальная мобильность в идеальном государстве Платона?

3. Что является критерием распределения людей на сословия?

4. Есть ли у воинов семьи и собственность?

5. В чём различие в подготовке атлета и война?

6. Какую роль Платон придаёт (мусическому) искусству?

7. Представляется ли в идеальном государстве Платона свобода творчества?

8. Почему Платон предлагает контролировать даже характер игр детей?

9. Почему Платон предлагал контролироваться внешний вид подрастающего поколения воинов?

10. Для реализации, какой задачи в государстве Платона должно служить искусство?

Проблемные вопросы и упражнения

1.  Считается ли Вы, что социально-политические практики в принципе можно преобразовать по определённому  умозрительному плану? Ответ обоснуйте.

2.  Что кажется Вам наиболее удачным в политическом проекте Платона? Почему?

3.  Что кажется Вам наименее удачным в политическом проекте Платона? Почему?

4.  Согласны ли Вы с мыслью Платона о связи между типами людей и типами государства (общества)? Ответ обоснуйте.

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Сделайте рисунок Пещеры Платона.

2. Сделайте конспект Платон Государство, 4 кн. // Сочинения: в 4 т. Т. 3. Ч. 1. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 223-262.

3. Сделайте конспект Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 582-625.

Тема 7: «Философия Аристотея: метафизика, этика, поитика»

План практического занятия

1. Аристотель (Стагирит): краткая биография, роль и значение в истории философии.

2. Метафизические и логические положения Стагирита: Учение о четырех причинах сущего. Расхождение Аристотеля с Платоном. Учение о разделении наук. Метафизика. Ум – перводвигатель. Особый статус логики.

3. Место этико-политического знания в философии Стагирита.

4. Аристотель о индивидуальном благе и счастье (Аристотель Никомахова Этика I // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 54-294)

4.1. Трактовка «блага» как цели и основания человеческих действий.

4.2. Иерархия целей («благ»).

4.3. Соотношение частного (этического) и общего (политического) блага по Аристотелю.

4.4. Счастье (др.-греч. Ευδαιμονία, эвдемония) как высшее благо человека.

4.5. Проблема верного определения счастья.

4.6. Связь счастья с делом (деятельностью) человека. Определение дела человека.

4.7. Необходимость совершения поступков.

4.8. Виды благ. Значение и роль внешних благ.

5. Политическая природа человека, проблемы: неравенства, рабства, войны (Аристотель Политика кн. 1 // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 376-402)

5.1. Определение человека как политического животного (др.-греч. πολιτικὸν ζῷον) – Аристотель Политика 1253a. Связь политического с речью.

5.2. Историческая линия развития государствам по Стагириту: семья – селение – государство.

5.3. Проблема рабства и неравенства: неравенство мужчин и женщин, взрослых и детей, рабы по природе и рабы по случаю, рабские тела и рабские души, эллины и варвары.

5.4. Проблема войны. Цель войны, справедливая и не справедливая.

6. Критика социально-политического проекта идеального государства Платона. (Аристотель Политика кн. 2 // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 403-443)

7. Основные политические определения Аристотеля (Аристотель Политика кн. 3 // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 444-485)

7.1. Определение гражданина.

7.2. Определение политической власти.

7.3. Связь подчинения и властвования.

7.4. Цель создания государства.

7.5. Определение государственного устройства (др.-греч. πολιτεία).

7.6. Классификация форм правления (гос. устройств) по Аристотелю.

8. Социальная структура государства по Аристотелю, роль и значение среднего класса.

9. Соотношение счастья (блага) человека и государства по Аристотелю. Характеристика счастливого государства.

 

Вопросы для самопроверки

1.  Почему Аристотель не относил логику ни к одному виду знания (теоретическому, практическому или поэтическому)?

2.  Дайте определение понятию эвдемонизм.

3.  В чём отличие концептов: «рабы по случаю» и «рабы по природе»?

4.  Охарактеризуйте животный (скотский) образ жизни.

5.  Охарактеризуйте политический (деятельный, государственный, практический) образ жизни.

6.  Охарактеризуйте созерцательный (теоретический) образ жизни.

Проблемные вопросы и задания

1. Перечислите основные расхождения взглядов Платона и Аристотеля.

2. Согласны ли Вы с мыслью о связи природы человека с природой государства? Или государство на ваш взгляд искусственное образование (договор, насилие и др.)?

3. Согласны ли Вы с положением Аристотеля о естественном неравенстве людей? Позицию обоснуйте.

4. Согласны ли Вы с аристотелевской критикой проекта идеального государства Платона? Подготовьте развёрнутый ответ.

 



2019-11-21 779 Обсуждений (0)
Тема 6: «Проблема бытийного статуса идей, внутреннего мира 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6: «Проблема бытийного статуса идей, внутреннего мира

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (779)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)