Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание для самостоятельной работы



2019-11-21 670 Обсуждений (0)
Задание для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Ознакомьтесь с 1 дополнительным источником на выбор, составьте конспект:

1. Пико дела Мирандола. Речь о достоинстве человека // Антология мировой философии. Возрождение. М., 2001. С. 265-284.

2. Роттердамский Э. Похвала глупости // Антология мировой философии. Возрождение. М., 2001. С. 395-479.

Тема 13: «Гносеологический поворот в философии

Нового времени: проблема метода, субъекта и объекта»

План практического занятия

1. Успехи естествознания в Новое время XVI-XVII. Взаимовлияние естествознания и новоевропейской философии.

2. Проблема «метода» в новоевропейской философии.

3. Общая характеристика рационализма.

4. Общая характеристика эмпиризма.

5. Общая характеристика сенсуализма.

6. Основные положения рационализма в философии Р. Декарта (Декарт Р. Рассуждение о методе. Ч. 2. Основные правила метода // Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 256-262; Декарт Р. Первоначала философии // Сочинения. С. 314-330)

6.1. Ключевая роль метода и четыре его правила согласно Р. Декарту.

6.2. Мыслящее сознание, «Я», субъект – как базовая самоочевидна основа познания.

6.3. Механицизм Р. Декарта. Проблема телесно-ментального дуализма.

7. Эмпиризм Ф. Бекона.

7.1. Три пути познания.

7.2. Учение об идолах (призраках).

7.3. Таблицы организации опыта Ф. Бэкона.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия рационализм.

2. Дайте определение понятия эмпиризм.

3. Дайте определение понятия сенсуализм.

4. Дайте определение понятия механицизм.

5. Дайте определение понятия дуализм.

6. Дайте определение понятия субъект.

7. Дайте определение понятия объект.

 

Проблемные вопросы и упражнения

1. Выявите, в чем заключается различие методов научного познания: рационализма, эмпиризма, сенсуализма.

2. Сформулируйте два аргумента в пользу рационалистской методологии познания.

3. Сформулируйте два аргумента против рационалистской методологии познания.

4. Сформулируйте два аргумента в пользу эмпирической и сенсуалистской методологии познания.

5. Сформулируйте два аргумента против эмпирической и сенсуалистской методологии познания.

6. Какую из основных новоевропейских философско-методологических позиций Вы считаете наиболее предпочтительной? Почему?

7. Укажите философскую проблему, к которой, по вашему мнению, 4 правила метода Р. Декарта легко применить.

8. Укажите философскую проблему по отношению, к которой, по вашему мнению, 4 правила метода Р. Декарта работать не будут (или их очень тяжело применить).

9. Имеет ли на Ваш взгляд Декартовское мыслящее Я (субъект) отношение к вашей конкретной личности? Если нет, то, что это за «Я»?

10. Продуктивно ли на ваш взгляд (с методологической точки зрения) сомневаться в реальности мира?

11. Накладывает ли механицизм ограничения на восприятие (познание) телесно-материального мира? Если да, сформулируйте их.

12. С каким из трёх путей, выделяемых Ф. Бэконом, Вы связываете свой путь познания?

 

Задание для самостоятельной работы

Ознакомиться с 1 дополнительным источником на выбор, составить план-конспект.

1. Бэкон Ф. Об истолковании природы и царстве человека // Антология мировой философии: в 4 т. М., 1970. Т. 2. С. 192-222.

2. Локк Дж. Опыты о человеческом разумении // Сочинения. В 3 т. Т. I. М., 1985. С. 154-157.

3. Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света // Р. Декарт. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 154-178.

4. Декарт Р. Первоначала философии // Сочинения. В 2 Т. Т. I. М., 1989. С. 314-330.

5. Декарт Р. Рассуждение о методе. Ч. 2. Основные правила метода // Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 256-262.

6. Гоббс Т. Левиафан // Сочинения в 2 томах. Т.2. М.: Мысль, 1991. С. 8-36.

7. Лейбниц Г. Монадология // Сочинения в 4 т. 1. М.: Мысль, 1982. С. 413-429.

8. Спиноза Б. Об усовершенствовании разума // Спиноза Б. Избранное. С.274-312.

 

Тема 14: «Проблематика разума, морали, метода познания, человека в немецкой классической философии»

План практического занятия

1. Общий обзор немецкой классической философии. (Представители, временные рамки, основные труды)

2. Критическая философия Канта. (Кант И. Критика чистого разума. Разделы: «Предисловие ко второму изданию», «Введение», «О пространстве» «О времени», «Об основании различения всех предметов вообще на phaenomena и noumena», «Антиномии чистого разума». URL: http://ligis.ru/psylib/090417/books/kanti02/index.htm)

2.1. Аналитические и синтетические суждения.

2.2. Априорные и апостериорные (эмпирические) суждения.

2.3. Согласны ли вы с Кантом, что сначала надо ответить на вопрос как возможные априорные синтетические суждения, а потом уже философствовать о ключевых проблемах?

2.4. Априорные формы чувственного созерцания и категории чистого рассудка.

2.5. Вещь в себе (вещь сама по себе, вещь для себя) и явление.

2.6. Антиномии Канта.

3. Практический разум и добрая воля у Канта. (Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Мысль, 1965. С. 228-309)

3.1. Свобода и моральный закон. Добрая воля. Согласны ли вы с Кантом, что нет ничего самого по себе доброго (благого) кроме доброй воли?

3.2. Различие императива и максимы.

3.3. Категорический и гипотетический императив.

3.4. Автономная и гетерономная воля.

4. Основные положения наукоучения Фихте. «Я» и «не-Я».

5. Трансцендентальный идеализм Шеллинга: общий обзор.

6. Структура философской системы Гегеля, ее основные разделы.

7. Диалектический (спекулятивный) метод (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. С. 107-214)

7.1. Ограниченность догматического мышления (только тезис).

7.2. Диалектика как углубление мышления (принятие антитезиса).

7.3. Понятие спекуляции в позитивном смысле как «приращения» мысли (возможность синтеза).

7.4. История как процесс развертывания Абсолютной идеи (Абсолютного Духа).

8. Материализм и антропологический принцип философии Л. Фейербаха. Фейербах о религии.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличаются аналитические суждения?

2. Чем отличаются синтетические суждения?

3. Чем отличаются априорные суждения?

4. Чем отличаются апостериорные суждения?

5. Чем отличается феномен от ноумена (по И. Канту)?

6. Что такое максима?

7. Что такое императив?

8. В чём суть диалектического (спекулятивного) мышления?

Проблемные вопросы и упражнения

1. Действительно ли проблемы приводимые Кантом в таблице антиномий неразрешимы для человеческого разума?

2. Каким императивам (категорическим или гипотетическим) на Ваш взгляд надо следовать?

3. Какой разум на Ваш взгляд важнее: теоретический (чистый) или практический (моральный)?

4. Согласны ли Вы с гегелевским пониманием диалектики как универсального метода мышления?



2019-11-21 670 Обсуждений (0)
Задание для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание для самостоятельной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (670)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)