Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 5. Антропология



2019-11-21 395 Обсуждений (0)
Раздел 5. Антропология 0.00 из 5.00 0 оценок




Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека.

Жизнь, смерть и бессмертие. Танатология. Смысл жизни. Счастье. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.

Человек и опыт нуминозного (божественного).

Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода.

Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.

Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Проблема типизации личности.

Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.

Экзистенция, основные экзистенциалы человеческого бытия. Проблема Другого. Феномены любви и дружбы.

Раздел 6. Социальная философия

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.

Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, отклонение, тупиковые варианты). Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система.

Специфика познания в социогуманитарных науках и в истории. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби, М. Вебер).

Философия истории о динамике общественного развития (Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж.А. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития.

Революция, реформа, эволюционное развитие. Прогресс и регресс.

Основные социальные практики: семья, государство, армия, образование, церковь, право, мораль.

Различные методологии понимания социального.

Футурологические построения в социальной философии: глобальные проблемы современности и их анализ, концепции «конца» истории.


III ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ)

ЗАНЯТИЙ

Тема № 1: «Специфика мифологического типа мышления и проблема

Перехода к философскому»

 

План практического занятия

1. Мифы и мифология.

2.  Миф как чудо в концепции А.Ф. Лосева. По главе Миф есть чудо XI // Диалектика мифа. http://psylib.org.ua/books/losew03/txt12.htm[1]

3. Философия и мифология: общее и различие.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое миф?

2. Какие типы мифов можно выделить?

3. Каков был характер передачи мифов?

4. В чем общность философии и мифологии?

5. В чем различие философии и мифологии?

6. В чем общность поэзии и мифологии?

7. В чем различие поэзии и мифологии?

8. В чем общность эпоса и мифологии?

9. В чем различие эпоса и мифологии?

10. Как миф связан с чудом?

11. Почему согласно А.Ф. Лосеву миф имеет личностный смысл?

Проблемные вопросы и упражнения

1. Вспомните известные Вам мифологические сюжеты. На какие мировоззренческие вопросы они отвечают на ваш взгляд?

2. Укажите проявления мифологического мышления в современной жизни.

 

Задание для самостоятельной работы

Ознакомьтесь с источником и сделайте конспект: Лосев А.Ф. XI глава «Миф есть чудо» // Лосев А.Ф. Диалектика мифа. URL: http://psylib.org.ua/books/losew03/txt12.htm.

Тема № 2: «Место и роль философии в культуре»

План практического занятия

1. Философия как мировоззрение, рефлексивная практика и наука.

2. Философия и нравственное сознание.

3. Философия и эстетическое сознание.

4. Философия и религия.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое культура?

2. Каково место философии в системе культуры?

3. Что такое философия?

4. Что такое наука? В чем общность и различие философии и науки?

5. Что такое мировоззрение?

6. Каковы функции мировоззрения?

7. Какие типы мировоззрения Вы знаете?

8. Что такое философское мировоззрение?

9. Что такое научная картина мира?

10. Что такое нравственное сознание? В чем общность и различие философии и нравственного сознания?

11. Что такое эстетическое сознание? В чем общность и различие философии и нравственного сознания?

12. Что такое религия? В чем общность и различие философии и религии?

Проблемные вопросы и упражнения

1. Является ли философия наукой?

2. Каково соотношение философии и науки?

3. Чем различаются эстетическая, религиозная и философская сферы духовной жизни?

4. Каково соотношение философии и морали?

5. Каково соотношение философии и религии?

6. Каково соотношение философии и искусства?

7. В чем общность и различие идеализма и религии?

8. Каково соотношение философского мировоззрения и научной картины мира?

9. Какие специфические черты философского знания в сравнении с другими науками Аристотель выделяет в следующем своем высказывании: «Есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как такое и то, что ему присуще самому по себе. Эта наука не тождественна ни с одной из частных наук: ни одна из других наук не исследует природу сущего как такового, но все они выделяют себе какую-нибудь часть его (сущего) и затем рассматривают относительно этой части то, что ей окажется присущим; так поступают, например, науки математические. Атак как предмет нашего исследования составляют начала и высшие причины, то они, очевидно, должны быть началами и причинами некоторой существующей реальности, согласно её собственной природе» (Аристотель. Метафизика. IV, 1. Цит. по: Антология мировой философии: В 4 т. М., Мысль, 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 408).

 



2019-11-21 395 Обсуждений (0)
Раздел 5. Антропология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 5. Антропология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)