Раздел 5. Антропология
Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Танатология. Смысл жизни. Счастье. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время. Человек и опыт нуминозного (божественного). Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире. Экзистенция, основные экзистенциалы человеческого бытия. Проблема Другого. Феномены любви и дружбы. Раздел 6. Социальная философия Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций. Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, отклонение, тупиковые варианты). Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Специфика познания в социогуманитарных науках и в истории. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби, М. Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж.А. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития. Революция, реформа, эволюционное развитие. Прогресс и регресс. Основные социальные практики: семья, государство, армия, образование, церковь, право, мораль. Различные методологии понимания социального. Футурологические построения в социальной философии: глобальные проблемы современности и их анализ, концепции «конца» истории. III ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ Тема № 1: «Специфика мифологического типа мышления и проблема Перехода к философскому»
План практического занятия 1. Мифы и мифология. 2. Миф как чудо в концепции А.Ф. Лосева. По главе Миф есть чудо XI // Диалектика мифа. http://psylib.org.ua/books/losew03/txt12.htm[1] 3. Философия и мифология: общее и различие.
Вопросы для самопроверки 1. Что такое миф? 2. Какие типы мифов можно выделить? 3. Каков был характер передачи мифов? 4. В чем общность философии и мифологии? 5. В чем различие философии и мифологии? 6. В чем общность поэзии и мифологии? 7. В чем различие поэзии и мифологии? 8. В чем общность эпоса и мифологии? 9. В чем различие эпоса и мифологии? 10. Как миф связан с чудом? 11. Почему согласно А.Ф. Лосеву миф имеет личностный смысл? Проблемные вопросы и упражнения 1. Вспомните известные Вам мифологические сюжеты. На какие мировоззренческие вопросы они отвечают на ваш взгляд? 2. Укажите проявления мифологического мышления в современной жизни.
Задание для самостоятельной работы Ознакомьтесь с источником и сделайте конспект: Лосев А.Ф. XI глава «Миф есть чудо» // Лосев А.Ф. Диалектика мифа. URL: http://psylib.org.ua/books/losew03/txt12.htm. Тема № 2: «Место и роль философии в культуре» План практического занятия 1. Философия как мировоззрение, рефлексивная практика и наука. 2. Философия и нравственное сознание. 3. Философия и эстетическое сознание. 4. Философия и религия. Вопросы для самопроверки 1. Что такое культура? 2. Каково место философии в системе культуры? 3. Что такое философия? 4. Что такое наука? В чем общность и различие философии и науки? 5. Что такое мировоззрение? 6. Каковы функции мировоззрения? 7. Какие типы мировоззрения Вы знаете? 8. Что такое философское мировоззрение? 9. Что такое научная картина мира? 10. Что такое нравственное сознание? В чем общность и различие философии и нравственного сознания? 11. Что такое эстетическое сознание? В чем общность и различие философии и нравственного сознания? 12. Что такое религия? В чем общность и различие философии и религии? Проблемные вопросы и упражнения 1. Является ли философия наукой? 2. Каково соотношение философии и науки? 3. Чем различаются эстетическая, религиозная и философская сферы духовной жизни? 4. Каково соотношение философии и морали? 5. Каково соотношение философии и религии? 6. Каково соотношение философии и искусства? 7. В чем общность и различие идеализма и религии? 8. Каково соотношение философского мировоззрения и научной картины мира? 9. Какие специфические черты философского знания в сравнении с другими науками Аристотель выделяет в следующем своем высказывании: «Есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как такое и то, что ему присуще самому по себе. Эта наука не тождественна ни с одной из частных наук: ни одна из других наук не исследует природу сущего как такового, но все они выделяют себе какую-нибудь часть его (сущего) и затем рассматривают относительно этой части то, что ей окажется присущим; так поступают, например, науки математические. Атак как предмет нашего исследования составляют начала и высшие причины, то они, очевидно, должны быть началами и причинами некоторой существующей реальности, согласно её собственной природе» (Аристотель. Метафизика. IV, 1. Цит. по: Антология мировой философии: В 4 т. М., Мысль, 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 408).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |