Задание для самостоятельной работы.
Ознакомиться с 1 дополнительным источником на выбор, сделать конспект. 1. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. С. 11-23. 2. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. Гл. XXVII. Характерные черты русской философии. 3. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. № 5. С. 84-85. 4. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Изд-во Правда, 1989. С. 12-33. 5. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова. М.: Республика, 1994. С. 154-157. 6. Соловьев В.С. Кризис западной философии // Соч. Т. 2. М., 1988. С. 136-138. 7. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 108-123. 8. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т.1. С. 691-709. 9. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 266-269. 10. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995. Глава 3 «Европа ли Россия?». С. 44-58. 11. Соловьев В.С. Русская идея // В. С. Соловьёв. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1989. С. 219-246. Тема № 18 «Развитие представлений о началах Бытия в философии» План практического занятия 1. Понятия субстанции, объекта, субъекта в концепциях бытия в истории философии. 2. Определение понятия материи в истории философии и его методологическое значение. 3. «Кризис» в философии в конце XIX – начале ХХ века. Современная научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. Вопросы для самопроверки 1. Как соотносятся понятия сущности и существования? 2. Как возможно единство мира? 3. Равнозначны ли понятия «бытие» и «материя»? 4. Каковы основные формы бытия? 5. Возможен ли субъект без объекта? 6. Дайте определение материи. В чем состоит познавательное и методологическое значение определения материи? 7. В чем различие и взаимосвязь философского и естественнонаучного аспектов понятия материи? 8. В чем сущность и причины «кризиса» в физике в конце XIX – начале XX вв.? 9. В чем сущность концепции универсального (глобального) эволюционизма? Что нового она внесла в современную картину мира? Проблемные вопросы и упражнения 1. Как соотносятся между собой понятия «бытие» и «небытие»? (См., например, Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 58-265) 2. Что нового в понимании единства материи и движения, пространства и времени внесла теория относительности А. Энштейна? 3. Почему античная философия пришла к догадке об атомах, не имея никаких экспериментальных данных? 4. Можно ли и как соотнести диалектическую идею о бесконечности, неограниченности развития материи и утверждения А. Эйнштейна о предельной скорости света? 5. Как Вы понимаете термин «онтологическая картина мира»? 6. Почему в водовороте современного существования часто становится непостижимым, что собственно происходит в окружающем нас мире? Каковы способы ориентировки человека в мире? (См., например, Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Изд-во Республика, 1994). 7. «Основные формы всякого бытия», – писал Ф. Энгельс, – суть пространство и время» (Маркс К., Энгельс Ф.// Соч. Т. 20. С. 51.) Относится ли это высказывание и к бытию идей, мыслей?
Задание для самостоятельной работы Ознакомиться с 1 дополнительным источником на выбор, составить конспект. 1. Мир философии. Ч. 1. М., 1991.: Аристотель (С. 184-190); Лукреций Кар (С. 190-193); Августин (С. 193-195); Д. Бруно (С. 196-197); И. Кант (С. 198); Д. Беркли (С.198-206); Ф. Вольтер (С. 206-207); Ж.О. Ламетри (С. 211-212); Д. Юм (С. 216-217); В.С. Соловьев (С. 219-225); Н. Бердяев (С. 225-240). 2. Гегель Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 351. 3. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 158-165. 4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. Гл. II; Гл. III, V 5. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 550-551. 6. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8. С. 3-19.
Тема № 19 «Философские концепции движения, пространства и времени» План практического занятия 1. Понятие и взаимосвязь пространства, времени, движения материи в истории философии. Эволюция содержания этих категорий и их связей в картинах мира. 2. Специфика биологической формы движения, пространства и времени. 3. Специфика социальной формы движения, пространства, времени. Вопросы для самопроверки 1. Как связано преходящее с непреходящим, конечное с бесконечным? 2. В чем расходятся материализм с идеализмом в понимании различных форм бытия? 3. Как соотносятся понятия "движение" и "развитие"? 4. Что такое движение и покой? Как они взаимосвязаны? 5. Что такое формы движения материи, и как они взаимосвязаны? 6. Каково философское значение современных естественнонаучных теорий пространства и времени? 7. Каковы особенности биологического пространства - времени? 8. В чем состоят особенности социального пространства-времени? Проблемные вопросы и упражнения 1. В чем состоит значение идеи единства мира? 2. Как происходило становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Философские и физические основания космологии. 3. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в ХХ столетии. 4. Как на Ваш взгляд соотносятся между собой разные картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная? 5. Возможно ли в настоящее время прийти к единой картине мира без редукционизма?
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |