Задание для самостоятельной работы.
Ознакомиться с 1 дополнительным источником на выбор, составить план-конспект. 1. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Ч. 1. Зенон Элейский С. 303; Г. В. Лейбниц С. 213-215; Б. Рассел. С. 245-248; Т. Гоббс С. 309-310. 2. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 129-135 (О пространстве); 135-143. (О времени). 3. Аскольдов С.А. Время онтологическое, психологическое и физическое (Из статьи «Время и его преодоление») // На переломе. Философские дискуссии 20-х гг. Философия и мировоззрение. М., 1990. С. 398-402. 4. Левич А.П. Научное постижение времени // Вопросы философии. 1993. №4. С. 115. 5. Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность // Вопросы философии. 1989. № 8. С. 52-66. 6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление, М., Наука, 1991. 7. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии.1994. № 3. С. 37-38. Разд. «Последствия исторических сдвигов, связанных с изменением пространства». 8. Флоренский П.А. Время и пространство // Социологические исследования. 1988. № 1. С. 104-114. 9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Изд-во Республика, 1994. С. 308-309.
Тема № 20 «Сущность процесса познания» План практического занятия 1. Чувственная сторона познания и ее формы. 2. Абстрактное мышление и его формы. 3. Взаимосвязь чувственного и абстрактного в познании. 4. Практика как основа, процесс и цель познания. Вопросы для самопроверки 1. Чем характеризуется диалектический путь познания? Каковы его стороны, как они связаны между собой? 2. Дайте определение формам чувственной стороны познания – ощущению, восприятию, представлению. Какова их роль в познании? 3. Дайте определение формам абстрактного мышления - понятию, суждению, умозаключению. Раскройте их рель в познании. 4. В чем несостоятельность идеалистического сенсуализма и рационализма? 5. Что такое «абстрактное» и «конкретное», в понимании Г.В.Ф. Гегеля? 6. Что такое практика и какова ее роль в познавательной деятельности, в диалектико-материалистическом понимании? 7. Как понимают сущность практики и её роль в познании Х.Г. Гадамер и Р. Карнап?
Проблемные вопросы и упражнения 1. Ощущение, восприятие, представление; понятие, суждение, умозаключение – что это, как они соотносятся друг с другом и какова их роль в познании? 2. Возможно ли познание, основанное лишь на ощущениях или, наоборот, лишь на абстрактном мышлении? 3. Как следует понимать замечание В.И. Ленина о том, что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 194)? 4. Каковы мотивы познания, каково место практики в них? 5. Согласны ли Вы с положением о том, что в нашем сознании нет ничего, что не отражало бы материальную действительность? Сформулируйте 2-3 аргумента в поддержку вашей позиции. Задание для самостоятельной работы. Ознакомиться с 1 дополнительным источником на выбор, составить план-конспект. 1. Мир философии. Ч.1. М., 1991. Э.Б. де Кондильяк (С.425-438), Гельвеций К.А. (С.499-504), Д. Юм (С.505-507), Н.Г. Чернышевский Н.Г (530-531). Г.В.Ф. Гегель (С. 521-527), В.С. Соловьев (С. 554-562); Т. Гоббс (С 620-621) Д. Беркли (С. 628-632); Ф. Шеллинг (С. 633-637). Г. Гадамер (С. 570-580); Р. Карнап (С. 597-602). 2. Дьюи Д. Демократия и образование «Главы XI-XII, XX»; Опыт и образование. «Главы I-III» // Дьюи Д. Демократия и образование. М., 2000.
Тема № 21 «Проблема истины и заблуждения в теории познания»
План практического занятия 1. Истина как цель, процесс и результат познания. Концепции истины в истории философии. Истина, заблуждение, ложь. 2. Проблема объективности истины. Диалектика абсолютного и относительного в познании. 3. Обоснование и доказательство истины. Механизмы функционирования практики как критерия истины.
Вопросы для самопроверки 1. Что такое «истина», «объективная истина», в понимании мыслителей различных эпох? 2. Как соотносятся абсолютная и относительная истины? 3. Почему именно практика является критерием истины? 4. Какова диалектика абсолютности и относительности практики как критерия истины? 5. Чем заблуждение отличается от лжи? 6. Какова роль заблуждения в познании? 7. К какому виду знаний в системе диалектической взаимосвязи абсолютной и относительной истины относится: любой закон науки; положение: Москва – столица нашей Родины. 8. Каковы основные (три) и дополнительные концепции истины, и каких критерии в них сформулированы, какова взаимосвязь концепций в реальном познавательном процессе?
Проблемные вопросы и упражнения 1. В чем доказательство того, что вещи, сущность которых мы познали, действительно обладают этой сущностью, а не другой, что мы её не придумали? 2. Возможно ли достижение достоверности знания вне обращения к практическому его подтверждению? 3. Как соотносятся истина и правда в познании? 4. Возможно ли достижение достоверности знания вне обращения к практическому его подтверждению? 5. Сформулируйте 2-3 аргумента в поддержку вашей позиции. Задание для самостоятельной работы Ознакомиться с дополнительным источником, составить конспект. 1. Мир философии Ч.I. М., 1991. Аристотель (С.609-611); Абеляр П. (С.613-615); Лейбниц Г.В. (С.622-628); Гегель Г.В.Ф. (С.632-633); Белинский В.Г. (С.638-639); Соловьев В.С. (С. 639-641); Шестов Л.И. (С.642-643); Рассел Б. (С. 648-653); Декарт Р. (С. 498-499); Бэкон Ф. (С.615 - 620); Лейбниц Г.В. (С.627-628); Соловьев В.С. (С. 641-642); Рассел Б. (С. 653-656).
Тема № 22 «Методы и формы научного познания» План практического занятия 1. Универсальные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция. 2. Методы и формы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, описание, систематизация, обобщение, эксперимент и др. 3. Методы и формы теоретического исследования: идеальные объекты, гипотеза, закон, теория, объяснение, прогноз. Вопросы для самопроверки 1. Что такое метод и методология? 2. Как соотносятся философские, общенаучные и частнонаучные методы познания? 3. Какие методы познания относятся к логически? Почему? 4. Чем отличается анализ от индукции, синтез от дедукции? 5. В чем состоит взаимосвязь и различие аналогии и моделирования как способов научного познания? 6. Как соотносятся научные факты и факты действительности? 7. В чем общность и различие эмпирических и теоретических методов исследования? 8. Разъясните гносеологическую роль эксперимента в познании. 9. Как связана формализация как метод познания с математизацией? Покажите эту связь на примерах. 10. В чем сущность системного подхода? Какова его роль в современной науке? 11. Гипотетико-дедуктивный метод и его роль в научном исследовании. 12. В чем сущность метода восхождения от абстрактного к конкретному? Какова диалектическая взаимосвязь логического и исторического в научном познании? Проблемные вопросы и упражнения 1. В чем состоит необходимость взаимосвязи индукции и дедукции в научном исследовании? 2. В чем специфика моделирования как средства научного исследования? Чем модель отличается от детской игрушки, макета, образца? 3. Чем отличается моделирование от других математических средств? 4. В каком случае полуэмпирическая формула приобретает теоретическое обоснование? Приведите соответствующие примеры. 5. Попробуйте применить метод восхождения от абстрактного к конкретному, логический и исторический подходы к анализу путей формирования: а) технического знания; б) теории естествознания; в) теории социально-гуманитарного познания. 6. В чем необходимость союза философии, естествознания и социально-гуманитарного знания? 7. Можно ли приобрести новое знание из имеющегося, не прибегая к средствам эмпирического исследования? Сформулируйте 2-3 аргумента в поддержку вашей позиции.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |