Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание для самостоятельной работы.



2019-11-21 214 Обсуждений (0)
Задание для самостоятельной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ознакомьтесь с дополнительным источником, составьте конспект Мир философии Ч.I. М., 1991. Аристотель (С. 480-483); Бэкон Ф. (С. 485-491); Гоббс Т. (С. 493-498); Декарт Р. (С. 498-499); Кант И. (С. 508-521), Гадамер Х.-Г. (С. 570-583); Карнап Р. (С. 597-602); Рассел Б. (643-648); Поппер К. (С. 657-658), Флоренский П.А. (С. 563-570); Гейзенберг В. (С. 583-597), Карнап Р. (С. 602-608).

Тема № 23 «Человек и природа»

План практического занятия

1. Природное и культурное в происхождении и развитии человека и общества.

2. Натурализм и историзм.

3. Природное и техническое.

4. Технизация природы и социально-экологические проблемы современности.

5. Проблема отчуждения человека от природы.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое естественная и искусственная среда обитания человека?

2. Чем они отличаются друг от друга?

3. Каковы их характерные черты и перспективы развития?

4. Какую роль для понимания общества играет природная основа человека?

5. Каково соотношение между социальным и психологическим?

6. В чём специфика деятельностного подхода к философскому исследованию человека?

7. Что такое экологический императив, какую роль играют императивы в истории человечества?

8. Можно ли отдать предпочтение одному из двух компонентов деятельности – орудийному или информационному – в эволюционистских теориях происхождения человека?

9. Что такое «сущность человека»? Постоянна она или исторически изменчива?

 

Проблемные вопросы и упражнения

1. Является ли социальное спецификой одного из биологических видов?

2. Раскройте смысл высказывания Ф. Энгельса: «Природа – сфинкс, ставит перед каждым человеком и каждой эпохой вопрос. Счастлив тот, кто правильно на него ответит, а кто не ответит или ответит неправильно, гот попадет в звериные лапы сфинкса, вместо прекрасной невесты он найдет свирепую львицу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 578).

3. Какие философские предпосылки лежат в основе следующих суждений о природе: «Природа без человека не имеет смысла, она не имеет движения, она есть хаос, недифференцированная и индифферентная материя, стало быть, в конечном счете ничто» (Кальвез Ж., цит. по: Долгов К.М. Диалектика и схоластика. М., 1983. С. 50).

4. В чем отличие теории общества Г. Спенсера от понимания общества П. Сорокиным как «надорганического» явления»?

5. Сопоставьте утверждения П. Сорокина о том, что надорганические явления порождаются сознанием с утверждением В. Ленина, что общественные отношения складываются «не проходя через сознание людей». Исключают ли эти положения друг друга? Или речь в них идет о различном толковании роли сознания в формировании общественной жизни?

6.  Корректно ли выражение Сорокина. «Надорганика тождественна сознанию»? Раскройте сущность полемики, в которой оно высказано.

 

Задание для самостоятельной работы.

Ознакомьтесь с 1 дополнительным источником на выбор, сделайте конспект:

1. Сервера Эспиноса А. Кто есть человек? Философская антропология // Это человек: Антология. Сост. П. С. Гуревич. М., 1995. С. 82-87.

2. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 156–201 (параграфы II-XI).

3. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

4. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб., 2000. С. 59-61.

5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С. 294-376.

6. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. Ч. I. Гл. II. 5. «Виды на будущее: природа и общество на исходе XX века».

7. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 112-123.

 

 

Тема № 24 «Ценностный мир человека»

План практического занятия

1.  Нравственные ценности, их эволюция в истории философии. Добро и зло.

2. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

3. Религиозные ценности и свобода совести.

4. Проблема трансляции ценностей. Социализация и инкультурация.

Вопросы для самопроверки

1. Каково место идеала в системе морали?

2. В чем смысл морального идеала как основы долженствования и критерия добра и зла?

3. В чем выражается абсолютность и универсальность морального идеала?

4. Как потребности и интересы человека отражаются в его ценностных представлениях?

5. По каким основаниям возможно видовое различие ценностей?

6. Каково отношение добра и зла как ценностей к нравственному идеалу?

7. Каковы теоретические и практические аспекты проблемы взаимосвязи добра и зла?

8. В чем различие практического и этического истолкования проблемы «меньшего зла»?

9. В чем заключается императивность морали?

10. Как соотносятся ценностные и императивные характеристики морали?

11. Каковы основные подходы к соотношению должного и ценного в истории философии?

12. В чем выражается универсальность (всеобщность) моральных предписаний?

13. В чем выражается общность и различие между стыдом и совестью?

 

Проблемные вопросы и упражнения

1. Как может быть истолковано требование «быть честным во мраке»?

2. Что вы понимаете под истинным искусством?

3. Детерминировано ли искусство в своем развитии потребностями общества.

4. В чем, на ваш взгляд, критерий новизны в искусстве?

5. Правомерно ли утверждать, что в искусстве всегда есть непреходящие ценности?

6. Как связана цель и средство в нравственном сознании и поступках?

7. Известна поговорка «цель оправдывает средства». Согласны ли Вы с ней? Почему? Дайте обоснование своему ответу.

8. Раскройте смысл высказывания: «Всякий моральный выбор - испытание не только самой личности, но и тех принципов, которые она исповедует. Как бы то ни было малозначимо непосредственное содержание конфликта, победа или поражение принципа - всегда пример, указание пути другим» (Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, С. 318).

9. Проанализируйте соотношение нравственности и религии. Почему религиозный, верующий философ И. Кант заявил: «Нравственный закон во мне»? «... свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам, – то одно и то же»?

10. Какие современные проблемы связи нравственности с наукой и техникой предвидел Л.Н. Толстой в своем высказывании: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но и несомненное и очевидное зло»?

11. Раскройте содержание «категорического императива» И. Канта и соотнесите его соответствующим библейским и житейским принципами.



2019-11-21 214 Обсуждений (0)
Задание для самостоятельной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание для самостоятельной работы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)