Технологии реализации культурной политики.
Культурная политика как отрасль политики. Направления деятельности государственной культурной политики. Культурная политика – это воздействие на культуру (национальную картину мира) с целью изменения (или сохранения) ее состояния. Культура - весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу. Культура включает: искусство, образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение. Культурная политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Социолог Кравченко А.И. подчеркивает, что культурная политика имеет два пласта: 1) совокупность провозглашаемых целей, ориентиров, идеалов и идей; 2) совокупность практических мероприятий, могут сильно отличаться от провозглашаемых целей. Оба пласта существуют в любом обществе, которое занимается регулированием культурной жизнью страны. Объекты оперативного управления культурой–культуропроизводящие и культуро-сохраняющие институты. Объект культурной политики в целом - общенациональная стратегия развития и сохранения культуры. Субъекты культурной политики - государственная власть, общество и культура (те, кто разрабатывает различные программы в сфере КП). В более узком смысле к субъектам КП относятся: 1) общественные институты и общественные объединения; 2) государственные институты; 3) национальные культуры, субкультуры; 4) референтные (эталонные) личности и группы. Основные органы, планирующие и принимающие решения по вопросам культурной политики - органы государственной власти, а основными органами, реализующие КП государства - культурные институты: - институты, занимающиеся сбором и сохранением культурного наследия: библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники. - институты, решающие вопросы развития художественной деятельности: творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры, концертные структуры, цирки, книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля. Средства культурной политики - совокупность субъектов (институтов) этой политики, предпочитаемых методов и инструментария по ее осуществлению. Различают: ü творческие институты - производящие культурные тексты – произведения, формы, образцы ü институты культурной политики - собирающие, хранящие и распространяющие эти тексты ü социальные институты (СИ)- особый уровень регулирования взаимодействия между человеком и обществом. Основное предназначение СИ - обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей: 1) Политический институт, как ресурс КП - государство с его центральными и местными органами власти, партии, профсоюзы и другие общественные организации. Их деятельность направлена на установление, поддержание, сохранение идеологических ценностей. 2) Религиозные институты- церковь и её организации (институты социального обеспечения и опеки). Контролирующие определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования. 3) Социокультурные и воспитательные институты, ставят цель: освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, защиту определенных ценностей и норм (школа, семья, искусство). 4) Экономико-социальные институты(ключевые моменты здесь: деньги, банки, собственность) - обеспечивают экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Необходимо, чтобы государство или другие институты взаимодействовали между собой и имели общую цель - создание условий для положительной направленности культурных процессов, направленности на развитие творческой жизнедеятельности человека. 5) Коммуникативные связи между институтами имеют специфику: информация, произведенная в институте, распространяется как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимоотношениях между институтами. Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач: 1. воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества; 2. развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры; 3. сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития; 4. поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества. Цели культурной политики в России (по Флиеру): - всестороннее развитие системы СК ценностных ориентацийчеловека и общества; - помощь населению в становлении ценностных ориентаций, адекватных новым условиям образа жизни и картины мира; - развитие духовно-ценностной компоненты во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей; - приобщение к многообразию культур человечества,воспитание толерантного отношенияк иному и потребности в культурном взаимодействии; - воспитание демократического и плюралистического миропонимания. Приоритетные направления культурной политики –это наиболее значимые в социальном и личностном плане направления и сферы социокультурной деятельности, требующие финансовой, организационной и другой поддержки со стороны государства. Приоритетные направления социально-культурного развития (Бирженюк Г.М., Марков А.П.): 1. Искусство (формирование художественной культуры населения). 2. История (историческая культура). 3. Нравственность (нравственная культура). 4. Экология (экологическая культура). 5. Здоровье (физическая и психическая культура). 6. Политика (политическая культура). 7. Труд (профессиональная культура).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (987)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |