Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аудит социальной отчетности



2019-11-21 429 Обсуждений (0)
Аудит социальной отчетности 0.00 из 5.00 0 оценок




Аудит корпоративной ответственности может использоваться для обозначения внутренней эффективности социальной деятельности. 

Под аудитом /верификацией/ заверением отчета чаще всего понимается процедура проверки, анализа и подтверждения одного или нескольких аспектов:

- качества отчета (содержащейся в нем количественной и качественной информации), 

- истинности представленных данных, 

- соответствия содержания отчета выбранной (отчитывающейся организацией) системе отчетности, 

- объективности представленных результатов взаимодействия со стейкхолдерами и т.д. 

Так же под верификацией понимают метод, который с помощью ряда конкретных принципов     и подходов позволяет оценить качество

подготавливаемых организацией материалов, например, ее отчетов, а также существующих в организации систем, процессов и уровень компетентности, которые обеспечивают эффективность ее работы. Верификация предполагает, что результаты такой оценки будут открыты для широкой публики, что послужит для получателей отчета гарантией его достоверности. Наиболее часто в пользу проведения такого аудита приводится аргумент повышения доверия стейкхолдеров к информации, содержащейся в отчете, а также качества самой отчетности. 

Аудит корпоративной ответственности фокусируется: 

- на реальных результатах от социальной политики и практики компании, 

- на сравнении полученных результатов с показателями других компаний

(по отраслям и регионам), 

- сравнении результатов с ожиданиями заинтересованных лиц, 

- влиянии социально-ответственного поведения на показатели основной деятельности организации. 

Социальный аудит предполагает сопоставление системы ценностей организации с поведением в решении вопросов бизнес-этики и внутренней оперативной практики. 

Цели аудита: 

- выявить несоответствие заявленных целей реальной практике, 

- раннее оповещение назревающих проблем, 

- оценка финансовой отдачи от социально-ответственного поведения (снижение расходов на набор, подготовку персонала, повышение

производительности труда), 

- оценка потерь от социально-безответственного поведения в отношении сотрудников, потери от выплаты штрафов. 

Направления социального аудита: 

- корпоративное управление, 

- деловая этика, 

- человеческие ресурсы, 

- охрана окружающей среды, 

- система менеджмента качества, - отношения с местными сообществами, - права человека. 

Сегодня эксперты используют следующую классификацию подходов к верификации нефинансовых отчетов

1. Верификация проводится    компаниями, предоставляющими профессиональные услуги в области финансового аудита, сертификации и т.д. 

2. Используется процедура общественного заверения. Этот вид верификации имеет непосредственное отношение к теории стейкхолдеров и основан на способах ее применения для целей нефинансовой отчетности. 

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность и значение нефинансовой отчетности предприятия?

2. Какие формы нефинансового отчета предприятия Вам известны?

3. Какие стандарты нефинансовой отчетности существуют?

4. Дайте характеристику этапов процесса подготовки социального отчета предприятия. 

5. Аудит нефинансовых отчетов.  

Рекомендуемая литература

1. Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности. Аналитический обзор. М.: РСПП, 2006. 220 с.

2. Иванова Е.А., Акопян А.Р., Литовченко С.Е. Корпоративный социальный отчет: как правильно рассказать о вкладе вашей компании в развитие общества. Практическое руководство. М.: Ассоциация менеджеров,

2004. 103 с.

 

Тема 10. Структура и содержание стандартов корпоративной

Социальной ответственности

 

Цель: изучить Международные и Российские стандарты корпоративной социальной ответственности. Рассмотреть структуру и содержание стандартов социальной ответственности.

Ключевые слова: социальный отчёт, стандарты социальной отчётности, Глобальная инициатива по отчетности, нефинансовая отчетность, отчет по устойчивому развитию, аудит социальной отчетности.

 

План лекции

1. Международные стандарты корпоративной социальной ответственности

2. Российские стандарты корпоративной социальной ответственности

3. Нормативно-правовая база и инфраструктура социальной ответственности бизнеса 

 

Международные   стандарты     корпоративной     социальной

Ответственности

В развитых странах установлены определенные стандарты сотрудничества государства и бизнеса, в основу которых положены определенные институциональные принципы этих взаимоотношений в рамках принятия корпорациями на себя социальной ответственности за результаты своей деятельности. Это находит проявление в том, что компании осуществляют инвестиции в развитие образования, медицины, науки, производства, поддержку социально незащищенных слоев населения и природоохранные мероприятия. При этом они не только приносят пользу обществу, но и получают определенные выгоды от этой деятельности, так как осуществление социальной ответственности корпорациями способствует росту их имиджа, а, следовательно, положительно влияет и на их капитализацию. Нужно отметить, что социальная деятельность корпораций на Западе строго стандартизирована, что проявляется через общепризнанные требования к развитию программ корпоративной социальной ответственности и социальной отчетности, являющейся эффективным инструментом управления социальной ответственностью. Существующие стандарты корпоративной социальной отчетности обязывают соблюдать принципы и придерживаться стандартов социальной ответственности. Они представляют собой своды принципов и рекомендаций ведения социально ответственного бизнеса, модели достижения эффективности бизнеса в соответствии с интересами общества, стандарты трудовых отношений, стандарты в области охраны окружающей среды и т.д.

Наиболее распространенным стандарт является стандарт Лондонского Института социальной и этической отчетности и Руководство GRI Глобальной инициативы по отчетности.

GRI  – стандарт, подготовленный некоммерческой организацией Global Reporting Initiative.  Согласно GRI, социальный отчет должен отражать экономическую, социальную и экологическую политику компании. В каждой из трех сфер GRI предлагает набор количественных показателей. В основе данного подхода лежит концепция устойчивого развития, то есть нахождения баланса между потребностями нынешнего поколения в экономическом благосостоянии, благоприятной окружающей среде и социальном благополучии и аналогичными потребностями будущих поколений[1]. Этот стандарт отчетности не призывает соблюдать принципы социальной ответственности. Он представляет собой отражение деятельности организации.

Global compact (Глобальный договор) – добровольный договор ООН с деловым сообществом, предложенный в 1999 году. Основная цель данного договора – объединение корпораций для участия в решении глобальных проблем цивилизации. Компании принимают обязательства привести деятельность в соответствие с десятью принципами в сфере соблюдения прав человека, трудового права, экологии и противодействия коррупции.

Глобальный договор является сугубо добровольной инициативой, преследующей две цели:

1. Интеграция десяти принципов в предпринимательскую деятельность в мировом масштабе.

2. Стимулирование действий в поддержку более широких целей развития ООН, таких как Цели развития тысячелетия.

 Десять принципов Глобального Договора.

Права человека.

Принцип № 1: Деловые круги должны поддерживать и уважать подход, предусматривающий защиту международных прав человека в их сферах влияния.

Принцип № 2: Деловые круги не должны быть причастными к нарушениям прав человека. Трудовые отношения.

Принцип № 3: Деловые круги должны поддерживать свободу ассоциаций и эффективное признание права на коллективный договор.

Принцип № 4: Деловые круги должны поддерживать ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда.

Принцип № 5: Деловые круги должны поддерживать эффективную ликвидацию детского труда.

Принцип № 6: Деловые круги должны поддерживать ликвидацию дискриминации при найме на работу и в профессиональной деятельности.

 Окружающая среда.

Принцип № 7: Деловые круги должны поддерживать осторожный подход к экологическим вопросам.

Принцип № 8: Деловые круги должны предпринимать инициативы в поддержку усиления экологической ответственности.

Принцип № 9: Деловые круги должны поощрять разработку и распространение экологически безопасных технологий.

 Борьба с коррупцией.

Принцип № 10: Деловые круги должны бороться со всеми проявлениями коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

 Присоединиться к Глобальному договору значит публично заявить о своей приверженности Десяти универсальным принципам данной инициативы. Приобщение к Глобальному договору возлагает обязательства не только на данную компанию в целом, но и прежде всего на ее руководство. Личное участие высшего руководства является для сотрудников и других заинтересованных сторон важным свидетельством того, что обязательства компании в отношении корпоративной гражданской позиции являются действующим и стратегическим приоритетом.

Корпоративная социальная ответственность регламентируется международным стандартом «Социальная ответственность 8000»

(SA 8000).  

SA 8000 по значимости стоит в одном ряду со стандартами управления качеством (ИСО 9000), управления охраной окружающей среды (14001). В отличие от двух последних стандартов SA 8000 содержит базовые требования по социальной ответственности корпоративных структур. Идеологической основой стандарта SA8000 являются принципы, заложенные в 12 международных конвенциях МОТ. При разработке стандарта были использованы международные документы по правам человека, Международной организации труда и ООН:

• Конвенция МОТ 29 и 105 (Принудительный и обязательный труд);

• Конвенция МОТ 87 (Свобода объединения);

• Конвенция МОТ 98 (Право на переговоры о заключении коллективного договора);

• Конвенция МОТ 100 и 111 (Равная оплата труда мужчин и женщин за равный труд; дискриминация);

• Конвенция МОТ 135 (Конференция представителей рабочих);

• Конвенция МОТ 138 и Рекомендации 146 (Минимальный возраст и Рекомендации);

• Конвенция МОТ 155 и Рекомендации 164 (Безопасность труда и

охраны здоровья);

• Конвенция МОТ 159 (Профессиональная реабилитация и лица, работающие по найму/нетрудоспособные); • Конвенция МОТ 177 (Надомная работа);

• Всеобщая декларация прав человека конвенции ООН по правам ребенка.

Они касаются принудительного и детского труда, равной оплаты мужского и женского труда, техники безопасности, здравоохранения и т.д., а также отражает принципы создания управленческих систем ISO. SA8000 содержит проверяемые показатели и процедуры сертификации. Сертификат подтверждает, что деятельность компании на всех участках цепочки создания стоимости спроектирована с соблюдением прав работников.

Стандарт определял требования по социальной ответственности для предоставления компаниям возможности: развивать, поддерживать и проводить в жизнь политику и процедуры с целью управления теми проблемами, которые она может контролировать и на которые может оказывать влияние; продемонстрировать заинтересованным сторонам, что политика, процедуры и действительность находятся в соответствии с Стандарт ISO 26000. Международный Стандарт ISO 26000 представляет руководство по принципам, лежащим в основе социальной ответственности, основным темам и проблемам, касающимся социальной ответственности, и способам интеграции социальной ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы организации. Этот Международный Стандарт подчеркивает важность результатов и улучшения результативности. 14 февраля 2010 г. было завершено голосование национальных органов по стандартизации в пользу получения статуса окончательного проекта международного стандарта ISO/DIS 26000. Планируемой официальной датой публикации стандарта ISO 26000, как международного стандарта ISO, является конец 2010 года.

ISO 26000:2010 дает руководство для всех типов организаций, независимо от их размера и местоположения:

• по концепциям, терминам и определениям, относящимся к социальной ответственности;

• предпосылкам, тенденциям    и характеристикам    социальной ответственности;

• принципам и практикам, относящимся к социальной ответственности;

• основным темам и проблемам социальной ответственности;

• интеграции, внедрению и распространению социально ответственного поведения в самой организации и, посредством ее политики и практик, в рамках ее сферы влияния;

• идентификации заинтересованных сторон и взаимодействию с ними; •  обмену информацией относительно обязательств и результативности, а также иной информацией в области социальной ответственности.

 Стандарт ИСО в области социальной ответственности поможет на практике определять и реализовывать цели по достижению устойчивого развития. Он будет включать в себя информацию о современном состоянии социальной ответственности; принципы социальной ответственности, применимые к организациям; определение набора принципов социальной ответственности на основе анализа различных источников и руководство по этим принципам; руководство по практической реализации социальной ответственности в организациях, включая политику, практику, подходы, оценку деятельности, отчеты, а также перечень документов, которые необходимо использовать совместно с данным стандартом, и определение терминов, упоминаемых в стандарте.

 



2019-11-21 429 Обсуждений (0)
Аудит социальной отчетности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аудит социальной отчетности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)