Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Социальная отчетность компании



2019-11-21 527 Обсуждений (0)
Тема 10. Социальная отчетность компании 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель: изучить основные технологии и процедуры составления социального отчета, рассмотреть международные стандарты социальной отчетности.

Ключевые слова: социальный отчёт, стандарты социальной отчётности, Глобальная инициатива по отчетности, нефинансовая отчетность, отчет по устойчивому развитию, аудит социальной отчетности.

План лекции

1. Корпоративный социальный отчет: сущность, значение.

2. Основные этапы составления корпоративного социального отчета.

3. Аудит социальной отчетности

 

1. Корпоративный социальный отчет: сущность, значение

Сегодня в деловом мире значительно возросли требования к открытости ведения бизнеса, появилось понятие ответственности и отчетности перед обществом. Многие компании ясно осознали, что дальше успешно вести бизнес, функционируя только в своем изолированном пространстве, они просто не могут. Для развития открытости перед заинтересованными сторонами и ключевыми партнерами было создано направление социальной отчетности.

Социальный отчёт— это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнёров, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своей миссии или стратегических планах цели экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. 

От особенностей хозяйственной деятельности компании и от специфики выбранной стратегии коммуникации с обществом зависят: 

• тематика социального отчета; 

• его структура; 

• процесс его подготовки; 

• форма доведения отчета до общественности; 

• оценка обратной связи с основными заинтересованными аудиториями. 

Выгоды, которые получают компании от представления социальной отчетности: 

• корпоративный социальный отчет действует как рекламная акция, приводя к улучшению репутации компании в глазах общества, что в конечном счете стимулирует спрос на товары гораздо существеннее, чем традиционные рекламные кампании; 

• компания, которая регулярно сообщает о своих социальных проектах, будет получать "встречные" предложения от общественных организаций и благотворительных фондов, которые позволят, ей отобрать те идеи и программы, которые принесут максимальный совокупный результат - как для общества, так и для самой компании.

Социальный отчёт становится результатом длительного диалога с различными группами заинтересованных сторон, в нем не только обобщаются различные мнения, но и фиксируются определенные обязательства компании и их выполнение.

Отчёт, соответствующий какому-либо стандарту, является одной из возможных форм социальной отчётности:

1. Отчёт в свободной форме

2. Комплексный отчёт по методу тройного итога (Triple Bottomn Line) 3. Стандартизированный отчёт

В последние годы стандартизированные формы отчётности получают все большее распространение, поскольку отчёты в свободной форме, хотя и удобны для компаний, но малоэффективны и не могут обеспечить достоверность данных и сравнимость с другими подобными документами, не способствуют оценке и признанию со стороны международных организаций. Большинство крупных компаний уже перешло на ежегодный режим подготовки отчётов в соответствии с тем или иным признанным международным стандартом.

Как и метод тройного итога, эти стандарты используют комплексный подход, но отличаются более высокими требованиями к сбору информации.

В их основе лежат некоторые общие принципы:

• готовность компании учитывать, оценивать и обнародовать помимо основных экономических показателей, внеэкономические показатели своей деятельности;

• наличие комплексной стратегии развития компании, охватывающей экономические, социальные и экологические компоненты;

• выстраивание постоянного диалогового процесса со всеми группами заинтересованных;

• сторон, учёт их интересов и требований, предоставление им результатов отчётности;

• приверженность всех подразделений компании идеологии социальной отчётности, а не только её руководства.

Социальная отчетность позволяет:

• комплексно    представлять общественности экономические, экологические и социальные результаты деятельности компаний;

• производить самооценку по этим трем направлениям;

• вести диалог со всеми заинтересованными сторонами, выявлять их оценки и ожидания;

• предотвращать возможные обвинения;

• получать дополнительные конкурентные преимущества;

• укреплять доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, местных сообществ, органов власти, средств массовой информации;

• создавать основу для разработки стратегии развития компании.

Стандарты социальной отчётности — документы, руководства и сборники правил, формулирующие требования к отчётам частных компаний по итогам их деятельности в рамках корпоративной социальной ответственности. Служат в качестве основных принципов социального учёта, аудита и отчётности. Используются многими транснациональными корпорациями и крупными компаниями как ориентиры при написании ежегодных отчётов о КСО  наряду с  МСФО  – международными стандартами финансовой отчётности.

 

2. Основные этапы составления корпоративного социального отчета.

В целом процедура составления финансового отчёта проходит ряд этапов, охватывающих период в 12-14 месяцев.

Подготовка и публикация социальной отчётности корпораций свидетельствует о том, что это не просто технические отчёты о проделанной социальной работе и осуществлённых затратах на благотворительность. Одновременно с составлением собственно отчёта проводится значительная работа по корректировке социальной деятельности корпорации на основе учёта ожиданий её деловых партнёров и других контрагентов.

Основные этапы подготовки и распространения корпоративного социального отчета:

• определение подразделения (или создание сводной рабочей группы) и формирование процедур по подготовке и распространению корпоративного социального отчета; 

• определение   ключевых аспектов, проблематики и направлений, информация о которых будет включаться в социальный отчет, а также характеризующих эти направления показателей и источников информации; • определение внешних и внутренних заинтересованных групп, которые будут участвовать в составлении и оценке результатов отчета;

• сбор и анализ необходимой информации (включая консультации с заинтересованными группами); 

• подготовка текста отчета и обеспечение (по возможности) независимой оценки процесса его составления; 

• распространение отчета и сбор комментариев от целевых аудиторий; 

• анализ всего процесса с точки зрения: эффективности социальной стратегии компании; практической реализации целей социальных программ; отзывов целевых аудиторий; совершенствования социальных программ. 

На сегодняшний день "информацию о своих социальных программах в том или ином виде публикуют и распространяют практически все ведущие компании. 

Социальные отчеты компаний:

• размещаются на корпоративных веб-сайтах; 

• публикуются в виде отдельных брошюр и экземпляров для свободного использования; 

• распространяются через офисы компании всем заинтересованным в деятельности компании сторонам: • органам государственного управления; 

• объединениям потребителей и индивидуальным потребителям; 

• бизнес-партнерам; 

• общественным организациям. 

Эффективным механизмом распространения социального отчета компании является его презентация на публичных деловых мероприятиях, таких, как: 

• конференции (как российские, так и международные); 

• круглые столы; 

• деловые завтраки.

12 шагов подготовки отчета

Шаг 1: необходимо получить одобрение руководства компании.

Шаг 2: согласовать цели компании (для чего она отчитывается:

улучшение репутации, увеличить ценность для акционеров, стать лучше конкурентов), ожидания как компании, так и стейкхолдеров, потребность в верификацией третьей стороной.

Шаг 3: определить, по какому стандарту или формату компания будет готовить отчет, его масштаб (уровень раскрытия экономических, социальных и экологических показателей) и язык, определить ресурсы и временной период, форму воплощения отчета (печатный или онлайн), уровень верификации.

Шаг 4: создать кросс-секторальной рабочую группу из разных отделов для подготовки отчета.

Шаг 5: согласовать ключевые вопросы для раскрытия в отчете, оценить, есть ли информация по согласованным вопросам (собирают ли данные по этим показателям). Желательно также рассмотреть другие отчеты, в том числе и конкурентов на национальном и глобальном уровнях, для большего понимания и новых идей.

Шаг 6: привлечь стейкхолдеров для определения существенных вопросов для раскрытия в отчете.

Шаг 7: создать Протокол отчетности (описание раскрываемых показателей, методологию и периодичность их сбора), провести анализ полученных данных.

Шаг 8: согласовать ключевые заявления отчета, составить текстовую часть отчета, определить графическую часть отчета, фотографии. Один из лучших отчетов крупной компании в Украине имеет очень мало фотографий, что снижает интерес к отчету.

Шаг 9: подумать над названием отчета, которое должно отображать ключевые изменения, произошедшие за отчетный период или приоритеты Вашей компании на будущее. Структура отчета и слово Генерального директора также должны корреспондировать с названием отчета.

Шаг 10: провести аудит отчета, как внутренний, так и внешний.

Шаг 11: сделать электронную или печатную версию отчета. Можно сделать отдельный мини-сайт по отчету на портале компании. Несмотря на то, что интернет сегодня — самое популярное место для размещение отчетов, рекомендую сделать печатную форму для презентаций, а также сокращенную форму отчета (8-10 стр.) для ознакомления ваших сотрудников, размещения в ваших магазинах, на ресепшене главного офиса.

Шаг 12: разработать стратегию распространения отчета среди ключевых стейкхолдеров, а также коммуникационную стратегию. Компания может продемонстрировать свой отчет через видео, аудиозаписи, картинки, пресс-релиз. Одним из ключевых трендов в коммуникационной стратегии сегодня являются игры и опросы. Интересны примеры компаний Sutter Health, АФК "Система", Patagonia.

Обязательные элементы нефинансового отчета

1. Масштаб Вашего отчета. Опишите, о чем Вы пишите, а о чем — нет, какие критерии раскрываете.

2. Описание Вашей компании: модели управления компанией, рынки и операционная деятельности.

3. Практики компании. Что компания делает в трех сферах:

экономической, экологической и социальной.

4. Вопросы особого интереса Ваших стейкхолдеров. Определите материальные (важные) вопросы для компании и стейкхолдеров для раскрытия их в отчете (энергоэффективность, здоровье сотрудников, и т.д.).

5. Описание деятельности вашей компании по решению вопросов КСО. Реальные практики компании с использованием фотографий и графиков. Постарайтесь описать только самые лучшие кейсы компании.

6. Политика и подходы компании. Политика компании по определенным важным вопросам, отношение топов, будущие риски.

7. Показатели    результативности. Покажите    количественные индикаторы по всем определенным важным вопросам (безопасность, развитие образование и т.д.). Индикаторы важно оценивать раз в год. Необходимо указать мнение топов, довольны ли они результатами компании за отчетный период.

8. Будущие цели и задачи. В отчете необходимо раскрыть цели и задачи на ближайшее будущее. Это продемонстрирует системность подхода компании к КСО.

Чего избегать в нефинансовых отчетах:

1.Неточности и некорректности подачи информации. Недавно Leeds University (Великобритания) и Euromed Management School (Франция) проанализировали 4000 нефинансовых отчетов и "нашли неподтвержденные заявления, непонятные данные и неточные цифры". Например, итальянская компания ENEL в своем отчете заявляла, что "наши выбросы составили 122 089 млн. тонн". На самом деле, оказалось, что это в 4 раза больше выбросов планеты Земля.

2.Использования общих утверждений ("компания соблюдает права человека, отраженные в таких Конвенциях ООН", и т.д.) и устойчивых клише ("мы, как социально ответственная компания", "строим лучшее будущее"). Если такая практика была приемлема для первых появившихся отчетов компаний, когда и компании учились писать отчеты, а читатели — читать, то сейчас — это моветон, снижающий доверие к отчету.

Публикация корпорациями социальной отчетности предоставляет им благоприятные возможности для достижения важных целей.

Во-первых, компании, представляющие социальный отчёт, получают возможность узнать ожидания своих ключевых партнёров (в первую очередь - государства); обеспечить учёт этих ожиданий при корректировке социальных программ; показать в практической деятельности, что корпорация учитывает интересы своих деловых партнёров.

Во-вторых, процедура социальных отчётов даёт возможность корпорациям провести необходимые консультации с деловыми партнёрами, позволяющие найти компромиссные решения.

В-третьих, практика показывает, что социальные отчёты корпораций создают для них ряд конкурентных преимуществ, например, в борьбе за клиента.

Кроме того, такая отчётность вносит коррективы и в сам процесс управления бизнесом: пожелания общества для компаний, использующих в своей деятельности социальную отчётность, становятся основой для принятия управленческих решений.

Большинство компаний, предоставивших нефинансовую отчетность, являются градообразующими предприятиями. Содержащаяся в данных отчетах информация свидетельствует о приверженности таких компаний концепции корпоративной ответственности, которая включает заботу не только о своих работниках, но и участие в социально-экономическом развитии территорий своего присутствия. 

 



2019-11-21 527 Обсуждений (0)
Тема 10. Социальная отчетность компании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Социальная отчетность компании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)