Тема 10. Народы Востока в Новое время
Цель: изучение цивилизаций Востока нового времени. Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части: УК-1 Знать: методику поиска, критического анализа и синтеза информации, применения системного подхода для решения поставленных задач. Уметь: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. УК-5 Знать: межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Уметь: воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Владеть: способностью воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Актуальность темы Новая история стран Востока – это достаточно условное понятие, введенное, скорее, для того, чтобы унифицировать состояние азиатского региона применительно к западному миру. Поэтому подготовку к занятию следует начать с повторения материала семинара, посвященного средневековой истории Востока, точнее его основных выводов. На их основании более понятным станет последующее развитие региона на протяжении XVIII – начала ХХ вв. Далее нужно определить хронологические и территориальные рамки новой истории для Востока в целом, каждого его региона (или страны) в отдельности, на основании чего станет ясно, что фактическая и проблемная канва эпохи имеет несколько принципиально важных сюжетов, на которых и выстроены дальнейшие вопросы для обсуждения. Среди них: становление и развитие колониальной системы, противоречивость ее роли (засилие или прогресс, эксплуатация или интеграция) в экономическом, социальном и ментальном развитии Востока; генезис капитализма и его дальнейшее углубление в регионе, факторы восприятия (вплоть до прямых заимствований) и отторжения (вплоть до вооруженной антиколониальной борьбы) связи с западным миром; неравномерность развития стран Востока и на их основе – особенности индустриальной модернизации в отдельных регионах и странах Востока. Теоретическая часть Проблема европейской колонизации требует знания последовательности этого процесса и итоговой политической карты колоний европейских держав на Востоке. Генезис капиталистических отношений и становление индустриального восточного общества в принципе не могут рассматриваться обобщенно, поскольку для каждой из колоний они развивались особенным образом, зависящим от принципов колониальной системы и исходных данных самой колонии. Все их нужно выяснить и подвести итог углублению экономической интеграции Востока и Запада, приведшему к целой серии особенностей индустриальной модернизации в отдельных странах, а именно: Японии, Китая, Индии, Османской империи и арабо-исламского региона. Каждый вариант нужно рассмотреть отдельно и постараться сравнить их между собой, выведя шкалу развития от стран, добившихся наиболее зримых перемен и отстающих от них по тем или иным параметрам. Итогом этого анализа должно стать объяснение причин сложившейся градации стран в этой шкале. Последняя задача – это определение причин и сути антиколониальной борьбы, направленной против целой серии факторов (нужно выяснить, каких именно). Итогом занятия должны стать выводы об основных критериях исторического пути стран Востока в новое время. Вопросы 1. Проблема периодизации для стран Востока. 2. Общие черты и тенденции государственного развития стран Востока в Новое время. 3. Общие черты и тенденции общественного развития народов Востока в Новое время. Список литературы, рекомендованной по данной теме 1. Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова, И. А. Андреева [и др.] ; под ред. Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 888 c. — 978-5-238-01493-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71211.html 2. Алексеев, С. В. Всемирная история с древнейших времен до начала XX века [Электронный ресурс]: курс лекций / С. В. Алексеев, О. И. Елисеева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский гуманитарный университет, 2016. — 240 c. — 978-5-906822-84-01. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74715.html 3. История мировых цивилизаций [Электронный ресурс]: учебник / Р.Г. Мумладзе [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Русайнс, 2016. — 334 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61616.html 4. Гаджиева Е.А. Страна Восходящего Солнца: История и культура Японии. – М., 2008. 5. История Востока. Т.4. Восток в Новое время (конец XVIII – начало ХХ в.) // bookarchive.ru›dok…vostoka…v-srednie-veka.html 6. Дацышен В.Г. Новая история Китая. – М., 2008. 7. Нефедов С.А. Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока. – М., 2009. 8. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. – М., 2007. 9. Хитцель Ф. Османская империя. – М., 2006. 10. История и культура традиционной Японии / Отв. ред. Мещеряков А.Н. – М., 2010. 11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2007. 12. Юрлов Ф.Н., Юрлова Е.С. История Индии. XX век. – М., 2010. 13. Всеобщая история: Учебник / Отв. ред. И. В. Крючков, С. А. Польская. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. – 384 с.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |