Тема 6. Цивилизации Востока в эпоху средневековья
Цель: изучение средневековых цивилизаций Востока. Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части: УК-1 Знать: методику поиска, критического анализа и синтеза информации, применения системного подхода для решения поставленных задач. Уметь: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. УК-5 Знать: межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Уметь: воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Владеть: способностью воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Актуальность темы Восточные средневековые цивилизации, с одной стороны, явились продолжением древних, и обладающими новыми чертами системами, с другой. От этого обстоятельства и следует отталкиваться при подготовке с практическому занятию. Прежде всего, нужно определиться с географическими рамками средневекового Востока, которые оказались гораздо шире древних охватывали территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. В этом перечне надо отделить «старые» системы от «новых» и пояснить причины сохранения первых и возникновения последних. Следующая задача – дифференцировать географическое понятие Востока от исторического, для чего следует обратить внимание не только на территориальную разницу, но и хронологию. Отсюда отдельной проблемой выступят временные рамки средневековья от критериев его начала и завершения, включая внутреннюю периодизацию, отличающуюся у разных восточных этносов и государственных образований (Индия, Китай, Япония, Сасанидский Иран, кочевые державы аваров, тюрков и монголов). Кроме того, следует определить причины запаздывания восточных обществ в развитии феодальных отношении в сравнении с европейским аналогом. Поэтому отдельным сюжетом для подготовки должна стать проблема понимания феодализма и сущности феодальных отношений на Востоке (концепции Маркса о т.н. «азиатском способе производства» и ряд немарксистских теорий, в том числе и цивилизационных). Теоретическая часть Следующий вопрос связан с вычленением основных признаков восточной модели вообще и ее феодальной составляющей, в частности (сохранение родовых и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм; преобладание государственной собственности и власти государства над всем обществом, в том числе и феодальным сословием; централизованная рента-налог и т.д.). Каждую из них следует раскрыть отдельно на конкретных исторических примерах. При этом не следует забывать о роли религии в восточных обществах, которые часть исследователей классифицирует именно по этому признаку. Поэтому нужно определить границы индусской, индо-буддийской и дальневосточно-конфуцианской цивилизаций (арабо-исламская будет рассмотрена отдельно на следующем занятии) и объяснить, почему они не совсем совпадают с этническими или государственными ареалами. Последний сюжет – это знакомство с кочевыми средневековыми обществами, самыми крупными из которых явились Тюркский каганат и Монгольская империя. Все они носили феноменальный характер, поскольку не имели аналогов в мировой истории. Нужно определить признаки номадизма, принципиально отличающие кочевые общества от оседлых и задаться вопросом о проявлениях государственности в условиях кочевья. Итоговым выводом должно стать резюмирование характерных черт восточных средневековых цивилизаций, отличающих их друг от друга и сближающих их между собой, а также дифференцирующих от Европы. Вопросы 1. Хронологические и географические рамки Средневекового Востока. 2. Особенности развития стран Востока в период Средневековья. 3. Города на средневековом Востоке. Задания Список литературы, рекомендованной по данной теме 1. Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова, И. А. Андреева [и др.] ; под ред. Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 888 c. — 978-5-238-01493-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71211.html 2. Алексеев, С. В. Всемирная история с древнейших времен до начала XX века [Электронный ресурс]: курс лекций / С. В. Алексеев, О. И. Елисеева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский гуманитарный университет, 2016. — 240 c. — 978-5-906822-84-01. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74715.html 3. История мировых цивилизаций [Электронный ресурс]: учебник / Р.Г. Мумладзе [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Русайнс, 2016. — 334 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61616.html 4. Васильев Л.В. История религий Востока. – М., 2009. 5. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории / Б.С. Ерасов. – М., 1990. 6. Всеобщая история: Учебник / Отв. ред. И. В. Крючков, С. А. Польская. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. – 384 с.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |