Тема 9. Западная Европа, США и Латинская Америка в XIX – начале XX в.
Цель: изучение западноевропейской цивилизации на зрелой индустриальной стадии ее развития. Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части: УК-1 Знать: методику поиска, критического анализа и синтеза информации, применения системного подхода для решения поставленных задач. Уметь: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. УК-5 Знать: межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Уметь: воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Владеть: способностью воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Актуальность темы Настоящее занятие продолжает рассмотрение основных поблеем индустриального общества, но уже на более позднем витке его развития – XIX – начале ХХ вв. Поэтому, учитывая подготовку к предыдущему занятию, следует сосредоточиться на нескольких аспектах развития капитализма – собственно экономической, социальной и политической При оценке экономических процессов нужно отметить факторы углубления капитализма и связанную с ним индустриальную модернизации, как основной цивилизационный процесс эпохи. Далее надо обратить внимание на две основные тенденции в развитии экономики Европы, связанные с ее неравномерностью. ). Отдельный вопрос представляет собой консолидация переселенцев и предпосылки отделения североамериканской колонии от Англии, приведшие к революции, войне за независимость, ее успеху и образованию независимой федерации первых штатов. Нужно задаться вопросом о форме сложившегося государства, его целеполагании и перспективах, изложенных в «Декларации независимости», а позже и в американской конституции. Теоретическая часть Отдельная серия вопросов – это индустриальная урбанизация и весь связанный с ней спектр проблем, среди которых важное место занимают демографические процессы. На последние следует обратить особе внимание, включая не только городскую среду, а все индустриальное общество, поскольку оно переживало достаточно глубокую половозрастную и семейно-брачную трансформацию. Необходимо уяснить, в чем именно она имела место. Далее, на основе полученного материла, нужно установить связь между индустриальной и социальной модернизацией, одним из достижений которой явилось появление среднего класса как одно из зримых цивилизационных достижений эпохи, которое нуждается в отдельной оценке. Последняя серия вопросов посвящена политическому аспекту проблемы. Его можно разделить на несколько направлений: становление конституционализма, формирование политических партий и движений, сущность и формы парламентаризма, общие и особенные черты демократических институтов в странах Западной Европы. Аналогичная задача распространяется и на оценку эволюции государственного строя, пережившего целую серию реформ и революций. Нужно определить новые государства, возникшее в этот период на карте Европы, выделить роль войн и дипломатии в разрешении межгосударственных конфликтов и развитии системы европейских государств. Итогом занятия должна стать оценка профиля индустриальной эпохи и ее места в развитии современной цивилизации. Не последнее место в этом перечне занимает экономический успех США, превративший их в мирового индустриально-аграрного лидера, - позиции, которые удерживаются до настоящего времени. Следует задаться вопросом о причинах этого явления, которые кроются как в экономическом, так и в общественном устройстве страны. Вопросы 1. Промышленная Европа завоевывает мир. Социальная структура индустриального общества. 2. США на пути превращения в мировую державу. 3. Утверждение политических и институциональных основ современного общества. 4. Национализм и империализм. 5. Война за независимость и образование независимых государств в Латинской Америке. 6. Особенности развития государств Латинской Америки в XIX в. Список литературы, рекомендованной по данной теме 1. Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова, И. А. Андреева [и др.] ; под ред. Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 888 c. — 978-5-238-01493-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71211.html 2. Алексеев, С. В. Всемирная история с древнейших времен до начала XX века [Электронный ресурс]: курс лекций / С. В. Алексеев, О. И. Елисеева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский гуманитарный университет, 2016. — 240 c. — 978-5-906822-84-01. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74715.html 3. История мировых цивилизаций [Электронный ресурс]: учебник / Р.Г. Мумладзе [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Русайнс, 2016. — 334 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61616.html 4. Бриггс А., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. М., 2008. 5. Иванян Э.А. История США: Пособие для вузов. — М., 2008. 6. История Нового времени. 1600-1799 годы: Учебное пособие / Под ред. А. В. Чудинова, П. Ю. Уварова, Д. Ю. Бовыкина. – М., 2009. 7. Макинерни Д. США: История страны. – М., 2009. 8. Посконина О.Н. История Латинской Америки (до ХХ века). – М., 2011. 9. Селиванов В.Н. Латинская Америка: от конкистадоров до независимости. М., 1984. 10. Строганов А.И. Латинская Америка в ХХ веке. – М., 2008. 11. Томас А. Б. История Латинской Америки. – М., 2007. 12. Чикалов Р.А., Чикалова И.Р. Новая история стран Европы и США. 1815-1918 гг.: Учебное пособие. – М., 2005. 13. Всеобщая история: Учебник / Отв. ред. И. В. Крючков, С. А. Польская. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. – 384 с.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |