Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 11. Первая мировая: война, изменившая мир



2019-11-21 235 Обсуждений (0)
Тема 11. Первая мировая: война, изменившая мир 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель: изучение фактов и событий Первой мировой войны.

Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части:

УК-1

Знать: методику поиска, критического анализа и синтеза информации, применения системного подхода для решения поставленных задач.

Уметь: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

УК-5

Знать: межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Уметь: воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Владеть: способностью воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Актуальность темы

История человечества знает множество войн. Но две из них по масштабам разрушений и человеческих потерь не имеют равных. Обе они произошли в XX веке и в них принимали участие все крупнейшие государства мира. Войны пришли из Германии; основные боевые действия разворачивались в Европе. Более четырех лет - с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918 года - продолжалась Первая мировая война. В нее были вовлечены 38 государств с населением свыше 1 млрд. человек. В кровопролитных сражениях погибло 10 млн. человек, 20 млн. получили ранения или увечья. Причины войны и цели государств. До Первой мировой войны привели обострения противоречий между крупнейшими государствами мира и борьба двух военно-политических группировок - Антанты и Тройственного союза. Наиболее непримиримыми оказались интересы Германии и Англии. Они соперничали на суше и на море. Инициаторами развязывания войны выступили правящие круги Германии и Австро-Венгрии, хотя и другие страны преследовали конкретные захватнические цели. Гонка вооружений набрала неслыханного размаха.

Германская империя стремилась к мировому господству. В ее планы входило захват больших территорий в Европе, в том числе Украины и Прибалтики, колониальных владений Англии, Франции, Бельгии, укрепление позиций в Турции и на Ближнем Востоке. Австро-Венгрия надеялась покорить Сербию, Болгарию и Черногорию, завладеть нафтородовищами Румынии, господствовать на Черном, Адриатическом и Эгейском морях. Турция, которую в случае победы собирались поделить страны Антанты, обращала свои взоры на Балканский полуостров, Крым, Закавказье, Иран.

Теоретическая часть

В свою очередь Англия претендовала на немецкие колонии, турецкие владения в Месопотамии (нынешний Ирак), добивалась усиления влияния на Ближнем Востоке и Средиземноморье. В интересах Англии было подорвать экономическую мощь Германии, ее возрастающую роль в мировой торговле. Франция хотела вернуть Эльзас и Восточную Лотарингию, отнятые у нее Германией в 1871 p., заодно захватить богатый углем Саарский бассейн и часть Рейнской области Германии.

Экономически ослабить Германию стремилась и Россия. К тому же российский царизм преследовал стратегические задачи - установить контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, покончить с немецким и австрийским влиянием в Турции и на Балканах.

Больше всего сомневалась в определении своих притязаний Италия. Будучи союзником Германии и Австро-Венгрии, Италия все-таки просчитывала, где ее ждет большая выгода. С началом войны она вела затяжные переговоры с обеими воюющими сторонами и в конце концов страны Антанты пообещали ей большие территориальные приобретения. Англия готова была предоставить большую ссуду. Это склонило переход Италии на сторону противников Германии. Таким образом, война имела несправедливый, захватнический характер со стороны государств обоих блоков. Они прикрывались лозунгами защиты родины и будущего своих народов, уничтожали в пламени войны миллионы невинных, обманутых шовинистической пропагандой людей. Австро-сербский конфликт. Июльская кризис 1914 г.

Вопросы

1. Причины Первой мировой войны.

2. Австро-сербский конфликт и начало войны. Военные действия в 1914 г.

3. Ход военных действий в 1915-1916 гг.

4. Ход военных действий в 1917-1918 гг.

5. Внутреннее положение в воюющих странах.

6. Итоги и значение Первой мировой войны.

Задания

1. Составьте карту основных сражений Первой мировой войны, уделив отдельное внимание российской рокаде.

2. Перечислите признаки международных противоречий, ставших предпосылками Первой мировой войны.

3. Ответьте на проблемный вопрос: насколько оправдана взаимосвязь Первой мировой войны как причины падения трёх империй: Российской, Австро-Венгерской и Османской?

4. Выявите по пунктам противоречия в решениях Парижской и Вашингтонской конференций.

5. Составьте карту геополитических итогов Первой мировой войны.

6. Составьте хронологическую таблицу периодов Первой мировой войны, уделив особое внимание крупным сражениям.

7. Составьте схему стран-участниц Первой мировой войны, уделив отдельное внимание составу союзных блоков.

8. Определите причины вступления каждого европейского государства и США в театр действий Первой мировой войны.

9. Аргументируйте черты исторической неизбежности Первой мировой войны.

10. Составьте карту новой системы международных отношений по окончании Первой мировой войны.

 

Список литературы, рекомендованной по данной теме

1. Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова, И. А. Андреева [и др.] ; под ред. Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 888 c. — 978-5-238-01493-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71211.html

2. История мировых цивилизаций [Электронный ресурс]: учебник / Р.Г. Мумладзе [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Русайнс, 2016. — 334 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61616.html

3. Вулманс С., Кинг Г. Первая мировая. Убийство, развязавшее войну. М.: АСТ, 2014.

4. Макмиллан М. Война, которая покончила с миром. Кто и почему развязал Первую мировую войну. М.: Центрполиграф, 2016.

5. Всеобщая история: Учебник / Отв. ред. И. В. Крючков, С. А. Польская. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. – 384 с.

6. История международных отношений: учебник / Под ред. А. В. Торкунова, М. М. Наринского. Т. 1. М.: Аспект-Пресс, 2014.



2019-11-21 235 Обсуждений (0)
Тема 11. Первая мировая: война, изменившая мир 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 11. Первая мировая: война, изменившая мир

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)