Особенности предметно-развивающей среды
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. Для развития личности ребенка дошкольного возраста предметная развивающая среда рассматривается источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда разрабатывается и трансформируется с учетом требований ФГОС дошкольного образования и особенностей психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Предметно-развивающая среда ДОО должна быть оснащена техническими средствами для самостоятельного беспрепятственного доступа ребенка в коррекционно-развивающие зоны. С целью реализации комплексного подхода в создании условий для обученияи коррекции имеющихся нарушений психофизического и двигательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении должны быть спроектированы, оснащены и функционировать помещения, обеспечивающие максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации. Важные принципы построения развивающей среды представлены в работах ведущих специалистов дошкольного образования: - учет индивидуальных социально-психологических и возрастных особенностей детей; - организация совместного общения педагога и ребенка, основанного на сотрудничестве; - учет индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей; - развитие любознательности и творческих способностей детей; - развитие эмоциональной личностной сферы ребенка; - организация совместного общения педагога и ребенка, основанного на сотрудничестве.
Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом воспитатели и специалисты дошкольной организации должны: - иметь представление о зоне актуального развития каждого ребенка, проектировать зону ближайшего развития с учетом их индивидуальных психофизических возможностей и особенностей; - формировать обстановку и представлять материалы для развития детей и коррекции имеющихся отклонений развития; - ставить пред каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого; - поддерживать в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.
При формировании предметно-развивающей среды должны учитываться принципы проектирования развивающей среды: - дистанции и позиции при взаимодействии (принцип позволяет в полном объеме реализовать личностно ориентированную модель и обеспечить установление контакта в детском коллективе); - возможности жить полноценной жизнью «здесь» и «сейчас»; - знания, умения, навыки, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности; - активности, самостоятельности, творчества (среда в ДОО интенсивно развивающая); - все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению; - стабильности, динамичности (развивающая среда – возможность изменения – сохранение общей смысловой целостности); - комплексирования и гибкого зонирования (возможность построения непересекающихся сфер активности); - моделирование пространственно-предметной развивающей среды, которая позволяет детям проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе; - индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия (взаимодействие с различными элементами, повышение функциональной активности ребенка; разнообразные и меняющиеся впечатления); - учета половых и возрастных различий детей (мальчики – девочки). Насыщенность среды в ДОО должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство оснащено соответствующими материалами и средствами обучения, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием. Организация предметно-пространственной среды и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников ДОО. Экспериментирование с доступными детям материалами, независимо от их возраста и уровня психофизического и интеллектуального развития должно обеспечивать интеллектуальное развитие. Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, должно обеспечивать наличие необходимого дидактического и спортивного оборудования, создание условий для организации подвижных игр и проведения спортивных соревнований. Возможность самовыражения детей должно обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменения предметной-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; - наличие в группах полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в различных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. Вариативность среды предполагает: - наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность и безопасность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с НОДА и детей-инвалидов всех помещений дошкольной организации, где осуществляется образовательный процесс; - свободный доступ воспитанников, в том числе детей с НОДА и детей-инвалидов, посещающих дошкольное учреждение, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности; - безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. При создании среды мы исходим из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических, психологических и двигательных особенностей.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |