Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности предметно-развивающей среды



2019-11-21 200 Обсуждений (0)
Особенности предметно-развивающей среды 0.00 из 5.00 0 оценок




Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. Для развития личности ребенка дошкольного возраста предметная развивающая среда рассматривается источник его индивидуальных знаний и социального опыта.

Предметно-развивающая среда разрабатывается и трансформируется с учетом требований ФГОС дошкольного образования и особенностей психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Предметно-развивающая среда ДОО должна быть оснащена техническими средствами для самостоятельного беспрепятственного доступа ребенка в коррекционно-развивающие зоны.

С целью реализации комплексного подхода в создании условий для обученияи коррекции имеющихся нарушений психофизического и двигательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении должны быть спроектированы, оснащены и функционировать помещения, обеспечивающие максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации.

Важные принципы построения развивающей среды представлены в работах ведущих специалистов дошкольного образования:

- учет индивидуальных социально-психологических и возрастных особенностей детей;

- организация совместного общения педагога и ребенка, основанного на сотрудничестве;

- учет индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей;

- развитие любознательности и творческих способностей детей;

- развитие эмоциональной личностной сферы ребенка;

- организация совместного общения педагога и ребенка, основанного на сотрудничестве.

 

Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом воспитатели и специалисты дошкольной организации должны:

- иметь представление о зоне актуального развития каждого ребенка, проектировать зону ближайшего развития с учетом их индивидуальных психофизических возможностей и особенностей;

- формировать обстановку и представлять материалы для развития детей и коррекции имеющихся отклонений развития;

- ставить пред каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого;

- поддерживать в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.

 

При формировании предметно-развивающей среды должны учитываться принципы проектирования развивающей среды:

- дистанции и позиции при взаимодействии (принцип позволяет в полном объеме реализовать личностно ориентированную модель и обеспечить установление контакта в детском коллективе);

- возможности жить полноценной жизнью «здесь» и «сейчас»;

- знания, умения, навыки, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности;

- активности, самостоятельности, творчества (среда в ДОО интенсивно развивающая);

- все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению;

- стабильности, динамичности (развивающая среда – возможность изменения – сохранение общей смысловой целостности);

- комплексирования и гибкого зонирования (возможность построения непересекающихся сфер активности);

- моделирование пространственно-предметной развивающей среды, которая позволяет детям проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе;

- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия (взаимодействие с различными элементами, повышение функциональной активности ребенка; разнообразные и меняющиеся впечатления);

- учета половых и возрастных различий детей (мальчики – девочки).

Насыщенность среды в ДОО должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство оснащено соответствующими материалами и средствами обучения, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием. Организация предметно-пространственной среды и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников ДОО. Экспериментирование с доступными детям материалами, независимо от их возраста и уровня психофизического и интеллектуального развития должно обеспечивать интеллектуальное развитие. Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, должно обеспечивать наличие необходимого дидактического и спортивного оборудования, создание условий для организации подвижных игр и проведения спортивных соревнований. Возможность самовыражения детей должно обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменения предметной-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;

- наличие в группах полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в различных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Вариативность среды предполагает:

- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность и безопасность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с НОДА и детей-инвалидов всех помещений дошкольной организации, где осуществляется образовательный процесс;

- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с НОДА и детей-инвалидов, посещающих дошкольное учреждение, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности;

- безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

При создании среды мы исходим из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических, психологических и двигательных особенностей.




2019-11-21 200 Обсуждений (0)
Особенности предметно-развивающей среды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности предметно-развивающей среды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)