Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Процессы социальной динамики



2019-11-21 1383 Обсуждений (0)
Тема 5. Процессы социальной динамики 0.00 из 5.00 0 оценок




Время - 2 часа

План:

1. Сущность социальных изменений и их классификация.

2. Концепции развития общества.

3. Современные тенденции и проблемы развития общества.

Учебная цель:

· определять сущность социальных изменений как основного атрибута социальной реальности;

· иметь представление относительно теоретических направлений и концептуальных положений относительно изучения и анализа социальных изменений;

·    знать основные характерологические черты основных типов обществ.

Задачи:

·    отличать понятие «социальные изменения», «социальное развитие»;

· давать  общую характеристику эволюционным и революционным социальным изменениям;

· уметь анализировать причины и факторы социальных изменений;

· определять оценочные критерии общественного прогресса.

Задание к самостоятельной работе:

1. В чем заключается природа социальных изменений в обществе?

2. Объясните соотношение понятий «социальное изменение», «социальное развитие», «социальный прогресс».

3. Что такое «социальный прогресс»? Проанализируйте разнообразные подходы к его толкованию.

4. Существуют ли универсальные критерии социального прогресса?

5. Является ли справедливым толкование социального прогресса как исключительно позитивного явления?

6. Специфические особенности современного общества, тенденции и перспективы его развития.

И н д и в и д у а л ь н ы е т в о р ч е с к и е з а д а н и я   :

1. Проанализируйте конкретный социальный процесс, который происходит в современном обществе. Например, процесс формирования новых экономических и политических структур нашего общества.

2. Как Вы понимаете слова М. Ганди: «Любой прогресс достигается из-за ошибок и их исправлений. Это закон индивидуального роста. Данный же закон определяет и социальную, и политическую эволюцию. Право ошибаться, которое определяет свободу экспериментирования, является универсальным условием каждого процесса». Согласны ли Вы с таким пониманием проблемы?

3. На конкретных примерах докажите дуалистичность социального прогресса.

Практическое задание:

Провести сравнительную характеристику результатов Великой французской буржуазной революции, Великой октябрьской социалистической революции и «революции достоинства» на Украине.

Тесты:

 

1. Что можно отнести к видам социальных изменений?

1) Структурные изменения

2) Функциональные изменения

3) Оценочные изменения

4) Позитивные изменения

5) Негативные изменения

6) Динамические изменения

 

2. Какие черты являются важными в характеристике традиционного общества?

1) Доминирование натурального хозяйства

2) Механизация и автоматизация производства

3) Традиционализм

4) Рост урбанизации

5) Развитость транспорта

6) Формирование гражданского общества

 

3. Различают основные и не основные классы. Какое количество основных классов?

1) Основных классов в разных обществах - разное количество

2) Основных классов всегда только три

3) Основных классов два

4) Основных классов шесть

5) Основных классов семь

 

4. «Чем больше..., тем меньше возможность революций, межнациональных конфликтов, социальных катаклизмов». Чего: «чем больше»?

1) Чем больше прослойка интеллигенции

2) Чем больше высший класс

3) Чем больше средний класс

4) Чем больше более низкой класс

5) Чем больше профессионалов

 

5. Какие концепции можно отнести к теориям развития общества?

1) Циклическая теория

2) Линейная теория

3) Антропологическая теория

4) Теория социального действия

5) Гедонистическая теория

6) Политеизм

Темы рефератов :

1. Социальная модернизация: критерии и сущность.

2. Проблемы трансформации российского общества на грани ХХ-ХІХ ст.

3. Социальные условия развития современных политических процессов.

4.Концепция фундаментальных социальных изменений в трудах Н. Смелзера и Г. Беккера.

5. Теория «постиндустриального общества» Д. Белла.

6. Общественный прогресс: критерии и тенденции.

7. «Социология инновации«.

8. Типология и сущность социальных движений.

9. Молодежные социальные движения.

10. Экологические движения.

11. Религия как социальный институт. Религиозные движения.

12. Проблемы реформации и контрреформации в обществе.

13. Сущность и признаки конкуренции как социального процесса.

14. Кооперация как социальный процесс.

15. Революция как источник развития общества (марксистская доктрина).

 

Методические указания:

Начиная изучать тему, необходимо обратить внимание на такие понятия как социальные изменения и социальное развитие. Показать отличие этих понятий друг от друга, выявить общие причины и факторы, которые влияют на процесс социальных изменений в обществе, иметь представление о разнообразном характере социальных изменений (структурные, процессуальные, функциональные, мотивационные изменения).

Изучение данной темы требует освещения основных теоретических положений относительно процесса развития общества. Наиболее значимы в данном случае линейная, циклическая и нелинейная концепции развития.

Логика изучения темы требует анализа сущности изменений эволюционного и революционного характера, выявления диалектического взаимодействия между ними. Также необходимо понимать существенные, характерологические признаки общественного прогресса и регресса, иметь представление о дуалистической оценке этих явлений.

Раздел  2. Право как регулятор взаимодействия между личностью и обществом



2019-11-21 1383 Обсуждений (0)
Тема 5. Процессы социальной динамики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Процессы социальной динамики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)