Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Социология личности



2019-11-21 1378 Обсуждений (0)
Тема 3. Социология личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Время - 2 часа

План:

1. Сущность понятия личность. Основные условия, содействующие развитию личности. 

2. Основные концепции развития личности.

3. Микросоциологическая (ролевая) теория личности.

4. Макросоциологическая теория личности. Социализация как процесс становления и развития личности.

Учебная цель:

· определять сущность понятий «личность», «социализация», «адаптация», «социальный статус», «социальная роль»;

· иметь представление относительно теоретических положений и концепций структуры личности, моделей социализации;

· знать основные этапы социализации человека, мотивационные факторы поведения личности.

Задачи:

· отличать понятия «человек», «индивид», «личность» относительно их социальной направленности;

· давать общую и единичную характеристику этапов социализации;

· уметь анализировать влияние социальных норм и ценностей на поведение личности;

· определять влияние статусов и  социальных позиций на формирование ценностей и ценностных ориентаций личностей.

Задание к самостоятельной работе:

1. В чем заключается разница между понятиями «человек», «индивид», «личность»? Каждый ли человек – личность?

2. Дайте характеристику основных общих концепций развития личности.

3. Чем по З. Фрейду определяется внутренний конфликт личности? Существуют ли средства его преодоления?

4. Определите соотношение понятий «социальный статус» и «социальная роль».

5. Как Вы понимаете следующие высказывания:

М. Г. Чернышевский: «Развивать человека в человеке»;

Ф.М. Достоевский: «Найти человека в человеке»?

6. Какие факторы влияют на процесс социализации личности?

7. «Чем примитивнее является общество, тем больше проявляется сходство между его индивидами« (Э. Дюркгейм). Как Вы понимаете это высказывание?

  8. «Социализация - это лозунг, который социология использует в борьбе с биологией и генетикой«. Так считают некоторые ученые. Согласны ли Вы с ними, обоснуйте свою позицию.

И н д и в и д у а л ь н ы е т в о р ч е с к и е з а д а н и я   :

1. Согласны ли Вы со следующими положениями (ответ обоснуйте) :

- личность - это результат процесса социализации, которая проходит правильно;

- социализация - это процесс усвоения социальных и культурных норм, которое продолжается в течение всей жизни человека.

2. Специалисты утверждают: человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам становится законченным наркоманом, но при этом сохранится как личность. А  ребенок, который начал колоться в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует. Почему? Объясните проблему с позиций теории социализации.

3. Заполните следующие таблицы:

  Естественный статус Предписанный статус Достигнутый статус
1. Учитель      
2. Принц      
3. Отец      
4. Дворянин      
5. Профессор      
6. Сын      
7. Флегматик      
8. Сестра      
9. Богач      
10. Гений      
11.Городской житель      
12. Папа Римский      
13. Мужчина      
14. Раб      
15. Студент      
16. Капиталист      
17. Спортсмен      
18. Негр      
19. Приемная мать      

 

Вопрос да нет
1. Социализация присуща не только человеку, но и животному    
2. Обучение может быть у животных    
3. Социализация заканчивается в зрелом возрасте    
4. Фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте    
5. Социализация включает освоение социальных ролей    
6. Младенец - это личность    
7. Феральные люди - те, которые воспитывались животными    
8. Дальние родственники не являются агентами социализации    
9. Агентами первичной социализации являются предприятия    
10. Граница перехода от первичного к вторичному этапу социализации четко установлена    
11. Ресоциализация - это часть процесса социализации    

Тесты:

 

1. Какова главная идея макросоциологического подхода к вопросу о развитии личности?

1) Человек - это продукт межличностных отношений

2) Человек - это продукт деятельности общества

3) Человек - это продукт взаимодействия традиции, религии, культуры, языка

4) Человек - это продукт деятельности только правового государства

5) Человек - это позиция человека в группе или обществе

 

2. Какой можно сделать вывод о состоянии общества, если в нем преобладают модальные личности?

1) Это аграрное общество

2) Это кризисное общество

3) Это стабильное общество

4) Это индустриальное общество

5) Это моральное общество

 

3. Что такое социализация как процесс?

1) Это нравственно ориентированная деятельность

2) Это освоение рлигиозных канонов

3) Это общественные отношения

4) Это интеграция в общество

5) Это правовая деятельность

 

4. Чем определяется социальный статус личности?

1) Набором социальных ролей

2) Совокупностью социальных норм

3) Содержанием и характером социальных отношений

4) Социальным взаимодействием

5) Социальным контролем

 

5. Как называется модель поведения, которое задано социальной позицией личности в системе общественных отношений?

1) Межличностная роль

2) Социальная роль

3) Модель личности

4) Социальный статус

5) Продиктованный статус

 

Темы рефератов :

1. Социализация: определение, теории, механизмы, институты.

2. Суть, структура и функции социальных установок.

3. Понятие и виды малых групп. Референтные группы и их роль в развитии личности.

4. Стадии развития группы. Психологическая характеристика групп высшего уровня развития.

5. Формальные и неформальные отношения в группе. Ролевое распределение в группах.

6. Лидерство, теории возникновения лидерства.

7. Давление группы на индивида, феномен конформизма.

8. Социально-психологический климат группы.

9. Социологические теории личности.

10. Проблемы интеграции личности.

11. Теория социализация личности.

12. Социально-биологические предпосылки социализации.

13. Фазы и содержание процесса социализации.

14. Этапы и факторы социализации.

15. Неравенство и социализация.

16. Социальные группы как агенты первичной и вторичной социализации.

 

Методические указания:

Изучая данную тему необходимо знать общую характеристику и указать на непохожесть таких понятий как «человек», «индивид», «личность»; проследить уровень изученности этой проблемы и основные концепции развития личности (макро-, микросоциологическая концепция. Фрейдистская теория, «теория социального действия» и др.)

Нужно иметь представление, что такое модальная и нормативная личность, в чем основные характерные показатели каждой модели. Надо выяснить, что такое адаптация в социальном плане, знать основные модели адаптации (по Р. Мертону) и характеризовать каждую из них; раскрыть взаимосвязь между социальной средой и моделью адаптации; показать факторы, которые побуждают к активной социальной позиции личности.

Обратить внимание на теоретические выводы социологической науки и психологии относительно факторов, влияющих на структуру личности (теория Фрейда, Маслоу и других); показать соотношение витальных и социальных ценностных ориентаций в развитой личности; раскрыть весомость ценностей в частной и социальной жизни личности.

Уметь давать характеристику понятию «статус», показать его разновидности; раскрыть понятие «социальный статус», «социальная роль», показать их основные признаки. Необходимо проанализировать соотношение в социальном плане ролевых требований и ролевых ожиданий; показать смысл ролевых конфликтов и средства их решения.

Надо раскрывать сущность процесса социализации и всесторонне проанализировать его; охарактеризовать психологический педагогический и социологический подходы к изучению социализации; предоставить характеристику первичной и вторичной социализации (выявить агентов, институты и механизмы); показать этапы социализации и их интенсивность; раскрыть содержание процессов де - и ресоциализации.

 

 



2019-11-21 1378 Обсуждений (0)
Тема 3. Социология личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Социология личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1378)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)