Тема 1. Социология как наука. Основные этапы ее развития
Время - 2 часа План: 1. Содержание предмета и объекта социологии. 2. Функции социологии и их содержание. Структура социологии. 3. Потребности общества в социологии. 4. Становление и развитие социологии как науки.
Учебная цель: · определять сущность социологии как науки, понять многогранность ее объекта, предмета и функций; · знать основные этапы развития социологической мысли как на мировом уровне, так и в России; · иметь представление относительно развития современной социологии и ее значения для работников юридической сферы. Задачи: · оперировать понятийным содержанием основных категорий социологии; · отличать характерные черты этапов развития социологической науки; · раскрывать содержание основных теоретических направлений современной социологии, понимать ее практическое значение. Задания к самостоятельной работе: 1. Что общего и в чем заключается отличие объекта и предмета социологии как науки? 2. На чем базируются утверждения о социологии как одной из ведущих социально-гуманитарных дисциплин? 3. В чем проявляется специфика социальных закономерностей? 4. Почему социологию считают междисциплинарной наукой? 5. В чем заключалась специфика первобытных представлений людей об обществе? 6. Каковы особенности теории социальной стратификации Платона, теории «среднего класса» Аристотеля? 7. Каковы особенности зарождения и развития социологической мысли в России? 8. Какова роль О. Конта и Г.Спенсера в становлении социологии? 9. Чем предопределено неодинаковое отношение к социологии в демократических и тоталитарных государствах?
И н д и в и д у а л ь н ы е т в о р ч е с к и е з а д а н и я : 1. Составьте структурно-логическую схему из истории социологии
2. Заполните таблицу по теме «Основные этапы исторического развития социологической мысли»
Тесты:
1. Что является объектом познания социологии как науки? 1) Социальная реальность 2) Политические процессы 3) Поведение людей в экстремальных условиях 4) Культурные традиции украинского народа 5) Ценностные нормы человечества
2. Каковы уровни социологического знания? 1) Теоретическая и эмпирическая социология 2) Макросоциология, теории среднего уровня, микросоциология 3) Предметная и гносеологическая социология 4) Теоретическая и предметная социология 5) Фундаментальная и прикладная социология 6) Прикладная и теоретическая социология 7) Эмпирическая и гносеологическая социология
3. Какие функции не присущи социологии? 1) Познавательная 2) Методологическая 3) Прогностическая 4) Практическая 5) Рекреационная 6) Функция защиты прав автора 7) Репродуктивная
4. Чем вызвано появление социологии в первой половине ХІХ ст.? 1) Промышленным развитием на основе индустрии паровых машин 2) Переходом от мотыжного к пахотному земледелию 3) Расширением сферы товарно-денежных отношений 4)Фундаментальными открытиями во всех отраслях естествознания 5) Острыми социально-политическими и экономическими конфликтами и преобразованиями
5. Кто является основателем социологии как науки? 1) Е. Эрлих 2) О. Конт 3) М. Вебер 4) К. Маркс 5) В. Парето Темы рефератов : 1. Развитие социальных знаний в Древнем мире. 2. Формирование социологической мысли в эпоху возрождения. 3. Особенности развития социальных знаний в ХVII - XVIII ст. 4. Б. Спиноза и его вклад в развитие теории общественного договора. 5. Философские и социологические концепции Дж. Локка. 6. Концепции развития общества в трудах Т. Гоббса. 7. Социологически-правовые концепции французских материалистов (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Русо). 8. Философия истории как новый этап развития социального познания (Вольтер, Веко, Кондорсе, Гердер). 9. Социальные проблемы и утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). 10. О. Конт как основатель социологии. 11. Г. Спенсер как основатель органической школы социологии. 12. Теория социального дарвинизма. 13. Расово-антропологическая школа социологии (Гобино, Амон, Чемберлен). 14. Социальная теория марксизма. 15. Социологические взгляды Э. Дюркгейма. 16. М. Вебер и его теория социального действия. 17. Структурно-функциональная социология Т. Парсонса. 18. Развитие социологической мысли в России.
Методические указания: При изучении темы необходимо коснуться методологических принципов такой науки как социология. Освещая этот вопрос, надо свободно оперировать основными категориями понятийного аппарата социологии: «объект социологии», «предмет социологии», «законы общественного развития» и другие и давать им общую характеристику, раскрывать содержание и значения функций, которыми оперирует социология; показать практический характер социологии, ее значение для профессиональной деятельности юриста. Необходимо уметь анализировать взгляды древних философов (Платон, Аристотель) на социальные проблемы; проследить основные социальные предпосылки, благодаря которым социология получила положение позитивной науки об обществе; раскрыть место и роль О. Конта в становлении социологии как науки. Также надо понимать основные положения социологических концепций органической, расово-антропологической, географической школы, теории социал-дарвинизма. Необходимо раскрыть сущность и дать общую характеристику основных направлений развития социологических знаний: то есть дать анализ социологических концепций Г.Спенсера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, В.Парето, Г.Зиммеля и других. Также надо обратить внимание на развитие и особенности социологической мысли в России.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (984)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |