Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятийный аппарат педагогики .



2019-11-21 449 Обсуждений (0)
Понятийный аппарат педагогики . 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики.

Педагогика - это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Развивалась в рамках философии. В качестве науки оформилась в начале 17в.

Многие ученые связывают рождение педагогики как самостоятельной науки с именем Я. А. Коменского и его ``Великой дидактикой'' (1632 г.). Он наметил единую систему образования, выдвинул идею всеобщего начального обучения, призывал начинать обучение на родном языке, начинать образование в материнской школе. Им разработаны основные принципы дидактики. Обосновал главные требования к учебнику, к учителю.

Отцом русской педагогики, учителем русских учителей, просветителем является К. Д. Ушинский– ему принадлежит идея народности воспитания (создание широкой сети народных школ, обучение на родном языке, трудовое воспитание, формирование патриота, обучение детей обоего пола, недопустимость слепого заимствования и внедрения в практику иноземных систем).

Источники педаг. науки :народная педагогика - педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа.Отражаются культура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен быть человек. Религия. В религиозных книгах (Библии, Коране, Талмуде и др.) сконцентрированы представления человечества о морали и нравственности. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми. Пед. наука развивалась, сохраняя и учитывая все, что было создано педагогической мыслью прошлого-памятники отечественной педагогической культуры, коими являются, например, «Поучение детям» Вл. Мономаха, «Юности честное зерцало», «Домострой» и др. Педагогическая практика, опыт воспитания, обучения, образования детей и молодежи, который сложился ранее и формируется в настоящее время в различных странах, отдельных учебных заведений, в индивидуальной деятельности педагогов. ДП постоянно обращается к классическому настрою педагогических мыслителей к их главным идеям и концепциям, которые оказали огромное влияние на развитие ДП, теории и практики воспитания детей дошкольного возраста. А.С.Симанович, Л.И.Тихеева, Е.Н. Водовозова, Н.К.Крупская, П.Ф.Каптерев. Их идеи являются актуальными и сегодня. Специальные экспериментальные исследованиям. Эксперим. работой занимаются НИИ, она ведется на кафедрах педагогических университетов, институтов. Результаты исследовательской деятельности публикуются в журналах, монографиях, сборниках, научных трудах.

Основное педагогическое противоречие: общество накапливает определенный уровень в развитии личности, но вдруг происходят изменения в обществе – возникает необходимость в изменении педагогике (90-е гг. распад СССР и т.п.) – педагогика должна развиваться, менять содержание и т. д.

Понятийный аппарат педагогики .

Воспитание. В социальном смысле - социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. В педагогическом смысле - целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

Обучение-процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога на детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. (И. Я. Лернер).

Образование-процесс и результат овладения воспитанниками системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей (Ю. К. Бабанский). Формирование (развитие)- изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. В П. говорят о развитии возрастном, индивидуальном и личностном. Педагогический процесс - сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога на воспитанников с целью воспитания и обучения последних. Объект педагогики – ребенок, человек, личность. Педагогика, наука о воспитании человека, изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.

Предмет – целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Задачи ДП делятся на два типа: постоянные, временные.

Постоянные задачи:

1.Выявление закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

2. изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. Внедрение результатов исследований в практику.

3. разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. В словаре педагогики появилось новое понятие – педагогическая инноватика.

4. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Временные задачи:

1. создание библиотек электронных учебников, 2. разработка стандартов педагогического профессионализма,  3. выявление типичных стрессов в работе учителей 4.создание дидактических основ обучения трудных детей.5. разработка тестов уровней педагогического мастерства, выявление факторов выбора школьниками профессии.6. анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель-ученик.

Функции педагогики:

Теоретическая функция:

-изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

-выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

-проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

- разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

-внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

-анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень)

Законы (Борис Тимофеевич Лихачев):

Воспитание отражает и выражает собой объективный конкретно-исторический процесс – движение отношений, общения, деятельности в обществе, – благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводства производительных сил. Воспитание как педагогическая деятельностьпредставляет собой сознательное, на основе научных данных, целенаправленное, систематически и планомерно организованное воздействие на детей, взаимодействие с ними, которое должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу, выраженному в форме сотворения личности.

Целостный педагогический процесс есть сознательная материализация людьми категории воспитания, конкретизирует ее в различных типах и организационных структурах воспитания и образования. Структура пед.процесса включает в себя следующие логически связанные компоненты: основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, связка «педагог – дети», содержание воспитания и обучения, учебно-воспитательные учреждения, диагностика, критерии эффективности. Целостность- взаимодействие в нем всех основных, основополагающих и развивающих видов деятельности: учебной, трудовой, творческой, физкультурной, бытовой. Целостность педагогического процесса, это когда в нем одновременно решаются воспитательные, обучающие и развивающие задачи.



2019-11-21 449 Обсуждений (0)
Понятийный аппарат педагогики . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятийный аппарат педагогики .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (449)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)