Ребенок как объект и субъект воспитания.
Субъект воспитательного процесса - это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности. Субъект - сознательно действующее лицо. Но ребенок является и объектом воспитания. Объект воспитания – это то, на что направлено воспитание. Дети подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности. Если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект педагогической деятельности становится ее субъектом. В таком случаепедагогическая деятельность из субъектно-объектной превращается в субъектно-субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой. Деятельность - активная форма отношения субъекта к объекту: в познавательной - постигается, открывается, изучается истина; в трудовой - созидаются, сохраняются, совершенствуются материальные ценности; в художественной -воспринимается, интерпретируется, созидается, воссоздается, транслируется художественный образ; в физкультурной -укрепляется, совершенствуется человеческое тело; в общественной - декларируются, пропагандируются распространяются социально - ценностные идеи. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. В период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов. Сложилась «субъект-объектная» (советский период) парадигма: характеризуется рядом черт, снижающих эффективность ее воспитательного влияния: Ребенок - объект педагогического воздействия. - Главная цель - вооружить знаниями, умениями, навыками, формирование жестко задаваемых социумом заказов, монологическая форма общения, контакт минимизированный, стандартизированный, основанный на соблюдении дистанции. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было «Делай как я», характерен авторитарный стиль общения где: - Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. - Тактика общения: диктат или опека. - Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. - Результат: происходит пагубное воздействие на личность ребенка, эмоциональный дискомфорт, напряженность, преобладает внешняя мотивация учения и деятельности. Как протест против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной «субъект-объектной» парадигмы. Личность в концепции гуманистического воспитания рассматривается в качестве ведущей ценности. «Субъект-субъектная» парадигма- такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты. - Установка по отношению к ребенку: ребенок субъект педагогического взаимодействия, интерес к познанию, пониманию уникальных особенностей ребенка, его склонностей и интересов, позиция равенства, разделение ответственности с ребенком, безоценочное отношение. - Цель– развитие ребенка, как активной самостоятельной личности, развитие его интересов, способностей, нравственных качеств и чувств. - Контакт при взаимодействии с ребенком – уникальный, эмоционально-насыщенный, создающий общее поле взаимодействий, общение личностное. - Способы понимания и познания ребенка – эмпатическое понимание, чтение вербальных и невербальных сигналов. Чувствовать и понимать другого человека через глаза, позу и лицо. - Средства – диалог, проблемное обучение, моделирование ситуации, поощрение, одобрение, авансирование, «Я-сообщение». - Процесс– гибкий, учитывающий настоящее, ориентированный на зону ближайшего развития. - Результат – стремление к саморазвитию, благоприятный психологический климат, творчество, положительные внутренние мотивы учения, стремление к саморазвитию. Итог: современная парадигма самая правильная теория подхода к ребенку. В отечественной науке «парадигма в педагогике (педагогическая парадигма) – это устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач»
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3579)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |