Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогический процесс. Его сущность, основные компоненты и движущие силы.



2019-11-21 561 Обсуждений (0)
Педагогический процесс. Его сущность, основные компоненты и движущие силы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Пед. процесс – целенаправленное, содержательное и организованное взаимодействие педагога и детей с целью воспитания, обучения и развития.

Пед. процесс представляют как систему из пяти элементов: цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); преподаватель; учащийся.

В рамках пед.процесса взаимодействуют: обучение - передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством; воспитание - освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Главным интегративным качеством педагогического процесса является его целостность-взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, которые в нем возникают, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, в его связях с внешней средой. Интеграция (процесс объединения частей в целое) процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах: оба эти процесса протекают в рамках одного ОУ, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели - подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение носит воспитывающий характер. Отличительные особенности процессов проявляются при выборе форм и методов достижения цели: если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности и воздействие осуществляется на мотивационную сферу. Обучение и воспитание в целостном пед. процессе выступают интегрировано, дополняя друг друга, составляют единое целое и способствуют гармоничному развитию личности.

Движущими силами педагогического процесса выступают противоречия объективного и субъективного характера. Противоречия объективного характера - несоответствие реальных возможностей ребенка и требований, предъявляемых к ним педагогами, родителями, школой.  К субъективным противоречиям можно отнести следующие: между целостностью личности и односторонними подходами к ее формированию и развитию, между нарастающими объемами информации и возможностями учебно-воспитательного процесса, между необходимостью развития творческой личности и репродуктивным, «знаниевым» характером организации пед. процесса и др.

Основные характеристики пед. процесса:

Целенаправленность. Все, что окружает человека, с чем он взаимодействует, с чем входит в определенные отношения, влияет на то, каким он станет, какие качества и свойства личности будут в нем развиваться, формироваться. Все эти влияния могут быть хаотичными и целенаправленными. Двусторонность. С одной стороны, педагог – человек, обладающий определенной системой научных знаний, умений, навыков и специальной педагогической подготовкой, деятельность которого заключается в создании условий для саморазвития личности; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности. С другой стороны – обучаемый (воспитанник), деятельность которого направлена на принятие или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса, тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог. Две стороны пед.процесса находятся в постоянной взаимосвязи, взаимной зависимости, взаимно обуславливают друг друга.

Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность, с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся.

Деятельность обучающегося (воспитанника) в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру.

Целостность педагогического процесса рассматривается также через единство его структурных компонентов. Ю.К. Бабанский:

Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета).

Стимулирующе-мотивационный отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулирования мотивов учебной деятельности, интересов.

Содержательный - содержание обучения, определяемое ФГОС, программами, учебниками и учебными пособиями.

Операционно-действенный отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.

Контрольно-регулировочный предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.

Оценочно-результативный компонент объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.



2019-11-21 561 Обсуждений (0)
Педагогический процесс. Его сущность, основные компоненты и движущие силы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогический процесс. Его сущность, основные компоненты и движущие силы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (561)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)