Второй отчет пациента Мартина
Меня поместили в городскую больницу из-за камня в почке. Симптомы появились утром, за завтраком, когда я выпил чашку чая. Внезапно начались боли, столь сильные, что я вынужден был встать. В туалете я напрасно ждал
186 187 облегчения, сначала я думал, что речь идет о вздутии живота. Наконец я пошел к себе в комнату, хозяйка позвала врача. Поскольку моча была с примесью крови, он предположил почечную колику. В больнице мне каждые 3-5 часов делали обезболивающие уколы. Так продолжалось около трех недель. Одновременно развился тяжелый бронхит. Лечащий врач думал, что камень сам отойдет, и поэтому нет смысла принимать лекарства. Камень, так сказать, катапультируют движения при колике, и, конечно, он не мог сказать точно, когда это произойдет - через несколько дней или недель. В конце концов, это стало невозможно выдерживать. Меня перевели в другую больницу, где меня лечил хороший уролог. Тогда он впервые сделал снимок. Камень застрял в нижней трети мочеточника. Надежда на самопроизвольное отхождение была невелика, поскольку камень находился там уже свыше двух недель. Врач вытащил его петлей. Колики прошли, и через неделю меня выписали. Камень был оксалатом. С тех пор у меня не было почечных симптомов. Мне было ясно, что этот эпизод был связан с предшествовавшими неделями или месяцами. В это время у меня была связь с женщиной, которая меня сексуально очень устраивала. Но мы уже не встречались так регулярно, к тому же моя студенческая жизнь уже год как закончилась. Отъезд из города, где находился университет, был, собственно, концом наших отношений, но я все еще иногда изредка посещал ее, раз в несколько месяцев. После нашей последней встречи она забеременела. Сначала она думала, что это просто задержка месячных, но потом убедилась, что находится на втором месяце беременности. В это время я сдавал второй выпускной экзамен. В разговоре по телефону моя подруга была очень тревожна, говорила, что должна, сколько удастся, скрывать беременность от своей матери, с которой жила вместе. В горячности я сказал: «Не лучше ли сделать...», я не договорил, что именно. Она сразу поняла, что я имею в виду, и горько заплакала, сказав, как я могу даже думать об этом. Я сразу же поехал к ней. Она сказала, что брак был бы единственным выходом из положения, но этого я боялся больше всего. Я подумывал об этом, но просто не мог представить себе такой шаг. Она не хотела иметь ребенка вне брака. При этой встрече я сказал лишь, что позабочусь о враче. Приехав домой, я сразу позвонил и сказал, что не могу согласиться на сохранение беременности. Она была в отчаянии и говорила, что я не должен бросать ее в таком положении. Хотя я твердо решил способствовать аборту, после этого разговора я вновь заколебался. Чтобы «разъяснить» положение, я снова поехал к ней. Эти поездки на автомобиле по забитым шоссе были просто убийственными. Я проводил практически все время в машине, мотаясь взад-вперед к ней и на работу, на которую я только что устроился. Она настаивала на браке. В это время что-то во мне умерло. После всех этих колебаний я решил и не способствовать аборту, и не жениться. Мы договорились, что после родов она переедет ко мне; об этом у меня были наивные представления. Я думал или отдать ребенка моей матери, или быстро жениться на другой женщине, с которой меня [связывала бы не только сексуальность. После отчаянного сопротивления, моя мать изъявила свою готовность к этому. Подруга тоже согласилась отдать ребенка, и внешне все казалось в порядке. Я несколько раз был у нее после этого, это было трудно, поскольку она не хотела меня видеть. Когда я звонил, она сразу вешала трубку. Но я узнал, что она обратилась к врачу, который делал ей какие-то уколы для прерывания беременности. Опять потянулись недели. Уколы не возымели действия. От постоянного напряжения я был совершенно измотан, появилось даже какое-то безразличие. Я долго ничего не слышал о ней, пока не удалось неожиданно встретиться у места ее 'работы. Ничего не изменилось. Она хотела отдать мне ребенка после родов. Я спросил, как она себя чувствует. У меня было сильное чувство вины, и я надеялся узнать, что с ней. От уколов у нее была сильная слабость. Она была бледной и растерянной. Потом ее госпитализировали. Там ее готовили к операции, она испытывала ужасные боли. Позже она рассказала, что даже не заметила, как произошел выкидыш. Плод длиной в 7 сантиметров оказался в унитазе, и она его просто смыла. Я воспроизвел на себе то, что вытерпела моя подруга. Мы, должно быть, сильно отождествляли себя друг с другом. Потому что мой камень в почке и вызванное им кровотечение появились в тот же день, когда с ней случился выкидыш с кровотечением. Об этом я узнал много позже. Рассказала мне об этом мать, когда я все еще лежал в больнице, камня уже не было, и колики прошли. Целых четыре месяца мы провели в тревоге из-за неясности наших отношений. В этом рассказе отчетливо виден сильный бессознательный страх идентичности пациента, отражаемый психосоматическим заболеванием. Тревога сопровождала окончание учебы и экзамен, сделавший его учителем, поскольку он чувствовал свое несоответствие профессиональным требованиям и с неохотой покидал защищенную обстановку университета. Беременность подруги непосредственно усилила страх идентичности в отношениях с женщинами. Из-за чрезмерной враждебности матери к сексуальной стороне жизни он страдал от расхождения между своими сексуальными потребностями и стремлением к нежности и эмоциональному контакту. Подруга, с которой он познакомился во время учебы в другом городе, была его «постельной» партнершей. Ее требование жениться на ней означало, что он должен окончательно отказаться от желания иметь отношения, содержащие нечто большее, чем отщепленную от остальных зон личности сексуальность. Представление о том, что он бросает подругу с ребенком, постоянные упреки в неверности и ненадежности мобилизовали сильное чувство вины, усугубляемое отчаянием и упреками, которыми подруга реагировала на его предложение сделать аборт.
188 189 В этой ситуации пациент обратился к своей матери, чтобы она помогла ему избежать как брака с нелюбимой подругой, так и упрека в неверности и бесчеловечном обращении с ребенком. Одновременно он реагировал психосоматическим заболеванием. Его почечнокаменная болезнь представляется попыткой, так сказать, взять на себя рождение ребенка, угрожающего разрушить хрупкое равновесие его жизни, и вынести свой конфликт идентичности в форме соматического заболевания. Сопутствующий бронхит реактивирует форму патологии, которая в детстве служила ему средством заставить подавляющую и требовательную мать ухаживать за ним в больнице. Таким образом, он пытается избежать отграничения и определения своей идентичности в ролях учителя, мужа и отца. Деструктивная динамика этой психологической защиты, проявляющаяся как бронхит в рассказе пациента, еще раз видна в связи с кризисом идентичности, предшествующим его почечному заболеванию. Пациент говорит, что в ответ на требование подруги в нем «что-то умерло» - замечание, которое, с моей точки зрения, выражает психодинамику саморазрушительного отщепления его бессознательного страха идентичности. Через два года он начал психотерапию в группе, не выдержав страха одиночества. Пациенту Мартину, краткая история болезни которого здесь представлена, удалось с помощью психосоматического заболевания сначала компенсировать нарциссический дефицит, приобретенный в отношениях с постоянно контролирующей и чрезмерно требовательной матерью, а позже спрятать архаический страх идентичности за фасадом отщепленной социально успешной интеллектуальности. Он был нелюбимым ребенком, изуродованным кожными высыпаниями и очками, которые раздражали мать. Ему мешали одышка и постоянные простуды. Трудности в учебе, страх перед материнской муштрой делали его беспомощным. Когда он начал лечение, он был толстым, расплывшимся, с недифференцированным, гипомимичным, тупо преданным выражением лица. Он все же успешно закончил университет и внешне хорошо справлялся с работой. Его письменный стол был, как он говорил, его крепостью, где он, хоть и страдал от одиночества, но чувствовал себя в некоторой безопасности. Младшему же брату Георгу учеба не далась. Он был любимым сыном матери. Пока брат с постоянными бронхитами находился в больницах, мать часто брала его с собой на курорты. В противоположность брату, он был красив, вызывая к себе и позднее, в студенческие годы, интерес своей мрачно импозантной манерой вести себя. Мать же была не способна соответствовать потребности ребенка в близости и нежности. Пациент сообщал позднее, что всю свою жизнь чувствовал эмоциональный холод. При этом он идеализировал интеллектуальную одаренность брата, восхищаясь его «философскими» замечаниями. Пациент чувствовал, что мать его одновременно соблазняет и покидает, восхищается и наказывает, и реагировал аутистическим уходом в религиозно окрашенные фантазии. В школе он все быстро схватывал и был усерден, что положительно оценивалось, но при этом чувствовал себя в изоляции от соучеников, учителя тоже уделяли ему мало внимания. Это повторяло домашнюю ситуацию, где мать занималась прежде всего нелюбимым старшим сыном и его трудностями в учебе. Мать не считала аутистический уход в себя пациента проблемой. Первые признаки тяжелого психического заболевания появились в пубертатном периоде, когда пациент начал сомневаться в своих фантазиях избранности и впал в навязчивые мудрствования. В этом периоде впервые появились сердечные спазмы. Пациент просыпался с внезапным страхом смерти, чувством жжения и сдавления в области сердца. Несмотря на отсутствие органических признаков при обследовании, с тех пор его постоянно лечили лекарствами; мать следила за тем, чтобы он делал укрепляющие физические упражнения. Появившееся одновременно состояние полного паралича мотивации и интересов объяснялось болезнью сердца. От своего страха сексуальности (пациент испытывал сильное чувство вины в связи с мастурбацией) он периодически пытался защититься актами эксгибиционизма во время частых прогулок по лесу, которые его обязывали проделывать для укрепления сердечной деятельности. На расставание с матерью с началом учебы он реагировал возрастающей психической запущенностью, от которой неоднократно пытался спастись, пускаясь в симбиотические гетеро- и гомосексуальные отношения. Неизменный крах этих отношений, уход из университета и нарастающая изоляция вынудили пациента начать лечение. Описанные здесь вкратце истории болезни обоих пациентов Мартина и Георга показывают картину патологически застывшей семейной группы, в которой господствует сильный неосознаваемый страх перед матерью. Неспособная защитить детей и дать им эмоциональное тепло и заботу, она требует от сыновей поддержки в своих усилиях по гиперадаптации, избежанию конфликта, чтобы таким образом защитить себя от внешнего мира. Оба сына с самого начала находятся под давлением чрезмерных ожиданий социального успеха со стороны матери. Она ожидает от них вознаграждения за потери и усилия в собственной жизни. Оба сына вовлечены в динамику double- bind. С одной стороны, мать с беспощадной строгостью предъявляет сыновьям требования окружающего мира. Она требует хорошей успеваемости и гипернормативного поведения. С другой стороны, она постоянно жалуется сыновьям на холодность и враждебность этого мира. В то время как со старшим сыном она обращается как с дураком и неудачником, которому пытается беспощадной муштрой вдолбить школьные познания, младшего сына она идеализирует из-за его интеллектуальных способностей. Оба сына чувствуют, что их контролируют и эмоционально дистанцируют. Старший сын, идентифицирующий себя с покойным отцом, постоянными заболеваниями выдавливает из матери заботу и внимание, одновременно пытаясь уйти от выполнения ее требований. Младший сын реагирует бегством
190 191 в фантазии аутистического всемогущества и избранности. На каждую попытку сыновей отстоять свои права в разногласиях со сверстниками мать отвечает упреком в том, что дети недостаточно любят и поддерживают ее, принося огорчения своими ссорами и конфликтами. Младший любимчик Георг удовлетворяет бессознательное желание матери быть всемогущей. Он - вундеркинд, «философ», лучший ученик в классе, им восхищаются учителя и сверстники. Позднее он демонстрирует остающуюся неопределенной психосоматическую симптоматику и, наконец, бегство в психоз. Старший сын Мартин реагирует на завышенные требования и одновременно эмоциональное пренебрежение матери отчетливой психосоматической симптоматикой. Его плохая успеваемость ведет к многолетним агрессивным ссорам с матерью. Из-за этого у него сильное чувство вины, ведущее к аутодеструктивному отграничению от матери. Младший сын, который с большой тревогой воспринимает ссоры между матерью и братом, не находит формы выражения агрессии против нее. Он соединяет как свои аутистические фантазии всемогущества, так и усилия по определению своей сексуальной и профессиональной идентичности с сильным чувством вины и страхом потерять мать. Оба брата идентифицируют себя друг с другом. Отношения, однако, резко амбивалентны. Оба брата страдают от чувства вины из-за того, что недостаточно поддерживают друг друга и позволяют матери ссорить их между собой. Основу общности составляет чувство, что мать их бросила. Хотя отношения обоих сыновей с матерью определяются сильным страхом сексуальности и воспитанием, враждебным ко всему телесному, различие заключается в том, что мать отвергает старшего сына из-за его непривлекательности, отождествляя себя с другим сыном, физической привлекательностью которого восхищается. В отношениях со старшим сыном она функционирует, таким образом, как мать, вызывающая психосоматическое заболевание, в то время как ее поведение по отношению к младшему сыну запускает, напротив, шизофреногенную динамику. Патогенное действие этой динамики усиливается еще и тем, что мать скрывает различное отношение к детям поверхностной псевдосправедливостью, усиливая тем самым амбивалентность и зависть в отношениях детей между собой. Как психосоматическое заболевание старшего сына, так и психотическая реакция младшего предстают отражением различных аспектов неразрешенного конфликта идентичности матери. В отношениях со старшим сыном она воспроизводит свои конфликтные отношения с мужем, который, как она чувствует, предал и покинул ее; в младшем сыне она воспроизводит себя со своими бессознательными фантазиями всемогущества, являющимися обратной стороной ее страха катастрофы. Сходство и различия в психодинамике симптомогенеза обоих пациентов отчетливо проявились в ходе терапии. Близкий к психозу младший брат продемонстрировал сильную интеллектуализируюшую защиту, реагируя сильной тревогой на всякий признак участия и понимания своей ситуации. В терапев- тической группе он чувствовал себя изолированным и непонятым, прилагая большие усилия к тому, чтобы контролировать происходящее в группе длинными монологами. На индивидуальной терапии он воспринимал терапевта в переносе как идолизирующую и одновременно непонимающую мать. Он много говорил о своих неопределенных соматических симптомах, усталости и сниженной работоспособности. С другой стороны, он воспринимал всякую форму участия как соблазнение и требование сверхчеловеческого социального успеха, которое, в конце концов, загнало его в психоз. Старшему же брату, напротив, удалось в ситуации терапевтической группы проработать переносное восприятие ее как «удушающей» матери. Ему удалось также постепенно отграничить себя от «более счастливого» брата, которого он вновь воспринимал в некоторых членах группы. По отношению к ним он впервые смог выразить сильную агрессию, испытываемую к предпочитаемому матерью брату. При этом в рамках динамики переноса стал понятен язык его симптоматического поведения в групповых ситуациях. Его одышка и бронхит ухудшались всегда, когда он чувствовал себя подавляемым и контролируемым группой как матерью и был не в состоянии говорить. С помощью группы он смог сам постепенно распознать эту связь и с большим облегчением избавился от чувства вины, которое испытывал по отношению к матери и брату из-за своей деструктивной агрессии. В то время как здесь постепенно удалось понять психодинамику различных симптомов бронхита, кожных высыпаний, близорукости, ожирения и почечнокаменной болезни как следствия расщепления Я, страха идентичности и нарушения соматического Я, при диффузных психосоматических симптомах младшего брата это оказалось невозможным. Он был не в состоянии связать эмоции со своими соматическими проявлениями. Напротив, он жаловался, что не чувствует связи со своим организмом и воспринимает его как тягостную обузу. Его постоянные усилия точно идентифицировать свои боли - для этого он обращался к разным врачам - представлялись выражением поиска органического симптома, который служил бы выражением его страха и деструктивной агрессии. Позже в его паранойяльно-психотических фантазиях проявился полный распад психотического Я. Во время галлюцинаций он чувствовал, что его голова - большой аппарат, со всех сторон принимающий зрительные и звуковые сигналы, на которые он невольно должен отвечать, а также что у него «что-то отняли из мозга». Фантазии раздутого всемогущества перемежались представлениями о том, что он - крошечный, как грудной младенец. Он часто чувствовал, что парит над самим собой, состоя при этом только из своих рук. Структурное нарушение расщепленного Я, проявляющееся здесь на языке психотических галлюцинаций, интегрировано у старшего брата в рамках границ тела. В целом, можно сказать, что оба пациента - один в форме психоза, другой в форме психосоматического заболевания - отреагировали и представили бессознательный страх катастрофы, постоянно довлевший над матерью
192 193 и определявший ее отношения с сыновьями. При этом заболевание младшего сына, с которым мать особенно идентифицировала себя, развивает злокачественную динамику - терапевтического контакта не удается добиться, он реагирует психотически и постоянно остается в финансовой зависимости от матери. Старшему же брату удается отграничение от матери, хотя и воспринимаемое с чувством вины. Он может пойти на союз с терапевтом и постепенно распознать в переносе динамику своего поведения. Оба пациента функционируют в своем симптоматическом поведении как зеркало, в котором отражается бессознательный конфликт идентичности матери, отреагируемый ею в отношениях с сыновьями. Затронутую здесь зеркальную функцию психосоматического заболевания, ее межличностный генез и психодинамику я хотел бы проиллюстрировать далее на следующем примере терапевтической группы, почти все члены которой реагировали психосоматической симптоматикой, когда психотерапевт оставила группу на три недели. Цепная психосоматическая реакция в групповом аналитическом процессе Группа, о которой здесь идет речь, находилась в начальной фазе терапевтического процесса. Контакт между членами группы лишь начал устанавливаться, и отдельные пациенты, страдавшие преимущественно психосоматической и сексуально-перверсной симптоматикой, продолжали испытывать страх и недоверие к группе в целом. Об этих чувствах, однако, открыто не говорилось, они отражались в интеллектуализированных спорах. Когда стало известно, что психотерапевт покинет группу на три недели, чтобы вести терапию средой в другом месте, группа изъявила желание участвовать в ней в надежде на то, что это решающим образом улучшит групповую атмосферу. Отказ вызвал реакцию разочарования. В течение недель, предшествовавших отъезду психотерапевта, группа продемонстрировала сильную тенденцию обойти неоднократно поднимавшуюся проблематику расставания, отшутиться от нее. На первом занятии, проводимом замещавшим психотерапевтом, почти все члены группы жаловались на необъяснимую усталость, апатию, неприятное самочувствие и психосоматические симптомы, проработка которых определяла терапевтический процесс в последующие недели. Пациентка Элизабет, студентка 24 лет, до этого в основном молчавшая в группе, пожаловалась на боли в спине, суставах и внизу живота. Она обратилась к врачу в связи с приступообразными ревматическими симптомами и лихорадочными состояниями, возникавшими в последние два года всегда, когда ее посещала мать. С начала терапии боли, однако, не возникали. В группе она до того высказывалась лишь изредка, чтобы пожаловаться на страх перед непонятными ей ощущениями, которые она не могла охаракте- ризовать. В особенности она жаловалась на то, что с начала терапии начали усиливаться трудности в общении. Группа поняла эти страхи как реакцию на разрушение ее ригидного гипернормативного фасада - интерпретация, которую пациентка не могла принять. Она чувствовала непосредственную угрозу и была разочарована тем, что не получает от психотерапевта конкретных советов и указаний, как ей вести себя. Она повторяла, что не может говорить в присутствии психотерапевта, и вспоминала о том, как ее мать, одна из преподавателей ее школы, часами читала ей лекции о том, как надо себя вести. Мать она описывала как доминирующую и властную, восхищалась ее умением формулировать мысли, признавая при этом, что мать никогда не понимала ее проблем и била ее на глазах у всего класса. Уверенной она себя чувствовала, лишь когда была больна и мать ухаживала за ней. Ребенком она заболела открытой формой туберкулеза и часто рецидивировавшим отитом. В подростковом возрасте возникла бронхиальная астма. Обострения гнойного тонзиллита возникали до четырех раз в год. Приступы ревматизма появились впервые, когда она в начале обучения в университете ушла от матери, спасаясь бегством в симбиотическом браке. Сильная бессознательная амбивалентность отношений с матерью, от которой она продолжала зависеть и после свадьбы, отчетливо выступила в ситуации расставания с психотерапевтом. Она сказала, что чувствует облегчение с ее уходом и может теперь, наконец, говорить. Одновременно она жаловалась на то, что психотерапевт не понимала ее, возмущалась и была разочарована тем, что и в терапии должна сама все решать. Ее психосоматическая реакция представлялась ответом на бессознательный страх быть наказанной и покинутой терапевтом. При этом пациентка получала возможность прервать свое молчание и обратиться к группе с просьбой о помощи. Пациентка Мария, менеджер 24 лет, также до этого в основном молчавшая в группе, заговорила на первом занятии нового психотерапевта. Она сказала, что в изменившейся ситуации чувствует такое напряжение, что просто не может молчать, сообщила о внезапно появившихся поносе и рвоте, считая это реакцией на разочарование, испытанное при попытке сексуального контакта с приятелем мужа. Она пожаловалась на скуку и однообразие в своем браке, в который вступила, чтобы освободиться от родителей. В этой связи она рассказала о подавляющей тесноте, которую ощущала дома. Мать была депрессивной и тревожно контролировала каждый шаг пациентки. Ей дали имя сестры, умершей маленьким ребенком за четыре года до ее рождения, о которой мать продолжала горевать. Отношения между родителями всегда были напряженными. Мать преследовала отца чрезмерной ревностью. Часто бывали ссоры. Однажды отец бросился на мать с ножом. Находясь рядом, пациентка испытывала сильный страх при таких конфликтах, цепляясь за мать. На каждую попытку самостоятельности пациентки мать отвечала усилением депрессии и упреками. Пациентка испытывала из-за этого по-
194 195 стоянное чувство вины. Мир в семье воцарялся, лишь когда она бывала больна. Мать тогда самоотверженно ухаживала за ней. Отец приносил подарки, играл с ней, чего в другое время обычно не происходило. Сильную зависимость от матери и страх перед агрессивными выяснениями отношений пациентка вновь пережила в переносе на группу и психотерапевта. Она была, однако, не способна говорить о своих чувствах, оставаясь преимущественно молчаливой и неподвижной. На расставание с психотерапевтом она реагировала психосоматическим заболеванием. С помощью этого симптома она впервые смогла заговорить о своей депрессии, страхах, одиночестве и воспользоваться участием группы. При этом стало заметно сходство ожиданий, предъявляемых пациенткой к замещающему психотерапевту и к мужу, с помощью которого она надеялась освободиться от зависимости в родительской семье. Одновременно она испытывала сильный страх снова испытать разочарование. Психодинамическая связь между разорванной и давящей семейной ситуацией пациентки и ее психосоматической реакцией стала особенно отчетливой на дальнейшем отрезке терапии. К этому времени в группу должен был войти ко-терапевт мужского пола. На эту тему пациентка увидела испугавший ее сон, о котором она не смогла рассказать группе «за недостатком времени». В связи с лихорадочным простудным состоянием, приковавшим ее на неделю к постели, она пропустила несколько занятий. По возвращении в группу она сообщила, что заболела потому, что в группе ее обошли вниманием, из-за чего она не могла говорить. Во сне, так испугавшем ее, она пережила следующую сцену: родители неподвижно лежали в постели, ее супруг лежал рядом. Она сидела у двери, следя, чтобы никто не вошел. Чувствовалась какая-то угроза. На стене, как плакат, висел портрет незнакомой женщины. Ей стало страшно, и она разбудила мужа. Кто-то сказал, что ее страх вполне понятен - замечание, которое она во сне связала непосредственно с портретом женщины. Тут она проснулась в сильном страхе. Будучи не в состоянии отличить сон от реальности, она действительно разбудила мужа. Группа поняла этот сон как представление позиции, занимаемой пациенткой в группе. Здесь она также сидела преимущественно у двери, следя, так сказать, чтобы не вошло что-то опасное. Ее собственные ассоциации показали, что такую опасность она бессознательно видела в предстоящем приходе ко-терапевта. Помимо этого, ее ассоциации свидетельствовали о неосознаваемом конфликте идентичности, переживаемом в переносе. В связи с портретом незнакомки, испугавшим ее во сне, она вспомнила многочисленные фотографии покойной сестры, чье имя она носила. Мать часто показывала ей эти фотографии, подчеркивая, какой хорошей была сестра и сколько радости доставляла ей, в отличие от пациентки. Это вызывало у больной сильное чувство вины. Портрет образцовой умершей сестры представал как выражение враждебного Сверх-Я, запрещавшего любой самостоятельный шаг. Пациентка смогла увидеть, что воспринимала группу и психотерапевта как застывших во сне родителей, от которых она не получала поддержки в своей конфронтации с покойной сестрой. В муже, к которому она взывала во сне о помощи, и в голосе, говорившем, что ее страх понятен, она узнала появившегося ко-терапевта, от которого ожидала помощи и понимания реактивированного в группе конфликта идентичности. Ее сильное бессознательное чувство вины перед матерью, которую она боялась потерять, она перенесла на группу и психотерапевта. Будучи не в состоянии распознать и вербализовать его, она совершила бегство в болезнь в бессознательной надежде получить таким образом внимание к себе обоих психотерапевтов. В обеих ситуациях, как относительно страха быть покинутой психотерапевтом, так и относительно появления ко-терапевта в группе, она надеялась с помощью психосоматической симптоматики получить доступ к группе и собственным конфликтам. Ее психосоматические реакции были примечательны также и тем, что пациентка была среди тех трех членов группы из 10 человек, в анамнезе которых выраженные психосоматические проявления отсутствовали. Наряду с сильной депрессией отмечалась общая заторможенность соматических функций, но без отчетливой симптоматики. Ее психосоматические реакции выглядели попытками обеспечить внимание к себе группы. На смену психотерапевта отреагировал страхом быть покинутым также и пациент Альфред, студент 22 лет. У него был сильный страх перед группой, от которого он защищался постоянными агрессивными спорами, в связи с чем был включен в параллельную индивидуальную терапию у сотрудницы, временно замещавшей ушедшего психотерапевта. Изменившаяся таким образом терапевтическая ситуация затрудняла ему расщепление интенсивных отношений переноса. В то время как в группе он отреагировал прежде всего свою деструктивную агрессию, индивидуальную терапию он воспринимал положительно. Расставание с групповым терапевтом и перспективу делить своего индивидуального психотерапевта с группой он воспринимал как двойное расставание. В этой ситуации у него появились головные боли, столь сильные, что временами ему казалось, что глаза «выпрыгнут из головы». В этой связи ему вспомнилась сцена с матерью, которую он описывал как постоянно депрессивную, беспомощную и инфантильную личность. Когда ему было 12 лет, он застал ее, вернувшись из школы, более печальной и бледной, чем обычно. Он попытался подойти и спросить у нее, что случилось, но она накричала на него, требуя оставить ее в покое. Позже он узнал, что она пыталась отравиться таблетками. Отец не воспринял это всерьез, отделавшись ироническими комментариями, пациент же испытал сильный страх потерять мать. С тех пор он постоянно боялся, что мать может повторить эту попытку. Он был младшим сыном и чувствовал, что депрессивная мать не любит его, хотя старшие братья считали, что его балуют, и завидовали ему. Внимания со стороны матери он мог добиться лишь с помощью слез, беспомощно-
196 197 сти и болезней. В детском и подростковом возрасте он страдал хроническим тонзиллитом и частыми поносами. Позже у него появились неопределенные желудочные симптомы, дермографизм и близорукость, усиливавшиеся всегда, когда он чувствовал себя покинутым. Из-за плохого состояния здоровья его часто отправляли в детские медицинские интернаты. Мать говорила при этом, что его направляют туда потому, что он ее не любит. Пациент, чувствовавший, что мать его не понимает и наказывает, каждый раз испытывал сильный страх и был не в состоянии завязать контакты с другими детьми в интернате. В ситуации переноса он вновь пережил эти деструктивные отношения с матерью. Он хотел сначала принять участие в проекте терапии средой, но затем испугался этого. Участие в терапии средой означало для него необходимость покинуть психотерапевта, которую он воспринимал в переносе как «хорошую мать», оказавшись вместе с «плохой матерью» и «детьми из интерната», какими он видел нового психотерапевта и членов средовой группы. В своей группе он чувствовал угрозу утраты индивидуального психотерапевта, которую теперь вынужден был делить с остальными членами группы. В этой ситуации он реагировал сильными головными болями, выражавшими одновременно его желание внимания психотерапевта и защиту от агрессии к группе, которую он не решался проявить в присутствии врача. С особым драматизмом проявилась психосоматическая реакция в связи со сменой психотерапевта у 29-летней пациентки Хельги, почтовой служащей, которая уже до этого часто бывала лидером в группе и сейчас взяла на себя эту роль. Сразу после последнего перед отъездом терапевта занятия она перенесла на работе коллаптоидное состояние, в связи с чем была госпитализирована. Все коллеги отнеслись к этому с дружеским участием. На следующем занятии, первом, проводимом новым психотерапевтом, она выразила свой гнев по поводу того, что прежний психотерапевт ее покинула и предала. До последнего момента она не хотела верить в то, что терапевт действительно оставит группу, и воспринимала свой обморок как призыв не уезжать, а вместо этого заботиться о ней. В этой связи она вспомнила о своей матери, которая проявляла к ней внимание лишь во время болезней. В остальном же мать, которую пациентка описывает как депрессивную, занималась главным образом своими собственными чувствами. Она часто жаловалась дочери на свою несчастную и неудавшуюся жизнь и доводила ее до слез грустными песнями. Амбивалентность ее отношения к дочери отчетливо проявилась, когда однажды она высунула ее, пятилетнюю, из окна пятого этажа, говоря при этом: «Я могла бы тебя выбросить, но не делаю этого, потому что люблю тебя». В детстве пациентка часто болела. С пубертатного периода она страдала приступами мигрени и хроническим нефритом. С начала профессионального обучения стали появляться сосудистые нарушения, связанные с перемежающимися ощущениями жара и холода, головными болями. Частыми были бытовые травмы. На окончание курса индивидуальной терапии в 150 сеансов она отреагировала несчастным случаем, сильно ошпарившись кипятком. На втором занятии, проводимом замещавшим терапевтом, пациентка рассказала об агрессивной ссоре с матерью, которую она упрекала в плохом отношении к себе, что в особенности осознала со времени последнего группового занятия. В ответ на это мать надавала ей пощечин. Пациентка сказала, что теперь окончательно поняла, кем в действительности является мать, и что она без сожаления намерена разъехаться с ней. Группа поддержала ее в этом открытом споре, но испытывала при этом сильную тревогу. Некоторые пациенты боялись, что должны сделать то же самое, при этом окончательно потеряв внимание со стороны своих матерей. На следующем занятии пациентка появилась с обширной экземой верхней губы, уродовавшей все лицо. Она говорила о сильном чувстве вины перед матерью, извинившейся перед ней за побои. Перед группой она испытывала страх, опасаясь быть отвергнутой из-за экземы. В этой связи она рассказала о следующем сне. Она ехала в поезде. Между поездом и перроном находилась черная вода. Ей удалось спрыгнуть с поезда и добраться до камня, лежавшего ниже уровня воды. Вода была столь глубока, что она могла утонуть. Тут неожиданно появилась на перроне дружелюбная женщина, которая бросила ей канат и спасла ее. Проведенный с помощью ассоциаций пациентки анализ сна осветил ее проблемную ситуацию, в которой она воспринимала уход терапевта как опасность для жизни. Прыжок из движущегося поезда представал изображением ее поведенческой реакции, которой она пыталась защититься от деструктивной агрессии к группе и психотерапевту. Одновременно во сне проявилось то, что пациентка могла принять помощь замещавшего психотерапевта, которую она узнала в дружественной незнакомке из сна. На следующем занятии пациентка была впервые в состоянии вербализовать свою сильную агрессию к группе. Она упрекала группу в том, что все время должна говорить за других, что от нее многого требуют, что ее загнали в роль матери, которая ей вовсе не нужна. Ей неприятно, что ее постоянно используют как «мусорную свалку» проблем других членов группы. В проработке ее эмоционально выражаемых упреков стало ясно, что она воспринимает в переносе терапевтическую группу как мать, которая требовала от нее возмещения за свою неудавшуюся жизнь и до сих пор ежедневно звонила ей, чтобы пожаловаться на свои заботы, несчастья и болезни. После проработки этой динамики переноса состояние пациентки значительно улучшилось. Она чувствовала себя хорошо, впервые за долгое время позволила себе слушать много музыки и проявляла интерес к
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |