Истории болезни и процесс терапии 15 страница
Вскоре после этого развились лихорадочное состояние и сильные боли в коленном суставе. Друзья в общежитии не обращали на это внимания, подруга отказалась вызвать врача. Через 5 дней он, с трудом передвигаясь, добрался до врача и был направлен в больницу. Был диагностирован острый ревматический полиартрит, подозревалось наличие инфекционного очага. Лечение кортизоном привело к усилению гастрита и кожных высыпаний. В больничной изоляции - дело было незадолго до рождества - потерю своей группы, служившей ему внешним вспомогательным средством стабилизации и отвлечения, пациент среагировал быстрой психотической дезинтеграцией. Развились страхи и идеи отношения, определявшие собой его ран- нее детство. Из-за растерянности врачей, интересовавшихся лишь его органическими симптомами, и поверхностного, рутинного ухода возникло тревожное ощущение, что его все покинули, кульминировавшее в рождественскую ночь открытой психотической реакцией. У него было бредовое представление, что он гомункулус, выведенный из реторты, и что врачи знают об этом. Казалось, что за ним постоянно наблюдают через встроенную в палату телекамеру и собираются отравить лекарствами. В страхе он просил психотерапевтов о помощи и ежедневно приходил из больницы для индивидуальной психотерапии, которая велась неформально. Зачастую сеансы длились лишь 15 минут. Артрит исчез, когда он почувствовал, что психотерапевт относится к нему с пониманием. Он понял, что артрит был соматическим криком о потребности в хорошем психоаналитическом питании. На одном из этих терапевтических занятий он вспомнил о том, что уже ребенком думал, что его создали искусственным образом. В последующие годы он об этом совершенно забыл. В бредовом переносе у него было чувство, что я и мои сотрудники знаем о содержании его бредовых представлений и наблюдаем за ним. Он вспомнил также о детском страхе, что его отравят. Тогда он думал, что мать в сговоре с другими членами семьи наблюдает за ним с помощью соответствующих технических средств. Непосредственно после этого он говорил, что в ожидании начала сеанса у него появляется сильное чувство внутреннего холода, исчезающее лишь в ходе сеанса. Одновременно он вспомнил о враждебном отношении родителей к сексу, об их предупреждениях, угрозах и запретах. Он высказывал желания смерти родителей и реагировал на это тревогой и сильным чувством вины. Вспоминая об этом, он дрожал всем телом и был близок к обмороку. Теперь он мог говорить также б чувстве вины, испытывавшемся в связи с сексуальными желаниями и фантазиями. Он сообщал, что незадолго до госпитализации пытался избавиться от своей депрессии и тревоги с помощью сексуально-мазохистских игр в своем общежитии, игр со связыванием, бичеванием, показом порнофильмов и наблюдением сексуального акта. Чувство вины, испытываемое им в связи с этой сексуальной активностью, о которой он умалчивал в терапевтической группе, несомненно участвовало в усилении его соматических симптомов. Постепенно пациенту, получавшему сначала по 5, затем по 4 сеанса индивидуальной терапии в неделю, удалось преодолеть недоверие к терапевтам и распознать динамику переноса в своем поведении. Наконец, он рассказал о сне, в котором были видны нарушенные отношения с матерью в их связи с его психосоматической реакцией. «Я гулял вместе с родителями. Мы шли мимо луга, вдоль которого слева внизу была натянута проволока с маленькими иголками и крючками внизу. Наверху стоял грубый, глупый, скверно одетый старый крестьянин. На проволоку были нанизаны сначала шляпа, затем овца и кролик, у которых проволо-
150 151 ка шла через рот и заднепроходное отверстие. Крестьянин привел проволоку в движение, после чего шляпа пошла вперед, к иголкам, за ней побежала овца и затем кролик, который или сам бежал, или его тянули проволокой, теперь уже не знаю. Во всяком случае, овца хотела добраться до шляпы, а кролик до вымени овцы. Я не знаю уже, были ли у овцы внутренности разодраны крючками, когда она добралась до шляпы. Во всяком случае, с кроликом это произошло. Хотя он истекал кровью, он пытался из последних сил дотянуться до вымени овцы и сосать молоко. Я был в ужасе при виде этого, негодуя на мучителя животных. Моим родителям это было все равно, а моя мать постоянно чесала свою левую грудь и двигалась взад-вперед». Анализ сна, проведенный с помощью ассоциаций пациента, показал в динамике переноса психогенез психосоматического расстройства как в отношении повреждения «внутренней кожи» в форме гастрита, так и в отношении наружных кожных высыпаний. В переносе он, как и в отношениях с матерью, чувствовал, что никогда не получал достаточно материнского молока и внешней теплоты. Он понял, что сам является этим кроликом, что при каждом движении, которым он стремится к вымени овцы, то есть материнской груди и олицетворяемому овечьим мехом теплу материнского тела, разрывает себя внутри крючьями проволоки, которой он связан с овцой. Он понял отрицательную реакцию материнской груди, которая в сновидении перемещается взад-вперед вместе с безразличной матерью, и вспомнил в этой связи рассказ матери о том, что его рано перестали кормить грудью. Чем больше кролик старается, тем сильнее его боли и тем больше он истекает кровью. Он сказал, что это чувство разрывания колючками изнутри было особенно сильным, когда он требовал тепла, дружбы и понимания в отношениях, но не был способен выразить эту потребность. Тогда каждый раз он боялся, что другой человек безразлично отвернется - переживание, которое для него связано с ужасным страхом, поскольку он не может вынести расставания. В интересующейся лишь шляпой овце из сновидения он узнал мать, вечно занятую лишь внешними делами. И колючая проволока показалась ему пуповиной, ставшей орудием пытки: символическое изображение его симбиотической зависимости от матери. По поводу безразличия, с которым родители воспринимали сцену из сна, ему пришло в голову, что они всегда поверхностно воспринимали и отвергали его страхи, фантазии, его озноб и отчаянное стремление получить тепло и контакт, заявляя, что ему «не надо притворяться». Это была, так сказать, вербальная формула бессознательного запрета идентичности, постоянно выражаемого пациенту в поведении родителей. Затем с сильным потрясением он узнал в сновидении изображение своего восприятия терапевтической ситуации. В безразличных родителях он узнал группу, отвергавшую и не понимавшую его, но также и обоих психотерапевтов, проводивших с ним индивидуальную терапию с начала психотического эпизода. Сильная деструктивная агрессия, угрожавшая ему в психотерапии, 152 проявилась в фигуре скверно одетого старого крестьянина, дергающего проволоку и мучающего животных. В нем он узнал психотерапевта, но также и самого себя. Эта деструктивная агрессия при одновременной симбиотической зависимости и неспособности к отграничению от интернализованных объектов, воспринимаемых враждебными, все более выступала как решающая конфликтная констелляция. Он воспринимал каждое предложение терапевтического альянса как экзистенциальную угрозу и нападение на свою интеллектуальную и психосоматическую фальшивую идентичность. Он мучился постоянными сомнениями, может ли он доверять лечению и врачам. При этом он колебался между соматическим и психотерапевтическим лечением и пытался столкнуть одно с другим. Так, например, во время пребывания в стационаре ему удалось вовлечь в свое поведенческое отреагирование лечащих врачей и четырех пациентов клиники. Врачу отделения сначала он жаловался на свои страхи, переведя затем разговор на ее собственные психические конфликты и в конце концов убедив обратиться ко мне за психотерапевтической помощью. С лечащим врачом он обсуждал медицинские и общественные проблемы. Он добился доступа к своей истории болезни и с некоторой компетентностью следил за данными обследования. Когда врачи не смогли обнаружить предполагавшуюся органическую причину его заболевания, он начал сомневаться в их способностях, реагируя при этом упоминавшейся психотической реакцией. Позже его перевели в другую больницу, где новые врачи развивали новую теорию генеза его расстройств, которую он подвергал сомнению, ссылаясь на формулировки прежних специалистов. В то время как он отстаивал перед больничными врачами психогенное происхождение заболевания, на психотерапии он утверждал, что заболевание имеет органическую природу. Он пытался натравить терапевтов друг на друга, жалуясь каждому из них с глазу на глаз на то, что другой его не понимает. Когда он был, наконец, в состоянии постепенно распознать архаическую переносную динамику своего поведения и в индивидуальной терапии, которую продолжил после выписки из больницы, начал принимать терапевтический альянс, возникло выраженное поведенческое отреагирование. Создавая все новые трудности, он пытался постоянно держать врачей в озабоченности и напряжении, подвергая испытанию реальность и надежность терапевтического альянса. Его психосоматическая симптоматика и деструктивное отреагирование постепенно снизились, когда удалось сделать наглядными бессознательную амбивалентность пациента, его конфликт между архаической потребностью в зависимости и стремлением к отграничению и автономии в терапевтической ситуации, и тем самым обеспечить эмоциональный инсайт на этот конфликт и проработку связанной с ним архаической деструктивной агрессии. Сначала на индивидуальной терапии пациента вели, меняясь, оба психотерапевта, позже - один из них. От сильного страха перед постоянно желаемой близостью он защищался с помощью регулярных посещений своего до- 153 машнего врача и лечащего врача в больнице, а также своей политической деятельностью в рамках разного рода групп. Эти контакты, служившие дифференцировке и контролю динамики переноса, допускались психотерапевтами. Центр тяжести в лечении был перемещен прежде всего на проработку конфликта идентичности, воспроизведенного в переносе, его страха перед зависимостью и потребности в ней, на поддержку в отграничении от интернализованной деструктивной группы. Пример пациента Бруно, с моей точки зрения, достаточно ярко иллюстрирует деструктивную психодинамику нарциссического дефицита. При этом мне представляется важной психодинамическая связь между психосоматической реакцией, сексуальной перверсией и параноидно-психотической реакцией пациента. Его поведение импонирует, с одной стороны, как постоянное бегство от интернализованной первичной группы с ее деструктивной динамикой, проявляющейся в форме навязанного первоначально, главным образом матерью, бессознательного запрета идентичности. С другой стороны, мы видим пациента в постоянном поиске внешних объектов идентификации, к которым он может симбиотически приспосабливаться и производить на них впечатление своей симптоматикой. Интернализованная деструктивная динамика нарушенного уже в пренатальном периоде отношения с матерью особенно проявляется в поведении пациента в группах. Он постоянно ищет группы, которые одновременно завораживает и контролирует с помощью своей однобокой интеллектуальности «серого кардинала» в форме эксгибиционистского поведенческого отреагирования. На более поздних этапах терапии он сказал терапевту, что может лишь тогда хорошо чувствовать себя в группе, когда держит ее «в кулаке». Одновременно он реагирует с сильной тревогой и бегством в психосоматическую реакцию, психоз или сексуально-перверсное отреагирование, когда перед ним возникает требование проявить себя как личность со своими конфликтами и страхами. Мой ученик и сотрудник Питер Мольденхауер (1973) в своей уже упоминавшейся работе подробно исследовал динамику поведения пациента в группе, обозначив ее попыткой стабилизировать «фальшивое Я» (Winnicott, 1960) с помощью отреагированного симптоматического поведения. Это «фальшивое Я», которое он понимает как защитный фасад Я, структурно поврежденного нарциссическим дефицитом, служит поддержанию коммуникации с ролевыми предложениями окружающей среды. Эта коммуникация остается, однако, угрожаемой и нестойкой в результате деструктивной динамики интернализованной группы. Мольденхауер констатирует: «Пациент отреагирует свой конфликт, расщепляя свои установки на объект из страха перед истинными отношениями и разделяя свои чувства таким образом, что "хорошее" и "плохое" отделены друг от друга. В своих группах пациент инсценирует свой конфликт. Бессознательно он хочет разделить свои референтные группы на пред- 154 ставителей своих желаний и страхов с тем, чтобы превратить внутренний конфликт во внешний, который он тогда, как ему кажется, сможет контролировать. Пациент не может доверять своему внутреннему миру объектов, он ищет и создает себе соответствующий окружающий мир и находит в нем постоянные подтверждения своей параноидной недоверчивости». Следствием является «ригидная ритуализация взаимодействия». Межличностный контакт «ограничивается отдельными аспектами, бюрократически организуется, чтобы обеспечить функционирование человека как часть самого себя в ограниченном круге задач». В своей работе Мольденхауер смог показать, что в динамике взаимодействия между «ложным Я» пациента и его референтной группой в деталях воспроизводится патогенная ситуация преэдипального симбиоза в рамках первичной группы, как в уходе в нарциссическую изоляцию, в психосоматический «симбиоз с самим собой», которым пациент реагирует на требования группы относительно своей идентичности, так и в подчинении «ложного Я» требованиям окружающего мира, проявляющемся в его деперсонализованной интеллектуальности. С моей точки зрения, мы можем понимать отреагированное симптоматическое поведение пациента, его постоянный поиск нарциссического признания и подтверждения в группах, постоянное бегство от каждого подтверждения своей идентичности как ряд неудачных попыток найти межличностную ситуацию, которую он может воспринимать как доброкачественный симбиоз. Когда в терапии его конфронтируют с деструктивной динамикой его непроизвольно повторяющегося симптоматического поведения, он постоянно реагирует сильной тревогой и заверениями в своем серьезном отношении к лечению. Его желание сотрудничать превращается, однако, в сопротивление, в чрезмерную потребность контроля, которым он защищается от страха перед терапией, то есть перед выяснением отношений с интернализованным запретом идентичности. То же касается его поведенческого отреагирования в референтных группах. С одной стороны, он постоянно отдавался чрезмерной зависимости от них: в общежитии он доплачивал из собственных средств, в терапии он требовал постоянного согласия с психотерапевтом, в больнице он сразу же стал внимательным органическим образцовым пациентом, с другой же стороны, он не мог принять предлагавшиеся ему подтверждение и внимание и сомневался в откровенности или компетентности соответствующей группы. Здесь особенно отчетливо выступает динамика больного с архаическим Я, бегущим от интернализованной группы и ищущим внешнюю, которая должна выполнять для него функцию одновременно внутренних и внешних объектов, то есть одновременно представлять интернализованную первичную группу и защищать от нее. Она, с моей точки зрения, определяет поведение психосо- 155 матического больного, который, как на это указывал уже Виннисот (1966), находится в постоянном поиске объектов, от которых он одновременно зависим и в то же время может в любой момент дистанцироваться. Лишь когда пациент постепенно научился принимать терапию как место переноса и восполняющего развития Я, ему удалось выработать менее деструктивные отношения с различными группами, дававшими ему, так сказать, постоянную возможность бегства. Чем больше он был в состоянии использовать терапевтическую ситуацию как доброкачественный симбиоз для разборки со своими архаическими страхами, тем менее он зависел от того, что его референтные группы прямо и непосредственно служили стабилизатором его «ложного Я». Следующая далее история болезни может внести дальнейший вклад в понимание специфической динамики объектных отношений психосоматического больного, показанной на приведенном примере пациента Бруно, прежде всего в том, что касается отношений в группе. Речь идет о пациенте, симптоматическое поведение которого определяется сексуальной перверсией - фетишизмом и психосоматической реакцией. Иёрн: психосоматическая реакция и сексуальная перверсия — тело как заместительный объект Пациент Иёрн, студент-медик 24 лет, обратился к психотерапевту в связи с сильными страхами. Он чувствовал себя неспособным к удовлетворяющим его контактам, страдал от постоянного чувства собственной неполноценности, опасений потерпеть неудачу и неспособности заинтересоваться учебой. Первую попытку обучения он прервал, не закончив, после нескольких внешне успешно пройденных семестров. Теперь он чувствовал, что не выдерживает второй попытки. Он жаловался на то, что ему трудно сосредоточиться, на снижение работоспособности, чувство отчуждения, страх в контакте с подругой, с которой находился в тесных симбиотических отношениях, на чувство вины из-за своих сексуальных потребностей и перверсного мастурбационного ритуала, развившегося с пубертатного возраста. Внешне его уродовали прыщи, появившиеся в пубертатном периоде и с тех пор делавшие его лицо гиперемированным и одутловатым, - обстоятельство, от которого он очень страдал. Он чувствовал, что производит на окружающих отвратительное, отталкивающее впечатление. С начала занятий и вызванного ими ухода из дома у него отмечалась выраженная вегетодистония с множественной, по большей части диффузной симптоматикой, по поводу которой он постоянно наблюдался врачами. Он страдал от стойких состояний повышенной утомляемости и истощения, частых головных болей, общего внутреннего напряжения со страхом смерти, тахикардией и ночными приступами повышенной потливости. Незадолго до начала терапии была произведена тонзиллэктомия. С детства он страдал рецидивирующим отитом, хроническим аллергическим ринитом и запорами. Незадолго до начала лечения он прервал групповую терапию у другого специалиста, в которой участвовал 18 месяцев, чувствуя, что не может говорить о своих трудностях и не избавится от психических и психосоматических симптомов. Пациент был старшим из трех детей, близнецы (брат и сестра) появились через два года после его рождения. Отец, служащий системы образования, описывается им как тревожный, подчиняемый и трудолюбивый. Он старался добросовестностью и усердием добиться похвалы начальства, всегда избегал любого повода для возможной критики. Он придавал большое значение хорошей успеваемости. В семье он во всем подчинялся матери, хотя временами отмечались вспышки раздражительности. Несмотря на свою мягкость и подчиняемость, он проповедовал «мораль ригидной мужественности», был хорошим спортсменом и членом военно-спортивного объединения, к чему относился всерьез. Свою мать пациент описывает как доминирующую в семье. Она держала в руках все нити управления, постоянно подгоняла отца и требовала от детей прежде всего порядка, чистоты и хороших отметок. Он описывал ее как деспотичную, активную, алчную, отвечавшую на каждое сопротивление своим требованиям и взглядам приступами истерического крика и слез, что всегда обеспечивало выполнение ее желаний. Сама же она часто ускользала от выполнения обращенных к ней требований, жалуясь в этих случаях на головные боли, переутомление и требуя к себе внимания и благодарности за свою самоотверженность. Семейная группа в целом была изолирована и гиперадаптирована к требованиям окружающего мира. Визиты гостей воспринимались по большей части как помеха. Даже когда приходили одноклассники, родители соблюдали строгий церемониал визита, стараясь не допустить сомнений в своей корректности и респектабельности. Внешние контакты всегда больше походили на «дипломатические приемы», причем главное внимание обращалось на соблюдение детьми правил приличия. Нормальная и относительно естественная атмосфера была в семье лишь тогда, когда «не мешали посторонние». Сексуальность была запрещена, агрессивные споры всегда подавлялись в зародыше обоими родителями. Отношения между родителями были крайне напряженными, особенно во время первых лет жизни пациента. Семья жила в это время у бабушки со стороны отца, чьим тираническим капризам отец беспрекословно подчинялся, даже если это вело к конфликтам с матерью больного. Мать рассматривала брак как вынужденное решение. Она познакомилась с отцом, когда тот лежал в больнице, где она работала медсестрой. Незадолго до этого ее жених погиб в автокатастрофе. Она горевала о нем многие годы спустя.
156 157 Рождение пациента приветствовалось обоими родителями. Желанным ребенком он был в особенности для матери, которая, как она говорила, ждала этого 30 лет. Поэтому ребенок с самого начала был предметом постоянной и любовной заботы, но также объектом честолюбивых ожиданий и требований родителей. Отец хотел прежде всего интеллектуального сына, которым семья могла бы гордиться, мать рано начала ригидную дрессировку чистоплотности, проводимую строго, без юмора, на основе сильной враждебности ко всему телесному и сексуальному. Пациент вспоминал позже, что маленьким ребенком часами сидел в туалете в ужасном страхе, регулярно получая затем побои от раздраженной матери, которая сама страдала от запоров. Рождение близнецов было для пациента шоком. Он чувствовал себя покинутым матерью и реагировал отчетливой депрессией. Позже он вспоминал, как ребенком играл один, в то время как мать была занята близнецами и отделывалась от его тоски поверхностным участием. В дальнейшем у него появился ночной энурез, который мать приняла к сведению с озабоченностью. Вплоть до пятилетнего возраста он спал в резиновых трусах, которые в особых случаях его заставляли одевать уже днем. Пациент связывал с этим чрезвычайно неприятные воспоминания. Когда резиновые трусы перестали использоваться, он заболел легким менингитом, надолго уложившим его в постель и заставившим родителей еще многие годы спустя обращаться с ним особо щадящим образом. Пациент воспринял эту, вызванную болезнью, заботу матери с глубоким удовлетворением. Его отношения с близнецами определялись сильным соперничеством - он радовался, когда их ругали и били, и был рад, когда в качестве больного имел абсолютную прерогативу на заботу матери. Из страха перед физическим взаимодействием он не отваживался постоять за себя в конфликтах со сверстниками. Его часто били, он прибегал домой с плачем, и его утешала мать, ругавшая сверстников. В начальной школе он избегал игр с мальчиками, общаясь в основном с девочками. За это его дразнили «бабником». Его изоляцию усиливало то обстоятельство, что учителя выделяли его как первого в классе ученика, а также потому, что отец имел немаловажную должность в системе образования. Он был близок с учителями, был образцовым учеником, выступал от имени класса, позже был любимцем приходского священника, с которым имел дело по линии молодежной религиозной группы. В семье он был носителем интеллектуальности и идолом обоих родителей из-за своей отличной успеваемости. Как интеллектуальную «звезду» семьи, его по большей части освобождали от помощи в домашнем хозяйстве, перекладывая ее на близнецов, в особенности на сестру. Это вызывало у него сильное чувство вины, его отношения с сестрой были особенно жесткими и скованными. В возрасте 10-14 лет его отношения с соучениками улучшились. Он много занимался спортом, но никогда не был вполне уверен в признании своих товарищей. В пубертатном периоде он реагировал сильным чувством вины на свои сексуальные потребности и опыт мастурбации. Дружбу с девочками он боязливо скрывал как от друзей, так и от родителей. В этот период появились усиливавшиеся признаки эритрофобии и кожные высыпания. Появившийся тогда же открытый туберкулез легких усугубил всю ситуацию. Во время годичного пребывания в отдаленной клинике (его не посещали родители и друзья) он оказался в сильной изоляции. Он скучал по дому и постоянно задумывался о своей судьбе и состоянии здоровья. Туберкулез он связывал с онанизмом и навязчиво старался в последующем избегать «сильного возбуждения». В клинике пациенты были строго разделены по полу. Считалось, что «амурные отношения» плохо отразятся на течение заболевания. Выписанный раньше времени из-за чрезмерной тоски по дому, пациент жил в постоянном страхе рецидива из-за неосторожного поведения и неправильного образа жизни. Эту озабоченность в особенности разделяла мать. Она призывала пациента излишне беречь себя и на каждое отступление от ригидных правил, которым он должен был подчиняться, реагировала озабоченными упреками. Поэтому по возвращении из клиники пациент чувствовал себя еще более изолированным. Кожные высыпания, уродовавшие его лицо, усилились, всякий контакт с девушками сопровождался сильным страхом, связывавшимся с внешностью. Социальные контакты были редуцированы. Он не должен был переутомляться, должен был рано ложиться спать и избегать всякой алкоголизации. Поэтому он в основном оставался дома, чувствуя себя несчастным, потому что хотя он и был хорошим учеником, но не имел каких-либо духовных интересов и способов выражения. В этой мучительной ситуации он ориентировался на ранние формы удовлетворения потребности, определившие его прегенитальную сексуальность в отношениях с матерью и самим собой. Он приобрел перверсный ритуал мастурбации, сначала в фантазии, затем с помощью реального предмета - фетиша. Сначала при мастурбации он фантазировал, что его трусы и полотенце - это резиновые трусы и пеленки, позже сам с сильным чувством вины покупал себе в аптеках резиновые трусы, в которые испражнялся, а затем онанировал и мочился. При этом он очень боялся, что все откроется, оргазм всегда сопровождался чувством вины и отвращения. С другой стороны, возможность того, что это станет известно, приносила ему интенсивное наслаждение. После ухода из дома он носил пеленки и резиновые трусы по несколько дней, причем тот факт, что он может мочиться и испражняться, будучи незамеченным другими, в особенности возбуждал его. Параллельно постепенному развитию его перверсного ритуала, сопровождавшегося чувством наслаждения, страха и вины, усиливалось его все более фанатичное благочестие. Он вступал в церковные группы сектантского характера и долгое время думал, что превосходит других людей в «силе веры». С помощью достигаемой в медитации «непосредственной связи с Богом» он надеялся найти силы для отказа от своего перверсного поведения.
158 159 Поскольку он считал, что прыщи делают его отвратительным, и был убежден, что другие находят его таким же, он бросался в лихорадочное участие в группах, организовывал кружки в школе и общине. При этом он чувствовал, что его постоянно контролируют, наблюдают за ним, и был не в состоянии принять оказываемое ему уважение. Он начал непроизвольно контролировать свое поведение в группах. Его проблемы усилили появившиеся позднее речевые затруднения. Постоянно заботясь о том, чтобы его не перебивали и чтобы не потерять нить, он вскоре приобрел репутацию «горячей головы», которая всем занимается «на полных оборотах». С началом учебы в университете он уехал из дома, чрезвычайно тяжело переживая это расставание. Он был убежден, что его родители - «лучшие в мире», хотя никогда не мог говорить о своих страхах и конфликтах ни с отцом, ни с матерью. В ходе обучения он уклонялся от встреч с соучениками, поставив перед собой задачу досрочно закончить курс. Одновременно он страдал от одиночества и был разочарован отсутствием друзей. В это время появились множественные вегетативные нарушения и трудности сосредоточения. В последующем он стал принимать участие в деятельности разнообразных общественных студенческих групп, лихорадочно выступая против всякого рода авторитарных фигур. При этом он потерял всякий интерес к предмету обучения (он учился на теологическом факультете), казавшемуся ему теперь «невозможным», в то же время оставаясь недовольным характером общения в группах, организацией которых неустанно занимался. Он чувствовал, что его отвергают за недостаточность «теоретических познаний», его психосоматическая симптоматика обострилась, продолжала снижаться работоспособность. Как он позже говорил, у него было чувство, что его физически разрывают. Он непроизвольно избегал всякого общения, был не в состоянии следить за ходом беседы или читать и лихорадочно искал образ группы, в которой ему было бы тепло, а дружескую обстановку и признание не приходилось бы завоевывать социальным успехом. Смена факультета и места обучения усилила его изоляцию. Он начал алкоголизироваться, пытаясь в случайных знакомствах удовлетворять свои симбиотические потребности. Наконец, он обрел отношения заместительного симбиоза с женщиной, которую значительно превосходил интеллектуально, восхищаясь ее наивностью. Впервые он мог установить сексуальный контакт, но в дальнейшем все более страдал от симбиотической ригидности отношений. Он бросил занятия, которые воспринимал с возрастающим страхом, залеживался в постели, испытывая физическую слабость и тревожное беспокойство, и, наконец, обратился к врачу, чтобы освободиться, как он говорил, от «преждевременной жизни на пенсии». Через 18 месяцев он прекратил терапию, разочарованный отсутствием результата. Через короткое время он обратился ко мне в связи с нарастающей подавленностью и физической слабостью.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |