Включение группового процесса в научные исследования и терапию
Психосоматическое заболевание как выражение межличностной патологии Я и группы С помощью историй болезни и хода лечения, излагавшихся в предшествующих разделах, я пытался на репрезентативных примерах отразить клинический опыт, который послужил основой этой книги и который формирует мои концепции. При этом я прежде всего стремился отчетливо показать психодинамические связи между индивидуальным болезненным процессом и патологией группы, членом которой был или является больной. Эта связь, которая пока исследовалась на примере психотически реагирующих пациентов (здесь в первую очередь следует привести исследования Bateson et al. (1969) и М. В. Cohen et al. (1954)), с моей точки зрения, также имеет решающее значение для генеза и динамики психосоматических заболеваний. Во всех примерах мы находим, что первичная родительская группа пациентов разорвана бессознательным напряжением, члены ее удерживаются вместе насильно. Группа ригидно изолирована от окружающей социальной среды жесткой гипернормативностью относительно требований общества. Во всех случаях первичная группа не справляется со своей решающей для успешного развития ребенка задачей обеспечения для него «facilitating environment» с помощью отграничения и защиты. Вместо этого мы обнаруживаем, что пациенты уже в самом раннем детстве служат родителям, в особенности матери, инструментом поддержания собственного психического равновесия. Во всех случаях ребенку отказывают в праве на отграничение собственной идентичности. Интернализация этого неосознаваемого запрета идентичности матерью и первичной группой предстает как психодинамический центр психосоматического заболевания. Пример пациентки Мери, поступившей в клинику с желчнокаменной болезнью, хорошо иллюстрирует функцию психосоматического заболевания. Оно является выражением саморазрушающей заместительной идентичности, за которой скрывается непрожитая, мертвая жизнь. Пример пациента Боба, реагирующего на оперативное устранение психосоматического симптома субпсихотической дезинтеграцией, иллюстрирует защитный характер психосоматического заболевания, символически представляющего собой крик о помощи нелюбимого ребенка, воспринимаемого матерью как «позорное пятно». Патогенная динамика затянувшегося симбиоза выступает в примере пациентки Беаты, не способной отделиться от матери. Непрожитая жизнь пациентки стала содержанием жизни матери. Болезнь пациентки служит матери прямой компенсацией собственной несостоявшейся жизни, больная является внешним носителем симптомов матери. Сходную динамику показывает пример пациентки Ютты, в деталях повторяющей в своих психосоматически морбогенных отношениях со своей маленькой дочерью интернализованные деструктивно-симбиотические отношения с матерью. Групподинамический аспект генеза психосоматического симптоматического поведения особенно отчетливо выступает на примере пациентки Анны. Ее генерализованное психосоматическое расстройство в форме общих нарушений моторики и зрения позволяет увидеть тесную взаимосвязь психодинамики суицидального поведения, паранойяльно-психотической реакции и психосоматического заболевания. Реакцией на архаическую диффузность идентичности является психосоматическое заболевание пациента Удо. Деструктивная динамика семейной группы, закрытой для коммуникации внутри и снаружи, выступает на этом примере особенно отчетливо. Все братья пациента реагируют тяжелыми психическими расстройствами в форме психосоматических и психотических заболеваний, а также антисоциального поведения. Тесную психодинамическую взаимосвязь сексуальной перверсии и психосоматического заболевания документируют примеры пациентов Бруно, Йёрна и Эберхарда. На примере пациента Бруно можно также видеть связь психосоматической симптоматики с паранойяльно-психотической реакцией и поведенческим отреагированием в группе. Бросающиеся в глаза параллели с сексуально-перверсным фетишистским поведением в примере пациента Йёрна иллюстрируют особую функцию замещающего объекта, выполняемую организмом психосоматически больного. Центральное значение интернализованной деструктивной агрессии в связи с психосоматическим и сексуально-перверсным поведением продемонстрировал пример пациента Эберхарда. Наконец, при мер братьев Георга и Мартина позволяет понять психосоматическую и психотическую реакцию как отражение бессознательного конфликта идентичности, отреагированного матерью в отношениях с сыновьями. Различие в симптоматическом поведении братьев является прямым выражением расщепления материнского Я. Последний пример психосоматической цепной реакции в терапевтической группе, являвшейся проявлением неудавшейся попытки психологической защиты от бессознательного страха расставания, показал, как на уровне бес-
202 203 сознательного групподинамического процесса может предстать центральная конфликтная ситуация, лежащая в основе генеза психосоматического заболевания и определяющая динамику психосоматического симптоматического поведения. Я имею в виду воспринимаемый как угрозу для жизни страх расставания, которым развивающийся ребенок реагирует на расставание с преэдипальной матерью и на непонимание с ее стороны. В этом смысле можно сказать, что психосоматическое заболевание, как и другие формы архаических заболеваний Я, с которыми оно преимущественно связано, следует понимать как дефицитарное заболевание. Оно говорит о том, что пациент в самом раннем детстве не получил со стороны матери жизненно важного нарциссического подкрепления в форме эмоционального и тактильного контакта в достаточной степени, и поэтому приобрел структурный нарциссический дефицит уже в фазе развития соматического Я, делающий невозможным отграничение от матери и первичной группы, а также шаги к переживанию и реализации собственной идентичности. Психодинамика «поражения» по Энгелу и Шмалю (1967), характерная для возникновения каждого тяжелого органического заболевания, восходит к самым ранним ситуациям развития психосоматического больного. Она определяет опыт познания себя и окружающего мира в форме интернализованного, отщепленного и проявляющегося в симптоматическом поведении страха расставания и идентичности. Психосоматический больной, выражая бессознательные конфликты всей группы, выполняет важную функцию поддержания ее гомеостаза. Он необходим для ее сохранения. Эта гипотеза является результатом изучения и лечения 1987 пациентов, которыми занимались я и мои берлинские сотрудники Германской Академии Психоанализа с 1965 года. Из этих 1987 пациентов 35% имели психосоматические нарушения. В 11% случаев семья распалась после того, как ее покинул «носитель симптомов», чтобы, например, учиться в другом городе. В 21% случаев роль центрального носителя симптомов брал на себя другой член семьи, часто сама мать. Можно сказать, что для того, чтобы сохранить семью от распада, роль носителя симптомов приходится брать на себя самому слабому члену семейной группы. В 3% случаев наступала психотическая реакция другого члена семьи после того, как ее покидал носитель психосоматических симптомов. С моей точки зрения, в изучении затронутой здесь межличностной динамики психосоматического процесса заключается решющая задача психоаналитического исследования этой проблемы. Однако психоанализ может быть адекватным в решении этой задачи лишь тогда, когда выйдет за рамки индивидуально-психологической концепции классической теории неврозов и интегрирует в свою теорию и практику динамику бессознательных групповых процессов. Психоаналитическое исследование развития Я в группе и его нарушений, давно проводимое мной и моими сотрудниками, дало уже ряд важ- ных результатов, прежде всего в области психоаналитического исследования и лечения тяжелых психических заболеваний, к которым, как я считаю, относятся психосоматические заболевания. Систематическое вовлечение группы и ее бессознательной динамики в исследование и лечение нарушений психического развития - это богатый последствиями научно-теоретический шаг, значимый, с моей точки зрения, именно для исследований психосоматики, поскольку вовлечение группы в исследование и терапию связано с коренной сменой внутренних взаимосвязей ее теории. Вместо изолированного биологического организма в форме физиологического аппарата с его биохимическими процессами и закономерностями, каким его представляет естественнонаучная медицина и индивидуально-психологическая модель традиционного психоанализа, выступает «сверхорганизм», как обозначил группу еще в 1651 году английский философ Гоббс. Этот «сверхорганизм», основная единица биологического, психического и социального существования человека и группы, понимаемая как отграниченное поле многомерно детерминированных и взаимовлияющих сил, должна стать несущей конструкцией в исследованиях психосоматики. В особенности это относится к проблеме деструктивной агрессии, динамика которой является решающей для психосоматического симптоматического поведения. Изучение психосоматических процессов в групповой среде показывает, что саморазрушительная динамика психосоматической реакции, которая в рамках индивидуально-психологической концепции традиционного психоанализа интерпретируется как выражение врожденного инстинкта, может пониматься как реакция на деструктивную динамику распавшихся групп. | Такие группы описывались в предшествующих главах. Они не могут сформировать когерентное силовое поле вследствие своих бессознательных конфликтов и поэтому не могут служить как «facilitating environment» для своих членов. Их расщепление и стереотипные обсессивные структуры, скрытые от сознания участников и служащие защите от открытого распада группы, становятся онтогенетическим прообразом нарушения Я слабейших членов, загоняемых в болезнь и служащих группе в качестве индивидуальных носителей симптомов. С моей точки зрения, патогенный симбиоз матери и ребенка, деструктивная динамика которого ответственна за возникновение структурного нарциссического дефицита, должен рассматриваться как реакция на латентную разорванность окружающей первичной группы. Из этого тезиса о комбинировании аспектов психологии Я и групповой динамики следуют далеко идущие задачи для психосоматического исследования. Для семейных групп психосоматических больных следовало бы требовать проведения столь же глубокого анализа, какой уже проводился в основополагающих исследованиях с психотическими больными. На основе таких исследований могли бы быть сконструированы психологические тесты, делающие возможным раннее выявление лиц, предрасположенных к психосома-
204 205 тическим заболеваниям, и проведение целенаправленных профилактических мероприятий. Интересные шаги в этом направлении сделаны Рихтером, Бекманом (1969), а также недавно Ханом (1971). Особенного внимания заслуживают исследования ранних стадий психосоматических заболеваний в психоаналитических детских садах (Gisela Ammon, 1973). Сюда могут быть привлечены и психофизиологические исследования в узком смысле слова, особенно проведенные в США. Они могут проводиться в рамках изучения групповой динамики для установления физиологических и биохимических коррелятов психодинамики группового процесса. Но центральная задача психосоматического исследования заключается в последовательном психодинамическом анализе клинической ситуации и самого терапевтического процесса. Терапевтическая ситуация и взаимодействие между терапевтическими учреждениями, группами и пациентами, а также взаимодействие пациентов между собой и в здоровой среде становятся центральным предметом исследования. При этом особое значение приобретает психоаналитическая групповая терапия. Об этом я хотел бы рассказать подробнее. Психоаналитическая групповая терапия как инструмент для лечения и исследования психосоматических заболеваний В последние десятилетия психоаналитическая групповая терапия стала одним из важнейших инструментов для исследования и лечения психических заболеваний. В обеих областях она значительно расширила радиус психоаналитической работы. С моей точки зрения, причина этого развития в том, что терапевтическая группа обеспечивает прямой доступ к широкому видению психических процессов. В специфической динамике межличностных отношений в «здесь и сейчас» терапевтической ситуации психоанализ распознает выражение интернализованных, первоначально всегда межличностных, бессознательных интрапсихических конфликтов, возникших в прошлых жизненных ситуациях пациента и приобретающих вторичную патогенную автономию. Терапевтическая группа при этом является более чем простым расширением диадной ситуации классического анализа. Она делает возможным возникновение целой сети межличностных отношений, которые взаимно влияют и перекрывают друг друга, индуцируя многообразно дифференцированные процессы переноса. Таким образом, терапевтическая группа становится сценой, на которой разыгрываются как инфантильные, так и актуальные конфликтные ситуации ее членов, неосознаваемые компоненты которых распознаются в группе и могут стать доступными осознанию и проработке с помощью последовательных интерпретаций переноса и сопротивления. При психоаналитической групповой терапии речь идет не о простом применении классической формы психоанализа лечения в группе. Она скорее включает дальнейшую сферу терапевтической работы, которая, благодаря своей особой динамике переноса, не только значительно углубляет, дифференцирует и уточняет наше видение генеза психических нарушений, но и делает возможным психотерапевтическое лечение тех пациентов, которые в самом раннем детстве перенесли прямое и структурное повреждение личности и до сих пор считались непригодными для анализа. Как было показано в предшествующей главе, это особенно относится к психосоматическим пациентам. В предыдущих главах я описал психосоматическое заболевание как приобретенное в самом раннем детстве структурное повреждение Я в форме нарциссического дефицита, который с помощью симптоматического поведения более или менее саморазрушительным образом компенсируется и отражается. При этом я пытался показать тесную связь между психосоматическим заболеванием и другими формами архаических заболеваний Я, например, психозами, пограничным синдромом и сексуальной перверсией, также являющимися реакцией на задержанное и искалеченное в раннем детстве развитие Я и идентичности вследствие патогенной динамики симбиоза с матерью. Задача психоаналитической терапии при этих заболеваниях Я радикально отличается от классического лечения неврозов, ориентированного на эдипальные нарушения, поскольку симптоматическое поведение, связанное с архаическими заболеваниями Я, имеет иную функцию по сравнению с симптомом эдипального невроза. Оно не является, как при эдипальном неврозе, выражением интрапсихических конфликтов между развитыми психическими структурами, ставших неосознаваемыми в результате вытеснения, динамика которых в бессознательном ведет к первоначально непонятному частичному затруднению в переживаниях развитого и отграниченного Я. Симптоматика архаических заболеваний Я скорее является проявлением того, что оказались невозможными дифференцировка и отграничение психических структур. Поэтому в симптоматическом поведении проявляется не просто ограничение Я в смысле более или менее генерализованного снижения его функциональных возможностей. Скорее симптом призван напрямую заместить отсутствующую психическую структуру, он служит компенсации нарциссического дефицита и защите связанного с этим дефицитом архаического страха расставания и уничтожения. Поэтому симптом ни в коем случае не должен анализироваться напрямик. Такое устранение симптома, как показано, часто приводит к психотической дезинтеграции пациента, с отнятием симптома лишенного жизненно важного для него защитного механизма. Терапия имеет скорее задачу обеспечить больному восстановление Я и идентичности, что позволит ему постепенно получить инсайт на архаические потребности и страхи, определяющие его симптоматическое поведение, и постепенно приобрести более успешные формы обращения с собой и окружающим миром.
206 207 Центральной проблемой психоаналитической терапии становится то обстоятельство, что пациенты в силу своего нарциссического дефицита не способны наблюдать и осмысливать свое поведение и переживания. Пациенты в состоянии шизоидной отщепленности совершенно не в состоянии воспринимать бессознательные потребности и страхи, отреагируемые ими в симптоматическом поведении. Фридман (1972) придерживается мнения, что пациенты, сформировавшие в самом раннем детстве дефицитарное Я вследствие педагогической запущенности, «непригодны для анализа». Он считает, что за фасадом нарушений переживаний и поведения у этих пациентов нельзя обнаружить неосознаваемые конфликты, анализ которых привел бы к изменению психических структур и новой организации личности. Он предполагает, что ранний дефицит опыта и его структурные последствия следует расценивать так же, как нарушения развития, проистекающие из врожденных расстройств важных органов чувств, как, например, при врожденной слепоте. Действительно, фон Сенден (1932) обнаружил, что оперативное удаление серой катаракты у слепорожденных в зрелом возрасте воспринимается ими как тяжелая травма, связанная с массивным прорывом чувственного опыта, для которого в организме не сформированы механизмы его переработки в переживаниях и поведении. Впоследствии этим пациентам было практически невозможно приобрести визуальную ориентировку. Некоторые после многомесячных попыток привыкания в отчаянии просили снова вернуть им слепоту. С моей точки зрения, это наблюдение на пациентах с ранним дефектом соматического Я и вытекающим из этого дефицитом опыта опровергает предположение Фридмана (1972) о том, что приобретенный в результате педагогической запущенности в раннем детстве дефицит опыта не воспринимается как травматичный и поэтому не связан с бессознательными конфликтами. Если он говорит об этих пациентах: «One must assume a situation of which one can say there is literally nothing to analyze. I believe precisely this to be the case in the individual who has suffered severe early environmental deprivation»1, то это справедливо лишь в том отношении, что не могут быть обнаружены невротические корреляты интрапсихических конфликтов. Но это не означает, что нет конфликтов вообще и поэтому невозможна никакая психоаналитическая терапия. Когда в центре находится межличностная ситуация, проблема отграничения вовне и внутрь, она имеет лишь другую задачу. Речь идет не о том, чтобы уже приобретенный, но вытесненный и ставший бессознательным, опыт снова стал доступным для сознательного Я благодаря устранению вытеснения. Речь скорее идет о том, чтобы обеспечить Я возможность вообще приобретать опыт. Или, на примере пациента, о котором сообщал фон Сенден (1932), можно сказать: недостаточно слепорожденному открыть глаза, ему нужно также помочь 1 Нужно принять ситуацию, о которой можно сказать, что в ней нет буквально ничего для анализа. Я поверил в это, чтобы быть единственным, кто перенес серьезную раннюю депревацию. научиться видеть. В приложении к лечению психосоматически реагирующих пациентов это означает: недостаточно отнять у них симптом, им надо при этом помочь заменить симптоматическое поведение, представляющее собой в своем стереотипном повторении также форму слепоты и неспособности к приобретению опыта, более успешными и гибкими формами усвоения опыта и защиты от травмирующих повреждений. «Предполагается ситуация, о которой можно сказать, что здесь буквально нечего анализировать. Я думаю, что именно это имеет место в случае индивидуума, перенесшего тяжелую раннюю социальную депривацию». Александер (1950) говорил об «эмоциональной бреши», остающейся в больном после устранения органического симптома. Он подчеркивал также опасность психотической дезинтеграции, которая может следовать из этого. Эта «эмоциональная брешь» как раз и обозначает «дыру в Я», структурный дефицит в границе Я пациента, поэтому целью терапии должно быть содействие пациенту в формировании функционально эффективной границы Я, которая, в конце концов, делает ненужным отщепленное психосоматическое симптоматическое поведение, заменяющее или защищающее такую границу Я. Из этой задачи вытекают коренные различия в технике классической психоаналитической терапии неврозов и психоаналитической терапии психосоматической реакции - болезни Я. В то время как при психоаналитической терапии неврозов в рамках классического анализа пациент обладает предпосылкой для аналитической работы - когерентной границей Я, благодаря которой становятся возможными рефлексия и инсайт- при лечении психосоматического пациента терапевтическая ситуация сама своей структурой берет на себя функции отграничения Я и наблюдения за больным, помогая ему постепенно интегрировать ее как свои собственные границы Я. Иными словами, психоаналитическая терапия в этом случае должна сама создать структурную предпосылку способности к прохождению анализа и сообщить их пациенту. Это относится, конечно, не только к психоаналитической терапии психосоматических пациентов, но и к терапии архаических болезней Я вообще. Поэтому разработанные приемы психоаналитического лечения психозов, пограничных синдромов и сексуальных перверсий, описанные мной (Amnion, 1973a, d, e, f; 1974), могут быть также использованы в лечении психосоматических пациентов. Центральное значение при этом имеет основной тезис, что симптом, служащий, как, например, при психосоматическом заболевании, пациенту архаической защитной формацией, которая ему срочно нужна для поддержания интеграции и функциональных способностей Я, не должен становиться прямой мишенью психоаналитического вмешательства. Его нужно скорее обходить -техника, описанная Кнайтом (1953) для терапии пограничных синдромов и Кханом (1968) для терапии сексуальных перверсий (см. также Ammon, 1973a). Аналитик должен пытаться прямо говорить с пациентом о его страхах, деструктив-
208 209 ной агрессии, потребностях и фрустрациях. Поэтому в центре внимания не соматический симптом, а повреждения раннего детства, их бесконечно возобновляемые проявления в его переживаниях и поведении. В центре терапевтического взаимодействия находится прежде всего его искалеченная и деструктивно деформированная потребность в автономии и идентичности. В особенности важна при этом обработка деструктивной агрессии пациента, в которой проявляется его конфликт идентичности. Лишь когда удается осознать деструктивную агрессию как проблему, ее межличностный генез в интернализованной первичной группе и актуальных представительствах (актуальных группах пациента) сделать доступным его эмоциональному переживанию и инсайту, лишь тогда достигается уровень терапии, на котором возможна проработка бессознательного конфликта идентичности. Лишь тогда может удастся вместо заместительной идентичности психосоматического пациента прийти к свободному от иррационального чувства вины и страха отграничению своей идентичности вовне и внутрь, расширяя ее теперь благодаря конструктивной агрессии и креативности. По нашему опыту, проработка деструктивной агрессии, эмоциональное переживание и рефлексирующий инсайт на ее генез чаще всего становится поворотным пунктом терапевтического процесса. Для терапии деструктивной агрессии во всех формах ее проявления особенно пригодна психоаналитическая групповая терапия и развиваемая мной с 1959 года психоаналитическая терапия средой (Ammon, 1959, 1970а, 1973а, b, е). Существенным здесь является прежде всего расщепление переноса, в особенности интенсивного и симбиотического у психосоматически реагирующих пациентов, достигаемое благодаря расширению числа участников терапевтической ситуации. Это расщепление переноса в форме «мультилатерального переноса» позволяет в терапевтической ситуации легче переносить выбросы деструктивной агрессии, изначально связанной с архаическим симбиотическим переносом. С другой же стороны, группа в целом может восприниматься отдельными участниками как мать - обстоятельство, на которое в особенности обращал внимание Вальтер Шиндлер (1952, 1966). На уровне исследованных Бионом (1961) первично-процессуальных групповых процессов группа может стать прямым отражением «мира первобытной пещеры» (Spitz, 1955), на значение которого в генезе психосоматических нарушений уже указывалось. С другой стороны, расщеплению соответствует непрямая концентрация переноса, делающая возможной глубокую регрессию вплоть до первых этапов развития Я и доступ к модусу функционирования Я и его состояниям, восходящим к периоду до разделения Я и Не-Я. Группа также предоставляет поле для опыта, в котором реализуется актуальное поведение пациентов в различных группах его функционирования. На этом уровне она представляет собой групподинамическую лабораторию. Средний уровень формирует ситуация переноса, в которой группа воспринимается как семейная и становится сценой бессознательных эдипальных конфликтов и их динамики. Тем самым создается ситуация, в которой проявляются все аспекты и фазы развития Я и инстинктов в связи с базисной межличностной динамикой бессознательных групповых процессов, что является предпосылкой инсайта у пациентов. Фоулкес (1965) удачно назвал этот эффект бессознательной групповой динамики «матрицей» всех сознательных и бессознательных процессов в группе. Я сам указывал на то, что группа в ходе терапевтического процесса становится одновременно реальным и символическим олицетворением Я отдельных ее членов в сознательных и неосознаваемых, здоровых и больных аспектах. При этом параметры групповой динамики и патологии Я терапевтического процесса восстановительного развития Я и идентичности образуют две стороны одного процесса, они могут адекватно распознаваться лишь в их взаимосвязи. В этом - одна из существенных задач психоаналитика (Ammon, 1973b, е; 1974). Значение, которое групповой процесс имеет как для возникновения лежащего в основе психосоматического заболевания нарциссического дефицита, так и для симптоматического поведения психосоматика, подробно представлено в предшествующих главах. Предлагая психосоматическому пациенту для обработки его симптоматики терапевтическую ситуацию психоаналитической групповой терапии, мы, с одной стороны, соответствуем ситуации возникновения, в которой была приобретена предрасположенность к психосоматическому заболеванию, с другой - пусковой ситуации, в которой позже манифестировало заболевание. Но прежде всего мы идем навстречу доминирующей тенденции в симптоматическом поведении психосоматика с больным Я. В бегстве от деструктивной динамики своей интернализованной группы он постоянно ищет внешнюю группу, которая, как «хорошая мать», может защитить его от деструктивной динамики интернализованной группы. Однако, внешняя группа может функционировать как «хорошая мать» лишь тогда, когда она одновременно представляет интернализованную группу «злой матери» раннего детства. Это обстоятельство объясняет глубокую амбивалентность, которая определяет объектные отношения психосоматических пациентов и характеризует их переживания и поведение в группах. Группа должна выполнять для этих пациентов одновременно две функции. С одной стороны, она должна быть группой внутренних объектов. Это проявляется в том, что пациент пытается своим симптоматическим поведением сделать всех членов своей жизненной группы, так сказать, статистами в своей симптоматической драме. Он требует от них безоговорочного подчинения своим потребностям. С другой стороны, группа должна представлять собой реальную группу внешних объектов, в которой пациент мог бы получить реальную опору и которая дает ему ориентиры во внешней реальности. Иными словами, больной ожидает, чтобы группа стала границей его Я и функционировала бы в этом качестве. В своем террористическом поведении он навязывает ей эту функцию и пытается дирижировать группой.
210 211 Своим зависимо подчиненным поведением он, так сказать, делегирует эту функцию группе и безвольно приспосабливается к ней. Оба рисунка поведения предстают как реакция на архаический страх расставания, из-за которого отграничение как от интернализованной, так и от внешней группы воспринимается экзистенциальной угрозой, «чрезмерным страхом уничтожения» (Richter, Beckmann, 1969). Терапевтическая группа должна подготовить гибкие рамки, в которых отдельные члены группы могли бы отреагировать свой конфликт отграничения. Она должна одновременно включать рамки психодинамических отношений, которые помогли бы пациентам распознать значение своего психопатологического поведения. С одной стороны, она должна сделать возможным эмоциональное переживание конфликта. С другой же, в смысле «corrective emotional experience» (Alexander, 1952), она должна сделать возможной коррекцию этого эмоционального переживания и рефлексирующий инсайт. Как я показал в другом месте, возникновение «групповой границы» является непременной предпосылкой того, что терапевтическая группа может выполнить эту задачу. При этом «групповой границей» я называю процессуальную групподинамическую инстанцию, благодаря которой группа гибко отграничивается от внешнего мира, терапевта и психопатологических переживаний и поведения отдельных своих членов. Лишь с возникновением такой «групповой границы» группа становится когерентным психодинамическим силовым полем, в котором могут отражаться процессы переноса (Ammon, 1970а, 1972а, 1973е, 1974). Она служит прообразом границы Я, которую члены группы постепенно формируют или делают гибкой в ходе восстановительного развития Я. Ее возникновение возможно, лишь если терапевт в своей функции «центральной фигуры» (Redl, 1971) группы в состоянии открыться навстречу переживаниям переноса и деструктивной агрессии в симптоматическом поведении пациентов и своим поведением в группе показать, что поведение переноса и деструктивную агрессию можно понять, не подыгрывая ей подчинением или бегством. С постепенным формированием «групповой границы» группа сама все более перенимает функцию отграничения от внутренней и внешней деструкции, поначалу воспринимаемой лишь терапевтом. Тем самым она приобретает все большую автономию и свою специфическую групповую идентичность. Таким образом, терапевтическая группа все более становится «межличностным внутренним пространством», в рамках которого пациенты могут оставить свое слепое симптоматическое поведение по мере того, как группа помогает им учиться видеть все шире и распознавать и прорабатывать конфликт идентичности, отреагируемый на уровне тактильного соматического Я. Как и граница Я, «групповая граница» имеет функциональный аспект и аспект идентичности, служащий ей как структурный прообраз. Члены группы отражают поведение отдельных пациентов, поведение терапевтов и поведение группы в целом на всех уровнях вербальной и невербальной, эмоциональной и интеллектуальной коммуникации. Они функционируют как круг различных зеркал, в которых во многих различных аспектах отражается симптоматическое поведение отдельных членов. В качестве «обратной связи» это поведение комментируется переживаниями и вербальными и невербальными высказываниями членов группы. Пациенты выполняют, таким образом, функцию ко-терапевтов. Например, мы можем постоянно наблюдать, что пациенты, которые не в состоянии получить инсайт на их собственное поведение, все же оказываются в состоянии с удивительной точностью распознавать переживания и поведение других пациентов, проникая в их психодинамику. Это функциональный аспект групповой границы, которая конфронтирует отдельного пациента с его поведением и, благодаря расщеплению его переноса, делает для него возможным инсайт, поначалу частичный, на болезненное, деструктивное в его поведении. Группа как целое также формирует единство, когерентное психодинамическое силовое поле. По смыслу это отражает круг, образованный сидящими участниками. Она может переживать себя как это единство, и в этом смысле переживания и поведение отдельных пациентов могут пониматься как индивидуально специфичный вклад в групповой процесс. Единство, переживаемое и рефлексируемое как таковое, как когерентное целое, отграничивает группу вовнутрь от отдельных ее членов и вовне от внешней реальности. Функциональный аспект и аспект идентичности групповой границы и границы Я не могут быть жестко отделены друг от друга, это два аспекта одного и того же группового процесса, сменяющие и дополняющие друг друга в сознательном восприятии происходящего. Для терапевтической техники из этого следует, что наблюдаемое в группе поведение протекает одновременно на различных уровнях переноса. С одной стороны, каждый пациент своей вербальной и невербальной коммуникацией выражает свои интрапсихические конфликты. С другой стороны, он определяется в своем поведении реактивирующимися в переносе на других членов группы межличностными конфликтами в своих отношениях в раннем референтном окружении. Кроме того, развивается отношение переноса отдельных участников к группе в целом, воспринимаемой, как правило, в качестве матери, а также перенос всей группы на терапевта или терапевтов. Само собой разумеется, что наряду с этим развивается отношение переноса отдельного пациента на терапевта или терапевтов. Различные психодинамические взаимосвязи различных интрапсихических, межличностных и групподинамических аспектов происходящего в терапевтической группе раскрываются в интерпретациях терапевта. При этом, в зависимости от удельного веса интерпретируемого процесса, акцент возлага-
212 213 ется на динамику в группе в целом, на динамику межличностного взаимодействия в группе или на интрапсихические конфликты отдельных участников. Жесткое разделение различных аспектов, ограничение уровнем группового взаимодействия, будь это динамика интрапсихического конфликта отдельных членов или динамика группы в целом, с моей точки зрения, не оправдано, хотя отдельные уровни происходящего в терапевтической работе в разные моменты на какое-то время могут доминировать. Затронутые здесь основные принципы терапевтической техники психоаналитической психотерапии я детализировал в изданной мною книге «Групповая психотерапия» (Ammon, 1973b). Вопреки все еще распространенному среди психоаналитиков предрассудку, групповая ситуация не имеет следствием уплощение психических процессов. Напротив, именно групповая ситуация может инициировать чрезвычайно глубокую динамику. В силу этого она, в особенности, показана для лечения более тяжелых психических заболеваний (Ammon, 1973a). Это относится и к психосоматическим заболеваниям. Групповая ситуация, благодаря непрямой интерпретации, облегчает обход защитных формаций психосоматического симптоматического поведения. П<
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |