Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основополагающие методы в театральной педагогике.



2019-11-22 362 Обсуждений (0)
Основополагающие методы в театральной педагогике. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Метод физических действий основан на анализе пьесы, последующие действия которой выстраиваются в логическую цепь, образуя сквозное действие. При исполнении роли сквозное действие всегда остается неизменным, помогая актеру становиться образом, жить его жизнью как своей. В свою очередь действия актера приобретают различный характер, обусловленный его самочувствием в момент творчества, предполагая формирование и проявление таких чувств, как искренность, открытость, убежденность. проявлений, а также способность к самокоррекции, гармоничности поведения.

 Метод исторических параллелей, особенностью которого является эмоционально-логическое сравнение представлений, свойственных различным исторических эпохам и периодам развития общества. Реализация данного метода может происходить тремя способами: рассказ педагога, коллективное обсуждение наиболее известных фактов и событий с опорой на текстовой материал художественного произведения, раскрывающего сущность данного вопроса или проблемы.

Метод действенного анализа – это способ научения навыкам волевого поведения, называемым «сценическим». Согласно этому методу, логика действий становится как бы партитурой артиста. К.С. Станиславский сравнивает действия актера с нотами, а логику действий с мелодией, которую они образуют.

Метод ролевого действия основан на заранее установленном подтексте, дающий возможность разрабатывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, а также осуществлять контроль за качеством подготовки каждого школьника. В ходе использования этого метода акцентируется внимание на умении использовать те или иные элементы техники речи в зависимости от количества слушателей в классе, где осуществляется общение. Использование этого метода в процессе формирования коммуникативной культуры школьника способствует оптимизации выработки умений и навыков его устной монологической диалогической речи.

Этюдный метод – это творческое исследование, изучение умом и телом какого-либо жизненного действия, человеческого поступка или события в предлагаемых обстоятельствах спектакля.

Метод моделирования ситуаций, предполагающий создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.

Метод творческой беседы, предполагающий введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога.

Метод ассоциаций, предоставляющий возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Занятия строятся с использованием разных форм обучения:

- показ, прослушивание, репетиционно-тренировочное, отборочные выступления, сольные выступления;

- типовое занятие (включает в себя знакомство с теоретическими основами и закрепление);

- творческое занятие (этюды, миниатюры, пантомимы, построение мизансцены и т.д.);

- практическое занятие;

- просмотр видеоматериалов, сюжетно-игровые и конкурсные программы;

- театральные постановки, концерты, праздник, фестиваль.

«Сценическая речь»

Проводится тренировка произношения сочетаний согласных звуков с гласными в упражнениях, словах, фразах, специально подобранных для этой цели. Эти слова и фразы могут быть частями детских стихотворений любимых авторов. Особое внимание уделяется активности согласных по специально созданному курсу упражнений. Проводится постоянное наблюдение за естественностью артикуляции, свободой мышц голосового аппарата, за правильным использованием дыхания, за естественным, ненапряжённым звучанием голоса. Также проводятся беседы и практический показ упражнений, необходимых для профилактических мер по сохранению здорового голосового аппарата. К концу обучения каждый должен уметь провести расслабляющий массаж и несколько упражнений для полного раскрытия гортани, научиться координировать дыхание со звуком, укреплять и освобождать от ненужного напряжения мышцы речевого аппарата. Необходимо придерживаться принципа постепенного освоения материала – «от простого к сложному»

В процессе работы с детьми используются: вербальные, словесные методы: объяснение, рассуждение, беседы, обсуждения; наглядные методы обучения: демонстрация, показ, наблюдение; деятельный метод: упражнения для развития и подготовки голосо-речевого аппарата, репетиции, выступления и т.д.; игровые методики: дидактические, познавательные игры на развитие внимания, памяти, воображения; а также методы психологического воздействия: подражание, убеждение, внушение

«Сценическое движение»

Грамотное построение занятий предполагает тщательную разминку для физического разогрева участников и во избежание возможных травм. Работа над развитием индивидуальных пластических навыков и качеств, работа в дуэте и в группе, задания на творческую фантазию и пластическую выразительность, а также отработку конкретных задач для будущей постановки (бой, танец, контактное взаимодействие — в зависимости от задачи режиссера).

Во время занятий постоянно вводятся элементы игры и импровизации, для того чтобы дети могли раскрепоститься, проявить себя, творчески реализовать свое настроение и ощущения момента.

Важным моментом методики обучения является упор на активное взаимодействие и совместную деятельность. Взаимодействие в процессе обучения может осуществляться на занятиях и на выступлениях на уровне групповой работы, партнерской парной работы, на уровне «педагог-ученик», на уровне «выступающие-зрители». При этом, совместная деятельность может быть, как творческой (придумывание, поиск материала, обсуждение вариантов сценического воплощения идеи), так и пластической, и игровой.

Подобный акцент позволяет, как достичь лучших результатов в рамках индивидуальной творческой деятельности, так и является неотъемлемой частью общих коммуникативных способностей, обеспечивающих социальную адаптацию в социуме.

На начальном этапе обучения принципиальное внимание уделяется игровой деятельности, что позволит в непринужденной форме усвоить материал, данный на уроке, снять напряжение, создать благоприятный психологический климат в группе.

К организации игровой деятельности предъявляются особые требования: доброжелательное отношения к играм; исключение всякого принуждения в руководстве игрой; знание основных приемов, руководство игрой и умение их применять в зависимости от возраста и игровой обстановки.

Опираясь на представления о том, что основой плодотворной работы педагога является создание благоприятного психологического климата в группе, необходимо назвать специфические педагогические требования, предъявляемые к схеме построения занятия по сценическому движению в театральном коллективе и его содержанию:

¾ занятия проводятся энергично, в четком ритме, поддерживается позитивный эмоциональный настрой;

¾ объяснение движений делается в ясной и доступной форме, однако, с употреблением принятой терминологии;

¾ педагог не только объясняет то или иное упражнение, фразу (текстовую или танцевальную), или принцип движения тела или голоса, но и комментирует его составные элементы, а также показывает, иллюстрируя принципы его выполнения;

¾ пластические комбинации составляются с учетом возрастных характеристик и уровня способностей участников процесса, чтобы не перегружать их чересчур сложными заданиями и, в то же время, не облегчать доступные упражнения;

¾ внимательно наблюдая за исполнением того или иного задания, руководитель предупреждает и исправляет ошибки не только всей группы, но и каждого участника в отдельности.

На каждом году обучения вводятся творческие задания. Участники коллектива придумывают как отдельные движения и комбинации, так и способы взаимодействия внутри предлагаемых обстоятельств. Педагог помогает и подсказывает, как сделать результат лучше, отмечая хорошие находки и фантазию. Это способствует раскрытию творческого потенциала и самореализации ребят.

«Актерское мастерство»

Работа над актерским мастерством направлена на развитие в ребенке свободы общения, коммуникабельности, эмоциональной памяти, чувства ритма, воображения, фантазии, на осмысление собственного «Я», на воспитание художественного вкуса.  

«Работа над спектаклем, концертным номером».

Учащиеся знакомятся с правилами планирования, прогнозирования, учатся правильно распределять время и силы. Кроме того, при работе над спектаклем закрепляются и используются знания, умения и навыки.

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые документы:

1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04. Июля 2014 года №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

5. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России.

6. Письма Минобрнауки РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09 -3242) и приложения к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 12.09.2016г. № 2628.  

7. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества № 1».

8. Положение о дополнительной общеразвивающей программе МБУ ДО «ДДТ №1»

Литература для педагога:

1. Алянский, Ю.И. Азбука театра / Ю.И. Алянский. –Л.: Искусство, 1980.

2. Гальцова, Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ Е.А. Гальцова. –В.: Учитель, 2009. 266 с.

3. Гиппус, С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники / С.В. Гиппиус. – Л. – М.: Искусство, 2002.

4. Ершов, П.М. Технология актерского искусства. [Текст] / П.М. Ершов// . — 2-е изд.—М.: РОУ, 1992. 128 с.

5. Ершова, А. П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам [Текст] /. А. П., Ершова, В.М. Букатов//— М., 1994.234 с.

6. Ершова, А. П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. [Текст] / А.П. Ершова, В.М. Букатов // — М.: АКМЭ, 1995. 175 с.

7. Кристи, Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. [Текст] / Г.В. Кристи // — М.: Искусство, 1978. 238 с.

8. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эсте­тического воспитания: Кн. для учителя. [Текст] / Б. М. Неменский //— М.: Просвещение, 1981. 88 с.

9. Неменский, Б. М. Распахни окно: Мысли художника об эстетическом воспитании. [Текст] / Б. М. Неменский // — М.: Мол. гвардия, 1974. 220 с.

10. Певцов, И. Н. Литературно-театральное наследие. [Текст] / И. Н. Певцов// — М.: ВТО, 1978. .453 с.

11. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены: [Текст] / Г. А. Товстоногов// В 2 т.— 2-е — Л.: Искусство, 1984. — Т. 2: Статьи, записи репетиций. 238 с.

12. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. / К.С. Станиславский. — М: Искусство, 1989. 95с.

13. Сценическая речь: Учебник / Под. ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. 4-е изд. М., 2006

14. Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. СПб. 2005.

15. Полищук В. Актерский тренинг Михаила Чехова, сделавший звездами Мэрилин Монро, Джека Николсона, Харви Кейтеля, Брэда Питта, Аль Пачино, Роберта де Ниро и еще 165 обладателей премии «Оскар». Владимир: ВКТ, 2010.

16. Станиславский, К.С. Собрание сочинений: в 8 т. – Т. 1. Моя жизнь в искусстве; Т. 2. Работа актера над собой. Часть 2-я. [Текст] / К.С. Станиславский. — М.: Искусство, 1988.

 

Для учащихся:

1. Волшебная книга. Сказки народов мира: сборник / сост. А. Елец, Т. Пономаренко, О. Шапка, - М.: Клуб семейного досуга, 2012.

2. Генералова, И. А. Мастерская чувств. / И.А.Генералова // — Л.; М.: Искусство, 2006. 85 с.

3. Гоголь, Н. В. Театральный разъезд после представления новой комедии: Приложения к «Ревизору» //Собр. соч.: [Текст] / Н.В. Гоголь// В 7 т.— М.: Худ. литература, 1984—1987. —Т. 4. 260 с.

4. Данаилов, Г. Не убить Моцарта! [Текст] / Г. Данаилов, // — М.: Педагогика, 1986. 45 с.

5. Ершова, А. П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. [Текст] / А.П. Ершова, В.М. Букатов // — М.: АКМЭ, 1995. 175 с.

6. Лаптева, Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие по развитию речи. / Е.В. Лаптева. М., 2013.

7. Родари, Дж. Зоопарк историй. / Дж. Родари //— М.: Мир детства, 2010. 122 с.

8. 1000 стихов, загадок, пословиц, считалок, скороговорок: сборник / сост. В.Г. Дмитриева. – М.: Клуб семейного досуга, 201


Приложение 1

ГЛОССАРИЙ

 

Аксессуа́р (фр. accessoire от лат. accessorius — «добавочный») — необязательный предмет, сопутствующий чему-либо; принадлежность чего-либо. Может улучшить, украсить или дополнить что-либо. В театре — предметы бутафории или реквизита.

Актёр (устар. лицедей) (фр. acteur, от лат. actor — исполнитель; ж. род актриса) — исполнитель ролей в драматических спектаклях и кино, реже в оперных, балетных, эстрадных и цирковых представлениях.

 

Артист - деятель искусств, человек, занимающийся творчеством в какой-либо области искусства, художник (живописец, скульптор и т. д.), музыкант (певец), актёр.

 

Афиша-объявление о спектакле, концерте, массовом зрелище, народном гулянии, спортивномсоревновании и т. п. Театральная афиша. Расклеивать афиши.

 

Гримёр — человек, профессионально изменяющий образ актёра (театра, кино, цирка и пр.) для соответствующей роли.

 

Декорация (от фр. decoratioукрашение) — в широком значении слова — художественное украшение предмета или помещения.

 

Диало́г - (греч. Διάλογος — «разговор») — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми, также бывает письменный диалог между двумя или более людьми по средству написания текста в письмах или другими методами; специфическая форма общения и коммуникации, диалог это вопросы и ответы двух и более оппонентов участвующих в обсуждении или разговоре чего либо.

 

Дикция - (от лат. dictio - произношение) - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.

 

Закули́сье - помещение, пространство за сценой, за кулисами.

 

Зритель, зрителя, муж. (книжн.).

1.Очевидец, наблюдатель, тот, кто смотрит на что-нибудь. Я также вмешалсяв толпу зрителей. 2.Смотрящий на сценическое представление, зрелище.

 

Импровизация - (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество.

 

Инсценирование - разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках.

Продолжение приложения 1

Инсценировка — переработка повествовательного, прозаического или поэтического произведения для театра или кино. Инсценировка имеет форму пьесы с логично построенным действием.

 

Костюмер -а; м. Работник театра, подготовляющий костюмы для спектакля.

 

Кулисы театральные (французское единственное число coulisse, от couler - скользить), плоские части декорации, однотонные или расписанные полотнища, которые попарно располагаются по бокам сцены, параллельно или под углом к рампе.

 

Ложа — отделение в зрительном зале.

 

Ми́мика - (от др.-греч. μῑμέομαι — подражать) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека».

 

Монолог — речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.

 

Мюзикл – жанр фильма, в котором герои могут взаимодействовать при помощи музыки.

 

Опера - итал. opera, букв. – сочинение) – музыкально-театральное произведение, сочетающее сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальную музыку, сценическое и декоративное искусства. Состоит из арий, речитативов, вокальных ансамблей, хоров, оркестровых номеров. Иногда включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.

 

Оперетта-маленькая опера — музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера перемежаются диалогами. Сложилась в Париже в середине XIX в.

 

Осветитель- тот, кто ведает освещением (сцены), созданием световых эффектов.

 

Пантоми́ма - (от др.-греч. παντό-μῑμος — пантомим (актёр, играющий с помощью одних телодвижений) ← др.-греч. παντ(ο), πᾶς — весь, целый + др.-греч. μῖμος — мим, актёр; подражание, воспроизведение) — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

 

Парте́р - (фр. parterre — на земле) — нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра.

 

Пьеса - это драматическое произведение, предназначенное для представления в театре. В зависимости от сложности и длительности воплощаемых событий пьеса делится на акты и действия. Обычно в первом действии дается экспозиция и происходит завязка, в последнем действии происходит развязка.

 

Окончание приложения 1

 

Режиссёр - лицо, в обязанности которого входит постановка пьесы.

 

Репетиция (от лат. repetitio — повторение) — тренировка театрального или иного (например, музыкального, циркового) представления, как правило, без зрителей. Осуществляется для того, чтобы отточить профессиональные навыки или лучше подготовиться непосредственно к публичному выступлению.

 

Спектакль - (фр. spectacle, из лат. spectaculum «зрелище») — театральное зрелище, представление, произведение театрального, сценического искусства; может ставиться как на театральной сцене, так и на радио (радиоспектакль) и на телевидении (телевизионный спектакль, фильм-спектакль), в кинематографе (фильмы-спектакли, кинооперы и др.).

 

Сце́на - (др.-греч. σκηνή, букв. «палатка, шатёр») — ключевая часть помещения театра, место основного театрального действия. Расположена перед зрительным залом (чаще всего) и на возвышении. Но есть театры, где зрители расположены вокруг сцены и на одном уровне.

Сцена́рий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма, и других мероприятий в театре и иных местах.

 

Театр - это зрелище, для обозначения постановки или пьесы.

 

Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.

 

Ширма - (от нем. Schirm защита) — элемент интерьера, небольшая портативная перегородка, отделяющая часть комнаты, например, для переодевания. Ширмы используются также в театре кукол, за ними скрываются актёры-кукловоды.

 

Эпизо́д - (греч. ἐπεισόδιον – вставка): Отдельное небольшое событие, происшествие. Составная часть сюжета литературного произведения или кинофильма, имеющая самостоятельное повествовательное значение.

 



2019-11-22 362 Обсуждений (0)
Основополагающие методы в театральной педагогике. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основополагающие методы в театральной педагогике.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)