Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Йога каждому дает только то, что он заслужил. 12 страница



2019-11-13 210 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок






 


ношении слова «А-О-ОО-У-У-УЫ-Ы-М-М», постепенно закры­вается и к концу закрывается почти полностью. При вы­полнении этого упражнения тонизируется головной мозг и происходит подготовка организма к воздействию асан. Сле­дует подчеркнуть, что кроме вибрационного воздействия (моторно-вокальный рефлекс) упражнение оказывает по­ложительное воздействие на психику, особенно велико это воздействие при проведении занятий в группах.

Упражнение 15.

Бхамари

Выполняем спокойный вдох. Затем во время выдоха через нос, производим мягкий звук, похожий на жуж­жание пчелы, стараясь почувствовать легкую, прият­ную вибрацию в области мягкого нёба и задних зубов. Это упражнение полезно при бессоннице, успокаивает нервную систему.

Упражнение 16

При слабых загрудинных болях и гипертонии лечебное воздействие оказывает пение звукосочетания «хра-ам», «зум-мен».

Упражнение 17

При нерезко выраженном склерозе мозговых сосудов петь «паа-нии», «паа» — в восходящем, а «ни» — в нисходя­щем порядке. Звук «а» должен вибрировать в области груди, «и» — в области ушей.

Петь «м-пом», «м» произносить с закрытым ртом, а «пом» произносить коротко с ударением на «м».

Упражнение 18

При нарушениях дыханИ} — петь «паа-суу» в восходя­щей и нисходящей интона1иях

Упра^ение 19

Петь «по-у-ууу» при гастрггах (С пониженной кислотнос­тью) и атонических колита^ петь энергично, подтягивая низ живота. При спастиче<ких КОлитах и болезнях пече­ни петь плавно, при этом кивот немного выпячивается.

Упражнение 20

При неврозах петь "М'ПС^-пээаэ», далее растянуто.

Упражнение 21

Сделать спокойный вдо задержать дыхание, а затем резко, громко выдохнуть [ерез открытый рот со звуком «х-о-о-у-м», замкнув губы е конце выдоха. Звук «хо» дол­жен ударить в небо, зат^ его произносить протяжно. Повторить несколько раз. при постоянной практике го­лос становится чистым иСРШЬНЬ1И>

Упражнение 22

«Оо-хам» воздействует щитовидную железу. Ударе- хние в конце.


 


2|з


 


 

Упражнение 25

«Хам-сах» вибрирует в мозге и сердце. «Ана-хат»— виб­рирует в области сердца, — ударение на последнем слоге.

Упражнений достаточно много и носят они, как пра­вило, вспомогательный характер.

Существует также целый ряд специальных дыхательных упражнений, основанных на задержке дыхания при вдохе или выдохе. Упра?киения рассчитаны только на здоровых людей, без нарушений мозговой и сердечно-сосудистой деятельности. Но и им не следует чрезмерно задерживать дыхание. Тем более совершенно недопустимо начинаю­щим ученикам выполнять задержки длительностью от 1 до 3 минут (что очень часто советуют люди, далекие от прак­тики пранаямы). И если в упра?кнениях типа Бхастрика вырабатывается привычка организма к избытку кислоро­да и недостатку углекислого газа, то здесь имеет место обратная картина — недостаток О2 и избыток СО2.

Как было уже сказано, вдох и пауза на вдохе активизиру­ют функции симпатической нервной системы, повышают кровяное давление. Пауза на выдохе усиливает торможение нервной системы, происходит снятие нервно-мышечного напряжения, понижает давление. Физиологическая цепочка здесь такая: кислородное голодание— избыток углекисло­ты — рефлекторное расширение сосудов (увеличение крово­тока) — снижение тонуса гладкой мускулатуры — снижение артериального давления. Пауза на выдохе способствует улуч­шению усвояемости кислорода, так как чем длиннее пауза, тем меньше кислорода в крови, тем активнее должны рабо­тать механизмы усвоения кислорода. При избытке СО2 кис­лород менее прочно связан с гемоглобином. Дыхательный центр, реагируя на недостаток О2, влияет прежде всего на нервно-мышечную напряженность. Поэтому часто паузу на


выдохе используют в упражнениях для снятия нервного напряжения и регулирования эмоций.

Упражнения с задержкой
на едоке и выдоке

Упражнение 24

Выполняется лежа и стоя. Упражнение требует много свежего воздуха. Встаньте прямо, не напрягаясь. Быстро и сильно выдохните примерно так, как вы делаете, когда сви­стите. Окончив выдох, начинайте вдыхать через нос медлен­но, непрерывно.

Не пытайтесь форсировать вдох, не напрягайтесь. На начальной стадии занятий вдыхайте примерно на 85 % своих возможностей и постепенно доведите вдох до пол­ного объема. На стадии выдоха и вдоха не напрягайте мышцы. Во время задержки дыхания, после вдоха, пос­ледовательно напрягайте все мышцы тела, снизу вверх, то есть вначале мышцы ног, затем бедер и т.д. Задержи­вайте дыхание ровно столько, сколько вам удобно.

Не пытайтесь чрезмерно увеличить этот период. Увели­чивайте задержку постепенно. Здесь важна не столько длительность, сколько правильность выполнения упраж­нения.

Во время задержки выполнять Джаландхара и Мула бандху. Выдох выполняется так же, как первый, через рот, узкой струей. Но теперь во время выдоха расслабьте тело сверху вниз. Синхронизировать расслабление с вы­дохом. Не расслабляйтесь мгновенно, этот процесс дол­жен быть постепенным.

\ Закончив выдох, выполните 3—4 нормальных дыхания. 4 После этого повторите цикл. Начинать надо с 3 циклов.


He выполнять более 5 циклов за одно занятие. Если у вас кружится голова во время выполнения упражнения, то это может быть от неподготовленности организма к задержанию дыхания, от недостатка свежего воздуха, различных расстройств желудка, усталости, воздействия лекарств. Устранив эти причины, вы избавитесь от голо­вокружения. А до этого выполняйте это упражнение лежа. Дыхание улучшает терморегуляцию, снимает умственную усталость.

Упражнение 25

Выполняется стоя. Выдохнуть и зажать большими паль­цами крылья носа, соединив остальные пальцы и ладони вместе. Локти держать на уровне плеч. Вытяните губы трубочкой и сделайте короткий резкий вдох. Как' можно больше раздуйте щеки. Выполнить Джаландхара и Мула бандху. Задержать дыхание. Спина прямая. При ощуще­нии признака неудобства, выйти из позы, для чего под­нять голову, опустить руки и медленно выдохнуть через нос. Постепенно увеличивайте время выдержки. Проде­лать 2—3 полных дыхания. Упражнение выполняется один раз.

Упражнение 26

Выполняется лежа. Выдохнуть и зажать большими пальцами рук уши, на?кав на козелки, а средними паль­цами — на крылья носа. Локти на уровне плеч. Выпол­ните вдох, как в предыдущем упражнении, сделайте »подбородочный» и ^корневой» замки, закройте глаза и указательные пальцы положите на веки, не надавливая на глаза. Упражнение гоже выполняется на выдержку. Затем поднимите голову, снимите пальцы с век и от-


кройте глаза. Освободить ноздри, снять пальцы с ушей и только после этого медленно выдохнуть через нос. Вы­полнить один раз.

Воздействие:

Упражнения 25 и 26 увеличивают внутричерепное давление. Помогают при воспалении гайморовых и фронтальных пазух. Благотворно действуют на глазное дно и барабанные перепонки, разглаживают морщи­ны. Улучшают состояние щитовидной и вилочковой желез.

Упражнение 27
(с задержкой на выдохе)

Выполняется лежа или сидя. Выдохнуть без напря­жения. В легких остается немного воздуха. Задержать дыхание. Тело расслаблено, глаза закрыты. Выполнить Джаландхара и Уддияна бандху. Продолжительность за­держки дыхания зависит от общего состояния здоро­вья. Начинать с 15—20 секунд, постепенно увеличи­вая. Вдыхать медленно, специально сдерживая дыхание и наполовину наполнив легкие. Медленно выдохнуть, и далее дышать спокойным, полным дыханием 1—3 ми­нуты. После чего повторить задержку дыхания на вы­дохе.

Воздействие:

Упражнение успокаивает, излечивает неврозы, наруше­ния обмена веществ. Помогает при астме и гипертонии.

Примечание:

Специальные дыхательные упражнения можно выпол­нять, не осваивая медитативные позы, а просто сидя, с прямой спиной в кресле.

В заключение предлагаю ряд дыхательных упражнений разного назначения.


 

Упражнение 28.
Очистительное дыхание

Выполняется стоя и сидя. Сделав медленно полный вдох, задержите дыхание на 1—2 секунды и потом короткими и сильными толчками живота выдыхайте отдельными порци­ями через губы, сложенные трубочкой, не надувая при этом щеки. Каждая последующая порция выдыхаемого воздуха должна быть меньше предыдущей. Неработающие мышцы все время остаются расслабленными. Толчкообразные вы­дохи производятся энергично, но легко. Сделать 2—3 дыха­ния. Упражнение выполняется при усталости.

Упражнение 29.
Шитали пранаяма

Сесть в Падмасану. Открыть рот и округлить губы. При­поднять язык, свернуть его трубочкой. Высунуть свернутый язык и всасывать воздух через язык со звуком «сссссса», наполняя легкие до предела. Воздух втягивайте как будто через соломинку. После полного вдоха втяните язык и зак­ройте рот. Закончив вдох, выполните Джаландхару и Мула бандхи. Задержите дыхание на 4—5 секунд. Затем медленно выдыхайте через нос с придыхательным звуком «ххууум». Поднимите голову и приступайте к новому циклу. Повторить циклы в течение 5—10 минут. Лечь в Савасану.

Воздействие:

Эта пранаяма охлаждает организм, улучшает зрение, слух. Полезна при раздражительности. Активизирует печень, улучшает пищеварение и утоляет жажду.

Предупреждение: при повышенном давлении и сер­дечных расстройствах не следует выполнять задержки дыхания.


Упражнение 30.

Шиткари пранаяма (вариант Шитали)

Язык не свертывается трубочкой. Губы слегка приотк­рыты, и только кончик языка высовывается между зуба­ми. Язык лежит плоско, в остальном следовать технике Шитали.

И еще несколько небольших упражнений.

Упражнение 31

Вдыхать нужно как бы на зевке. В начале вдоха рот закрыт, в конце— вдох через рот. Дышать не спеша. Во время вдоха шея напряжена. После вдоха допустима за­держка дыхания на 1—2 сек.

Воздействие:

Благотворно влияет на щитовидную железу. Улучшает кровоснабжение мозга.

Упражнение 32

Дыхание диафрагмальное. После неглубокого вдоха подставить ладонь близко ко рту и выдыхать так медлен­но, чтобы рука не ощущала движения воздуха, а чувство­валась бы только теплота. Упражнение выполнять, пол­ностью расслабив мышцы. При вдохе обратить внимание на расслабление мышц ног, а при выдохе— на расслаб­ление мышц спины. Повторять многократно.

Воздействие:

Дыхание полезно при бронхиальной астме.

 

Упражнение 55

Дыхание диафрагмальное. После неглубокого вдоха вы­дыхать короткими, почти беззвучными покашливаниями через рот, таким образом, чтобы втягивался низ живота. Этот вид дыхания показан, когда при недостаточности кровообращения I, II степени появляется одышка. Затем следует подышать полным дыханием, слегка активизи­руя выдох.

Упражнение 54

Выполняется лежа. Дыхание диафрагмальное. После неглубокого вдоха задержать дыхание на 2—3 секунды, одновременно выпятив живот. Выдох медленный, через рот, губы сложены в трубочку. Полностью расслабиться. Повторить 3—4 раза.

Дыхание снимает болевые ощущения в области сер­дца.

Упражнение 55

Выполняется сидя или стоя. Спина прямая. Выполнить вдох примерно на 80—90 % от максимального вдоха. Задержать дыхание и выполнить Мула бандху. Одновре­менно напрячь мышцы живота, а гортань оставить от­крытой. Вместе с тем надо стараться по возможности набрать еще воздуха и сохранить его в легких. При этом давление в грудной клетке остается отрицательным, то есть ниже атмосферного, а в брюшной полости за счет сокращения мышц живота и диафрагмы давление будет положительным. Это способствует оттоку венозной кро­ви от органов к сердцу и ее лучшему насыщению в легких.

 

Дыхание после Еоха задерживать в течение 10—20 се­кунд, все это врем стараясь вдохнуть как можно больше воздуха в верхний часть легких. Выдох спокойный, по-

< тепенный, начинг с выдыхания воздуха из нижней ча-

< ти легких. Послеаыполнения упражнения лечь на не­сколько минут.

Упражнение 36

Выполняется ст< или сидя. Сделать вдох, максималь­но выпятить перснюю стенку живота, дыхание не за­держивать, продо^айте дышать неглубоким верхним ды­ханием, удержива выпяченным живот и Мула бандху. Упражнение дейс'ует прямо противоположно упражне­нию 35, так как „вление в брюшной полости понижа­ется, что способоует притоку крови к органам распо­ложенным в облай таза.

ВНИМАНИЕ:

Упражнения 3455, 36 из-за создания перепада давле­ния следует выпошть с большой осторожностью. Осо­бенно это касает людей, имеющих проблемы сердеч­но-сосудистой сиемы.

Глава о дыхан[ написана достаточно подробно и полно, но, поколовшись, я решил описать еще одно упражнение. Оноебезопасно даже для вполне здоро­вых людей, поэтсу я не сразу решил рассказать о нем, понимая, что в йу часто приходят люди фанатичные или просто болезшно-самолюбивые, для которых важ­нее всего привле внимание к себе, и ради этого гото­вые идти на опрщленный риск или обычный обман. Почему я на это^аостряю внимание читателя? Дело в том, что многих одей интригуют периодически появ­ляющиеся сообщил о разного рода «чудесах йогов»: хождение по бит!у стеклу, сон на гвоздях, умение ос-

танавливать свое сердце, прокалывание кожи и т.д. Осо­бое внимание людей привлекают заявления некоторых «йогов» об их способности останавливать свое сердце. Действительно, что можно сказать, увидев следующее: человек делает какое-то упражнение, после чего пульс на его руке не прощупывается, артериальное давление не определяется, сердечные тоны не прослушиваются. Первым врачом-кардиологом, попытавшимся обследо­вать такого «йога», была француженка Тереза Броссе. В 1935 г. при помощи портативного электрокардиографа она обследовала «йога» Кришнамахарья из Мадраса. И вот что зафиксировала: во время опыта у испытуемого не только не прощупывался пульс на руке и не прослу­шивались тоны сердца, ио и электрокардиограмма представляла собой прямую линию, что говорило об остановке сердца. В 1961 г. индийские врачи из Ныо- Дели уже более тщательно обследовали трех людей, заявлявших о своей способности останавливать серд­це. На этот раз кардиограмма записывалась в несколь­ких отведениях и более совершенным аппаратом, ве­лось также и рентгеновское исследование сердца. И что же? Оказалось, что, хотя во время опыта пульс и кровяное давление действительно не определялись, а сердечные тоны не прослушивались, электрокардиог­раф писал практически нормальные кривые. Рентген отмечал некоторое уменьшение поперечника сердца, но показывал его сокращения. Значит, сердце не останав­ливалось, изменялась лишь его деятельность в такой мере и форме, что это сказывалось на внешних ее проявлениях.

А сейчас, прежде чем продолжить обсуждение этой темы, я приведу технику упражнения, которым пользова­лись «йоги» для демонстрации остановки сердца. Приво­жу с одной целью: мне очень не нравится, когда именем йоги прикрывают обычный трюк. Еще раз напоминаю, что упражнение небезопасно.


Упражнение 57

Упражнение лучше выполнять сидя. Сделайте 2— 3 спокойных, полных вдоха. Затем глубоко вдохните и задержите дыхание. Одновременно с этим выполните Джаландхара бандху (верхний узел). Причем прижимать подбородок надо очень сильно, напрягая при этом шею и верхнюю часть груди. Б это же время нужно макси­мально выпятить стенку ?кивота и зафиксировать ее в этом положении.

В чем суть упражнения? Выполняя «верхний узел» и силь­но напрягая шею и верхнюю часть груди, вы резко повы­шаете давление в грудной полости. Одновременно с этим при максимально выпяченном животе достигается пони­жение давления в области таза и живота. В результате резко снижается поступление венозной крови к сердцу, сердечные полости недостаточно наполняются кровью, поэтому сердечные сокращения минимальны, пульс на периферических артериях не прощупывается, артериаль­ное давление на них не определяется, а сердечные тоны настолько ослаблены, что практически полностью маски­руются шумом, исходящим от напряженных мышц груд­ной клетки. Весь этот механизм оказался очень похож на феномен Вальсальвы, который хорошо знаком врачам и физиологам. Так называемая проба Вальсальвы, предло­женная выдающимся итальянским хирургом и анатомом Антонио Вальсальвой (1666—1723) для исследования про­ходимости евстахиевых труб при ушных заболеваниях, стала в последующем применяться врачами для определе­ния функционального состояния системы кровообраще­ния. Принцип ее в том, что сильное натуживание при задержке дыхания повышает внутригрудное давление, что препятствует притоку крови к сердцу. В результате снижа-


         
   


проходящей через сердце, рентгенологически отмечается уменьшение размера сердца. На основании степени этих изменений и судят о функциональных способностях сер­дца. Конечно, при выполнении пробы Вальсавы все эти изменения сглажены и не такие четкие, как при выполне­нии упражнения 37.

Я помню, как в детстве, не зная никаких законов физиологии, мы тем не менее использовали этот прин­цип в своих развлечениях, не понимая, что подвергаем себя определенной опасности. А делали мы следующее: один из пацанов сильно вдыхал и задерживал дыхание, другой в это время сзади обхватывал его руками, под мышками, и сильно сжимал грудь. Через несколько се­кунд мальчишка, которого сгкимали и затем отпускали, терял ориентацию и ходил как очень пьяный человек. В худшем случае он терял сознание и падал. Такое со­стояние удерживалось недолго, 5—10 секунд, но вызы­вало общий интерес и улыбки. Легкое одурманивание и даже обморок вызывались не только нарушением нор­мального функционирования сердца, но и резким умень­шением притока крови к головному мозгу. Конечно, сейчас понимаешь, что такие эксперименты недопусти­мы и в случае слабой сердечно-сосудистой системы могут привести к печальным результатам.

И вот еще одна интересная деталь. Те же самые ин­дийские врачи из Нью-Дели нашли и обследовали "йога» Кришнамахарья, демонстрировавшего в 1935 г. '«останов­ку сердца» Терезе Броссе. И оказалось, что это тот же способ с повышением внутригрудного давления. Наблю­дения дали врачам основание считать, что прямая линия на кардиограмме у Терезы Броссе— это всего лишь тех­ническая погрешность.

Так что ?ке, »чудеса йоги» — миф?

И здесь можно твердо сказать — да, если речь идет об остановке сердца, хождении по стеклу, лежании на гвоз­дях, прокалывании кожи и т.п. Более того, если при вы­полнении упражнения 37 нужно определенное умение, то все остальные перечисленные трюки являются имен­но трюками, то есть их может делать каждый без осо­бой тренировки.

В то же время можно также твердо утверждать, что возможно управлять деятельностью своих внутренних органов (и сердца в том числе), но механизм такого управления лежит ниже порога сознания. Но об этом мы поговорим в конце следующего, пятого раздела.

Я стремлюсь написать о йоге как можно более правдиво, чтобы меньше осталось места для тщес­лавных людей, пытающихся любыми способами при­влечь внимание к себе.


 

ГЛАВА 5

Пратьяхара

Тишина ощущений — путь к освобождению сознания.

Пятый компонент йоги — это подчинение органов чувств. Этой проблеме Патанджали посвятил две сутры.

«При отсутствии связи со своими объектами, орга­ны чувств как бы следуют внутренней форме со­знания. (Это и есть) отвлечение»

(Гл. 2, п. 54).

Въяса так поясняет это: «Когда отсутствует соединение с соответствующими объектами, органы чувств как бы следуя внутренней форме сознания, прекращают (свою деятельность), подобно сознанию при остановке...»

«Благодаря ему (достигается) полное подчинение ор­ганов чувств»

(Гл. 2, п. 55).

Въяса, комментируя этот афоризм, утверждает: «,..Д?кайчишавья, однако говорит, (что подчинение орга­нов чувств) есть всего лишь отсутствие чувственного восприятия вследствие концентрации сознания на од­ной точке...» (Джайчишавья— автор несохранившегося трактата о концентрации сознания «Дхарана-шастра»).

Таким образом, согласно высказываниям Патанджали и Въясы, пратьяхара — это подчинение органов чувств, заклю­чающееся в отсутствии чувственного восприятия объектов.

 

Для чего это нужно, в чем смысл этой ступени?

Давайте немного поговорим об этом.

Осваивая упражнения и предписания предшествующих 1етырех ступеней йоги, мы уже приобрели определен­нее практические навыки, которые способствуют умень- иению воздействия отвлекающих моментов, таких как (моциональная неуравновешенность, физический диском­форт, блуждающие мысли... Но все это учит нас, дает возможность быть выше чувств, ощущений, побужде­ний тела только в смысле приобретения отрешенности, определенной свободы от их проявлений.

А вот дости?кению полного избавления ото всех беспо­коящих нас ощущений тела и посвящена пятая ступень йоги. Итак, основной задачей этого этапа, с точки зре­ния достижения самадхи, является освобождение созна­ния от сенсорных помех или, образно говоря, — необхо­димость достижения полной тишины (покоя) чувств и ощущений.

Дело в том, что функционирующие в обычном состоянии органы чувств создают в головном мозге определенный уровень помех, «шумов -, которые препятствуют возникнове­нию состояния контролируемого ума и концентрации созна­ния.

Как же происходит освобождение сознания от чув­ственного восприятия?

Сознание получает информацию и ориентируется в окружающей среде посредством органов чувств. Органы чувств являются, по существу, внешней частью мозга и, строго говоря, сам процесс восприятия происходит не в конкретном органе чувств, а в соответствующих зонах коры больших полушарий, то есть ощущение есть внут­реннее восприятие внешнего раздражителя. Поскольку природа функционирования центральной нервной систе­мы едина, то если сознание глубоко сосредоточено на чем-то одном, уровень восприятия сознанием других ис­точников информации уменьшается, происходит как бы

:Г':\«?Л/Л :■■<$?:•: «4$М&М&М&<              х$?>. ><Л.:?4»

понижение порога, торможение восприятия другими орга­нами чувств, вплоть до прекращения их активности.

Отмечается функциональная диссоциация — информа­ция о воздействии сохраняется, но восприятие его со­знанием исчезает.

Для достижения способности отвлечения или отключения внутреннего восприятия внешнего раздражителя необходи­мо научиться удерживать в сознании что-то одно в течение определенного времени. А средством для этого является так называемая совершенная, или «чистая», внимательность.

Но прежде чем перейти к рассмотрению проблемы внимания и конкретных упражнений, давайте поговорим и о других целях пратьяхары.

Достижение полного освобождения процесса мышле­ния, сознания от чувственного восприятия мира не явля­ется самоцелью пратьяхары, это просто способ дости­жения естественного, «мягкого» типа сосредоточения, достижения длительной концентрации сознания.

Но на этом пути есть и другая цель.

При совершенном овладении способностью отключать органы чувств, проявляются многими так любимые «чуде­са» йоги, например, при отключении слуха не восприни­мается даже выстрел, раздавшийся рядом, или не ощу­щается боль при физическом воздействии.

Определенная категория людей ставит своей целью достижение именно таких способностей, желая произве­сти впечатление на других. Но все это имеет скорее отношение к цирковому искусству, чем к йоге.

Кроме того следует иметь в виду, что стремление дос­тичь именно таких способностей может помешать даль­нейшему продвижению по пути йоги.

«Они препятствия дня самадхи, но совершенства при пробужденном (состоянии сознания)»

(Гл. 3, п. 37).

Есть еще одна цель, которая предполагает более ра­зумное использование методов Пратьяхары. Именно она


представляется наиболее важой, так как позволяет раз­вивать и совершенствовать неголько свои органы чувств, восприятия, но и другие способности.

Цель эта— развитие способностей восприятия.

На первый взгляд, это мож.т показаться очень стран­ным, ведь пятая ступень пре.полагает подчинение всех чувств, ощущений своей все в виде отсутствия чув­ственного восприятия. Но ээ вовсе не значит уничто­жения всех чувств, и не оначает подчинения своим чувствам и их власти над сбой. Это просто контроль, произвольное управление сесорными ощущениями. Су­ществует два пути.

Первый путь, путь движенн к самадхи, заключается в понижении восприятия тела Второй путь — развитие -и совершенствование органовлувств. А развитие восприя­тия в действительности раняется развитию ума. Как рост тела зависит от качеста и количества получаемой пищи, так и развитие моза зависит от информации, впечатлений, получаемых чрез органы чувств.

Оба пути существуют какэы параллельно, не взаимо­исключая друг друга из общго процесса. Образно гово­ря, можно сказать, что он: являются двумя сторонами одной медали. Поэтому ку[: и методика предлагаемых практических упражнений в многом схожи, отличие — в способе выполнения конк^тных упражнений. Как и в предыдущих случаях, цель пределяет выбрр пути и спо­собы использования упражнений.

Завершая рассмотрение рзличных целей и путей дости­жения этих целей, переходи к рассмотрению средства, с помощью которого и достгаются все результаты этого этапа, да и всех последукиих. Как я уже говорил, сред­ство — это внимание, но вимание не обычное, а особое.

Внимание обычно опредяяют как сосредоточение со­знания или как удержаниечего-либо в сознании.

Существуют два рода внмания. Первое — когда вни­мание человека привлекатся, захватывается чем-либо

     
 


 

помимо его желания, без какого-либо участия его воли. Это внимание называется непроизвольным. Обычно его причина— сильные или неожиданные раздражители.

Однако каждый из нас в той или. иной мере, способен удерживать свое внимание на чем-то одном, то есть уп­равлять вниманием с помощью усилия воли. Внимание управляемое— это произвольное, или волевое, внима­ние. Это внимание часто встречается, и хотя оно требу­ет определенных усилий, но не нуждается в специаль­ной тренировке. Большой процент людей обладает только этими формами внимания, имея лишь зачатки высшей формы, что явно недостаточно для дальнейшего продви­жения.

Для того чтобы достичь естественного, «мягкого» типа сосредоточения и не испытывать особого напряжения, удерживая объект в поле зрения своего внимания, так, чтобы ни одно его свойство не осталось нераскрытым, требуется качественно более высокий уровень внимания. Такой тип, уровень внимания и является ключом к успеху.

Чем выше уровень внимания, тем выше возмогкность развития каждого из чувств. Когда внимание сосредото­чено на каком-нибудь одном чувстве, оно развивается, обостряется, и посредством длительной практики здесь можно достичь чудесных результатов.

С другой стороны, любое чувство может быть почти или совершенно погашено, если такое внимание сосре­доточено на чем-нибудь другом.

Помимо контроля над органами чувств, ученик приоб­ретает ряд других полезных качеств.

Внимание— необходимое условие для развития хоро­шей памяти; развивая внимание, мы развиваем и уровень мышления. Внимание и талант идут рядом. Внимание уси­ливает все способности: чувствовать, рассуждать, анали­зировать. Можно сказать, что высокая степень внима­ния — это показатель способности человека к интеллектуальной работе.


Выполняя упражнения первых «гупеней, вы уже про­чувствовали, что успешное выполнение любого упраж­нения требует определенного уровня внимания. И чем сложнее упражнение, тем устойчг^ее, стабильнее долж­но быть умение сфокусировать гнимание. Поэтому це­лью нашей дальнейшей работы ядяется углубление тех с кромных результатов, которые m,i имели или достигли, осваивая первые ступени йоги.

Многие привыкли относиться к сюей невнимательности и рассеянности снисходительно, ж понимая, что эта при­вычка превращается в серьезное щепятствие для дости­жения любой цели и создает массунеудобств в повседнев­ной жизни. Мы закончим обсужден^ этой темы рассказом о методе известного в свое время етествоиспытателя Агас­сиса, применявшимся им при обу’ении своих учеников.



2019-11-13 210 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Йога каждому дает только то, что он заслужил. 12 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)