Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Йога каждому дает только то, что он заслужил. 11 страница



2019-11-13 243 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 11 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Затем приоткройте частично левую ноздрю и медленно, глу­боко выдыхайте через нее. Во время выдоха регулируйте рав­номерность тока воздуха из левой ноздри. После вьщоха — задержка дыхания 5 секунд (ноздри закрыты), одновременно выполняя Уддияна бандху и Джаландхара бандху. Продолжайте такие циклы, исходя из своих возможностей.

Все вдохи в Сурья Бхедана делаются через правую ноздрю, все выдохи — через левую. На протяжении все­го процесса прохождение воздуха ощущается носовыми проходами в том месте, где осуществляется давление. Прохождение воздуха производит звук, который подо­бен звуку просачивающегося воздуха в водопроводном кране. Этот звук следует сохранять неизменным все вре­мя, путем изменения давления на ноздри.

Глаза, кожа и мышцы лица должны быть пассивными, расслабленными. Внимание полностью поглощено слу­шанием звука проходящего воздуха и поддержанием рав­номерности дыхания. Все вдохи и выдохи должны быть равной продолжительности и без насилия.

Воздействие:

Благодаря прижатию ноздрей легким приходиться ра­ботать больше и напряженнее, чем в Уджайи. Вдох и выдох производятся медленнее, равномернее и полнее. Сурья Бхедана повышает пищеварительную силу и укреп­ляет нервы, очищает лобные пазухи.

Примечание:

Часто случается, что проходы ноздрей не одинако­вы, одна ноздря может быть шире. В этом случае про­ходимость ноздрей следует регулировать надавливани­ем пальцев. В некоторых случаях правая ноздря может быть полностью блокирована, а левая — чистая. В этом случае вдохи можно производить только через левую ноздрю, а выдохи через правую. С течением времени правая ноздря очистится и вдох через нее станет возможным. А до этого практикуйте Чандра Бхедана пранаяму (вдох только через левую ноздрю, а выдох через правую). Не практикуйте эти две праная­мы одновременно.

Согласно представлениям древней восточной медици­ны энергия циркулирует в теле человека по меридианам в строго определенном порядке. Считается, что энергия — Прана, поступающая через правую ноздрю, оказывает качественно иное воздействие на человека (положитель­ный, активизирующий ток) в отличие от праны, поступа­ющей при дыхании через левую ноздрю (отрицатель­ный, успокаивающий ток).

Лица, страдающие пониженным кровяным давлени­ем, могут получить пользу от пранаямы с задержкой дыхания после выдоха, а при повышенном давлении, с задержкой дыхания после выдоха. Но при нарушении регуляции давления соблюдать крайнюю осторожность с применением задержек дыхания. Задержки дыхания не должны превышать 3 секунд. Желательно первона­чально нормализовать свое кровяное давление путем соответствующих дыхательных упражнений (см. ниже), диеты, асан и только потом использовать задержки ды­хания. При наличии жалоб на сердце следует исклю­чить из пранаямы задержки дыхания. Это относится ко всем видам пранаямы.

Упражнение б.

Нади Содхана пранаяма

«Содхана» означает «очищать» (имеется в виду приведе­ние эмоций, психики в гармоничное состояние).

При выполнении упражнения нужно следовать выше­описанной технике пранаям, и далее выполнять по сле­дующей технике: полностью выдохнуть через правую ноз­дрю, регулируя отверстие правой ноздри внутренней стороной большого пальца. Теперь вдыхайте медленно, равномерно и полно через правую ноздрю. Наполните легкие. Во время этого вдоха левая ноздря должна быть полностью блокирована безымянным пальцем и мизин­цем. После полного вдоха следует задержка дыхания, во время которой обе ноздри закрыты и выполнены Мула бандха и Джаландхара бандха. Выдыхайте медленно, рав­номерно и глубоко через левую ноздрю. После полного выдоха следует задер?кка дыхания с выполнением Джа­ландхара Бандхи и Уддияна Бандхи. Обе ноздри закрыты. Теперь вдыхаем через левую ноздрю. Затем задержка с


 

удержанием верхнего и шжнего узла. Выдыхаем через Правую ноздрю. Задержка, с удержанием верхнего и сред- и«го узла. Вдох через правую ноздрю.

Вдохи и выдохи должц>1 быть одинаковой продолжи- н‘льности. После достижения равномерности вдохов и выдохов может быть сделана попытка задержки дыхания после выдоха. Задержка ае должна нарушать ритм. Если ритм нарушится, сократи-е период задержки или делайте (*с через раз. Во время згой задержки выполняйте Джа­ландхара бандху и Уддияаа бандху. Не пытайтесь выпол­нять задержку после вдеха, пока не достигнете мастер­ства в задержке после выдоха.

Дыхание с равной продолжительностью вдохов и выдо­хов является основным для улучшения способности кон­центрировать внимание и достижения общего психофи­зического комфорта.

Но для достижения других целей пранаямы необходимо овладеть и неравными ритмами— это упражнения, в которых длительность Едоха и выдоха, а в дальнейшем и задержек дыхания, н» равны.

Из-за дисгармонии ригма дыхания дыхательная, сер­дечно-сосудистая и нерзная система испытывают чрез­мерные нагрузки. Поэ!ому будьте осторожны, посте­пенно увеличивая продолжительность и количество дыхательных циклов. Начинайте с 2—4 дыханий в один подход. Разумнее набиэать количество дыханий в те­чение дня, делая несколько подходов. Последователь­ность освоения дыхания с неравными пропорциями дыхательного цикла, ю есть начинайте с отработки вдоха и выдоха, затем включаете в процесс дыхания задержку после выдоха и потом выполняйте задержку после вдоха. Пропорции меняются от простых к более сложным, переход от одной пропорции к другой должен быть легким. Например 1 : 1 : 2 : 1 или: 2 : 1 : 1 : 1, 1 : 1 : 2 : 2 или: 2 : 1 : 1 ; 2 и Т.Д.


>3^чЧ&!>.<гё&4Х&< Ж«8МЗ&4$Х x£\*: ; .vXv?;*

Количество комбинаций может быть огромным, но со­отношения 1:2 между вдохом и выдохом или между пау­зами, а также между всеми фазами дыхания вполне до­статочно для достижения целей пранаямы. Нет особой практической необходимости в превышении этой про­порции. Целесообразнее увеличить количество дыхатель­ных циклов. Одним из частных вариантов дыхания с неравными пропорциями является Анулома пранаяма — (переводится «по шерсти»: «Ану» — «вдоль», «лома» — «во­лосы, шерсть»).

Упражнение 7.
Анулома пранаяма

Сесть в Падмасану. Вдыхайте медленно и глубоко че­рез обе ноздри. Наполните легкие, как в Уджайи. Выпол­ните Джаландхара бандху. Задер?ките дыхание после вдо­ха на 5—10 секунд, выполняя Мула бандху. Расположите пальцы на носу, как в Сурья Бхедана, и медленно выды­хайте через частично приоткрытую правую ноздрю, со­храняя левую закрытой. После выдоха— пауза с выпол­нением Джаландхара и Уддияна бандхи. Затем повторить все фазы дыхания, но выдох производить через левую ноздрю. Это один цикл. Проделайте вначале 3—5 циклов подряд. Лечь в Савасану.

Замечание: В Ануломе выдох продолжается доль­ше, чем вдох, что ведет к изменению ритма дыхания, поэтому ее следует делать, только предварительно осво­ив равные пропорции.

Рекомендуемая пропорция: 1 : 2 : 2 : 2 (вдох — пауза — выдох — пауза).


 

Упражнение 8.

Пратилома пранаяма

Буквально — -против шерсти» или «взъерошить» («прати» — ■против», «лома» — «волос, шерсть»). Отличается от предыду­щей тем, что вдох здесь осуществляется через одну ноздрю, а выдох— через обе ноздри. Вдох длиннее выдоха. В ос­тальном техника исполнения и все замечания остаются те же. Пранаяма устраняет угрюмость и медлительность.

Рекомендуемая пропорция: 2:2: 1:2.

Не практикуйте эти две пранаямы одновременно. Вдох, по мнению физиологов, связан с возбуждением симпати­ческой нервной системы, выдох— с ее торможением. По­этому, если удлинить вдох и укоротить выдох (Пратилома), — происходит мобилизация функций симпатической и всей нервной системы. Пауза на вдохе усиливает это воздей­ствие и способствует повышению кровяного давления. Если удлинить выдох относительно вдоха (Анулома) и выполнить паузу на выдохе, происходит снятие нервно-мышечного напряжения. Пауза на выдохе понижает давление.

А сейчас мы переходим к рассмотрению третьего типа пранаямы — так называемое прерывистое или задержан­ное дыхание.

Упражнение 9.

Вилома пранаяма

Буквально: «не вдоль и не против волос» («ви» — отри­цание).

При выполнении этого дыхательного упражнения про­исходит тренинг и оптимизация процессов возбуждения и торможения в дыхательном центре головного мозга.

Первая стадия. Вдох и выдох осуществляем через две ноз­дри. Выдохните, полностью освободив легкие, и начинайте вдох. Спокойно вдыхайте в течение 2 секунд и сделайте па­узу, задержав дыхание на 2 секунды, снова продолжайте вдох в течение 2 секунд, и снова пауза — 2 секунды, и так продол­жайте, пока легкие не наполнятся воздухом. Теперь задержи­те дыхание на 5-—10 секунд, одновременно выполнив Джа­ландхара и Мула бапдхи. Выдыхайте спокойно, медленно и глубоко, с придыхательным звуком (хм). Повторите подряд 10—15 циклов. Дыхание полезно при гипотонии.

Вторая стадия. Выполните медленный спокойный вдох без всяких пауз, как в Уджайи. Наполните легкие. Задер­нейте дыхание на 5—10 секунд, одновременно выполнив шейный и корневой узел. Выдыхайте в течение 2 секунд и сделайте паузу 2 секунды. Продолжайте таким образом до полного опустошения легких. Затем следует спокой­ный естественный вдох. Повторите 10—15 раз. Обяза­тельно во время кратковременных задержек (2 секунды) внимание сосредоточьте на максимальном расслаблении всего тела. По мере повторения цикла вдох становится все более естественным и легким. С легкостью вдоха приходит и облегчение. Это дыхание полезно людям с повышенным кровяным давлением, так как снимает на­пряженный сосудистый тонус, нормализует кровоснаб­жение при сердечных и головных болях, при приступе стенокардии и других вегетоневрозах.

Людям с жалобами на сердце следует выполнять толь­ко вторую стадию и только лежа. Затем выполнить Сава- сану. Как вы заметили, прерывистый вдох по продолжи­тельности длиннее плавного, непрерывного выдоха или вдоха и по существу каждая из этих стадий, взятая в отдельности, является более легким вариантом Пратило- ма или Анулома пранаямы.

После освоения двух стадий Вилома пранаямы осваива­ем это дыхание, объединив обе стадии в одно непрерыв­ное дыхательное упражнение, то есть вдох и выдох пре­рывистый, с 4—5 остановками. Сначала осваиваем только вдох и выдох, — причем по продолжительности они рав­ны. Затем включаем в цикл дыхания задержку после выдо­ха с удержанием шейного и среднего узла. И завершаем освоение упражнения включением паузы после вдоха, обе паузы также равны, с удержанием соответствующих бандх.

Благодаря этому способу дыхания разбивается поток им­пульсов, идущих в мозг при глубоком дыхании. Так, напри­мер, при эмоциональном потрясении у людей с нарушен­ной регуляцией дыхания резко изменяется глубина и частота дыхания. Глубокий вдох посылает мощный нервный им­пульс в дыхательный центр мозга, создает там перевоз­буждение, что ведет к сужению сосудов и повышению артериального давления, к усилению болей в сердце и даже к обмороку. Кстати, это относится и ко вполне здо­ровым людям и даже спортсменам. Медики знают, что глубокое дыхание (гипервентиляция) в состоянии относи­тельного покоя приводит к головокружению, а иногда к обмороку. При гипервентиляции в крови резко понижает­ся концентрация углекислого газа, что приводит к резкому сужению сосудов головного мозга и к ухудшению крово­снабжения мозга. Сама природа подсказала нам необходи­мый тип дыхательного упражнения и дала отличное сред­ство защиты от подобных перегрузок— это смех и плач.

Все мы знаем, что даже положительные эмоции (не го­воря уже об отрицательных) могут принести ущерб, если не сопровождаются смехом, который можно рассматри­вать, как серию коротких, последовательных выдохов. Эти- то выдохи и дробят опасный поток импульсов и снимают чрезмерное возбуждение дыхательного центра. Вот поче­му, посмеявшись, человек чувствует приятное ощущение расслабления, а выплакавшись после тяжелого потрясе­ния, испытывает прилив сил и облегчение. (Плач можно рассматривать как серию вдохов, коротких всхлипов.)

Практикуя Вилома пранаяму, мы не только проводив тренинг дыхательной системы, развивая устойчивость


организма к кислородному голоданию, тем самым повы­шая резервы нервной системы, но и обретаем возмож­ность приводить в равновесие нашу психику.

Следующий, четвертый тип дыхательных упражнений является самым трудным и напряженным. Приступать к его освоению можно после длительной и успешной прак­тики в более простых дыхательных упражнениях. Этот тип пранаямы важен как способ подготовки к успешно­му освоению следующих ступеней йоги.

Речь идет прежде всего об улучшении способности об­разного восприятия. На основе этого типа дыхания создана и широко используется особая дыхательная психотехника, при помощи которой человек входит в измененное состоя­ние сознания, сопровождающееся зрительными галлюцина­циями. Метод имеет ряд противопоказаний и ограничений для определенной категории людей и обязательно должен проводиться под наблюдением опытного инструктора. По­этому я не привожу описание методики дыхательной психо­техники, да и с точки достижения целей йоги в ней нет особой необходимости, это скорее область психотерапии.

А вот непосредственно четвертый тип дыхательных упражнений мы рассмотрим подробно.

Упражнение 10.

Бхасгрика («кузнечные меха»)

Выполняется в Падмасане или другой сидячей позе, где туловище должно быть обязательно выпрямлено и расслаблено, руки свободно опущены, кисти на коле­нях. Упражнение начинается с выдоха и заканчивается вдохом. Энергичным напряжением стенки брюшной по­лости выдохните воздух через обе ноздри. Затем так же энергично вдохните через обе ноздри. Между выдохом и вдохом останавливаться нельзя. Скорость выполнения


должна быть максимальной. Следить, чтобы сущность упражнения не подменялось его имитацией. Не должно быть никаких движений головой и плечами в такт дыха­ния. Тело должно быть расслабленным, кроме мышц спины, поддерживающих позвоночник прямым. Звук, про­изводимый при дыхании, должен напоминать шум возду­ха, проходящего через кузнечные меха. Сделайте подряд 10—30 циклов. Затем выполните медленный, полный выдох, вдох. Медленно, глубоко выдохните. Пауза обес­печивает отдых легким и диафрагме и подготавливает их к новым циклам Бхастрики. Это будет один раунд. Затем повторить все по порядку трижды. При малейших признаках усталости прекратить упражнение и отдохнуть. Если звук воздушной струи при дыхании станет затихать или уменьшаться энергичность дыхания, сократите ко­личество циклов.

Начинать целесообразно с 10—12 циклов, прибавляя каж­дую неделю еще по 10. Б дальнейшем за одно упражнение достаточно провести 3 раунда, доведя каждый из раундов до 3 минут. После завершения упражнения ложитесь в Са- васану. При выполнении пауз желательно сопровождать упражнение сокращением мышц промежности. Б этом уп­ражнении в основном работает брюшной пресс, а поэтому, если не сокращать мышц промежности, кровь будет заста­иваться в малом тазу, что весьма нежелательно.

Скорость выполнения цикла (выдох — вдох) может быть разной. Так, при одном выдохе в секунду (60 циклов в ми­нуту) — малая скорость, при двух (120 циклов) — средняя скорость. Предельным считается 180 выдохов в минуту. При высокой скорости выполнения раунда тело может сотря­саться, появляется испарина, переходящая в пот. Он может появляться сегментарно, что свидетельствует о сегментар­ном включении в работу вегетативной нервной системы. Иногда появляются тонические судороги отдельных мышеч­ных групп, что не представляет опасности, но показывает, что следует уменьшить напряжение упражнений.

 

Упражнение 11.

Вариант Бхастрики

Следовать технике, описанной выше, но вдох и выдох выполнять только через одну ноздрю. Вдыхать и выды­хать с силой только через правую ноздрю, делая 10— 12 циклов. Затем закрыть правую ноздрю и приоткрыть левую. Проделать такое же число циклов. Убрать пальцы с ноздрей и выполнить несколько спокойных полных дыханий. Это один раунд. Выполнить 3 раунда, чередуя с их спокойным дыханием. Лечь в Савасану.

Упражнение 12.

Капалабхати

«Капала» — «череп», «бхати» — «свет, сияние». Является бо­лее легким вариантом Бхастрики. В Капалабхати вдох дела­ется спокойно, выдох— с силой, принудительный. После каждого выдоха есть пауза в долю секунды. В остальном следовать технике, приведенной в Бхастрике.

П р еду п реждение:

Слишком продолжительное выполнение Бхастрики и Ка­палабхати изнуряет организм, так как дыхательный про­цесс здесь принудительный. Люди с малым объемом легких, страдающие болезнями глаз, ушей, а также повышенным или пониженным давлением, эти пранаямы выполнять не должны. Если начнется пульсация, боль в ушах или потем­нение в глазах, немедленно прекратить выполнение упраж­нения, не делать их в течение некоторого времени.

Увеличение частоты дыхания (гипервентиляция) неиз­менно сопровождается гипокапнией (недостаток СО2) и вызывает значительное уменьшение кровоснабжения моз­га. В то же время сдвиг PH крови в щелочную среду под


 

влиянием гипервентиляции примерно на 10 % усиливает усвоение кислорода мышцами, но здесь надо обязатель­но помнить, что у людей со слабым здоровьем нарушен­ный тонус сосудов головного мозга может вызывать лю­бую реакцию: стойкий спазм и ишемию мозга, застойные явления в пиальных сосудах.

Воздействие:

Это своеобразная тренировка резервов дыхательной и сердечно-сосудистой систем. При волевой гипервентиля­ции происходит изменение соотношения содержания О2 и СО2 в крови. Происходит увеличение содержания О2 и уменьшение СО2 в крови. А длительное и чрезмерное со­держание О2 в крови так же вредно для клеток мозга, как и недостаток. Чтобы не допустить избыточного со­держания О2, сосуды мозга сужаются — отсюда потемне­ние в глазах, головокружение. Мельчайшие, различимые только под микроскопом сосуды мозга, кратковременно раскрываются, а затем сужаются.

Мы упражняем механизмы, защищающие мозг от времен­ного избытка кислорода, повышаем их тренированность и надежность. В то же время интенсивное вымывание СО2, вызванное усиленной вентиляцией легких, приводит к умень­шению процента содержания СО2 в крови. Теперь хорошо известно, что углекислый газ регулирует обмен веществ, проницаемость клеточных мембран, возбудимость нервных клеток, тонус гладкой мускулатуры бронхов, сосудов, моче­выводящих путей. Недостаток углекислого газа в крови приводит к дополнительному сужению сосудов. Значит, в то же время мы повышаем устойчивость организма и к недостатку СО2. Значительная часть О2 в организме не ис­пользуется. Вот почему профессиональные ныряльщики, когда им не хватает воздуха, производят глотательные дви- ?кения или выпячивают и втягивают живот, — тогда воздух используется более полно. Тем самым ткани организма «при­учаются» полнее использовать кислород воздуха. А ведь ‘именно его нехватка резко ограничивает наши физические возможности, так как энергия в тканях возникает именно при окислении питательных веществ.

И еще один момент. Всем ясно, что во время занятий воздух должен быть чистым. Менее известно, что воздух, даже чистый, но содержащий малое количество отрица­тельных ионов, плохо усваивается организмом. Так, в квар­тире их не более 40—50 в кубическом сантиметре, на ули­це в десятки раз больше, а в лесу, у моря или в горах — до 20 тысяч в кубическом сантиметре. Все знают, что горцы, живущие в атмосфере, обедненной кислородом, но содер­жащей очень большое количество отрицательных ионов, обладают удивительной выносливостью и невосприимчи­востью ко многим болезням. В то же время подопытные животные погибают даже в чистом, насыщенном кислоро­дом воздухе, если в нем отсутствуют отрицательные ионы. Вероятно, отрицательные ионы в результате быстрых дви­жений воздуха, проходя через дыхательные пути и раздра­жая нервные окончания в слизистой оболочке, в альвео­лах, активнее включаются в процесс окисления, тем самым усиливая дыхательную функцию легких и повышая воз­можности организма в усвоении своеобразных «витаминов воздуха». Поэтому, если отождествить прану с отрицатель­ными ионами, то можно сказать, что Бхастрика генериру­ет прану— жизненную энергию.

И наконец, происходит тренировка координации движе­ний и оптимизация протекания нервных процессов и всех дыхательных мышц. Так, многие испытывали чувство уду­шья при длительном беге, которое называется «мертвой точкой». Вызывается оно нарушением координации движе­ний дыхательных мышц. Если человек тренирован, то у него скоро появляется, как говорят, «второе дыхание». «Со­стояние удушья» зависит не столько от работы сердца, био­химических изменений в крови или от истощения нервных клеток, сколько от чрезмерного спазма гладкой мускулату­ры бронхов. Гладкие мышцы бронхов рефлекторно связа­ны с деятельностью других дыхательных мышц, особенно

206

с диафрагмой. Дискоординация движений дыхательных мышц и, следовательно, рефлекторных связей у нетрени­рованных людей и приводит к спазму бронхов. При появ­лении состояния «мертвой точки» спортсменам рекоменду­ют усиление экскурсии диафрагмой, что быстро снимает спазм бронхов.

В результате энергичного дыхания депонированная (в печени, селезенке и т.д.) кровь попадает в общую систе­му кровообращения, увеличивая объем и улучшая со­став циркулирующей крови. Бхастрика и Капалабхати активизируют работу внутренних органов и систем цир­куляции, способствуют очищению лобных пазух и устра­няют простудные заболевания.

Упражнение 15.

Кевани

' К четвертому типу дыхательных упражнений относится и такое малоизвестное упра?кнение, как «Кевали» (букваль­но «само по себе» или «абсолютное»). Здесь, во-первых, обязательно отсутствие дыхательных пауз, во-вторых, от­сутствие четко выраженных фаз вдоха и выдоха. Дыхание состоит из двух элементов: непрерывное дыхание и неза­метное дыхание.

Незаметное— это значит, что ученик должен вдыхать как можно меньший объем воздуха. Вдох и выдох равны и минимальны по продолжительности. Необходимо сгла­дить переходы от вдоха к выдоху и обратно, сделать их максимально незаметными, так, чтобы получилось одно непрерывное движение. Вначале должно появиться ощу­щение, что легкие постоянно наполнены воздухом, за­тем это ощущение пропадает и становится почти невоз­можным понять, есть ли дыхание вообще. Выполняя уйражнение, можно представить себе маятник, колеба­ние которого синхронны с вашим дыханием.

Начинающие часто допускают следующие ошибки: не­произвольно увеличивают глубину дыхания и увеличива­ют объем вдыхаемого воздуха или наоборот, чрезмер­ное, неподготовленное уменьшение объема вдыхаемого воздуха вызывает ощущение недостатка воздуха. Поэто­му необходимо опытным путем, индивидуально подобрать такой уровень уменьшения вдоха, чтобы дыхание не вы­зывало напряжения тела и ощущения удушья.

Чтобы оценить правильность выбранной амплитуды, подсчитайте до и после упражнения частоту пульса, она не должна увеличиваться. Выполняется сидя или лежа. Продолжительность от 1—2 минуты до 5—10 минут.

Кевани помогает при бессоннице, при заболевании ас­тмой и при гипертонии.

Ограничения: проблемы с сердцем.

Следующее упражнение можно считать более легким вариантом предыдущего. Его важное отличие в том, что глубина вдоха и выдоха обычны, естественны. Все ос­тальные условия выполнения упражнения остаются в силе, то есть вдох и выдох равны по продолжительнос­ти, переход от вдоха к выдоху и обратно — без пауз, максимально быстрый, незаметный, так, чтобы получи­лось одно непрерывное движение.

И обязательно — вдох и выдох максимально медленны, почти незаметны со стороны. Продол мнительность вдоха и выдоха максимально увеличиваются, легкие при этом постоянно наполнены воздухом, а дыхательный центр постоянно в работе.

Продолжительность вдоха и выдоха, а также всего уп­ражнения увеличивать постепенно, соблюдая определен­ную осторожность. Начинайте с 3—4 минут и доведите до 15—20 минут.

И еще один вариант того же упражнения.

Этот способ дыхания является самым мягким вариантом этого дыхательного упражнения. И для людей со слабой сердечно-сосудистой и дыхательной системой желательно

; : 208 ■•-.--■Л,"-::

*.                                    ' л'.' ;                            ;:z\: Л: м\«:..-*:--... ^Х«ЛЙ»^Л%х                 н .:Sx«fe.Aj»Z:?::      , ...^

использовать именно этот вариант. Главное отличие уп. ражнения — вдох активный, естественный и достаточно глубокий, а выдох максимально мягкий, медленный, Ьочти незаметный. Здесь также не должно быть пауз между Вдо- хом и выдохом, легкие постоянно находятся в работе Тело при этом должно быть обязательно расслабленным, Поэто­му этот вариант лучше выполнять лежа.

Продолжительность упражнения желательно довести до 30 минут, соблюдая определенную осторожность.

Воздействие:

Тело освобождается от мышечных зажимов, нервная система получает отдых, упражнение помогает прц бес_ соннице, головных болях, астме и гипертонии.

Если упра?кнение выполняется достаточно долго (25__

30 минут) и регулярно — подсознание освобождаема от травмирующих воспоминаний.

На этом можно было бы закончить рассмотрение дыха­тельных упражнений, так как были описаны все Четыре типа пранаямы. Но в процессе развития йоги появилась большая группа специфических дыхательных упражнений, используемых в чисто прикладных целях, то есть уго уп­ражнения узконаправленного воздействия на организм си­стемы, органы. Как правило, в этих упражнениях испопьзу- ются специальные приемы в одной из фаз дыхания с цепью быстрой регуляции тонуса организма. Таких упра?шений достаточно много, поэтому здесь приводится только Неболь­шое их число. Кстати, одно из таких упражнений было приведено при изложении первых двух ступеней йсги.

Специальные дыхательные
упражнения

Начнем с так называемых звуковибрационных и/щ, вер­нее, резонансных упражнений.

209

Резонансные упражнения — это периодически повто­ряющиеся колебательные движения звуковой волны. Виб­рация звуком оказывает благоприятное, тонизирующее влияние на все органы, особенно на сердечно-сосудис­тую систему, мозг, усиливает защитно-адаптационные ре­акции организма.

Следует подчеркнуть, что резонансные упражнения дают возможность избирательно воздействовать на функции организма путем определенного сочетания звуков.

Каков же механизм этого воздействия?

Все знают, насколько велико влияние музыки на наши эмоции, настроение. Дело в том, что звук вызывает не только эмоциональное, но и физиологическое воздей­ствие. «Слышат» не только уши — каждая клеточка тела. Звуковое колебание прогибает заряженную клеточную мембрану, и механическое действие переходит в электро­магнитное— возникает сигнал. Человек еще до [вожде­ния испытывает на себе влияние мира звуков. В частно­сти, музыку, биение сердца и шум, ритм дыхания матери. Звуковые сигналы вездесущи, они пронизывают сердце, почки, легкие, мозг. Человек воспринимает звуковые сиг­налы с частотой от 16 герц до 20 килогерц. Но вот поразительное совпадение: для реакций обмена веществ характерны те же частоты. У каждого органа, клетки и даже отдельного фермента есть своя «музыкальная парти­тура»— дыханию и передаче нервного импульса соответ­ствуют высокие частоты, голодный желудок чувствите­лен к низкому регистру, сытый «поет» голосом потоньше. У фермента, который помогает усваивать кислород, — частота на два герца ниже ноты фа-диез малой октавы. Расщепляющие глюкозу ферменты совершают колеба­ния, близкие к ми и соль второй октавы. Можно пере­числить все ноты европейского звукоряда — каждой будет соответствовать «свой» фермент. Б момент совпа­дения внешних звуков с частотой звучания фермента происходит явление резонанса, в этот момент ферменты

210


ведут себя подобно камертону, они начинают «звучать», ускоряя обменные процессы, и тем самым улучшают ра­боту органов.

Сейчас в западной медицине даже выделилось направ­ление звукотерапии, интенсивно изучающей этот воп­рос. В древности люди использовали отдельные приемы воздействия звука (музыка, церковное пение) на психи­ку и физиологию человека (в древнем Китае людей даже казнили особыми, неприятными звуками). Особенно раз­вито это направление было в Мантра-йоге.

Ниже приводим несколько упражнений, использующих это явление.

Примечание: все упражнения необходимо делать после спокойного вдоха через нос. Чем более распевае­мый слог будет растянут, тем сильнее его воздействие, 'но делать это надо так, чтобы при новом вдохе не было даже намека на одышку. Продолжительность занятий до 5 минут, 2—3 раза в день, начиная с минуты и постепен­но удлиняя время. При пении нельзя форсировать звук, можно петь и негромко. Главное— почувствовать виб­рацию звука. Вибрацию звуков можно применять само­стоятельно, не сочетая с другими упражнениями.

Упражнение 14

Распеваем с ощущением вибраций в головном мозге магическое слово «ОМ», или «АУМ», которые подобно латинскому «ОМИ» (Аминь) являются символом всепро- низывания всего сущего. Буквально это слово означа­ет «все».

После спокойного вдоха, рот широко открыт. Начинаем произносить звук «А», который переходит в звук «О» и далее в звук «У» с оттенком «Ы» — именно на этом звуке чувствуем наибольшую вибрацию нижней и задней части головного мозга и заканчиваем звуком «М», Рот при произ-



2019-11-13 243 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 11 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Йога каждому дает только то, что он заслужил. 11 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)