Йога каждому дает только то, что он заслужил. 11 страница
Затем приоткройте частично левую ноздрю и медленно, глубоко выдыхайте через нее. Во время выдоха регулируйте равномерность тока воздуха из левой ноздри. После вьщоха — задержка дыхания 5 секунд (ноздри закрыты), одновременно выполняя Уддияна бандху и Джаландхара бандху. Продолжайте такие циклы, исходя из своих возможностей. Все вдохи в Сурья Бхедана делаются через правую ноздрю, все выдохи — через левую. На протяжении всего процесса прохождение воздуха ощущается носовыми проходами в том месте, где осуществляется давление. Прохождение воздуха производит звук, который подобен звуку просачивающегося воздуха в водопроводном кране. Этот звук следует сохранять неизменным все время, путем изменения давления на ноздри. Глаза, кожа и мышцы лица должны быть пассивными, расслабленными. Внимание полностью поглощено слушанием звука проходящего воздуха и поддержанием равномерности дыхания. Все вдохи и выдохи должны быть равной продолжительности и без насилия. Воздействие: Благодаря прижатию ноздрей легким приходиться работать больше и напряженнее, чем в Уджайи. Вдох и выдох производятся медленнее, равномернее и полнее. Сурья Бхедана повышает пищеварительную силу и укрепляет нервы, очищает лобные пазухи. Примечание: Часто случается, что проходы ноздрей не одинаковы, одна ноздря может быть шире. В этом случае проходимость ноздрей следует регулировать надавливанием пальцев. В некоторых случаях правая ноздря может быть полностью блокирована, а левая — чистая. В этом случае вдохи можно производить только через левую ноздрю, а выдохи через правую. С течением времени правая ноздря очистится и вдох через нее станет возможным. А до этого практикуйте Чандра Бхедана пранаяму (вдох только через левую ноздрю, а выдох через правую). Не практикуйте эти две пранаямы одновременно. Согласно представлениям древней восточной медицины энергия циркулирует в теле человека по меридианам в строго определенном порядке. Считается, что энергия — Прана, поступающая через правую ноздрю, оказывает качественно иное воздействие на человека (положительный, активизирующий ток) в отличие от праны, поступающей при дыхании через левую ноздрю (отрицательный, успокаивающий ток). Лица, страдающие пониженным кровяным давлением, могут получить пользу от пранаямы с задержкой дыхания после выдоха, а при повышенном давлении, с задержкой дыхания после выдоха. Но при нарушении регуляции давления соблюдать крайнюю осторожность с применением задержек дыхания. Задержки дыхания не должны превышать 3 секунд. Желательно первоначально нормализовать свое кровяное давление путем соответствующих дыхательных упражнений (см. ниже), диеты, асан и только потом использовать задержки дыхания. При наличии жалоб на сердце следует исключить из пранаямы задержки дыхания. Это относится ко всем видам пранаямы. Упражнение б. Нади Содхана пранаяма «Содхана» означает «очищать» (имеется в виду приведение эмоций, психики в гармоничное состояние). При выполнении упражнения нужно следовать вышеописанной технике пранаям, и далее выполнять по следующей технике: полностью выдохнуть через правую ноздрю, регулируя отверстие правой ноздри внутренней стороной большого пальца. Теперь вдыхайте медленно, равномерно и полно через правую ноздрю. Наполните легкие. Во время этого вдоха левая ноздря должна быть полностью блокирована безымянным пальцем и мизинцем. После полного вдоха следует задержка дыхания, во время которой обе ноздри закрыты и выполнены Мула бандха и Джаландхара бандха. Выдыхайте медленно, равномерно и глубоко через левую ноздрю. После полного выдоха следует задер?кка дыхания с выполнением Джаландхара Бандхи и Уддияна Бандхи. Обе ноздри закрыты. Теперь вдыхаем через левую ноздрю. Затем задержка с
удержанием верхнего и шжнего узла. Выдыхаем через Правую ноздрю. Задержка, с удержанием верхнего и сред- и«го узла. Вдох через правую ноздрю. Вдохи и выдохи должц>1 быть одинаковой продолжи- н‘льности. После достижения равномерности вдохов и выдохов может быть сделана попытка задержки дыхания после выдоха. Задержка ае должна нарушать ритм. Если ритм нарушится, сократи-е период задержки или делайте (*с через раз. Во время згой задержки выполняйте Джаландхара бандху и Уддияаа бандху. Не пытайтесь выполнять задержку после вдеха, пока не достигнете мастерства в задержке после выдоха. Дыхание с равной продолжительностью вдохов и выдохов является основным для улучшения способности концентрировать внимание и достижения общего психофизического комфорта. Но для достижения других целей пранаямы необходимо овладеть и неравными ритмами— это упражнения, в которых длительность Едоха и выдоха, а в дальнейшем и задержек дыхания, н» равны. Из-за дисгармонии ригма дыхания дыхательная, сердечно-сосудистая и нерзная система испытывают чрезмерные нагрузки. Поэ!ому будьте осторожны, постепенно увеличивая продолжительность и количество дыхательных циклов. Начинайте с 2—4 дыханий в один подход. Разумнее набиэать количество дыханий в течение дня, делая несколько подходов. Последовательность освоения дыхания с неравными пропорциями дыхательного цикла, ю есть начинайте с отработки вдоха и выдоха, затем включаете в процесс дыхания задержку после выдоха и потом выполняйте задержку после вдоха. Пропорции меняются от простых к более сложным, переход от одной пропорции к другой должен быть легким. Например 1 : 1 : 2 : 1 или: 2 : 1 : 1 : 1, 1 : 1 : 2 : 2 или: 2 : 1 : 1 ; 2 и Т.Д. >3^чЧ&!>.<гё&4Х&< Ж«8МЗ&4$Х x£\*: ; .vXv?;* Количество комбинаций может быть огромным, но соотношения 1:2 между вдохом и выдохом или между паузами, а также между всеми фазами дыхания вполне достаточно для достижения целей пранаямы. Нет особой практической необходимости в превышении этой пропорции. Целесообразнее увеличить количество дыхательных циклов. Одним из частных вариантов дыхания с неравными пропорциями является Анулома пранаяма — (переводится «по шерсти»: «Ану» — «вдоль», «лома» — «волосы, шерсть»). Упражнение 7. Сесть в Падмасану. Вдыхайте медленно и глубоко через обе ноздри. Наполните легкие, как в Уджайи. Выполните Джаландхара бандху. Задер?ките дыхание после вдоха на 5—10 секунд, выполняя Мула бандху. Расположите пальцы на носу, как в Сурья Бхедана, и медленно выдыхайте через частично приоткрытую правую ноздрю, сохраняя левую закрытой. После выдоха— пауза с выполнением Джаландхара и Уддияна бандхи. Затем повторить все фазы дыхания, но выдох производить через левую ноздрю. Это один цикл. Проделайте вначале 3—5 циклов подряд. Лечь в Савасану. Замечание: В Ануломе выдох продолжается дольше, чем вдох, что ведет к изменению ритма дыхания, поэтому ее следует делать, только предварительно освоив равные пропорции. Рекомендуемая пропорция: 1 : 2 : 2 : 2 (вдох — пауза — выдох — пауза).
Упражнение 8. Пратилома пранаяма Буквально — -против шерсти» или «взъерошить» («прати» — ■против», «лома» — «волос, шерсть»). Отличается от предыдущей тем, что вдох здесь осуществляется через одну ноздрю, а выдох— через обе ноздри. Вдох длиннее выдоха. В остальном техника исполнения и все замечания остаются те же. Пранаяма устраняет угрюмость и медлительность. Рекомендуемая пропорция: 2:2: 1:2. Не практикуйте эти две пранаямы одновременно. Вдох, по мнению физиологов, связан с возбуждением симпатической нервной системы, выдох— с ее торможением. Поэтому, если удлинить вдох и укоротить выдох (Пратилома), — происходит мобилизация функций симпатической и всей нервной системы. Пауза на вдохе усиливает это воздействие и способствует повышению кровяного давления. Если удлинить выдох относительно вдоха (Анулома) и выполнить паузу на выдохе, происходит снятие нервно-мышечного напряжения. Пауза на выдохе понижает давление. А сейчас мы переходим к рассмотрению третьего типа пранаямы — так называемое прерывистое или задержанное дыхание. Упражнение 9. Вилома пранаяма Буквально: «не вдоль и не против волос» («ви» — отрицание). При выполнении этого дыхательного упражнения происходит тренинг и оптимизация процессов возбуждения и торможения в дыхательном центре головного мозга. Первая стадия. Вдох и выдох осуществляем через две ноздри. Выдохните, полностью освободив легкие, и начинайте вдох. Спокойно вдыхайте в течение 2 секунд и сделайте паузу, задержав дыхание на 2 секунды, снова продолжайте вдох в течение 2 секунд, и снова пауза — 2 секунды, и так продолжайте, пока легкие не наполнятся воздухом. Теперь задержите дыхание на 5-—10 секунд, одновременно выполнив Джаландхара и Мула бапдхи. Выдыхайте спокойно, медленно и глубоко, с придыхательным звуком (хм). Повторите подряд 10—15 циклов. Дыхание полезно при гипотонии. Вторая стадия. Выполните медленный спокойный вдох без всяких пауз, как в Уджайи. Наполните легкие. Задернейте дыхание на 5—10 секунд, одновременно выполнив шейный и корневой узел. Выдыхайте в течение 2 секунд и сделайте паузу 2 секунды. Продолжайте таким образом до полного опустошения легких. Затем следует спокойный естественный вдох. Повторите 10—15 раз. Обязательно во время кратковременных задержек (2 секунды) внимание сосредоточьте на максимальном расслаблении всего тела. По мере повторения цикла вдох становится все более естественным и легким. С легкостью вдоха приходит и облегчение. Это дыхание полезно людям с повышенным кровяным давлением, так как снимает напряженный сосудистый тонус, нормализует кровоснабжение при сердечных и головных болях, при приступе стенокардии и других вегетоневрозах. Людям с жалобами на сердце следует выполнять только вторую стадию и только лежа. Затем выполнить Сава- сану. Как вы заметили, прерывистый вдох по продолжительности длиннее плавного, непрерывного выдоха или вдоха и по существу каждая из этих стадий, взятая в отдельности, является более легким вариантом Пратило- ма или Анулома пранаямы. После освоения двух стадий Вилома пранаямы осваиваем это дыхание, объединив обе стадии в одно непрерывное дыхательное упражнение, то есть вдох и выдох прерывистый, с 4—5 остановками. Сначала осваиваем только вдох и выдох, — причем по продолжительности они равны. Затем включаем в цикл дыхания задержку после выдоха с удержанием шейного и среднего узла. И завершаем освоение упражнения включением паузы после вдоха, обе паузы также равны, с удержанием соответствующих бандх. Благодаря этому способу дыхания разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком дыхании. Так, например, при эмоциональном потрясении у людей с нарушенной регуляцией дыхания резко изменяется глубина и частота дыхания. Глубокий вдох посылает мощный нервный импульс в дыхательный центр мозга, создает там перевозбуждение, что ведет к сужению сосудов и повышению артериального давления, к усилению болей в сердце и даже к обмороку. Кстати, это относится и ко вполне здоровым людям и даже спортсменам. Медики знают, что глубокое дыхание (гипервентиляция) в состоянии относительного покоя приводит к головокружению, а иногда к обмороку. При гипервентиляции в крови резко понижается концентрация углекислого газа, что приводит к резкому сужению сосудов головного мозга и к ухудшению кровоснабжения мозга. Сама природа подсказала нам необходимый тип дыхательного упражнения и дала отличное средство защиты от подобных перегрузок— это смех и плач. Все мы знаем, что даже положительные эмоции (не говоря уже об отрицательных) могут принести ущерб, если не сопровождаются смехом, который можно рассматривать, как серию коротких, последовательных выдохов. Эти- то выдохи и дробят опасный поток импульсов и снимают чрезмерное возбуждение дыхательного центра. Вот почему, посмеявшись, человек чувствует приятное ощущение расслабления, а выплакавшись после тяжелого потрясения, испытывает прилив сил и облегчение. (Плач можно рассматривать как серию вдохов, коротких всхлипов.) Практикуя Вилома пранаяму, мы не только проводив тренинг дыхательной системы, развивая устойчивость организма к кислородному голоданию, тем самым повышая резервы нервной системы, но и обретаем возможность приводить в равновесие нашу психику. Следующий, четвертый тип дыхательных упражнений является самым трудным и напряженным. Приступать к его освоению можно после длительной и успешной практики в более простых дыхательных упражнениях. Этот тип пранаямы важен как способ подготовки к успешному освоению следующих ступеней йоги. Речь идет прежде всего об улучшении способности образного восприятия. На основе этого типа дыхания создана и широко используется особая дыхательная психотехника, при помощи которой человек входит в измененное состояние сознания, сопровождающееся зрительными галлюцинациями. Метод имеет ряд противопоказаний и ограничений для определенной категории людей и обязательно должен проводиться под наблюдением опытного инструктора. Поэтому я не привожу описание методики дыхательной психотехники, да и с точки достижения целей йоги в ней нет особой необходимости, это скорее область психотерапии. А вот непосредственно четвертый тип дыхательных упражнений мы рассмотрим подробно. Упражнение 10. Бхасгрика («кузнечные меха») Выполняется в Падмасане или другой сидячей позе, где туловище должно быть обязательно выпрямлено и расслаблено, руки свободно опущены, кисти на коленях. Упражнение начинается с выдоха и заканчивается вдохом. Энергичным напряжением стенки брюшной полости выдохните воздух через обе ноздри. Затем так же энергично вдохните через обе ноздри. Между выдохом и вдохом останавливаться нельзя. Скорость выполнения должна быть максимальной. Следить, чтобы сущность упражнения не подменялось его имитацией. Не должно быть никаких движений головой и плечами в такт дыхания. Тело должно быть расслабленным, кроме мышц спины, поддерживающих позвоночник прямым. Звук, производимый при дыхании, должен напоминать шум воздуха, проходящего через кузнечные меха. Сделайте подряд 10—30 циклов. Затем выполните медленный, полный выдох, вдох. Медленно, глубоко выдохните. Пауза обеспечивает отдых легким и диафрагме и подготавливает их к новым циклам Бхастрики. Это будет один раунд. Затем повторить все по порядку трижды. При малейших признаках усталости прекратить упражнение и отдохнуть. Если звук воздушной струи при дыхании станет затихать или уменьшаться энергичность дыхания, сократите количество циклов. Начинать целесообразно с 10—12 циклов, прибавляя каждую неделю еще по 10. Б дальнейшем за одно упражнение достаточно провести 3 раунда, доведя каждый из раундов до 3 минут. После завершения упражнения ложитесь в Са- васану. При выполнении пауз желательно сопровождать упражнение сокращением мышц промежности. Б этом упражнении в основном работает брюшной пресс, а поэтому, если не сокращать мышц промежности, кровь будет застаиваться в малом тазу, что весьма нежелательно. Скорость выполнения цикла (выдох — вдох) может быть разной. Так, при одном выдохе в секунду (60 циклов в минуту) — малая скорость, при двух (120 циклов) — средняя скорость. Предельным считается 180 выдохов в минуту. При высокой скорости выполнения раунда тело может сотрясаться, появляется испарина, переходящая в пот. Он может появляться сегментарно, что свидетельствует о сегментарном включении в работу вегетативной нервной системы. Иногда появляются тонические судороги отдельных мышечных групп, что не представляет опасности, но показывает, что следует уменьшить напряжение упражнений.
Упражнение 11. Вариант Бхастрики Следовать технике, описанной выше, но вдох и выдох выполнять только через одну ноздрю. Вдыхать и выдыхать с силой только через правую ноздрю, делая 10— 12 циклов. Затем закрыть правую ноздрю и приоткрыть левую. Проделать такое же число циклов. Убрать пальцы с ноздрей и выполнить несколько спокойных полных дыханий. Это один раунд. Выполнить 3 раунда, чередуя с их спокойным дыханием. Лечь в Савасану. Упражнение 12. Капалабхати «Капала» — «череп», «бхати» — «свет, сияние». Является более легким вариантом Бхастрики. В Капалабхати вдох делается спокойно, выдох— с силой, принудительный. После каждого выдоха есть пауза в долю секунды. В остальном следовать технике, приведенной в Бхастрике. П р еду п реждение: Слишком продолжительное выполнение Бхастрики и Капалабхати изнуряет организм, так как дыхательный процесс здесь принудительный. Люди с малым объемом легких, страдающие болезнями глаз, ушей, а также повышенным или пониженным давлением, эти пранаямы выполнять не должны. Если начнется пульсация, боль в ушах или потемнение в глазах, немедленно прекратить выполнение упражнения, не делать их в течение некоторого времени. Увеличение частоты дыхания (гипервентиляция) неизменно сопровождается гипокапнией (недостаток СО2) и вызывает значительное уменьшение кровоснабжения мозга. В то же время сдвиг PH крови в щелочную среду под
влиянием гипервентиляции примерно на 10 % усиливает усвоение кислорода мышцами, но здесь надо обязательно помнить, что у людей со слабым здоровьем нарушенный тонус сосудов головного мозга может вызывать любую реакцию: стойкий спазм и ишемию мозга, застойные явления в пиальных сосудах. Воздействие: Это своеобразная тренировка резервов дыхательной и сердечно-сосудистой систем. При волевой гипервентиляции происходит изменение соотношения содержания О2 и СО2 в крови. Происходит увеличение содержания О2 и уменьшение СО2 в крови. А длительное и чрезмерное содержание О2 в крови так же вредно для клеток мозга, как и недостаток. Чтобы не допустить избыточного содержания О2, сосуды мозга сужаются — отсюда потемнение в глазах, головокружение. Мельчайшие, различимые только под микроскопом сосуды мозга, кратковременно раскрываются, а затем сужаются. Мы упражняем механизмы, защищающие мозг от временного избытка кислорода, повышаем их тренированность и надежность. В то же время интенсивное вымывание СО2, вызванное усиленной вентиляцией легких, приводит к уменьшению процента содержания СО2 в крови. Теперь хорошо известно, что углекислый газ регулирует обмен веществ, проницаемость клеточных мембран, возбудимость нервных клеток, тонус гладкой мускулатуры бронхов, сосудов, мочевыводящих путей. Недостаток углекислого газа в крови приводит к дополнительному сужению сосудов. Значит, в то же время мы повышаем устойчивость организма и к недостатку СО2. Значительная часть О2 в организме не используется. Вот почему профессиональные ныряльщики, когда им не хватает воздуха, производят глотательные дви- ?кения или выпячивают и втягивают живот, — тогда воздух используется более полно. Тем самым ткани организма «приучаются» полнее использовать кислород воздуха. А ведь ‘именно его нехватка резко ограничивает наши физические возможности, так как энергия в тканях возникает именно при окислении питательных веществ. И еще один момент. Всем ясно, что во время занятий воздух должен быть чистым. Менее известно, что воздух, даже чистый, но содержащий малое количество отрицательных ионов, плохо усваивается организмом. Так, в квартире их не более 40—50 в кубическом сантиметре, на улице в десятки раз больше, а в лесу, у моря или в горах — до 20 тысяч в кубическом сантиметре. Все знают, что горцы, живущие в атмосфере, обедненной кислородом, но содержащей очень большое количество отрицательных ионов, обладают удивительной выносливостью и невосприимчивостью ко многим болезням. В то же время подопытные животные погибают даже в чистом, насыщенном кислородом воздухе, если в нем отсутствуют отрицательные ионы. Вероятно, отрицательные ионы в результате быстрых движений воздуха, проходя через дыхательные пути и раздражая нервные окончания в слизистой оболочке, в альвеолах, активнее включаются в процесс окисления, тем самым усиливая дыхательную функцию легких и повышая возможности организма в усвоении своеобразных «витаминов воздуха». Поэтому, если отождествить прану с отрицательными ионами, то можно сказать, что Бхастрика генерирует прану— жизненную энергию. И наконец, происходит тренировка координации движений и оптимизация протекания нервных процессов и всех дыхательных мышц. Так, многие испытывали чувство удушья при длительном беге, которое называется «мертвой точкой». Вызывается оно нарушением координации движений дыхательных мышц. Если человек тренирован, то у него скоро появляется, как говорят, «второе дыхание». «Состояние удушья» зависит не столько от работы сердца, биохимических изменений в крови или от истощения нервных клеток, сколько от чрезмерного спазма гладкой мускулатуры бронхов. Гладкие мышцы бронхов рефлекторно связаны с деятельностью других дыхательных мышц, особенно 206 с диафрагмой. Дискоординация движений дыхательных мышц и, следовательно, рефлекторных связей у нетренированных людей и приводит к спазму бронхов. При появлении состояния «мертвой точки» спортсменам рекомендуют усиление экскурсии диафрагмой, что быстро снимает спазм бронхов. В результате энергичного дыхания депонированная (в печени, селезенке и т.д.) кровь попадает в общую систему кровообращения, увеличивая объем и улучшая состав циркулирующей крови. Бхастрика и Капалабхати активизируют работу внутренних органов и систем циркуляции, способствуют очищению лобных пазух и устраняют простудные заболевания. Упражнение 15. Кевани ' К четвертому типу дыхательных упражнений относится и такое малоизвестное упра?кнение, как «Кевали» (буквально «само по себе» или «абсолютное»). Здесь, во-первых, обязательно отсутствие дыхательных пауз, во-вторых, отсутствие четко выраженных фаз вдоха и выдоха. Дыхание состоит из двух элементов: непрерывное дыхание и незаметное дыхание. Незаметное— это значит, что ученик должен вдыхать как можно меньший объем воздуха. Вдох и выдох равны и минимальны по продолжительности. Необходимо сгладить переходы от вдоха к выдоху и обратно, сделать их максимально незаметными, так, чтобы получилось одно непрерывное движение. Вначале должно появиться ощущение, что легкие постоянно наполнены воздухом, затем это ощущение пропадает и становится почти невозможным понять, есть ли дыхание вообще. Выполняя уйражнение, можно представить себе маятник, колебание которого синхронны с вашим дыханием. Начинающие часто допускают следующие ошибки: непроизвольно увеличивают глубину дыхания и увеличивают объем вдыхаемого воздуха или наоборот, чрезмерное, неподготовленное уменьшение объема вдыхаемого воздуха вызывает ощущение недостатка воздуха. Поэтому необходимо опытным путем, индивидуально подобрать такой уровень уменьшения вдоха, чтобы дыхание не вызывало напряжения тела и ощущения удушья. Чтобы оценить правильность выбранной амплитуды, подсчитайте до и после упражнения частоту пульса, она не должна увеличиваться. Выполняется сидя или лежа. Продолжительность от 1—2 минуты до 5—10 минут. Кевани помогает при бессоннице, при заболевании астмой и при гипертонии. Ограничения: проблемы с сердцем. Следующее упражнение можно считать более легким вариантом предыдущего. Его важное отличие в том, что глубина вдоха и выдоха обычны, естественны. Все остальные условия выполнения упражнения остаются в силе, то есть вдох и выдох равны по продолжительности, переход от вдоха к выдоху и обратно — без пауз, максимально быстрый, незаметный, так, чтобы получилось одно непрерывное движение. И обязательно — вдох и выдох максимально медленны, почти незаметны со стороны. Продол мнительность вдоха и выдоха максимально увеличиваются, легкие при этом постоянно наполнены воздухом, а дыхательный центр постоянно в работе. Продолжительность вдоха и выдоха, а также всего упражнения увеличивать постепенно, соблюдая определенную осторожность. Начинайте с 3—4 минут и доведите до 15—20 минут. И еще один вариант того же упражнения. Этот способ дыхания является самым мягким вариантом этого дыхательного упражнения. И для людей со слабой сердечно-сосудистой и дыхательной системой желательно ■ ; : 208 ■•-.--■Л,"-:: *. ' л'.' ; ;:z\: Л: м\«:..-*:--... ^Х«ЛЙ»^Л%х н .:Sx«fe.Aj»Z:?:: , ...^ использовать именно этот вариант. Главное отличие уп. ражнения — вдох активный, естественный и достаточно глубокий, а выдох максимально мягкий, медленный, Ьочти незаметный. Здесь также не должно быть пауз между Вдо- хом и выдохом, легкие постоянно находятся в работе Тело при этом должно быть обязательно расслабленным, Поэтому этот вариант лучше выполнять лежа. Продолжительность упражнения желательно довести до 30 минут, соблюдая определенную осторожность. Воздействие: Тело освобождается от мышечных зажимов, нервная система получает отдых, упражнение помогает прц бес_ соннице, головных болях, астме и гипертонии. Если упра?кнение выполняется достаточно долго (25__ 30 минут) и регулярно — подсознание освобождаема от травмирующих воспоминаний. На этом можно было бы закончить рассмотрение дыхательных упражнений, так как были описаны все Четыре типа пранаямы. Но в процессе развития йоги появилась большая группа специфических дыхательных упражнений, используемых в чисто прикладных целях, то есть уго упражнения узконаправленного воздействия на организм системы, органы. Как правило, в этих упражнениях испопьзу- ются специальные приемы в одной из фаз дыхания с цепью быстрой регуляции тонуса организма. Таких упра?шений достаточно много, поэтому здесь приводится только Небольшое их число. Кстати, одно из таких упражнений было приведено при изложении первых двух ступеней йсги. Специальные дыхательные Начнем с так называемых звуковибрационных и/щ, вернее, резонансных упражнений. 209 Резонансные упражнения — это периодически повторяющиеся колебательные движения звуковой волны. Вибрация звуком оказывает благоприятное, тонизирующее влияние на все органы, особенно на сердечно-сосудистую систему, мозг, усиливает защитно-адаптационные реакции организма. Следует подчеркнуть, что резонансные упражнения дают возможность избирательно воздействовать на функции организма путем определенного сочетания звуков. Каков же механизм этого воздействия? Все знают, насколько велико влияние музыки на наши эмоции, настроение. Дело в том, что звук вызывает не только эмоциональное, но и физиологическое воздействие. «Слышат» не только уши — каждая клеточка тела. Звуковое колебание прогибает заряженную клеточную мембрану, и механическое действие переходит в электромагнитное— возникает сигнал. Человек еще до [вождения испытывает на себе влияние мира звуков. В частности, музыку, биение сердца и шум, ритм дыхания матери. Звуковые сигналы вездесущи, они пронизывают сердце, почки, легкие, мозг. Человек воспринимает звуковые сигналы с частотой от 16 герц до 20 килогерц. Но вот поразительное совпадение: для реакций обмена веществ характерны те же частоты. У каждого органа, клетки и даже отдельного фермента есть своя «музыкальная партитура»— дыханию и передаче нервного импульса соответствуют высокие частоты, голодный желудок чувствителен к низкому регистру, сытый «поет» голосом потоньше. У фермента, который помогает усваивать кислород, — частота на два герца ниже ноты фа-диез малой октавы. Расщепляющие глюкозу ферменты совершают колебания, близкие к ми и соль второй октавы. Можно перечислить все ноты европейского звукоряда — каждой будет соответствовать «свой» фермент. Б момент совпадения внешних звуков с частотой звучания фермента происходит явление резонанса, в этот момент ферменты 210 ведут себя подобно камертону, они начинают «звучать», ускоряя обменные процессы, и тем самым улучшают работу органов. Сейчас в западной медицине даже выделилось направление звукотерапии, интенсивно изучающей этот вопрос. В древности люди использовали отдельные приемы воздействия звука (музыка, церковное пение) на психику и физиологию человека (в древнем Китае людей даже казнили особыми, неприятными звуками). Особенно развито это направление было в Мантра-йоге. Ниже приводим несколько упражнений, использующих это явление. Примечание: все упражнения необходимо делать после спокойного вдоха через нос. Чем более распеваемый слог будет растянут, тем сильнее его воздействие, 'но делать это надо так, чтобы при новом вдохе не было даже намека на одышку. Продолжительность занятий до 5 минут, 2—3 раза в день, начиная с минуты и постепенно удлиняя время. При пении нельзя форсировать звук, можно петь и негромко. Главное— почувствовать вибрацию звука. Вибрацию звуков можно применять самостоятельно, не сочетая с другими упражнениями. Упражнение 14 Распеваем с ощущением вибраций в головном мозге магическое слово «ОМ», или «АУМ», которые подобно латинскому «ОМИ» (Аминь) являются символом всепро- низывания всего сущего. Буквально это слово означает «все». После спокойного вдоха, рот широко открыт. Начинаем произносить звук «А», который переходит в звук «О» и далее в звук «У» с оттенком «Ы» — именно на этом звуке чувствуем наибольшую вибрацию нижней и задней части головного мозга и заканчиваем звуком «М», Рот при произ-
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |