Йога каждому дает только то, что он заслужил. 13 страница
Рассказывают, что однажды к Агассису пришел студент-новичок с просьбой дать еру работу. Ученый взял рыбу из сосуда и, положив пере^ студентом, велел ему тщательно рассмотреть ее и зат>м рассказать о своих наблюдениях. Затем ушел, оставив его одного с рыбой. Она ничего особенно интересно^ из себя не представляла, была похожа на многих рьб, виденных студентом раньше. Он отметил, что у нее б>ши плавники и чешуя, рот, глаза и даже хвост. Через шлчаса он был убежден, что рассмотрел все, что только можно было рассмотреть. Но Агассис все не приходгп. Время шло, и юноша, которому нечего было больше делать, стал скучать и чувствовав нетерпение. Он пошел искать учителя, но не нашел ег> и вернулся созерцать несносную рыбу. Прошло уже несколько часов, а он знал про рыбу немногим более, чем i самом начале. Студент ушел завтракать и, вернувшись, снова принялся изучать рыбу. Начиная ощущать неудовольствие и разочарование, он по?калел, что пришел ( Агассису, который теперь представлялся ему нелепьи, отставшим от жизни стариком. Затем, чтобы убить фемя, он принялся счи-
тать чешуйки, потом сосчитал иглы в плавниках, нарисовал рыбу и, рисуя ее, заметил, что у нее не было век. Таким образом, он открыл то, о чем его учитель так часто упоминал на своих лекциях, а именно, что "карандаш лучше всякого глаза-. Вскоре после этого учитель вернулся и, ознакомившись с наблюдениями ученика, несколько разочаровал юношу, сказав, чтобы тот продолжал наблюдать дальше, авось заметит что-нибудь еще. Это уязвило самолюбие юноши, и он стал работать карандашом, отмечая мелкие подробности, раньше ускользнувшие от внимания, но теперь казавшиеся совершенно очевидными. Он начал проникать в тайну наблюдения, мало-помалу открывая в рыбе новые интересные стороны, но это не удовлетворило учителя, продержавшего его над рыбой в течение целых трех дней. К этому времени студент действительно знал кое-что о рыбе и, главным образом, распознал секрет и приобрел привычку тщательного наблюдения и восприятия. Много лет спустя юноша, достигнув известности, говорил: «То был лучший урок, который я когда-либо получил, влияние его распространилось на подробности всех последующих изысканий, то было наследство, оставленное профессором мне и многим другим, — наследство огромной ценности, которое мы не могли бы купить и с которым не можем расстаться» (Рамачарака. «Раджа-йога»). Строго говоря, книга «Раджа-йога» за авторством Рамача- раки имеет весьма отдаленное отношение к радже и вообще к йоге. Но пример развития наблюдательности и внимания, приведенный в книге, на мой взгляд удачен. Приведенный пример ясно показывает, что для достижения успеха ученик должен пройти очень трудный курс практических упражнений, требующих усилий воли и определенной цели. Необходимо постепенно увеличивать продолжительность упражнений, помня, что в работе над психикой требуется такая же постепенность и последовательность (при обязательной непрерывности), как
и при физической тренировке тела. BsCTe с усложнением упражнений качественно изменяет^ и способность к сосредоточению, вниманию. Внимание как фокусировку сознани: можно сравнить с действием увеличительного стекла. /учи солнца собираются в фокусе, и их интенсивност: повышается настолько, что они могут зажечь сухое ,ерево. То же самое происходит с вниманием. Есл рассматривать предмет в целом, то внимание будет рассеянным, слабым, но если его пропустить через фо!уС, то есть сначала сконцентрировать внимание на одгэц ее части (чем меньше часть, тем сильнее внимание), ; затем на другой, то достигнутый результат будет почти {удесным. В этом один из секретов успеха. Сначала это трудно, но скоро вы нач1ете чувствовать, что приобретаете новую силу и власть _ силу внимания и власть целенаправленного мышленик но • существует одно весьма важное препятствие на пу-и к правильному использованию внимания. Тренировки семь раз в неделю, иногда два раза в день, монотонност,, обыденность — вот одна из острейших проблем это1э ЭТапа. Где же выход из создавшегося положения? Он — в интересе! Внимание нелегко сфокусировать и длительно удерживать на неинтересном объекте, и если интерес не будет создан, потребуется очень сильное вол>вое напряжение для выполнения упражнения. Лучшее лекарство от монотонности f скуки при проведении тренировок— это умение привести что-то новое, свое, не меняя при этом суть, содержание предложенного упражнения. Наискучнейшая Еещь может стать интересной, если расцветить ее волшебны[чн красками фантазии и воображения. Вспомните Тэма Сойера, превратившего покраску обыкновенного набора в увлекательный процесс, ради участия в ко'-ОрОМ соседская детвора была готова расстаться со в;еМи своими сокровищами.
Так же следует поступить и вам. Импровизируйте, не забывая о направленности предложенного упражнения. Самое трудное — это начальный этап тренировок. Потому что потом происходит как бы цепная реакция— внимание развивает интерес, интерес развивает внимание. При определенной настойчивости в самом простом, привычном предмете вы раскроете какое-нибудь новое качество или свойство, которое, в свою очередь, даст вниманию новую точку опоры, новую силу, способную найти новый интересный аспект. Приведенные далее упражнения направлены, в основном, на развитие способности управлять вниманием. Ведь невнимательный человек лишен не собственно внимания, а умения контролировать, управлять своим вниманием. Начинаем с упражнения по установке своего внимания. (Для последних двух глав нумерация упражнений общая.) Упражнение 1 Сядьте в удобную позу, расслабьте тело. Закройте глаза и проведите небольшой сеанс по настройке своего внимания: ’'Внимание! В моей голове находится прожектор. Его луч может осветить все, что я захочу с огромной силой. Этот прожектор — мое Внимание! Я управляю лучом внимания, как хочу, я освещаю выбранный предмет сильно и четко, все остальное исчезает, растворяется. Я пользуюсь своим вниманием, как совершенным инструментом для раскрытия своих способностей». После этого откройте глаза и сразу приступайте к выполнению упражнения по сосредоточению внимания. На начальном этапе тренировок такая настройка внимания должна предшествовать всем упражнениям. Примечание: Состояние сосредоточения внимания, которое мы хотим достичь и с которым собираемся работать дальше, обязательно должно быть положительным в психоэмо-
О циональном плане. В идеале, это внимание, сосрдоточе- ние, граничащее с вдохновением. Упражнение 2 Сядьте. Переплетите пальцы рук, оставив- свсодными большие пальцы. Медленно, очень медленно ьащайте пальцы один вокруг другого с постоянной скорстью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не.асались друг друга. Сосредоточьте все свое вниманиена этом движении. Постепенно доведите время выполения упражнения до 15 минут. Выполнение этого задания может оказаться грудным из-за кажущейся бессмысленности. Возможно, оявится сонливость или побочные ощущения (увелич-ше или отчуждение пальцев, кажущееся изменение нагавления .движения пальцев и т.д.). Нужно преодолеть эт трудности и Полностью сосредоточить взгляд и мысл на движении пальцев. В какой-то момент вы обнаружите, что забыли об этом условии. Пальцы вращаются мканичес- ки и бесконтрольно. Взгляд обращен на пальцьно мысли заняты совершенно другим. Остановитесь шачните упражнение сначала. Упражнение 5 Сядьте в удобную, расслабленную позу и тстально рассматривайте-освещайте «прожектором» вниания какой-нибудь знакомый предмет (коробок спич«, карандаш, монету и т.д.). Разглядывайте предмет, изучайте его форму, гет, величину и все его особенности. Разложите вещь ж составные части и проанализируйте их, затем разлките эти части на более мелкие и изучайте каждую но/ю часть
во всех подробностях. Разглядывайте предмет, находите все новые и новые мельчайшие детали. Определите самое простое и самое яркое впечатление от этой вещи. Когда вы таким образом изучите предмет, возьмите ручку и запишите все, что вам удалось увидеть и узнать. После этого сравните описание с самим предметом, и вы увидите в описании много нового. На следующий день возьмите тот же предмет и повто рите все сначала. Повторяйте это упражнение, пока ваше внимание не приобретет способность обостренного восприятия мельчайших, но характерных подробностей, деталей в изучаемом объекте. обостренного восприятия и необходимый уровень внимания. П римечание: Рассматривая предмет, можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета, а затем и в пределах все более мелких частей предмета. Вы заметите, что вначале внимание, несмотря на то, что вы стараетесь смотреть на предмет, стремится оттолкнуться от предмета, уйти куда-то. Это естественно, в нас все движется и вибрирует. Глаза, пристально смотрящие в одну точку, все-таки совершают определенные микродвижения. Так же дви/кется, колеблется и внимание, даже, казалось бы, неподвижно фиксированное на чем-то. Наша задача — достичь определенной минимальности и постоянности амплитуды микродвижений. Ведь сосредоточение, внимание— это не неподвижное застывание, это колебание в определенном ритме. Только когда ритм оптимален, возникает ощущение непрерывности, фиксированности на чем- то. Когда внимание удерживается на предмете легко и долго, это значит, что оно само нашло свой оптимальный и устойчивый ритм. И этот устойчивый ритм имеет тенденцию к сохранению, то есть в процессе тренировок он превращается в привычку, которая напрямую связана с
развитием других важнейших способностей психики (память, мышление и др,). Вначале мы учимся управлять произвольным вниманием, а из устойчивого произвольного формируется «послепроизвольное». Занимайтесь регулярно, занимайтесь с твердой верой в успех, занимайтесь с удовольствием— и результаты не замедлят сказаться. Примечание: Упражнения можно делать до тех пор, пока они выполняются без перенапряжения. Помните, что минутный отдых никогда не отнимает время, потому что, прерывая свою работу для короткого отдыха, вы можете сделать гораздо больше, чем если будете работать в течение всего занятие без перерыва. Природа отдает, не торопясь, и строит постепенно! В конце занятия выполните Савасану. Приведенные упражнения можно выделить в особый подготовительный этап пратьяхары, после освоения которого переходим непосредственно к овладению контролем над органами чувств. Упражнение 4 Сядьте в удобную, расслабленную позу и направьте все свое внимание и мысли на какую-нибудь часть тела. Начинать лучше всего с пальцев рук, точнее, с кончика пальца. Итак, вас интересует только этот небольшой участок пальца. В нем сосредоточилось, собралось все ваше внимание, вся вселенная чувств, больше на свете ничего не существует. Вы воспринимаете мир только через кончик пальца. Ощутите каждый миллиметр кожи, ощутите движение крови в пальце, почувствуйте нервный ток, пробегающий через палец. Если вам удалось это, возможны изменения в восприятии пальца в виде изменения формы, размеров пальца, появления чувства биения пульса, легкого жжения. Упражнение считается хорошо освоенным, если после 20 секунд сосредоточения на определенном участке тела вы четко ощущаете тепло и пульсацию крови. Освоив упражнение с открытыми глазами, повторите его, закрыв глаза. Затем следует перейти к сосредоточению внимания на других участках тела. Умение сосредоточиться на различных участках тела полезно еще и тем, что дает возможность длительного расслабления всего тела и тем самым помогает устранить физические помехи. Следующим шагом в этом направлении должно быть умение быстрой расфиксации своего внимания. Например, ощутив жжение и пульсацию крови в пальце, вы также быстро должны уметь и освобождаться от этих ощущений, «стирать» свои впечатления. Повторяйте так многократно. Меняйте объект внимания. Если по какой-то причине'вам не удается быстро освоить это упражнение, попробуйте предварительно выполнить следующее. Упражнение 5 Приняв удобное положение, положите на голый участок тела любой маленький предмет, например монету. Этот предмет будет производить легкое давление на кожу, производя ощущение прикосновения. Направьте все ваше внимание на это ощущение. А теперь закройте глаза, запомните это ощущение, и после этого уберите предмет-раздражитель, сохраняя ощущение прикосновения. Показателем успешного выполнения упражнения служит появление и длительное удержание теплоты в месте соприкосновения, переходящее в жжение, все остальное тело растворяется, исчезает. Меняйте положение выбранных участков тела. Импровизируйте. Увеличивайте время удержания четкого прикосновения воображаемого предмета до 5—10—15 минут.
Упражнение б Цель упражнения — развитие подвижности внимания и увеличение его объема. Выберите два участка своего тела, например палец на правой руке и палец на левой. Сконцентрируйте все внимание сначала на одном пальце, затем— на другом. Почувствуйте, что вы словно слились с ними. А теперь совершайте «взмахи» взглядом и вниманием от одного пальца к другому и обратно. Внимание схватывает каждую точку с предельной концентрацией, с появлением чувства тепла и пульсации. При этом палец, освобожденный от внимания, обязательно перестает для вас существовать. Темп переключения внимания: начинайте с минуты на каждую точку и доведите скорость переключения внимания до 3—5 секунд. Упражнение сначала выполняйте с открытыми глазами, затем с закрытыми. Упражнение 7 Является более сложным вариантом предыдущего упражнения, так как объект внимания постоянно меняет свое положение. Сядьте в удобную позу, глаза закрыты. Направьте внимание на какую-нибудь часть тела, вызывая у себя ощущение прикосновения к ней, или ползающего насекомого. Например, представьте, что на кисть руки опустилась муха. *Рука полностью расслаблена, тяжелая, теплая. Все тело расслаблено. «Я чувствую приятное щекотание на тыльной стороне руки. Щекотание становится сильнее, похоже на то, что муха ползает по моей руке. Сейчас я ощущаю, чувствую ее очень четко. Вот она здесь, а сейчас переползла сюда. Лапки мухи неприятно щекочут меня, место, где сидит муха, чешется. Я знаю, что если я тряхну рукой, муха улетит. Встряхиваю руку, муха улетела и... села на другую руку, щеку, спину и т.д.» - Упражнение 8 Условия выполнения те же, что и в упражнении б, но один из объектов внимания находится за пределами тела. Выберите отдаленную от вас точку, и вторую точку — часть своего тела. Теперь совершайте переключение внимания с одной точки на другую. После этого переходите к выполнению упражнения, где обе точки, оба объекта внимания находятся за пределами тела. В этих упражнениях мы постепенно переходим от концентрации внимания на тактильно-зрительных ощущениях (как наиболее легко выполняемой) к более сложному сосредоточению внимания. Как вы поняли, чтобы подчинить себе органы чувств, сначала надо научиться концентрировать внимание, воспринимать и воспроизводить ощущения, исходящие от какого-либо одного органа чувств (опираясь при этом вначале на другие органы чувств). Упражнение 9 Сядьте, тело расслаблено. Выберите какой-нибудь небольшой предмет (пуговица, цветок) и сосредоточьте на нем все свое внимание. Рассматривайте, стараясь увидеть его неповторимость, исключительность формы, красок, гениальность пропорций. Заполните все свое внимание зрительными впечатлениями от этого предмета. Сейчас мир для вас существует только в этом удивитель- ,<’•: «fcsSS».<&sxfe. :4МЬм*:.<&: ном и самом важном на свете предмете. Если вам это удалось, вы вскоре почувствуете, что другие ощущения притупились, отошли на задний план или совсем исчезли. На первый взгляд, это упражнение трудновыполнимо, но каждый из нас помнит случаи из повседневной жизни, когда вы, чем-то чрезвычайно заинтересовавшись, не реагировали на внешние шумы и даже могли не слышать вопроса, обращенного непосредственно к вам. Периодически меняйте объект внимания, постепенно переходя от ярких, привлекающих внимание предметов к более нейтральным. Продолжительность упражнения не менее 30 минут. Отличие от упражнения 3 в продолжительности, а главное— в непрерывности внимания. Упражнение 10 Возьмите карманные часы и положите около себя. Расслабьтесь и закройте глаза. Прислушайтесь к тиканью часов, стараясь ни о чем другом не думать и не воспринимать. Упражнение 11 Чтобы сосредоточиться на вкусовом ощущении, прибегаем к внешним раздражителям: сахар, соль, перец и т.д. Закрыв глаза, направляем все свое внимание на вкусовое ощущение, стараясь при этом ничего другого не воспринимать. Упражнение 12 Поступаем так же, как и в предыдущем упражнении, но вместо вкусового ощущения вызываем обонятельное, Z&: Ж : йм'Л».:?\ .-Й5-. >&:fezAыЙЬ х^< й». .«Sse-Z.^ воздействуя при помощи раздражителя на обоняние. Стараемся воспринимать только запах. Продолжительность упражнения 30 и более минут. После освоения этих упражнений несколько усложняем их, то есть учимся воспроизводить и сосредотачивать свое внимание на одном из сенсорных входов без помощи внешних раздражителей. Частично мы уже освоили этот тип упражнений (мысленное воспроизведение тактильного и зрительного ощущения). Необходимо добиться такого же результата и с другими органами чувств. Упражнение 15 Мысленно вызовите какой-нибудь звук, голос или мелодию. Старайтесь четко воспроизвести и удержать внимание на представлении этого звука в течение 1—2 минут, а затем — 3—5 минут. Так же можно упражняться в мысленном произнесении слов, мантр, стараясь услышать внутреннее звучание мантры, раствориться в этом звучании. Или попробуйте сосредоточить внимание на каждом из звуков гаммы. Сначала мысленно напевайте гамму от начала до конца и обратно. Каждый раз делайте это все медленнее и, наконец, остановите внимание на одной ноте. Упражнение 14 Затем, при соблюдении всех необходимых условий, приступайте к мысленному воспроизведению и концентрации внимания на вкусовых и обонятельных ощущениях. Достигнув успеха во всех этих упражнениях, переходим к качественно другим методами освобождения от сенсорных помех. Если раньше вы выделяли из массы впечатлений одно (зрительное, слуховое и т.д.), умственно сосредотачивались на нем, то сейчас нам необходи- ' ;Л.. л . ..... гйЙк.«Й*/ЯЬмЙк ^ЫЛймЙ»х&: Зм&м’&ьЖ : .«&:,:5й^й-.к5::- мо научиться имассы ощущений выделить одно, но не воспринимать го СОВСем, то есть освоить пассивное сосредоточени Эти упражнеия достаточно трудны, потому предлагаю вам ряд гЮме?куточных упражнений, объединенных общей иде^, которые позволят плавно перейти к упражнениям ^пассивной концентрацией. Цель этих УпРЖНений— открыть новые грани восприятия окружаюцго МИра и Себя, а через это новое восприятие Достич^зменений в работе психики. Кроме того, они дают мощгщ ТОлчок развитию воображения и нестандартного мшпения. Упражнение 15 Суть упражнеия в том что любой объект и его проявления можноВОСПринимать разными способами. Так, например, нач^тите на листе бумаги любую ломаную линию и вы ув^ите профиль какой-то фигуры. Но воспринимать проипь можно по-разному— слева от линии, или справ. Это ПрОСТейший пример неоднозначности восприятияобъекта точно так же выполняются и другие более Цжные задания, например, с объемными объектами, ДВИущдмися, с разным фоном и т.д. Главное пРчцип. Вы можете начинать с более простых вариангоЕплоскостнь1е фИГурЬ1 на контрастном и однородном Ф<1е ипи сразу попробовать со сложной объемной фигуц на пестром фоне. Легче всего достичь результата, есл1СМОтреть на фигуру одним глазом. Затем переходите к н5ЛЮдению объекта двумя глазами. Зрение начину совсем иначе воспринимать «фон», как только он пРеващается в фигуру. Особенность этих упражнении еще 1в том, что восприятие «антифигуры» должно обеспечивгься постоянной, непрерывной работой психики, прекращение которой быстро возвращает нас к обычному восприятию мира. В качестве начального и удобного объекта предлагаю избрать кисть руки с расставленными пальцами. Необходимо смотреть на кисть так, чтобы видеть не пальцы, а промежутки между ними, как единую фигуру. Если вам это удается, то вы увидите что-то похожее на руку с четырьмя пальцами. Продолжительность упражнения 5—10 минут. Упражнение 16 После упражнения со зрением переходите к другим органам чувств. Например, сосредоточьтесь и слушайте какие-нибудь четкие, равномерные звуки. Звуки падающих из крана капель, стук метронома и т.д. Но вы стремитесь услышать, воспринять не удары, а паузы, промежутки между ними. Всё же остальное должно раствориться, уйти за пределы сознания. На первый взгляд, задача слушать и при этом что-то одно слышать, а все остальное— нет, может показаться очень трудной. Но мы часто неосознанно пользуемся этим приемом, когда сознание выделяет только те признаки, которые необходимы для решения важной задачи. Вот интересный пример, описанный в книге К. Чуковского «Серебряный герб». Гимназистский поп Мелентий часто повторял во время урока впопад и невпопад: «Да-да-да». Н вот Чуковский и его сосед по парте, Зуев, решили сосчитать, сколько раз в течение урока поп произнесет эти слова. «Всякий раз, когда замечтавшийся поп произносит свое "да-да-да", мы, торжествуя, стираем ладонями предыдущую цифру и быстро пишем новую. Каждое свежее "да" радует нас, как выигрыш. Вдруг, словно с неба, к нам доносится голос Мелентия: "Зуев и ты— как тебя? Ну- кася, повторите, о чем я сейчас говорил". Странное дело:
нельзя сказать, что мы слушали этот урок невнимательно. Напротив. Для того чтобы не пропустить ни одного "да- да-да", мы должны были жадно вслушиваться в каждое слово Мелентия. Но, кроме "да-да-да", мы, оказывается, ничего не слышали». Необходимо добиться такого же результата «антивосп- риятия» и с другими органами чувств. Упражнение 17 Закройте глаза. Ритмически прикасайтесь каким-нибудь острым предметом к выбранному участку тела, стараясь ощущать промежутки между прикосновениями. Такие же упражнения проделайте с вкусовыми и обонятельными ощущениями. Импровизируйте. И в заключение необходимо освоить следующее упражнение. Упражнение 18 Возьмите в руку предмет, который вызывает большое количество ощущений, например разрезанную луковицу. Вы ее видите, чувствуете ее поверхность, ее запах, можете попробовать на вкус, перекатывая в руке, слышите шуршание кожуры. Сосредоточьтесь на выбранном объекте и затем освободитесь от ощущений одного из органов чувств (от которого легче всего отключиться). Сосредоточились, например, на восприятии всего объекта, но не чувствуя запаха. Затем последовательно отбросьте все ощущения, оставляя только одно из них. Через некоторое время устраняем и его, для чего переключаем и сосредотачиваем
внимание на объекте, не связанном с органами чувств, находящемся вне тела. В сознании в этот момент не должно быть никаких мыслей, представлений, вызванных органами чувств. Заниматься следует ежедневно по 30— 50 минут. Развивая способности наблюдения и контроля сенсорных ощущений, мы добиваемся освобождения сознания от восприятия тела, тем самым подготавливая путь состояниям психики, которые выходят за пределы обычного сознания. Завершая пятую ступень, прежде чем перейти к высшим ступеням йоги, предлагаю более подробно рассмотреть такую интересную тему, как произвольная регуляция деятельности внутренних органов. Тем более что она имеет непосредственное отношение именно к высшим ступеням йоги. Речь пойдет не о физических упражнениях и трюках, о которых я говорил в конце четвертой главы, а о нейрофизиологических механизмах воздействия на функции внутренних органов. Сразу надо отметить, что тут есть и сравнительно простые способы и методы, сходные с применяемыми с давних пор в физиологии, и, наконец, механизмы, используемые в йоге. Ну и конечно, возможности этих способов очень отличаются. Издавна принято делить все функции человеческого организма на так называемые соматические, то есть подвластные контролю нашего сознания (например, движения конечностями), и вегетативные, независимые от нашей воли, совершающиеся как бы автоматически (деятельность внутренних органов, желез внутренней секреции). Высшие вегетативные центры, располагающиеся в подкорковых областях мозга, прямой связи с корой мозга, ведающей произвольными функциями, не имеют. Именно благодаря этому, как писал один из выдающихся физиологов первой половины XX века В. Кеннон, кора Л мозга освобождения от такой «черновой работы» в организме, как регуляция «внутреннего его хозяйства» для более высоких целей — мышления, психической деятельности вообще. А между тем уже давно известно о влиянии «души на тело», об изменениях работы внутренних органов в зависимости от состояния психической сферы человека. Еще древнегреческий врач Гиппократ писал о сердцебиении при нервном возбуждении, знаменитый врач Средневековья Авиценна— о нарушениях со стороны сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта при сильных эмоциях. Да каждый из нас на своем опыте знает, как колотится сердце от волнения, как оно «замирает» от страха, как краснеет лицо от стыда и т.д. Мы также коснулись этой темы при рассмотрении первых ступеней. Разгадка одного из механизмов влияния психики на деятельность внутренних органов принадлежит великому физиологу И. П. Павлову и его ученикам. Именно они показали в экспериментах возникновение разнообразных нарушений во «внутреннем хозяйстве» организма при срывах высшей нервной деятельности. Подобными опытами И. П. Павлов заложил основы для разработки методики обучения человека произвольной регуляции деятельностью внутренних органов. Вот один из примеров. Перед глазами человека зажигают синюю лампочку, а в это время его руку охлаждают холодной водой; затем, зажигая красную, согревают горячей. При охлаждении, как известно, кровеносные сосуды сужаются, а при согревании руки сосуды расширяются. Если этот опыт многократно повторять, то через какое-то время одно лишь зажигание лампочки будет вызывать расширение или сужение сосудов руки. Итак, сужение или расширение сосудов теперь зависит от протекания нервных процессов в коре головного мозга (так как в коре расположен зрительный анализатор). Этим методом последователям И. П. Павлова удалось обучить одну группу животных учащать пульс, другую, наоборот, — замедлять, третью — усиливать, а четвертую — ослаблять перистальтику кишечника, повышать или снижать кровяное давление, увеличивать или уменьшать выделение слюны, мочи и т.д. Более того, удалось обучить кролика на одном ухе расширять, а на другом— сужать кровеносные сосуды. Возникает вопрос: можно ли подобным путем обучить и человека? Оказывается, что да. Организация эксперимента в клинике, в принципе, не отличалась от того, что делалось при опытах на животных. Сначала налаживается постоянная регистрация той или иной функции: например, уровня артериального давления или частоты пульса. А затем каждый раз, когда показатели случайно отклонялись в нужную для врача сторону, — немого учащался пульс или снижалось давление, — производилось поощрение. Естественно, здесь не было жестких методов воздействия, как при опытах с животными. Все было проще: на экране перед испытуемыми показывали на несколько мгновений что-нибудь для него приятное либо просто хвалили в этот нужный момент. Так врачам удалось научить больных с нарушениями сердечного ритма нормализовать его. Итак, функцию, считавшуюся независимой от нашей воли, оказалось возможным перевести в разряд управляемых корой мозга, то есть сознанием. Появляется возможность условно-рефлекторным методом изменять деятельность сердца, сосудов, желудка, почек и т.д. Но все, о чем здесь говорилось, можно назвать только относительно управляемыми функциями, так как, во-первых, такое воздействие ограничено какой-то определенной функцией организма, на которую выработана условно-рефлекторная связь; во-вторых, чтобы поддер?кать деятельность органа на новом уровне, достигнутом при обучении (а на это уходит достаточно много времени), его необходимо периодически повторять, так как со временем такая способность утрачивается.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |