Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Йога каждому дает только то, что он заслужил. 13 страница



2019-11-13 220 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 13 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассказывают, что однажды к Агассису пришел сту­дент-новичок с просьбой дать еру работу. Ученый взял рыбу из сосуда и, положив пере^ студентом, велел ему тщательно рассмотреть ее и зат>м рассказать о своих наблюдениях. Затем ушел, оставив его одного с рыбой. Она ничего особенно интересно^ из себя не представ­ляла, была похожа на многих рьб, виденных студентом раньше. Он отметил, что у нее б>ши плавники и чешуя, рот, глаза и даже хвост. Через шлчаса он был убежден, что рассмотрел все, что только можно было рассмот­реть. Но Агассис все не приходгп.

Время шло, и юноша, которому нечего было больше делать, стал скучать и чувствовав нетерпение. Он пошел искать учителя, но не нашел ег> и вернулся созерцать несносную рыбу. Прошло уже несколько часов, а он знал про рыбу немногим более, чем i самом начале. Студент ушел завтракать и, вернувшись, снова принялся изучать рыбу. Начиная ощущать неудовольствие и разочарова­ние, он по?калел, что пришел ( Агассису, который те­перь представлялся ему нелепьи, отставшим от жизни стариком. Затем, чтобы убить фемя, он принялся счи-

 

тать чешуйки, потом сосчитал иглы в плавниках, нари­совал рыбу и, рисуя ее, заметил, что у нее не было век. Таким образом, он открыл то, о чем его учитель так часто упоминал на своих лекциях, а именно, что "каран­даш лучше всякого глаза-. Вскоре после этого учитель вернулся и, ознакомившись с наблюдениями ученика, несколько разочаровал юношу, сказав, чтобы тот про­должал наблюдать дальше, авось заметит что-нибудь еще.

Это уязвило самолюбие юноши, и он стал работать карандашом, отмечая мелкие подробности, раньше ус­кользнувшие от внимания, но теперь казавшиеся совер­шенно очевидными. Он начал проникать в тайну наблю­дения, мало-помалу открывая в рыбе новые интересные стороны, но это не удовлетворило учителя, продержав­шего его над рыбой в течение целых трех дней. К этому времени студент действительно знал кое-что о рыбе и, главным образом, распознал секрет и приобрел привыч­ку тщательного наблюдения и восприятия.

Много лет спустя юноша, достигнув известности, гово­рил: «То был лучший урок, который я когда-либо получил, влияние его распространилось на подробности всех пос­ледующих изысканий, то было наследство, оставленное профессором мне и многим другим, — наследство огром­ной ценности, которое мы не могли бы купить и с кото­рым не можем расстаться» (Рамачарака. «Раджа-йога»). Строго говоря, книга «Раджа-йога» за авторством Рамача- раки имеет весьма отдаленное отношение к радже и вообще к йоге. Но пример развития наблюдательности и внимания, приведенный в книге, на мой взгляд удачен.

Приведенный пример ясно показывает, что для дости­жения успеха ученик должен пройти очень трудный курс практических упражнений, требующих усилий воли и определенной цели. Необходимо постепенно увеличивать продолжительность упражнений, помня, что в работе над психикой требуется такая же постепенность и пос­ледовательность (при обязательной непрерывности), как

 

и при физической тренировке тела. BsCTe с усложнени­ем упражнений качественно изменяет^ и способность к сосредоточению, вниманию.

Внимание как фокусировку сознани: можно сравнить с действием увеличительного стекла. /учи солнца соби­раются в фокусе, и их интенсивност: повышается на­столько, что они могут зажечь сухое ,ерево. То же са­мое происходит с вниманием. Есл рассматривать предмет в целом, то внимание будет рассеянным, сла­бым, но если его пропустить через фо!уС, то есть снача­ла сконцентрировать внимание на одгэц ее части (чем меньше часть, тем сильнее внимание), ; затем на другой, то достигнутый результат будет почти {удесным. В этом один из секретов успеха.

Сначала это трудно, но скоро вы нач1ете чувствовать, что приобретаете новую силу и власть _ силу внимания и власть целенаправленного мышленик но • существует одно весьма важное препятствие на пу-и к правильному использованию внимания. Тренировки семь раз в неде­лю, иногда два раза в день, монотонност,, обыденность — вот одна из острейших проблем это1э ЭТапа. Где же выход из создавшегося положения? Он — в интересе!

Внимание нелегко сфокусировать и длительно удержи­вать на неинтересном объекте, и если интерес не будет создан, потребуется очень сильное вол>вое напряжение для выполнения упражнения.

Лучшее лекарство от монотонности f скуки при про­ведении тренировок— это умение привести что-то но­вое, свое, не меняя при этом суть, содержание предло­женного упражнения. Наискучнейшая Еещь может стать интересной, если расцветить ее волшебны[чн красками фантазии и воображения. Вспомните Тэма Сойера, пре­вратившего покраску обыкновенного набора в увлека­тельный процесс, ради участия в ко'-ОрОМ соседская детвора была готова расстаться со в;еМи своими со­кровищами.


 

Так же следует поступить и вам. Импровизируйте, не забывая о направленности предложенного упражнения.

Самое трудное — это начальный этап тренировок. Пото­му что потом происходит как бы цепная реакция— вни­мание развивает интерес, интерес развивает внимание.

При определенной настойчивости в самом простом, при­вычном предмете вы раскроете какое-нибудь новое каче­ство или свойство, которое, в свою очередь, даст внима­нию новую точку опоры, новую силу, способную найти новый интересный аспект. Приведенные далее упражне­ния направлены, в основном, на развитие способности управлять вниманием. Ведь невнимательный человек ли­шен не собственно внимания, а умения контролировать, управлять своим вниманием. Начинаем с упражнения по установке своего внимания. (Для последних двух глав ну­мерация упражнений общая.)

Упражнение 1

Сядьте в удобную позу, расслабьте тело. Закройте глаза и проведите небольшой сеанс по настройке своего внимания:

’'Внимание! В моей голове находится прожектор. Его луч может осветить все, что я захочу с огромной силой. Этот прожектор — мое Внимание! Я управляю лучом вни­мания, как хочу, я освещаю выбранный предмет сильно и четко, все остальное исчезает, растворяется. Я пользу­юсь своим вниманием, как совершенным инструментом для раскрытия своих способностей».

После этого откройте глаза и сразу приступайте к вы­полнению упражнения по сосредоточению внимания. На начальном этапе тренировок такая настройка внимания должна предшествовать всем упражнениям.

Примечание:

Состояние сосредоточения внимания, которое мы хо­тим достичь и с которым собираемся работать дальше, обязательно должно быть положительным в психоэмо-

 

О

циональном плане. В идеале, это внимание, сосрдоточе- ние, граничащее с вдохновением.

Упражнение 2

Сядьте. Переплетите пальцы рук, оставив- свсодными большие пальцы. Медленно, очень медленно ьащайте пальцы один вокруг другого с постоянной скорстью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не.асались друг друга. Сосредоточьте все свое вниманиена этом движении. Постепенно доведите время выполения уп­ражнения до 15 минут.

Выполнение этого задания может оказаться грудным из-за кажущейся бессмысленности. Возможно, оявится сонливость или побочные ощущения (увелич-ше или отчуждение пальцев, кажущееся изменение нагавления .движения пальцев и т.д.). Нужно преодолеть эт трудно­сти и Полностью сосредоточить взгляд и мысл на дви­жении пальцев. В какой-то момент вы обнаружите, что забыли об этом условии. Пальцы вращаются мканичес- ки и бесконтрольно. Взгляд обращен на пальцьно мыс­ли заняты совершенно другим. Остановитесь шачните упражнение сначала.

Упражнение 5

Сядьте в удобную, расслабленную позу и тстально рассматривайте-освещайте «прожектором» вниания ка­кой-нибудь знакомый предмет (коробок спич«, каран­даш, монету и т.д.).

Разглядывайте предмет, изучайте его форму, гет, вели­чину и все его особенности. Разложите вещь ж состав­ные части и проанализируйте их, затем разлките эти части на более мелкие и изучайте каждую но/ю часть

 

во всех подробностях. Разглядывайте предмет, находите все новые и новые мельчайшие детали. Определите са­мое простое и самое яркое впечатление от этой вещи.

Когда вы таким образом изучите предмет, возьмите ручку и запишите все, что вам удалось увидеть и узнать. После этого сравните описание с самим предметом, и вы уви­дите в описании много нового.

На следующий день возьмите тот же предмет и повто­

рите все сначала. Повторяйте это упражнение, пока ваше внимание не приобретет способность обостренного вос­приятия мельчайших, но характерных подробностей, де­талей в изучаемом объекте.

обостренного восприятия и необходимый уровень внима­ния.

П римечание:

Рассматривая предмет, можно моргать, но взгляд дол­жен оставаться в пределах предмета, а затем и в преде­лах все более мелких частей предмета.

Вы заметите, что вначале внимание, несмотря на то, что вы стараетесь смотреть на предмет, стремится оттолкнуть­ся от предмета, уйти куда-то. Это естественно, в нас все движется и вибрирует. Глаза, пристально смотрящие в одну точку, все-таки совершают определенные микродвижения. Так же дви/кется, колеблется и внимание, даже, казалось бы, неподвижно фиксированное на чем-то. Наша задача — достичь определенной минимальности и постоянности амплитуды микродвижений. Ведь сосредоточение, внима­ние— это не неподвижное застывание, это колебание в определенном ритме. Только когда ритм оптимален, возни­кает ощущение непрерывности, фиксированности на чем- то. Когда внимание удерживается на предмете легко и долго, это значит, что оно само нашло свой оптимальный и устойчивый ритм. И этот устойчивый ритм имеет тенден­цию к сохранению, то есть в процессе тренировок он превращается в привычку, которая напрямую связана с

 

развитием других важнейших способностей психики (па­мять, мышление и др,). Вначале мы учимся управлять про­извольным вниманием, а из устойчивого произвольного формируется «послепроизвольное». Занимайтесь регуляр­но, занимайтесь с твердой верой в успех, занимайтесь с удовольствием— и результаты не замедлят сказаться.

Примечание:

Упражнения можно делать до тех пор, пока они вы­полняются без перенапряжения. Помните, что минутный отдых никогда не отнимает время, потому что, прерывая свою работу для короткого отдыха, вы можете сделать гораздо больше, чем если будете работать в течение всего занятие без перерыва. Природа отдает, не торо­пясь, и строит постепенно!

В конце занятия выполните Савасану.

Приведенные упражнения можно выделить в особый подготовительный этап пратьяхары, после освоения ко­торого переходим непосредственно к овладению контро­лем над органами чувств.

Упражнение 4

Сядьте в удобную, расслабленную позу и направьте все свое внимание и мысли на какую-нибудь часть тела. Начи­нать лучше всего с пальцев рук, точнее, с кончика пальца. Итак, вас интересует только этот небольшой участок паль­ца. В нем сосредоточилось, собралось все ваше внимание, вся вселенная чувств, больше на свете ничего не существу­ет. Вы воспринимаете мир только через кончик пальца. Ощутите каждый миллиметр кожи, ощутите движение кро­ви в пальце, почувствуйте нервный ток, пробегающий че­рез палец. Если вам удалось это, возможны изменения в восприятии пальца в виде изменения формы, размеров пальца, появления чувства биения пульса, легкого жжения.

Упражнение считается хорошо освоенным, если после 20 секунд сосредоточения на определенном участке тела вы четко ощущаете тепло и пульсацию крови. Освоив упражнение с открытыми глазами, повторите его, зак­рыв глаза.

Затем следует перейти к сосредоточению внимания на других участках тела. Умение сосредоточиться на раз­личных участках тела полезно еще и тем, что дает воз­можность длительного расслабления всего тела и тем самым помогает устранить физические помехи.

Следующим шагом в этом направлении должно быть умение быстрой расфиксации своего внимания. Напри­мер, ощутив жжение и пульсацию крови в пальце, вы также быстро должны уметь и освобождаться от этих ощущений, «стирать» свои впечатления. Повторяйте так многократно. Меняйте объект внимания.

Если по какой-то причине'вам не удается быстро осво­ить это упражнение, попробуйте предварительно выпол­нить следующее.

Упражнение 5

Приняв удобное положение, положите на голый участок тела любой маленький предмет, например монету. Этот пред­мет будет производить легкое давление на кожу, производя ощущение прикосновения. Направьте все ваше внимание на это ощущение. А теперь закройте глаза, запомните это ощущение, и после этого уберите предмет-раздражитель, сохраняя ощущение прикосновения. Показателем успешно­го выполнения упражнения служит появление и длительное удержание теплоты в месте соприкосновения, переходящее в жжение, все остальное тело растворяется, исчезает. Ме­няйте положение выбранных участков тела. Импровизируй­те. Увеличивайте время удержания четкого прикосновения воображаемого предмета до 5—10—15 минут.

 

Упражнение б

Цель упражнения — развитие подвижности внимания и увеличение его объема.

Выберите два участка своего тела, например палец на правой руке и палец на левой. Сконцентрируйте все вни­мание сначала на одном пальце, затем— на другом. По­чувствуйте, что вы словно слились с ними. А теперь со­вершайте «взмахи» взглядом и вниманием от одного пальца к другому и обратно. Внимание схватывает каж­дую точку с предельной концентрацией, с появлением чувства тепла и пульсации. При этом палец, освобожден­ный от внимания, обязательно перестает для вас суще­ствовать.

Темп переключения внимания: начинайте с минуты на каждую точку и доведите скорость переключения внима­ния до 3—5 секунд. Упражнение сначала выполняйте с открытыми глазами, затем с закрытыми.

Упражнение 7

Является более сложным вариантом предыдущего уп­ражнения, так как объект внимания постоянно меняет свое положение.

Сядьте в удобную позу, глаза закрыты. Направьте вни­мание на какую-нибудь часть тела, вызывая у себя ощу­щение прикосновения к ней, или ползающего насекомо­го. Например, представьте, что на кисть руки опустилась муха.

*Рука полностью расслаблена, тяжелая, теплая. Все тело расслаблено. «Я чувствую приятное щекотание на тыль­ной стороне руки. Щекотание становится сильнее, похо­же на то, что муха ползает по моей руке. Сейчас я


ощущаю, чувствую ее очень четко. Вот она здесь, а сейчас переползла сюда. Лапки мухи неприятно щекочут меня, место, где сидит муха, чешется. Я знаю, что если я тряхну рукой, муха улетит. Встряхиваю руку, муха уле­тела и... села на другую руку, щеку, спину и т.д.»

- Упражнение 8

Условия выполнения те же, что и в упражнении б, но один из объектов внимания находится за пределами тела. Выберите отдаленную от вас точку, и вторую точку — часть своего тела. Теперь совершайте переключение вни­мания с одной точки на другую. После этого переходите к выполнению упражнения, где обе точки, оба объекта внимания находятся за пределами тела.

В этих упражнениях мы постепенно переходим от кон­центрации внимания на тактильно-зрительных ощущени­ях (как наиболее легко выполняемой) к более сложному сосредоточению внимания.

Как вы поняли, чтобы подчинить себе органы чувств, сначала надо научиться концентрировать внимание, вос­принимать и воспроизводить ощущения, исходящие от какого-либо одного органа чувств (опираясь при этом вначале на другие органы чувств).

Упражнение 9

Сядьте, тело расслаблено. Выберите какой-нибудь не­большой предмет (пуговица, цветок) и сосредоточьте на нем все свое внимание. Рассматривайте, стараясь уви­деть его неповторимость, исключительность формы, кра­сок, гениальность пропорций. Заполните все свое вни­мание зрительными впечатлениями от этого предмета. Сейчас мир для вас существует только в этом удивитель-


,<’•:                             «fcsSS».<&sxfe.           :4МЬм*:.<&:

ном и самом важном на свете предмете. Если вам это удалось, вы вскоре почувствуете, что другие ощущения притупились, отошли на задний план или совсем исчезли.

На первый взгляд, это упражнение трудновыполнимо, но каждый из нас помнит случаи из повседневной жиз­ни, когда вы, чем-то чрезвычайно заинтересовавшись, не реагировали на внешние шумы и даже могли не слы­шать вопроса, обращенного непосредственно к вам.

Периодически меняйте объект внимания, постепенно переходя от ярких, привлекающих внимание предметов к более нейтральным. Продолжительность упражнения не менее 30 минут.

Отличие от упражнения 3 в продолжительности, а глав­ное— в непрерывности внимания.

Упражнение 10

Возьмите карманные часы и положите около себя. Рас­слабьтесь и закройте глаза. Прислушайтесь к тиканью часов, стараясь ни о чем другом не думать и не воспри­нимать.

Упражнение 11

Чтобы сосредоточиться на вкусовом ощущении, при­бегаем к внешним раздражителям: сахар, соль, перец и т.д. Закрыв глаза, направляем все свое внимание на вку­совое ощущение, стараясь при этом ничего другого не воспринимать.

Упражнение 12

Поступаем так же, как и в предыдущем упражнении, но вместо вкусового ощущения вызываем обонятельное,


Z&:                                               Ж : йм'Л».:?\ .-Й5-.                                          >&:fezAыЙЬ х^< й». .«Sse-Z.^

воздействуя при помощи раздражителя на обоняние. Ста­раемся воспринимать только запах. Продолжительность упражнения 30 и более минут.

После освоения этих упражнений несколько усложня­ем их, то есть учимся воспроизводить и сосредотачи­вать свое внимание на одном из сенсорных входов без помощи внешних раздражителей.

Частично мы уже освоили этот тип упражнений (мыс­ленное воспроизведение тактильного и зрительного ощу­щения). Необходимо добиться такого же результата и с другими органами чувств.

Упражнение 15

Мысленно вызовите какой-нибудь звук, голос или ме­лодию. Старайтесь четко воспроизвести и удержать вни­мание на представлении этого звука в течение 1—2 ми­нут, а затем — 3—5 минут.

Так же можно упражняться в мысленном произнесении слов, мантр, стараясь услышать внутреннее звучание ман­тры, раствориться в этом звучании.

Или попробуйте сосредоточить внимание на каждом из звуков гаммы. Сначала мысленно напевайте гамму от нача­ла до конца и обратно. Каждый раз делайте это все мед­леннее и, наконец, остановите внимание на одной ноте.

Упражнение 14

Затем, при соблюдении всех необходимых условий, при­ступайте к мысленному воспроизведению и концентрации внимания на вкусовых и обонятельных ощущениях.

Достигнув успеха во всех этих упражнениях, перехо­дим к качественно другим методами освобождения от сенсорных помех. Если раньше вы выделяли из массы впечатлений одно (зрительное, слуховое и т.д.), умствен­но сосредотачивались на нем, то сейчас нам необходи-

'                  ;Л.. л .   ..... гйЙк.«Й*/ЯЬмЙк ^ЫЛймЙ»х&:                                        Зм&м’&ьЖ :         .«&:,:5й^й-.к5::-

мо научиться имассы ощущений выделить одно, но не воспринимать го СОВСем, то есть освоить пассивное сосредоточени

Эти упражнеия достаточно трудны, потому предла­гаю вам ряд гЮме?куточных упражнений, объединен­ных общей иде^, которые позволят плавно перейти к упражнениям ^пассивной концентрацией.

Цель этих УпРЖНений— открыть новые грани воспри­ятия окружаюцго МИра и Себя, а через это новое вос­приятие Достич^зменений в работе психики. Кроме того, они дают мощгщ ТОлчок развитию воображения и не­стандартного мшпения.

Упражнение 15

Суть упражнеия в том что любой объект и его про­явления можноВОСПринимать разными способами. Так, например, нач^тите на листе бумаги любую ломаную линию и вы ув^ите профиль какой-то фигуры. Но вос­принимать проипь можно по-разному— слева от ли­нии, или справ. Это ПрОСТейший пример неоднозначно­сти восприятияобъекта точно так же выполняются и другие более Цжные задания, например, с объемными объектами, ДВИущдмися, с разным фоном и т.д.

Главное пРчцип. Вы можете начинать с более про­стых вариангоЕплоскостнь1е фИГурЬ1 на контрастном и однородном Ф<1е ипи сразу попробовать со сложной объемной фигуц на пестром фоне. Легче всего достичь результата, есл1СМОтреть на фигуру одним глазом. Затем переходите к н5ЛЮдению объекта двумя глазами.

Зрение начину совсем иначе воспринимать «фон», как только он пРеващается в фигуру. Особенность этих уп­ражнении еще 1в том, что восприятие «антифигуры» дол­жно обеспечивгься постоянной, непрерывной работой


психики, прекращение которой быстро возвращает нас к обычному восприятию мира.

В качестве начального и удобного объекта предлагаю избрать кисть руки с расставленными пальцами. Необхо­димо смотреть на кисть так, чтобы видеть не пальцы, а промежутки между ними, как единую фигуру. Если вам это удается, то вы увидите что-то похожее на руку с четырьмя пальцами. Продолжительность упражнения 5—10 минут.

Упражнение 16

После упражнения со зрением переходите к другим орга­нам чувств. Например, сосредоточьтесь и слушайте ка­кие-нибудь четкие, равномерные звуки. Звуки падающих из крана капель, стук метронома и т.д. Но вы стремитесь услышать, воспринять не удары, а паузы, промежутки между ними. Всё же остальное должно раствориться, уйти за пределы сознания.

На первый взгляд, задача слушать и при этом что-то одно слышать, а все остальное— нет, может показаться очень трудной. Но мы часто неосознанно пользуемся этим приемом, когда сознание выделяет только те признаки, которые необходимы для решения важной задачи.

Вот интересный пример, описанный в книге К. Чуков­ского «Серебряный герб».

Гимназистский поп Мелентий часто повторял во время урока впопад и невпопад: «Да-да-да». Н вот Чуковский и его сосед по парте, Зуев, решили сосчитать, сколько раз в течение урока поп произнесет эти слова.

«Всякий раз, когда замечтавшийся поп произносит свое "да-да-да", мы, торжествуя, стираем ладонями предыду­щую цифру и быстро пишем новую. Каждое свежее "да" радует нас, как выигрыш. Вдруг, словно с неба, к нам доносится голос Мелентия: "Зуев и ты— как тебя? Ну- кася, повторите, о чем я сейчас говорил". Странное дело:


 

нельзя сказать, что мы слушали этот урок невнимательно. Напротив. Для того чтобы не пропустить ни одного "да- да-да", мы должны были жадно вслушиваться в каждое слово Мелентия. Но, кроме "да-да-да", мы, оказывается, ничего не слышали».

Необходимо добиться такого же результата «антивосп- риятия» и с другими органами чувств.

Упражнение 17

Закройте глаза. Ритмически прикасайтесь каким-нибудь острым предметом к выбранному участку тела, стараясь ощущать промежутки между прикосновениями.

Такие же упражнения проделайте с вкусовыми и обо­нятельными ощущениями. Импровизируйте.

И в заключение необходимо освоить следующее уп­ражнение.

Упражнение 18

Возьмите в руку предмет, который вызывает большое количество ощущений, например разрезанную луковицу. Вы ее видите, чувствуете ее поверхность, ее запах, може­те попробовать на вкус, перекатывая в руке, слышите шуршание кожуры.

Сосредоточьтесь на выбранном объекте и затем осво­бодитесь от ощущений одного из органов чувств (от ко­торого легче всего отключиться). Сосредоточились, на­пример, на восприятии всего объекта, но не чувствуя запаха.

Затем последовательно отбросьте все ощущения, ос­тавляя только одно из них. Через некоторое время уст­раняем и его, для чего переключаем и сосредотачиваем


 

внимание на объекте, не связанном с органами чувств, находящемся вне тела. В сознании в этот момент не дол­жно быть никаких мыслей, представлений, вызванных органами чувств. Заниматься следует ежедневно по 30— 50 минут.

Развивая способности наблюдения и контроля сенсор­ных ощущений, мы добиваемся освобождения сознания от восприятия тела, тем самым подготавливая путь состо­яниям психики, которые выходят за пределы обычного сознания.

Завершая пятую ступень, прежде чем перейти к выс­шим ступеням йоги, предлагаю более подробно рассмот­реть такую интересную тему, как произвольная регуля­ция деятельности внутренних органов. Тем более что она имеет непосредственное отношение именно к выс­шим ступеням йоги. Речь пойдет не о физических уп­ражнениях и трюках, о которых я говорил в конце чет­вертой главы, а о нейрофизиологических механизмах воздействия на функции внутренних органов. Сразу надо отметить, что тут есть и сравнительно простые способы и методы, сходные с применяемыми с давних пор в физиологии, и, наконец, механизмы, используемые в йоге. Ну и конечно, возможности этих способов очень отлича­ются.

Издавна принято делить все функции человеческого организма на так называемые соматические, то есть под­властные контролю нашего сознания (например, движе­ния конечностями), и вегетативные, независимые от на­шей воли, совершающиеся как бы автоматически (деятельность внутренних органов, желез внутренней сек­реции). Высшие вегетативные центры, располагающиеся в подкорковых областях мозга, прямой связи с корой мозга, ведающей произвольными функциями, не имеют. Именно благодаря этому, как писал один из выдающихся физиологов первой половины XX века В. Кеннон, кора


Л

мозга освобождения от такой «черновой работы» в орга­низме, как регуляция «внутреннего его хозяйства» для бо­лее высоких целей — мышления, психической деятельнос­ти вообще. А между тем уже давно известно о влиянии «души на тело», об изменениях работы внутренних орга­нов в зависимости от состояния психической сферы чело­века.

Еще древнегреческий врач Гиппократ писал о сердце­биении при нервном возбуждении, знаменитый врач Сред­невековья Авиценна— о нарушениях со стороны сердеч­но-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта при сильных эмоциях. Да каждый из нас на своем опыте зна­ет, как колотится сердце от волнения, как оно «замирает» от страха, как краснеет лицо от стыда и т.д. Мы также коснулись этой темы при рассмотрении первых ступеней.

Разгадка одного из механизмов влияния психики на деятельность внутренних органов принадлежит великому физиологу И. П. Павлову и его ученикам. Именно они показали в экспериментах возникновение разнообразных нарушений во «внутреннем хозяйстве» организма при сры­вах высшей нервной деятельности. Подобными опытами И. П. Павлов заложил основы для разработки методики обучения человека произвольной регуляции деятельнос­тью внутренних органов. Вот один из примеров.

Перед глазами человека зажигают синюю лампочку, а в это время его руку охлаждают холодной водой; затем, зажигая красную, согревают горячей. При охлаждении, как известно, кровеносные сосуды сужаются, а при со­гревании руки сосуды расширяются. Если этот опыт мно­гократно повторять, то через какое-то время одно лишь зажигание лампочки будет вызывать расширение или сужение сосудов руки. Итак, сужение или расширение сосудов теперь зависит от протекания нервных процес­сов в коре головного мозга (так как в коре расположен зрительный анализатор). Этим методом последователям И. П. Павлова удалось обучить одну группу животных


учащать пульс, другую, наоборот, — замедлять, третью — усиливать, а четвертую — ослаблять перистальтику ки­шечника, повышать или снижать кровяное давление, увеличивать или уменьшать выделение слюны, мочи и т.д. Более того, удалось обучить кролика на одном ухе расширять, а на другом— сужать кровеносные сосуды.

Возникает вопрос: можно ли подобным путем обучить и человека? Оказывается, что да.

Организация эксперимента в клинике, в принципе, не отличалась от того, что делалось при опытах на живот­ных. Сначала налаживается постоянная регистрация той или иной функции: например, уровня артериального дав­ления или частоты пульса. А затем каждый раз, когда показатели случайно отклонялись в нужную для врача сторону, — немого учащался пульс или снижалось давле­ние, — производилось поощрение. Естественно, здесь не было жестких методов воздействия, как при опытах с животными. Все было проще: на экране перед испытуе­мыми показывали на несколько мгновений что-нибудь для него приятное либо просто хвалили в этот нужный мо­мент. Так врачам удалось научить больных с нарушения­ми сердечного ритма нормализовать его.

Итак, функцию, считавшуюся независимой от нашей воли, оказалось возможным перевести в разряд управля­емых корой мозга, то есть сознанием. Появляется воз­можность условно-рефлекторным методом изменять дея­тельность сердца, сосудов, желудка, почек и т.д. Но все, о чем здесь говорилось, можно назвать только относи­тельно управляемыми функциями, так как, во-первых, такое воздействие ограничено какой-то определенной фун­кцией организма, на которую выработана условно-реф­лекторная связь; во-вторых, чтобы поддер?кать деятель­ность органа на новом уровне, достигнутом при обучении (а на это уходит достаточно много времени), его необхо­димо периодически повторять, так как со временем та­кая способность утрачивается.



2019-11-13 220 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 13 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Йога каждому дает только то, что он заслужил. 13 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)