Человек познается в усилии.
ГЛАВА б Санъяма Все истинно великое подготавливается медленным, незаметным ростом. , Сенека Мы рассмотрели пять средств осуществления, пять внешних компонентов (ступеней) йоги. Яма, нияма, асана, пранаяма и пратьяхара составляют «внешнюю» практику. Теперь необходимо рассмотреть три внутренних компонента йоги. Дхарана, дхьяна и самадхи— внутренние средства. Три последних средства реализации являются непосредственными, прямыми факторами сосредоточения и имеют одну и ту же сферу применения — высшие функции сознания. Такова традиционная иерархия компонентов йоги. Но в настоящее время в йоге существует течение, называемое Раджа-йога. Это течение объединяет четыре последних ступени, включая и пратьяхару. Логика такого объединения строится на схожести используемых упражнений. Дело в том, что начиная с пра- тьяхары и далее нет резкого, четкого разграничения упражнений для той или иной ступени. Применяемая « техника упражнений для освоения этих ступеней часто имеет одну и ту же основу, но при этом выполняются они качественно иначе, на более высоком, очищенном уровне. Каждая ступень как бы основывается на нижней, и при вхождении в состояние самадхи сознание проходит через каждый из предшествующих уровней постепенно, исключая их один за другим. Читая эту книгу, вы часто будете сталкиваться с этой особенностью изложения практического материала. В то же время существует, определенная градация упражнений по сложности, которая отражает последовательность практики и соответствует уровню развития ученика. Рассмотрение теоретических основ начнем, как всегда, с афоризмов Патанджали. '•Концентрация (дхарана) есть фиксация сознания на (определенном) месте» (Гл. 3. п. I). «Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность (однородных) состояний сознания на этом (объекте)» (Гл. 3, п. 2). Въяса так поясняет этот пункт: «... однородное течение содержаний сознания, не нарушаемое другими содержаниями, и есть Дхьяна, то есть созерцание». ••Именно оно, освещающее только объект и как бы лишенное собственной природы, есть сосредоточение (самадхи)» (Гл. 3, п. 3). «Три вместе— санъяма» (Гл. 3, п. 4). Три средства осуществления йоги — концентрация, созерцание, сосредоточение, имея одну и ту же сферу применения — высшие функции сознания, называются санъяма. Она упоминается для того, чтобы можно было показать особенности последних трех ступеней как внутренних компонентов йоги. Санъяма есть технический термин для обозначения собственно психотехники. Все три термина — дхарана (концентрация), дхияна (созерцание) и самадхи (сосредоточение) — употребляются <:✓ л »x ' 4 >. ' ,jS\<iS&«SSx<^x ■■<&«••’■■.•■'.'' V: Six в очень близких значениях, и мы попытаемся разобраться в особенностях и различиях этапов психотехнических процедур. «Ее применение постадийно» (Гл. 3, п. 6). «Три — внутренние (в отличие) от предшествующих» (Гл. 3, п. 7). «Но даже они — внешние (относительно) самадхи — без семени» (Гл. 3, п. 8). Рассматривая теоретические основы йоги, мы уже коснулись в общих чертах вопроса самадхи. Сейчас, перед изложением практического курса психотехники, есть смысл познакомиться с этой проблемой подробнее. Напомним, что существует два уровня самадхи. «Самадхи с семенем», или «сампраджнята-самадхи», означает, что все стадии этого вида сосредоточения связаны с определенными опорами, объектами сосредоточения, в отличие от высшего «самадхи без семени», или «асамп- раджнята-самадхи», которое безобъектно. Психотехническая процедура осуществляется, как уже отмечалось, в строгой последовательности стадий, только так можно достичь «самадхи без семени». Причем стадийность наблюдается как по вертикали, так и по горизонтали, то есть не только между шестой, седьмой и восьмой ступенями, но уже и внутри каждой ступени имеется свой перепад качества, неравноценность, иногда более существенная, чем на начальной стадии более высокой ступени. Какова последовательность и соотношение определенных стадий? Б чем различие между концентрацией, созерцанием и сосредоточением? Какова природа собственно самадхи? Бот перечень очень сложных вопросов, которые мы должны рассмотреть, прежде чем перейти * к практике. Как вы заметили, прочтение афоризмов, касающихся ше стой, седьмой и восьмой ступени йоги (гл. 3, п. 1, 2, 3), мало что дает в информационном плане, поэтому мы вновь обращаемся к первой главе «Йога-сутр», посвященной описанию самадхи. Я преднамеренно оставил рассмотрение теории природы и методов достижения самадхи на более позднее время, непосредственно перед изложением практики психотехники. Начнем с афоризма: «(Если самадхи) сопровождается витаркой, вичарой, анандой и асмитой, то это сампраджнята-самадхи» (Гл. I, п. 17). (Буквально: Битарка— размышление; Бичара— созерцание; Ананда— блаженство; Асмита— самость, эго — сознание). Б свою очередь, уровни «витарка» и «вичара» имеют стадии «савитарка» и «нирвитарка» и соответственно — «савичара» и «нирвичара». «Сосредоточение "с умозрением" лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием» (гл. 1, п. 42). «Савитарка» означает «мышление с помощью слов», то есть вербальное, дискурсивное, и определяется как умозрительное состояние сосредоточения. «Нирвитарка» (следующая стадия) — недискурсивное, невербальное сосредоточение характеризуется свободой от наслоения умозрений, связанных с такими средствами познания, как словесное свидетельство и вывод. Б этом состоянии сосредоточения объект предстает сам по себе, происходит прямое восприятие его природы. «Недискурсивное (сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно), полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект» (Гл. I, п. 43). Эти два вида сосредоточения имеют своим предмете^ гак называемые «грубые» объекты. «Грубые» объекты ■_ это реальные, материальные объекты. «Таким же образом объяснены стадии савичара нирвичара, имеющие (объектами сосредоточен^ «тонкий объект» (Гл. I; п. 4< «Савичара» — концентрация на «тонких» объектах с помощью вербального мышления. «Нирвичара» — нев^ бальное, недискурсивное сосредоточение на «тонкр объектах. «Тонкий» объект характеризуется отс.утстви^ качественных или количественных характеристик. «Т< ГТ" кие» элементы, свойства которых определяются простру ством, временем и причиной, выступают объектом < средоточения, называемого «савичара» (буквально «толь признак»). «Тонкий» элемент, который характеризуется отсутст ем чего-либо, что проявлено в пространстве, време или причине, выступает объектом сосредоточения, зываемого «нирвичара» (буквально «отсутствие признак Таким образом, насчитывается четыре вида сосре^ точения, все они обладают «семенами», то есть опре ленными опорами, объектами сосредоточения. «Именно они, (такие виды концентрации), и сосредоточение, обладающее семенем» (Гл. 3, (Гл. 3, п. Сосредоточение, «лишенное семени» (асампраджнят<са мадхи), — безобъектно. Как видите, теоретический материал, посвященный _та дням сосредоточения, очень сложен и перегружен спци альными терминами. Поэтому необходимо небольшое^ яснение, чтобы передать суть, основу афоризмо! главное, понять порядок, последовательность практичен кого освоения этих стадий. Итак, для тех, кто решил не вдаваться в тонкост буквального перевода афоризмов Патанджали, я пост; раюсь передать суть и последовательность четырех ст; дий психотехники, ведущей к освоению сампраджнят; самадхи. Их последовательность дана именно в порядк практического освоения. Все четыре стадии сосредоточения достигаются с по мощью выбора определенного объекта концентрации соответственно этому изменяется характер, глубина и интенсивность сосредоточения. 1. Концентрация сознания на материальном объекте и его производных, то есть на объекте, который воспринимается органами чувств (так называемые «грубые» объекты). 2. Концентрация сознания на «тонком» объекте; здесь восприятие происходит через концентрацию сознания на мысленном образе материального объекта. «Тонкий» объект характеризуется как «только признак», то есть он умозрительно определяется временем, причиной и пространством. И в первом, и во втором случае восприятие, представление объекта и свойственные им состояния сосредоточенности, концентрации осуществляются с помощью вербального мышления. («Вербальное» — мышление с помощью слов.) 3. Концентрация сознания на «грубом» объекте, но объект воспринимается на невербальном уровне. Объект поддается интуитивной интерпретации, осмыслению. Появляется ощущение слияния, проникновения в скрытую сущность объекта, равное внезапному открытию, озарению. (Подобно той вспышке озарения, которую испытал Архимед, решая в течение многих часов трудную задачу. Как вы помните, решение пришло к нему в ванне, после чего Архимед выскочил из ванны и голый выбежал на улицу с криком «Эврика!».) 4. Концентрация сознания на «тонком» объекте, который воспринимается на невербальном, интуитивно-над- сознательном уровне. «Тонкий» объект может определяться как «только признак» или «отсутствием признака». Например, такой объект, как вечность. Познав сущность объекта созерцания, ученик отвергает все образы, отражая только глубинный смысл и истинную природу объекта. Мы рассмотрели четыре стадии сосредоточения, сопутствующие достижению «самадхи с семенем», но, как вы помните, в афоризме (гл. 1, п. 17) перечисляются и такие понятия, как «ананда» и «асмита». «Ананда» и «асмита» — это не стадии сосредоточения, как многие это могут понять, прочитав данный афоризм, а состояния психики, сопровождающие ранее перечисленные стадии сосредоточения, то есть стадии сопряжены с душевным подъемом, блаженством и осознаванием самости, самоидентичности «я». Поэтому все четыре стадии— из сферы сознательного сосредоточения, в отличие от безобъектного сосредоточения, когда происходит остановка деятельности сознания при сохранении формирующих факторов, что равносильно функциональному несуществованию сознания. "Другое (сосредоточение, при котором) остаются (только) формирующие факторы, предваряется практикой, обуславливающей прекращение (деятельности сознания)» (Гл. 1, п. 18). Па этом мо2кно было бы закончить рассмотрение теории, но, подробно остановившись на проблеме достижения самадхи, мы до сих пор не имеем четкого представления о природе собственно самадхи. А для того чтобы осмысленно подойти к освоению метода, необходимо иметь общее понимание того, к чему стремишься. Поэтому предлагаю вам небольшую лекцию о самадхи.
САМАДХИ: ИНФОРМАЦИЯ Б последнее время все чаще приходится слышать: «медитация», «самадхи», «я медитировал...», и тому подобное. При ближайшем рассмотрении оказывается, что каждый вкладывает в эти понятия свой смысл, зачастую имея искаженное представление о методах, целях и механизмах воздействия практики медитации. Часто под одним понятием подразумевают качественно разные процессы, начиная от упрощенного аутотренинга и заканчивая высшим психическим состоянием — самадхи. Поэтому нам вначале необходимо определиться, что мы понимаем под словом «медитация», чтобы в дальнейшем грамотно оперировать этим понятием. Сразу нужно оговориться и признать трудность описания в логической форме понятия -медитация», потому что это явление несравненно богаче по содержанию любого самого подробного словесного описания. Буквально слово «медитация» означает «размышляю», «созерцаю» (латинское «meditor» — «размышляю», «обдумываю»). Б широком смысле под медитацией понимают состояние самоуглубленного сосредоточения, но этот процесс имеет множество уровней, отсюда и такое разночтение в определении того, что понимать под словом «медитация». При этом следует подчеркнуть, что конечное, высшее состояние самоуглубленного сосредоточения — самадхи — достигается в результате строго определенной последовательности освоения уровней медитативной практики и психофизических процессов. Воздействие, эффект упражнений множествен так же, как и уровни медитации, и, как правило, основная масса людей, достигнув определенного, промежуточного результата, на этом останавливаются, исходя из достигнутых целей, а иногда и просто не зная, что делать дальше. И только в йоге разработана четкая, последовательная система упражнений и рекомендаций, выполнив которые мы можем достичь цели. Следует особо отметить трудность перевода и толкования смысла афоризмов с санскрита, так как большинство слов очень многозначно. Так например, слово «самадхи» может означать «самоуглубленное сосредоточение», озарение», «прозрение», «сверхсознание», «высшее духовное видение», «космическое сознание- и т.д. Часто понятие «самадхи» отождествляют с понятием «медитация», «йога». Существует даже высказывание: «Йога есть самадхи» (Махариши Вьяса). Многие воспринимают его слишком упрощенно. К тому же буквально слова «йога», «медитация» можно также перевести и как сосредоточение, концентрация, а это свойство присуще всем уровням, ведущим к самадхи. Таким образом, под самадхи зачастую понимается вся медитативная практика. Это не совсем так, и нам придется немного подробнее остановиться на этом. Согласно Патанджали существует два уровня концентрации, сосредоточения. I. Уровень сампрахджнята-самадхи «Сампраджнята» означает сознательное, то есть с сохранением определенного вида индивидуального сознания или знания («самадхи с семенем»). На этом уровне ученик в процессе сосредоточения на определенном объекте постигает истинную природу вещей. У первого уровня есть и последующие стадии, подуровни, которые связаны с определенными объектами, «семенем». II. Уровень асампраджнята-самадхи (приставка «а» означает отрицание). «Самадхи без семени», то есть безобъектное сверхсознательное состояние, не обусловленное временем, пространством и причинностью. В этом самадхи исчезают все изменения ума, индивидуальное сознание перестает существовать. Именно это высшее и последнее состояние психики мы и будем иметь в виду, когда говорим о самадхи. Все же предыдущие уровни медитации являются промежуточными и, строго говоря, не могут называться самадхи, если мы имеем в виду конечную цель йоги— объединение с Космическим духом, знанием, Вселенной. Это маленькое отступление было необходимо для того, чтобы внести ясность в само понятие самадхи. А теперь более подробно рассмотрим эту проблему, но уже с современной точки зрения. Конечная цель йоги — достижение самадхи — заключается в последовательном овладении состояниями сознания, которые становятся все более и более очищенными, в результате чего достигается состояние сверхсознания, называемое Вселенским Разумом. Там больше не существует понятия «Я», человеческое сознание становится бессмертным и бесконечным. Наступает своеобразное «духовное видение», слияние с Мировым Разумом. Примерно так излагается состояние самадхи древнеиндийскими мудрецами, мыслителями и основоположниками йоги. В современной науке нет общей концепции, объясняющей сущность и главные условия возникновения этого и похожих промежуточных состояний сознания. Делаются попытки анализировать каждый случай отдельно, поэтому и объяснения достаточно разноречивы. Здесь мы попробуем рассмотреть этот вопрос обобщенно (не претендуя на академическую точность), стараясь увидеть и понять общие черты этих состояний, способы их достижения и— хотя бы приблизительно— механизм возникновения и воздействия на тело и психику. У этого состояния много уровней и оттенков, а следовательно, и названий: транс, самогипноз, нирвана, экстаз, самадхи и т.д.
Б современной науке для обозначения таких состояний используется понятие «измененные состояния сознания». В дальнейшем мы будем пользоваться именно этой аббревиатурой — ИСС. Способы достижения этих состояний разные, соответственно и уровни «погружения в себя» очень разнятся. Но есть и то общее, что объединяет их, несмотря на кажущуюся несхожесть. ИСС отличается от обычного состояния следующими чертами: потерей чувства времени и пространства, изменением или потерей ощущения своего тела и своего «Я», гипервнушаемостью, необычными формами выражения эмоций, остановкой процессов мышления, проявлением необычных способностей тела и психики. Для достижения этих состоянии воздействие может оказываться на разных уровнях: • социальном (слово и даже интонация, взгляд), • социально-психологическом (символ, изображение, влияние скопления людей и т.д.), • физическом (стимуляция звуком, светом, током и др. или наоборот — отсутствием внешних раздражителей, сенсорная депривация), • внутриорганическом (применение химических препаратов). Обычно используется комбинированное воздействие. Так, например, широко используются ритмические, многократно повторяющиеся движения тела, сопровождаемые определенным музыкальным ритмом, близким по частотным характеристикам к альфа-ритму человеческого мозга (шаманский ритм, древнеиндийские ритуальные мелодии, тибетский ритм молитв, не очень мелодичный для европейского уха, — все они имеют схожую ритмическую основу); вспышки света, многократное проговаривание словесных формул, концентрация внимания на определенном объекте — все это приводит в действие механизм, позволяющий войти в ИСС. ‘Можно выделить две большие обособленные группы методов достижения ИСС. 1. Пассивные методы достижения ИСС в условиях нервно-мышечного расслабления. Человек, входящий в ИСС пассивным методом, взаимодействует с воображаемыми образами, видениями на фоне измененного, но сохраняющегося сознания. Физически пассивный участник активен психологически, человек обычно помнит свои переживания, ощущения. (Эти методы часто сопровождаются галлюцинациями, поэтому их еще называют галлюцинаторный транс.) 2. Активные методы достижения ИСС в условиях, когда физически активный участник психологически пассивен. При этом часто искажается чувство собственного «Я», происходит перевоплощение в других людей или даже животных. ИСС в активной форме сопровождается частичной или полной потерей памяти о происшедшем. (Эти методы называются также экстазом, трансом одержимости, истерическим трансом.) Конечно, при сравнительно неглубоком, поверхностном вхождении в ИСС все перечисленные черты проявляются нечетко, сглаженно. Все то, что приводит человека в ИСС и характерные черты проявления этих состояний имеют вполне реальную основу, которая представляет собой сложные внут- риорганические изменения нашего тела и определенные психофизиологические процессы. Современный этап исследований ИСС характеризуется поиском общих черт и реальных биологических основ этих процессов. Открытие в 1975—1976 гг. эндорфинов, веществ, продуцирующихся в нашем организме и действующих аналогично наркотикам (но без вредного воздействия на организм), дало новый толчок исследованиям на уровне нейрохимии. Выяснилось, что во время ИСС в организме происходят сложнейшие процессы с участием особого класса веществ, в который входят эндорфины, энкефалины, нейромедиаторы (или нейротрансмиттеры) и другие вещества. Пока здесь много неясного, и исследователи нахо-
дятся в начале пути, но уже сейчас можно сказать, что продуцирование и активация эндорфинов в ИСС приводит к изменениям в синтезе аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), являющейся энергетической базой живого организма, что, в свою очередь, приводит, судя по всему, к созданию особого внутреннего источника энергии, или, наоборот, приводит к своеобразной консервации энергетических ресурсов организма и жизненных процессов в целом. Этот процесс может быть усилен или ослаблен нейромедиаторами, веществами, участвующими в процессе передачи информации (раздражения) в нервной системе. Именно поэтому человек, находящийся в ИСС, может демонстрировать поразительные способности — сверхчувствительность, огромную выносливость и силу или, наоборот, нечувствительность к воздействиям раздражителей. Крайний случай такой нечувствительности — это приостановка, замедление всех жизненных процессов организма, состояние парабиоза. Все, что было сказано, относится к конечному звену сложнейших внутриорганических процессов, а важнейшим условием, началом продуцирования и активизации эндорфинов, а следовательно, и возникновения ИСС, является критическое состояние определенных центров мозга, при котором решающую роль играет специфическое понижение уровня сахара и кислорода в крови — сочетание гипогликемии и гипоксии. Когда определенные центры мозга перестают получать в достатке кислород и глюкозу и это начинает угрожать их жизнедеятельности, включается компенсаторный защитный механизм, который и приводит центральную нервную систему в особое состояние. Само же возникновение сочетания гипогликемии и гипоксии может моделироваться различными факторами. Примерная схема этого процесса следующая. В результате воздействия психического или физического фактора наступает истощение, торможение определенных не рвных центров мозга (гипогликемия + гипоксия), включается защитный механизм (продуцирование и активация эндорфинов) энергоснабжения и вхождения в ИСС. Мы рассмотрели определенную классификацию методов вхождения в ИСС. Важнейшим в ней является направленность и результат того или иного метода. Дело в том, что ИСС в активной и пассивной форме представляет собой качественно разное состояние психики и организма. Воздействие ИСС в активной форме направлено прежде всего на подсознательные, вегетативные процессы организма, деятельность которых генетически запрограммирована на саморегуляцию организма. Цель активных методов, с точки зрения физиологии, — воздействовать на подсознательные процессы, на автономную нервную систему. При этом синхронизируется биоволновая активность мозга, которая в свою очередь устраняет рассогласованность внутриорганических процессов самого разного уровня, осуществляющихся автоматически. Основа нашего физического «Я» связана с автоматически регулируемыми функциями нашего тела, обеспечивающими стабильность и взаимодействие систем в организме и организма с окружающей средой (внутренний и внешний обмен веществ). Эта система, называемая «автономная нервная система» (АИС), обычно функционирует без участия сознания, на уровне подсознания. АНС контролирует вегетативные функции и эмоции и состоит из двух подсистем: • симпатическая нервная система (СНС); • парасимпатическая нервная система (ПНС). Эти системы находятся в состоянии взаимодействия и определяют баланс между активностью и пассивностью организма. Процесс гармонизации рассогласованных процессов в организме может быть достигнут стимуляцией СНС или ПНС в ИСС, то есть при использовании активных методов вхождения в ИСС, воздействие оказывается на те или иные центры автономной нервной системы. (На современном этапе развития науки стало возможным и непосредственное воздействие на биоволновую активность мозга при помощи записи и передачи нормальных ритмов мозга.) Как мы уже говорили, особенность активных методов достижения ИСС состоит еще и в том, что при этом сознание находится в состоянии пассивной концентрации, то есть в состоянии частичного или полного рассредоточения, торможения. Возникает вопрос: почему воздействие на АИС должно оказываться при условии частичного или полного отключения сознания? Здесь мы подошли к необходимости рассмотреть предпосылки возникновения и условия протекания ИСС не только с позиций химии и физиологии, но и психики. С точки зрения психологии, сознание человека состоит из трех уровней: • бессознательного (или подсознательного); • предсознательного; • уровня сознания. Разделение психики человека на.подсознание и сознание — наше обычное состояние. Психике часто удобно, чтобы эти два уровня не смешивались, так как они работают цо разным законам, которые иногда противоречат друг другу (интересно высказывание 3. Фрейда, что человеческое сознание исходит из принципа реальности, а бессознательное— из принципа удовольствия). Третий уровень — предсознательный, это своеобразный биологический механизм, который разграничивает сознание и подсознание. В обычном состоянии этот своего рода фильтр проводит огромную работу, избирательно закрывая, заглушая информацию, поступающую с одного уровня на другой. Так, например, предсознание не пропускает в подсознание приказы и желания сознания, выполняя четко выраженную функцию охраны деятель ности жизненно важных внутренних процессов в организме. Предсознание не пропускает в сознание те инстинкты подсознания, которые отвергаются человеком из соображений нравственного и морального характера. Деятельность предсознания как предохранительного уровня связана и обращена именно к уровню сознания, поэтому с отключением в той или иной мере сознания отключается и защитный барьер. Появляется возможность активно воздействовать на подсознательные процессы. Именно на этом построены активные методы вхождения в ИСС и воздействия на АИС. Так, достаточно широко распространены методы, позволяющие излечить болезни, имеющие психосоматическое содержание, если удается выделить в подсознании травмирующий фактор и освободиться от него. Дело в том, что тяжелые переживания, стрессовые ситуации, неприятные мысли вытесняются из сознания в сферу бессознательного, продолжая при этом оказывать влияние на человека (в обычном состоянии сознания предсознание пропускает информацию только жизненно значимую, с сильной эмоциональной окраской). Методы психотерапии строятся на том, чтобы пережить (часто с избытком) травмирующий эпизод, имевший место в прошлом и ушедший в подсознание, согласовать его с настоящим. Воскресив в памяти и пережив такие эпизоды как бы заново, но уже осознанно и с благополучным окончанием, человек избавляется от груза, который угнетал психику. В результате в подсознании как бы стирается, обесценивается старая и записывается новая, психологически завершенная информация, которая оказывает целительное воздействие на психику и тело. Это явление получило название «катарсис». Еще Аристотель употреблял это слово для обозначения «очищения души» посетителей театра, считая, что зритель, сопереживая с героем на сцене, сам становится морально чище, освобождается от тягостных переживаний за свои грехи, это сродни возможности выговориться, «поплакаться в жилетку» другу или давно существующей церковной исповеди. Но часто мы не осознаем причину, приведшую к дисгармонии духа и тела. И тогда применяются более действенные и радикальные методы, позволяющие ослабить или устранить барьер в предсознании и тормозящее воздействие коры больших полушарий мозга — сознания, то есть войти в ИСС. Эти методы (шаманизм, групповые ритуальные танцы, динамическая медитация, дыхательная психотехника, шокотерапия и т.д.), объединяющие эмоциональное воздействие и устраняющие контроль сознания, приводят к непроизвольному выплеску из подсознания травмирующей причины. Существуют методы и обратной направленности. В ИСС вводится в подсознание определенная позитивная информация, которая помогает разблокировать врожденный механизм оздоровления, оказывает целительное, гармонизирующее воздействие на психику и тело. До сих пор мы рассматривали особенности и направленность воздействия активных методов вхождения в ИСС. И если в этих методах мы воздействуем прежде всего на АИС через стимуляцию глубинных центров мозга при одновременном процессе торможения в коре больших полушарий, то при использовании пассивных методов вхождения в ИСС все действие направлено на определенные участки коры больших полушарий мозга при одновременном исключении воздействия на процесс центров мозга АИС. Именно поэтому в пассивных методах должно быть исключено, по возможности полно, сенсорное воздействие, двигательная активность, максимально снижена активность дыхательного центра. Судя по всему, при этом существует и определенная зависимость, сочетание возбужденных, активизированных участков коры головного мозга с участками голов- ногок мозга, находящимися в состоянии торможения. Активная концентрация сознания приводит к возбужде нию определенного участка мозга и появлению доминанты, которая тормозит деятельность других участков мозга. Направленность воздействия и результат использования пассивных методов ИСС качественно и принципиально отличается от активных методов. Это, прежде всего, возможность воздействия и получения необыкновенных результатов на уровне высших психических процессов. Итак, при использовании пассивных методов вхождения в ИСС как одно из условий необходимо почти полное исключение воздействия внешних и внутренних «шумов» тела на сознание (на кору больших полушарий головного мозга). Сейчас мы более подробно рассмотрим, что происходит при выполнении этого условия, и для чего оно нужно. Когда человеческому организму не хватает питательных веществ, на психическом уровне это переживается как эмоция голода, не хватает воды — жажда. Но, оказывается, одна из самых острых жизненных потребностей человека — потребность в оптимальном потоке ощущений. Эту-потребность мы, как правило, не осознаем, потому что необходимый поток ощущений в нормальных условиях достигается как бы автоматически. Пять известных органов чувств (предположительно, их больше) собирают информацию из внешней среды. Внутренние органы чувств сигнализируют о состоянии внутренней среды организма. Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в мощный поток, который и питает наш мозг информацией. И нехватка ощущений, информации вызывает сенсорный голод, который производит мощнейшее воздействие на психику человека. Для того чтобы человек чувствовал себя здоровым, необходим полноценный поток информации. А если его нет? Тогда наступает сенсорная депривация. Впервые ее целенаправленно апробировали на себе тибетские мона-
хи, проводившие в одиночестве месяцы и годы в тайных глубоких пещерах, желая развить в себе необычные способности психики. В наши дни сенсорный голод создают искусственно (причем достаточно быстро, в течение нескольких часов) в специальных камерах и изучают это состояние для из- бе?кания тяжелых последствий космических путешествий, полярных экспедиций, исследований пещер и т.д. Изучают сенсорный голод также для возможной активизации высших психических процессов, в частности возможностей интеллекта. Например, испытуемого в специальном снаря?кении погружают в воду так, что почти полностью прекращается поток ощущений. При отсутствии внешних ощущений происходит искажение, изменение, исчезновение и внутренних ощущений. А что при этом происходит с психикой человека? Вот как описывает С. Лем ощущения своего героя Пиркса в рассказе «Условный рефлекс»: «Пустота становилась тревожащей. Прежде всего он перестал ощущать положение собственного тела, рук, ног. Он еще помнил, в какой позе лежит, но именно помнил, а не ощущал... Он обнаружил, что у него уже нет ни туловища, ни головы — вообще ничего. Пирке будто растворялся постепенно в этой воде, которую тоже совершенно перестал ощущать... Нечем было шевельнуть: руки исчезли... Потом стало еще хуже. Темнота, в которой он находился, или, точнее, темнота—■ он сам, заполнилась слабо мерцающими кругами... Круги эти даже и не светились, а смутно белели... Он распадался... Он был немного здесь, немного там, и все расползалось. Верх, низ, стороны — ничего не осталось... Он вселился в кого-то. И этот кто-то раздувался. Распухал. Становился безграничным... Он кружился. Вращался... Глазные орбиты без лица, округлые, вытаращенные, расплывающиеся, если пробовать им сопротивляться, наступали на него, лезли в него, расширяли его изнутри, словно он резервуар из тонкой пленки, готовый вот-вот лопнуть. И он взорвался...» Нем ничего не придумал. В протоколах научных опытов есть и более впечатляющие картины психических ощущений, вызванные сенсорным голодом. Конечно, такого сенсорного голода трудно достичь в обычных условиях, да он там и не нужен в таком виде, но -мягкая», видоизмененная сенсорная депривация может наступить и без сурдокамеры. В йоге этому умению посвящена отдельная ступень— пратьяхара. Эта ступень позволяет освободиться от сенсорных помех или, образно говоря, достичь тишины чувств и ощущений тела. Дело в том, что в обычном состоянии функционирующие органы чувств создают в головном мозге определенный уровень, фон внутренних шумов, помех, которые провоцируют блуждания мыслей, ассоциаций непрерывным потоком следующих друг за другом. Поэтому «тишина чувств» — это только предварительное условие вхождения в ИСС пассивным методом. Второе наиболее ва?кное условие— это научиться понижать уровень собственных «шумов» мозга, то есть достичь однонаправленности мысли, максимальной концентрации внимания и, как следствие этого процесса, достичь остановки (стабилизации) превращений мысли на фоне сохраняющегося сознания. Этому умению посвящены такие ступени Раджа-йоги, как дхарана и дхия- на. В результате этого процесса появляется способность создавать новое состояние сознания — надсознание. Надсознание — термин, которым хотят подчеркнуть способность человека порождать новое, ранее не существовавшее состояние психики, в результате чего появляется возможность наиболее полного использования ассоциативных, интегративных механизмов мозга, способность продуцировать новые идеи, мысли, состояние психики, так называемое интуитивное мироощущение и его продукты— озарение, откровение, любовь ко всему миру. Надсознание— это уровень сознания, качественно отличающийся как от уровней ИСС, обращенных к Вегетативной нервной системе, подсознанию, так и от состояний сознания, предшествующих этапов пассивных методов, ведущих к этому уровню. Оно может быть достигнуто только методами, в которых достигается остановка превращений мысли, то есть именно теми методами, которые используются в йоге для достижения самадхи. Принципиальное отличие этого уровня в том, что при этом не только активизируются или блокируются уже существующие структуры и механизмы мозга, а создается совершенной новый, качественно более высокий механизм мышления и восприятия мира. Основой этого нового состояния сознания является то, что уровень пред- сознания отключается, но при этом сохраняются аналитические и прочие интеллектуальные способности сознания, которые вместе с подсознанием образуют новую информационную структуру и механизм взаимодействия мозга. Появляется своеобразное «состояние гениальности». У этого состояния есть более высокий надуровень, который можно выделить в отдельный уровень, и называется он — сверхсознание. Неидентичность этих уровней в том, что, находясь в ИСС на уровне надсознания, человек сохра
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |