Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Человек познается в усилии.



2019-11-13 398 Обсуждений (0)
Человек познается в усилии. 0.00 из 5.00 0 оценок





ГЛАВА б

Санъяма

Все истинно великое подготавливается медленным, незаметным ростом.

,                              Сенека

Мы рассмотрели пять средств осуществления, пять вне­шних компонентов (ступеней) йоги. Яма, нияма, асана, пранаяма и пратьяхара составляют «внешнюю» практи­ку. Теперь необходимо рассмотреть три внутренних ком­понента йоги. Дхарана, дхьяна и самадхи— внутренние средства. Три последних средства реализации являются непосредственными, прямыми факторами сосредоточе­ния и имеют одну и ту же сферу применения — высшие функции сознания. Такова традиционная иерархия ком­понентов йоги. Но в настоящее время в йоге существует течение, называемое Раджа-йога. Это течение объединя­ет четыре последних ступени, включая и пратьяхару. Логика такого объединения строится на схожести ис­пользуемых упражнений. Дело в том, что начиная с пра- тьяхары и далее нет резкого, четкого разграничения уп­ражнений для той или иной ступени. Применяемая « техника упражнений для освоения этих ступеней часто имеет одну и ту же основу, но при этом выполняются


они качественно иначе, на более высоком, очищенном уровне. Каждая ступень как бы основывается на ниж­ней, и при вхождении в состояние самадхи сознание проходит через каждый из предшествующих уровней по­степенно, исключая их один за другим.

Читая эту книгу, вы часто будете сталкиваться с этой особенностью изложения практического материала. В то же время существует, определенная градация упражне­ний по сложности, которая отражает последовательность практики и соответствует уровню развития ученика. Рас­смотрение теоретических основ начнем, как всегда, с афоризмов Патанджали.

'•Концентрация (дхарана) есть фиксация сознания на (определенном) месте»

(Гл. 3. п. I). «Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность (од­нородных) состояний сознания на этом (объекте)»

(Гл. 3, п. 2).

Въяса так поясняет этот пункт: «... однородное течение содержаний сознания, не нарушаемое другими содержа­ниями, и есть Дхьяна, то есть созерцание».

••Именно оно, освещающее только объект и как бы лишенное собственной природы, есть сосредото­чение (самадхи)»

(Гл. 3, п. 3).

«Три вместе— санъяма»

(Гл. 3, п. 4).

Три средства осуществления йоги — концентрация, со­зерцание, сосредоточение, имея одну и ту же сферу при­менения — высшие функции сознания, называются санъ­яма. Она упоминается для того, чтобы можно было показать особенности последних трех ступеней как внут­ренних компонентов йоги. Санъяма есть технический тер­мин для обозначения собственно психотехники.

Все три термина — дхарана (концентрация), дхияна (со­зерцание) и самадхи (сосредоточение) — употребляются


<:✓ л »x ' 4 >. ' ,jS\<iS&«SSx<^x ■■<&«••’■■.•■'.'' V: Six

в очень близких значениях, и мы попытаемся разобрать­ся в особенностях и различиях этапов психотехничес­ких процедур.

«Ее применение постадийно»

(Гл. 3, п. 6).

«Три — внутренние (в отличие) от предшествующих»

(Гл. 3, п. 7).

«Но даже они — внешние (относительно) самадхи — без семени»

(Гл. 3, п. 8).

Рассматривая теоретические основы йоги, мы уже коснулись в общих чертах вопроса самадхи. Сейчас, перед изложением практического курса психотехники, есть смысл познакомиться с этой проблемой подроб­нее.

Напомним, что существует два уровня самадхи. «Самад­хи с семенем», или «сампраджнята-самадхи», означает, что все стадии этого вида сосредоточения связаны с определенными опорами, объектами сосредоточения, в отличие от высшего «самадхи без семени», или «асамп- раджнята-самадхи», которое безобъектно.

Психотехническая процедура осуществляется, как уже отмечалось, в строгой последовательности стадий, толь­ко так можно достичь «самадхи без семени».

Причем стадийность наблюдается как по вертикали, так и по горизонтали, то есть не только между шестой, седьмой и восьмой ступенями, но уже и внутри каждой ступени имеется свой перепад качества, неравноцен­ность, иногда более существенная, чем на начальной стадии более высокой ступени.

Какова последовательность и соотношение определен­ных стадий? Б чем различие между концентрацией, со­зерцанием и сосредоточением? Какова природа собствен­но самадхи? Бот перечень очень сложных вопросов, которые мы должны рассмотреть, прежде чем перейти * к практике.


Как вы заметили, прочтение афоризмов, касающихся ше стой, седьмой и восьмой ступени йоги (гл. 3, п. 1, 2, 3), мало что дает в информационном плане, поэтому мы вновь обращаемся к первой главе «Йога-сутр», посвященной опи­санию самадхи. Я преднамеренно оставил рассмотрение теории природы и методов достижения самадхи на более позднее время, непосредственно перед изложением прак­тики психотехники.

Начнем с афоризма:

«(Если самадхи) сопровождается витаркой, вичарой, анандой и асмитой, то это сампраджнята-самадхи» (Гл. I, п. 17).

(Буквально: Битарка— размышление; Бичара— созер­цание; Ананда— блаженство; Асмита— самость, эго — сознание).

Б свою очередь, уровни «витарка» и «вичара» имеют стадии «савитарка» и «нирвитарка» и соответственно — «савичара» и «нирвичара».

«Сосредоточение "с умозрением" лишено отчетли­вости ввиду различия между словом, объектом и

понятием»

(гл. 1, п. 42).

«Савитарка» означает «мышление с помощью слов», то есть вербальное, дискурсивное, и определяется как умоз­рительное состояние сосредоточения.

«Нирвитарка» (следующая стадия) — недискурсивное, невербальное сосредоточение характеризуется свободой от наслоения умозрений, связанных с такими средствами познания, как словесное свидетельство и вывод. Б этом состоянии сосредоточения объект предстает сам по себе, происходит прямое восприятие его природы.

«Недискурсивное (сосредоточение есть такое состо­яние сознания, когда оно), полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект»

(Гл. I, п. 43).


Эти два вида сосредоточения имеют своим предмете^ гак называемые «грубые» объекты. «Грубые» объекты ■_ это реальные, материальные объекты.

«Таким же образом объяснены стадии савичара нирвичара, имеющие (объектами сосредоточен^ «тонкий объект»

(Гл. I; п. 4< «Савичара» — концентрация на «тонких» объектах с помощью вербального мышления. «Нирвичара» — нев^ бальное, недискурсивное сосредоточение на «тонкр объектах. «Тонкий» объект характеризуется отс.утстви^ качественных или количественных характеристик. «Т< ГТ" кие» элементы, свойства которых определяются простру ством, временем и причиной, выступают объектом < средоточения, называемого «савичара» (буквально «толь признак»).

«Тонкий» элемент, который характеризуется отсутст ем чего-либо, что проявлено в пространстве, време или причине, выступает объектом сосредоточения, зываемого «нирвичара» (буквально «отсутствие признак Таким образом, насчитывается четыре вида сосре^ точения, все они обладают «семенами», то есть опре ленными опорами, объектами сосредоточения.

«Именно они, (такие виды концентрации), и сосредоточение, обладающее семенем»

 

(Гл. 3,

(Гл. 3, п.

Сосредоточение, «лишенное семени» (асампраджнят<са мадхи), — безобъектно.

Как видите, теоретический материал, посвященный _та дням сосредоточения, очень сложен и перегружен спци альными терминами. Поэтому необходимо небольшое^ яснение, чтобы передать суть, основу афоризмо!


главное, понять порядок, последовательность практичен кого освоения этих стадий.

Итак, для тех, кто решил не вдаваться в тонкост буквального перевода афоризмов Патанджали, я пост; раюсь передать суть и последовательность четырех ст; дий психотехники, ведущей к освоению сампраджнят; самадхи. Их последовательность дана именно в порядк практического освоения.

Все четыре стадии сосредоточения достигаются с по мощью выбора определенного объекта концентрации соответственно этому изменяется характер, глубина и интенсивность сосредоточения.

1. Концентрация сознания на материальном объекте и его производных, то есть на объекте, который воспри­нимается органами чувств (так называемые «грубые» объекты).

2. Концентрация сознания на «тонком» объекте; здесь восприятие происходит через концентрацию сознания на мысленном образе материального объекта. «Тонкий» объект характеризуется как «только признак», то есть он умозрительно определяется временем, причиной и про­странством. И в первом, и во втором случае восприятие, представление объекта и свойственные им состояния сосредоточенности, концентрации осуществляются с по­мощью вербального мышления. («Вербальное» — мышле­ние с помощью слов.)

3. Концентрация сознания на «грубом» объекте, но объект воспринимается на невербальном уровне. Объект поддается интуитивной интерпретации, осмыслению. По­является ощущение слияния, проникновения в скрытую сущность объекта, равное внезапному открытию, озаре­нию. (Подобно той вспышке озарения, которую испытал Архимед, решая в течение многих часов трудную задачу. Как вы помните, решение пришло к нему в ванне, после чего Архимед выскочил из ванны и голый выбежал на улицу с криком «Эврика!».)


4. Концентрация сознания на «тонком» объекте, кото­рый воспринимается на невербальном, интуитивно-над- сознательном уровне. «Тонкий» объект может определять­ся как «только признак» или «отсутствием признака». Например, такой объект, как вечность. Познав сущность объекта созерцания, ученик отвергает все образы, отра­жая только глубинный смысл и истинную природу объек­та.

Мы рассмотрели четыре стадии сосредоточения, сопут­ствующие достижению «самадхи с семенем», но, как вы помните, в афоризме (гл. 1, п. 17) перечисляются и та­кие понятия, как «ананда» и «асмита».

«Ананда» и «асмита» — это не стадии сосредоточения, как многие это могут понять, прочитав данный афоризм, а со­стояния психики, сопровождающие ранее перечисленные стадии сосредоточения, то есть стадии сопряжены с ду­шевным подъемом, блаженством и осознаванием самости, самоидентичности «я». Поэтому все четыре стадии— из сферы сознательного сосредоточения, в отличие от бе­зобъектного сосредоточения, когда происходит остановка деятельности сознания при сохранении формирующих факторов, что равносильно функциональному несущество­ванию сознания.

"Другое (сосредоточение, при котором) остаются (только) формирующие факторы, предваряется прак­тикой, обуславливающей прекращение (деятельнос­ти сознания)»

(Гл. 1, п. 18).

Па этом мо2кно было бы закончить рассмотрение тео­рии, но, подробно остановившись на проблеме дости­жения самадхи, мы до сих пор не имеем четкого пред­ставления о природе собственно самадхи. А для того чтобы осмысленно подойти к освоению метода, необхо­димо иметь общее понимание того, к чему стремишься. Поэтому предлагаю вам небольшую лекцию о самадхи.


 

САМАДХИ: ИНФОРМАЦИЯ
К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Б последнее время все чаще приходится слышать: «меди­тация», «самадхи», «я медитировал...», и тому подобное. При ближайшем рассмотрении оказывается, что каждый вкла­дывает в эти понятия свой смысл, зачастую имея искажен­ное представление о методах, целях и механизмах воздей­ствия практики медитации. Часто под одним понятием подразумевают качественно разные процессы, начиная от упрощенного аутотренинга и заканчивая высшим психи­ческим состоянием — самадхи. Поэтому нам вначале необ­ходимо определиться, что мы понимаем под словом «меди­тация», чтобы в дальнейшем грамотно оперировать этим понятием. Сразу нужно оговориться и признать трудность описания в логической форме понятия -медитация», пото­му что это явление несравненно богаче по содержанию любого самого подробного словесного описания.

Буквально слово «медитация» означает «размышляю», «со­зерцаю» (латинское «meditor» — «размышляю», «обдумываю»). Б широком смысле под медитацией понимают состояние самоуглубленного сосредоточения, но этот процесс имеет множество уровней, отсюда и такое разночтение в опреде­лении того, что понимать под словом «медитация». При этом следует подчеркнуть, что конечное, высшее состояние са­моуглубленного сосредоточения — самадхи — достигается в результате строго определенной последовательности ос­воения уровней медитативной практики и психофизичес­ких процессов.

Воздействие, эффект упражнений множествен так же, как и уровни медитации, и, как правило, основная мас­са людей, достигнув определенного, промежуточного результата, на этом останавливаются, исходя из достиг­нутых целей, а иногда и просто не зная, что делать дальше. И только в йоге разработана четкая, последо­вательная система упражнений и рекомендаций, выпол­нив которые мы можем достичь цели.

Следует особо отметить трудность перевода и толкова­ния смысла афоризмов с санскрита, так как большин­ство слов очень многозначно. Так например, слово «са­мадхи» может означать «самоуглубленное сосредоточение», озарение», «прозрение», «сверхсознание», «высшее духовное видение», «космическое сознание- и т.д.

Часто понятие «самадхи» отождествляют с понятием «ме­дитация», «йога». Существует даже высказывание: «Йога есть самадхи» (Махариши Вьяса). Многие воспринимают его слишком упрощенно. К тому же буквально слова «йога», «медитация» можно также перевести и как сосредоточе­ние, концентрация, а это свойство присуще всем уровням, ведущим к самадхи. Таким образом, под самадхи зачастую понимается вся медитативная практика. Это не совсем так, и нам придется немного подробнее остановиться на этом.

Согласно Патанджали существует два уровня концентра­ции, сосредоточения.

I. Уровень сампрахджнята-самадхи

«Сампраджнята» означает сознательное, то есть с сохра­нением определенного вида индивидуального сознания или знания («самадхи с семенем»). На этом уровне ученик в процессе сосредоточения на определенном объекте пости­гает истинную природу вещей. У первого уровня есть и последующие стадии, подуровни, которые связаны с опре­деленными объектами, «семенем».

II. Уровень асампраджнята-самадхи (приставка «а» озна­чает отрицание).


«Самадхи без семени», то есть безобъектное сверхсоз­нательное состояние, не обусловленное временем, про­странством и причинностью. В этом самадхи исчезают все изменения ума, индивидуальное сознание перестает существовать.

Именно это высшее и последнее состояние психики мы и будем иметь в виду, когда говорим о самадхи. Все же пре­дыдущие уровни медитации являются промежуточными и, строго говоря, не могут называться самадхи, если мы име­ем в виду конечную цель йоги— объединение с Космичес­ким духом, знанием, Вселенной. Это маленькое отступление было необходимо для того, чтобы внести ясность в само понятие самадхи. А теперь более подробно рассмотрим эту проблему, но уже с современной точки зрения.

Конечная цель йоги — достижение самадхи — заключа­ется в последовательном овладении состояниями созна­ния, которые становятся все более и более очищенными, в результате чего достигается состояние сверхсознания, называемое Вселенским Разумом. Там больше не существу­ет понятия «Я», человеческое сознание становится бес­смертным и бесконечным. Наступает своеобразное «духов­ное видение», слияние с Мировым Разумом. Примерно так излагается состояние самадхи древнеиндийскими мудреца­ми, мыслителями и основоположниками йоги.

В современной науке нет общей концепции, объясня­ющей сущность и главные условия возникновения этого и похожих промежуточных состояний сознания. Делают­ся попытки анализировать каждый случай отдельно, по­этому и объяснения достаточно разноречивы.

Здесь мы попробуем рассмотреть этот вопрос обобщенно (не претендуя на академическую точность), стараясь увидеть и понять общие черты этих состояний, способы их достиже­ния и— хотя бы приблизительно— механизм возникнове­ния и воздействия на тело и психику. У этого состояния много уровней и оттенков, а следовательно, и названий: транс, самогипноз, нирвана, экстаз, самадхи и т.д.


 

Б современной науке для обозначения таких состояний используется понятие «измененные состояния сознания». В дальнейшем мы будем пользоваться именно этой аббреви­атурой — ИСС. Способы достижения этих состояний раз­ные, соответственно и уровни «погружения в себя» очень разнятся. Но есть и то общее, что объединяет их, несмотря на кажущуюся несхожесть. ИСС отличается от обычного со­стояния следующими чертами: потерей чувства времени и пространства, изменением или потерей ощущения своего тела и своего «Я», гипервнушаемостью, необычными форма­ми выражения эмоций, остановкой процессов мышления, проявлением необычных способностей тела и психики.

Для достижения этих состоянии воздействие может ока­зываться на разных уровнях:

• социальном (слово и даже интонация, взгляд),

• социально-психологическом (символ, изображение, влияние скопления людей и т.д.),

• физическом (стимуляция звуком, светом, током и др. или наоборот — отсутствием внешних раздражителей, сенсорная депривация),

• внутриорганическом (применение химических препа­ратов).

Обычно используется комбинированное воздействие. Так, например, широко используются ритмические, мно­гократно повторяющиеся движения тела, сопровождае­мые определенным музыкальным ритмом, близким по частотным характеристикам к альфа-ритму человеческо­го мозга (шаманский ритм, древнеиндийские ритуальные мелодии, тибетский ритм молитв, не очень мелодичный для европейского уха, — все они имеют схожую ритми­ческую основу); вспышки света, многократное прогова­ривание словесных формул, концентрация внимания на определенном объекте — все это приводит в действие механизм, позволяющий войти в ИСС.

‘Можно выделить две большие обособленные группы методов достижения ИСС.


1. Пассивные методы достижения ИСС в условиях нерв­но-мышечного расслабления. Человек, входящий в ИСС пассивным методом, взаимодействует с воображаемыми образами, видениями на фоне измененного, но сохраняю­щегося сознания. Физически пассивный участник активен психологически, человек обычно помнит свои пережива­ния, ощущения. (Эти методы часто сопровождаются гал­люцинациями, поэтому их еще называют галлюцинатор­ный транс.)

2. Активные методы достижения ИСС в условиях, когда физически активный участник психологически пассивен. При этом часто искажается чувство собственного «Я», происходит перевоплощение в других людей или даже животных. ИСС в активной форме сопровождается час­тичной или полной потерей памяти о происшедшем. (Эти методы называются также экстазом, трансом одержимос­ти, истерическим трансом.)

Конечно, при сравнительно неглубоком, поверхностном вхождении в ИСС все перечисленные черты проявляются нечетко, сглаженно.

Все то, что приводит человека в ИСС и характерные черты проявления этих состояний имеют вполне реаль­ную основу, которая представляет собой сложные внут- риорганические изменения нашего тела и определенные психофизиологические процессы. Современный этап ис­следований ИСС характеризуется поиском общих черт и реальных биологических основ этих процессов. Откры­тие в 1975—1976 гг. эндорфинов, веществ, продуцирую­щихся в нашем организме и действующих аналогично наркотикам (но без вредного воздействия на организм), дало новый толчок исследованиям на уровне нейрохи­мии. Выяснилось, что во время ИСС в организме проис­ходят сложнейшие процессы с участием особого класса веществ, в который входят эндорфины, энкефалины, ней­ромедиаторы (или нейротрансмиттеры) и другие веще­ства. Пока здесь много неясного, и исследователи нахо-

 

дятся в начале пути, но уже сейчас можно сказать, что продуцирование и активация эндорфинов в ИСС приво­дит к изменениям в синтезе аденозинтрифосфорной кис­лоты (АТФ), являющейся энергетической базой живого организма, что, в свою очередь, приводит, судя по все­му, к созданию особого внутреннего источника энергии, или, наоборот, приводит к своеобразной консервации энергетических ресурсов организма и жизненных про­цессов в целом. Этот процесс может быть усилен или ослаблен нейромедиаторами, веществами, участвующи­ми в процессе передачи информации (раздражения) в нервной системе. Именно поэтому человек, находящий­ся в ИСС, может демонстрировать поразительные спо­собности — сверхчувствительность, огромную выносли­вость и силу или, наоборот, нечувствительность к воздействиям раздражителей. Крайний случай такой не­чувствительности — это приостановка, замедление всех жизненных процессов организма, состояние парабиоза.

Все, что было сказано, относится к конечному звену сложнейших внутриорганических процессов, а важней­шим условием, началом продуцирования и активизации эндорфинов, а следовательно, и возникновения ИСС, является критическое состояние определенных центров мозга, при котором решающую роль играет специфичес­кое понижение уровня сахара и кислорода в крови — сочетание гипогликемии и гипоксии. Когда определен­ные центры мозга перестают получать в достатке кисло­род и глюкозу и это начинает угрожать их жизнедеятель­ности, включается компенсаторный защитный механизм, который и приводит центральную нервную систему в осо­бое состояние. Само же возникновение сочетания гипо­гликемии и гипоксии может моделироваться различными факторами.

Примерная схема этого процесса следующая. В резуль­тате воздействия психического или физического факто­ра наступает истощение, торможение определенных не­


рвных центров мозга (гипогликемия + гипоксия), вклю­чается защитный механизм (продуцирование и актива­ция эндорфинов) энергоснабжения и вхождения в ИСС.

Мы рассмотрели определенную классификацию мето­дов вхождения в ИСС. Важнейшим в ней является на­правленность и результат того или иного метода. Дело в том, что ИСС в активной и пассивной форме пред­ставляет собой качественно разное состояние психики и организма. Воздействие ИСС в активной форме на­правлено прежде всего на подсознательные, вегетатив­ные процессы организма, деятельность которых генети­чески запрограммирована на саморегуляцию организма. Цель активных методов, с точки зрения физиологии, — воздействовать на подсознательные процессы, на авто­номную нервную систему. При этом синхронизируется биоволновая активность мозга, которая в свою оче­редь устраняет рассогласованность внутриорганических процессов самого разного уровня, осуществляющихся автоматически.

Основа нашего физического «Я» связана с автомати­чески регулируемыми функциями нашего тела, обеспе­чивающими стабильность и взаимодействие систем в организме и организма с окружающей средой (внутрен­ний и внешний обмен веществ). Эта система, называе­мая «автономная нервная система» (АИС), обычно функ­ционирует без участия сознания, на уровне подсознания. АНС контролирует вегетативные функции и эмоции и состоит из двух подсистем:

• симпатическая нервная система (СНС);

• парасимпатическая нервная система (ПНС).

Эти системы находятся в состоянии взаимодействия и определяют баланс между активностью и пассивностью организма. Процесс гармонизации рассогласованных про­цессов в организме может быть достигнут стимуляцией СНС или ПНС в ИСС, то есть при использовании актив­ных методов вхождения в ИСС, воздействие оказывается


на те или иные центры автономной нервной системы. (На современном этапе развития науки стало возмож­ным и непосредственное воздействие на биоволновую активность мозга при помощи записи и передачи нор­мальных ритмов мозга.)

Как мы уже говорили, особенность активных методов достижения ИСС состоит еще и в том, что при этом со­знание находится в состоянии пассивной концентрации, то есть в состоянии частичного или полного рассредото­чения, торможения.

Возникает вопрос: почему воздействие на АИС должно оказываться при условии частичного или полного от­ключения сознания? Здесь мы подошли к необходимос­ти рассмотреть предпосылки возникновения и условия протекания ИСС не только с позиций химии и физиоло­гии, но и психики.

С точки зрения психологии, сознание человека состоит из трех уровней:

• бессознательного (или подсознательного);

• предсознательного;

• уровня сознания.

Разделение психики человека на.подсознание и созна­ние — наше обычное состояние. Психике часто удобно, чтобы эти два уровня не смешивались, так как они ра­ботают цо разным законам, которые иногда противоре­чат друг другу (интересно высказывание 3. Фрейда, что человеческое сознание исходит из принципа реальнос­ти, а бессознательное— из принципа удовольствия).

Третий уровень — предсознательный, это своеобразный биологический механизм, который разграничивает созна­ние и подсознание. В обычном состоянии этот своего рода фильтр проводит огромную работу, избирательно закрывая, заглушая информацию, поступающую с одного уровня на другой. Так, например, предсознание не про­пускает в подсознание приказы и желания сознания, выполняя четко выраженную функцию охраны деятель­


ности жизненно важных внутренних процессов в орга­низме. Предсознание не пропускает в сознание те ин­стинкты подсознания, которые отвергаются человеком из соображений нравственного и морального характера. Деятельность предсознания как предохранительного уров­ня связана и обращена именно к уровню сознания, по­этому с отключением в той или иной мере сознания от­ключается и защитный барьер. Появляется возможность активно воздействовать на подсознательные процессы. Именно на этом построены активные методы вхождения в ИСС и воздействия на АИС.

Так, достаточно широко распространены методы, по­зволяющие излечить болезни, имеющие психосоматичес­кое содержание, если удается выделить в подсознании травмирующий фактор и освободиться от него. Дело в том, что тяжелые переживания, стрессовые ситуации, неприятные мысли вытесняются из сознания в сферу бессознательного, продолжая при этом оказывать влия­ние на человека (в обычном состоянии сознания пред­сознание пропускает информацию только жизненно зна­чимую, с сильной эмоциональной окраской).

Методы психотерапии строятся на том, чтобы пережить (часто с избытком) травмирующий эпизод, имевший мес­то в прошлом и ушедший в подсознание, согласовать его с настоящим. Воскресив в памяти и пережив такие эпи­зоды как бы заново, но уже осознанно и с благополуч­ным окончанием, человек избавляется от груза, который угнетал психику. В результате в подсознании как бы сти­рается, обесценивается старая и записывается новая, пси­хологически завершенная информация, которая оказыва­ет целительное воздействие на психику и тело. Это явление получило название «катарсис». Еще Аристотель употреб­лял это слово для обозначения «очищения души» посети­телей театра, считая, что зритель, сопереживая с героем на сцене, сам становится морально чище, освобождается от тягостных переживаний за свои грехи, это сродни


возможности выговориться, «поплакаться в жилетку» дру­гу или давно существующей церковной исповеди.

Но часто мы не осознаем причину, приведшую к дис­гармонии духа и тела. И тогда применяются более дей­ственные и радикальные методы, позволяющие ослабить или устранить барьер в предсознании и тормозящее воз­действие коры больших полушарий мозга — сознания, то есть войти в ИСС. Эти методы (шаманизм, групповые ритуальные танцы, динамическая медитация, дыхатель­ная психотехника, шокотерапия и т.д.), объединяющие эмоциональное воздействие и устраняющие контроль сознания, приводят к непроизвольному выплеску из под­сознания травмирующей причины.

Существуют методы и обратной направленности. В ИСС вводится в подсознание определенная позитивная инфор­мация, которая помогает разблокировать врожденный механизм оздоровления, оказывает целительное, гармо­низирующее воздействие на психику и тело.

До сих пор мы рассматривали особенности и направ­ленность воздействия активных методов вхождения в ИСС. И если в этих методах мы воздействуем прежде всего на АИС через стимуляцию глубинных центров мозга при од­новременном процессе торможения в коре больших по­лушарий, то при использовании пассивных методов вхож­дения в ИСС все действие направлено на определенные участки коры больших полушарий мозга при одновре­менном исключении воздействия на процесс центров мозга АИС. Именно поэтому в пассивных методах должно быть исключено, по возможности полно, сенсорное воз­действие, двигательная активность, максимально сниже­на активность дыхательного центра.

Судя по всему, при этом существует и определенная зависимость, сочетание возбужденных, активизирован­ных участков коры головного мозга с участками голов- ногок мозга, находящимися в состоянии торможения. Активная концентрация сознания приводит к возбужде­


нию определенного участка мозга и появлению доминан­ты, которая тормозит деятельность других участков моз­га. Направленность воздействия и результат использова­ния пассивных методов ИСС качественно и принципиально отличается от активных методов. Это, прежде всего, возможность воздействия и получения необыкновен­ных результатов на уровне высших психических про­цессов.

Итак, при использовании пассивных методов вхожде­ния в ИСС как одно из условий необходимо почти полное исключение воздействия внешних и внутренних «шумов» тела на сознание (на кору больших полушарий головного мозга).

Сейчас мы более подробно рассмотрим, что происходит при выполнении этого условия, и для чего оно нужно.

Когда человеческому организму не хватает питатель­ных веществ, на психическом уровне это переживается как эмоция голода, не хватает воды — жажда. Но, оказы­вается, одна из самых острых жизненных потребностей человека — потребность в оптимальном потоке ощуще­ний. Эту-потребность мы, как правило, не осознаем, по­тому что необходимый поток ощущений в нормальных условиях достигается как бы автоматически.

Пять известных органов чувств (предположительно, их больше) собирают информацию из внешней среды. Внутренние органы чувств сигнализируют о состоянии внутренней среды организма. Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в мощный поток, кото­рый и питает наш мозг информацией. И нехватка ощу­щений, информации вызывает сенсорный голод, кото­рый производит мощнейшее воздействие на психику человека.

Для того чтобы человек чувствовал себя здоровым, необходим полноценный поток информации. А если его нет? Тогда наступает сенсорная депривация. Впервые ее целенаправленно апробировали на себе тибетские мона-

 

хи, проводившие в одиночестве месяцы и годы в тай­ных глубоких пещерах, желая развить в себе необыч­ные способности психики.

В наши дни сенсорный голод создают искусственно (причем достаточно быстро, в течение нескольких часов) в специальных камерах и изучают это состояние для из- бе?кания тяжелых последствий космических путешествий, полярных экспедиций, исследований пещер и т.д.

Изучают сенсорный голод также для возможной акти­визации высших психических процессов, в частности возможностей интеллекта.

Например, испытуемого в специальном снаря?кении погружают в воду так, что почти полностью прекраща­ется поток ощущений. При отсутствии внешних ощуще­ний происходит искажение, изменение, исчезновение и внутренних ощущений. А что при этом происходит с психикой человека? Вот как описывает С. Лем ощуще­ния своего героя Пиркса в рассказе «Условный реф­лекс»: «Пустота становилась тревожащей. Прежде всего он перестал ощущать положение собственного тела, рук, ног. Он еще помнил, в какой позе лежит, но именно помнил, а не ощущал... Он обнаружил, что у него уже нет ни туловища, ни головы — вообще ничего. Пирке будто растворялся постепенно в этой воде, которую тоже совершенно перестал ощущать... Нечем было шевельнуть: руки исчезли... Потом стало еще хуже. Тем­нота, в которой он находился, или, точнее, темнота—■ он сам, заполнилась слабо мерцающими кругами... Кру­ги эти даже и не светились, а смутно белели... Он рас­падался... Он был немного здесь, немного там, и все расползалось. Верх, низ, стороны — ничего не оста­лось... Он вселился в кого-то. И этот кто-то раздувался. Распухал. Становился безграничным... Он кружился. Вращался... Глазные орбиты без лица, округлые, выта­ращенные, расплывающиеся, если пробовать им сопро­тивляться, наступали на него, лезли в него, расширяли


его изнутри, словно он резервуар из тонкой пленки, готовый вот-вот лопнуть. И он взорвался...»

Нем ничего не придумал. В протоколах научных опы­тов есть и более впечатляющие картины психических ощущений, вызванные сенсорным голодом.

Конечно, такого сенсорного голода трудно достичь в обычных условиях, да он там и не нужен в таком виде, но -мягкая», видоизмененная сенсорная депривация может наступить и без сурдокамеры. В йоге этому умению посвя­щена отдельная ступень— пратьяхара. Эта ступень позво­ляет освободиться от сенсорных помех или, образно гово­ря, достичь тишины чувств и ощущений тела. Дело в том, что в обычном состоянии функционирующие органы чувств создают в головном мозге определенный уровень, фон внутренних шумов, помех, которые провоцируют блужда­ния мыслей, ассоциаций непрерывным потоком следую­щих друг за другом. Поэтому «тишина чувств» — это только предварительное условие вхождения в ИСС пассивным методом.

Второе наиболее ва?кное условие— это научиться по­нижать уровень собственных «шумов» мозга, то есть до­стичь однонаправленности мысли, максимальной концен­трации внимания и, как следствие этого процесса, достичь остановки (стабилизации) превращений мысли на фоне сохраняющегося сознания. Этому умению по­священы такие ступени Раджа-йоги, как дхарана и дхия- на. В результате этого процесса появляется способность создавать новое состояние сознания — надсознание.

Надсознание — термин, которым хотят подчеркнуть спо­собность человека порождать новое, ранее не существо­вавшее состояние психики, в результате чего появляется возможность наиболее полного использования ассоциа­тивных, интегративных механизмов мозга, способность продуцировать новые идеи, мысли, состояние психики, так называемое интуитивное мироощущение и его про­дукты— озарение, откровение, любовь ко всему миру.

Надсознание— это уровень сознания, качественно от­личающийся как от уровней ИСС, обращенных к Вегета­тивной нервной системе, подсознанию, так и от состоя­ний сознания, предшествующих этапов пассивных методов, ведущих к этому уровню. Оно может быть дос­тигнуто только методами, в которых достигается оста­новка превращений мысли, то есть именно теми метода­ми, которые используются в йоге для достижения самадхи.

Принципиальное отличие этого уровня в том, что при этом не только активизируются или блокируются уже су­ществующие структуры и механизмы мозга, а создается совершенной новый, качественно более высокий меха­низм мышления и восприятия мира. Основой этого но­вого состояния сознания является то, что уровень пред- сознания отключается, но при этом сохраняются аналитические и прочие интеллектуальные способности сознания, которые вместе с подсознанием образуют но­вую информационную структуру и механизм взаимодей­ствия мозга. Появляется своеобразное «состояние гени­альности». У этого состояния есть более высокий надуровень, который можно выделить в отдельный уро­вень, и называется он — сверхсознание.

Неидентичность этих уровней в том, что, находясь в ИСС на уровне надсознания, человек сохра



2019-11-13 398 Обсуждений (0)
Человек познается в усилии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Человек познается в усилии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)