Йога каждому дает только то, что он заслужил. 14 страница
Кроме того, для того чтобы такое условно-рефлекторное обучение происходило, обязательно необходимо подкреплять интересующие нас изменения (как это делает дрессировщик, поощряя, например, сахаром каждый успех своего питомца). Для такого подкрепления должна использоваться необходимая аппаратура для создания так называемой системы обратной связи, то есть мозг должен каким-то образом получать подтверждение, что его усилия по обучению идут в нужном направлении. Какие конкретные нейрофизиологические механизмы лежат в основе висцерального (от лат. viscera— внутренности) обучения? К сожалению, здесь очень многое пока не ясно. Более или менее определенно можно сказать, что в данном случае не происходит прямого влияния коры мозга на вегетативные центры, ведающие функцией внутренних органов, а воздействие опосредуется включением других систем, подвластных нашему сознательному контролю. К пониманию этой проблемы можно приблизиться методом исключения. Так, например, известно, что частоту пульса мо?кно изменять волевым усилием, задерживая или убыстряя дыхание, напрягая или расслабляя мышцы тела и т.п. Поэтому в экспериментах старались выборочно исключать подобные влияния. Например, с этой целью животным перед опытом стали вводить кураре— яд, блокирующий ацетилхолин, вещество, которое служит передатчиком импульсов в нервных стволах соматической нервной системы, иначе говоря, блокирующей любые мышечные движения. На вегетативные пути и на высшие мозговые механизмы яд не действует. Оказалось, что при данной методике животные еще легче обучали влиять на работу своих внутренних органов. Значит, висцеральное обучение минует соматические организмы. Более того, импульсы со стороны скелетных мышц мешают такому обучению. Нервные импульсы, поступающие в мозг от мышечной системы, представляют собой своеобразные «помехи» и,
когда их исключают с помощью кураре, кора мозга легче включается в регуляцию деятельности внутренних органов. Это подтвердилось и в наблюдениях на людях. Оказалось, что больных с параличом (например, с повреждением спинного мозга после травмы) легче обучить воздействовать на деятельность своих внутренних органов. К. сожалению, все эти эксперименты только научно обосновали давно известный в практике йоги факт, что при работе с психикой необходимо максимально исключить «посторонние шумы», идущие от органов чувств, в том числе и от мышечной системы тела. Какие же механизмы используются в йоге для произвольной регуляции функций внутренних органов? Ряд исследований показал, что в стадии глубокого сосредоточения у человека в организме наблюдаются довольно значительные изменения. В частности, снижается уровень чувствительности всех рецепторов, снижается скорость протекания обменных процессов. Но, главное, появляются очень интересные изменения на электррэн- цефалограмме: развивается преобладание альфа-ритма во всех отведениях и особенно в лобных и центральных областях мозга, где он мало выражен, снижается его частота, появляются еще более редкие колебания, так называемый тета-ритм. Человек сидит, сосредоточен, глаза его открыты, а электрические колебания в мозгу у него такие, словно он лежит спокойно с закрытыми глазами и готовится перейти ко сну. В ходе опытов выяснилось, что хотя это состояние имеет некоторые общие черты с тем, что бывает на определенных стадиях сна, гипноза, в целом оно не тождественно ни одному из них. Особо подчеркивается, что переход к такому состоянию совершается очень быстро, счет времени идет на минуты, так что тут не может быть и речи и о каком-то полусонном, дремотном состоянии. Ученые полагают, что это особый интегрированный рефлекс, осуществляемый через центральные мозговые структуры. Кстати, особенности протекания обменных процессов при медитации заставили некоторых авторов искать определенную аналогию между этим состоянием и зимней спячкой млекопитающих, во время которой также резко снижается обмен в организме животного. Интересно, что при спячке в мозгу животного сохраняется постоянно бодрствующий пункт, благодаря чему спячка может быть немедленно прервана, если в окружающей среде происходят определенные изменения. Так, если находящегося в состоянии спячки ежа охлаждают ниже температуры +2 °C, он обязательно просыпается; если летучую мышь перевернуть вверх головой, она, не Просыпаясь, вновь перевернется в прежнее положение. У человека, находящегося в стадии глубокой медитации, все тело тоже максимально отключено, а мозг, сознание находятся в состоянии особого типа бодрствования, особого сосредоточения; вернее, не все сознание, а только определенная часть, «сторож-контролер». Конечно, аналогия между медитацией и зимней спячкой очень относительна, но сопоставление этих состояний помогает приблизиться к выяснению некоторых механизмов в практике йоги. Если мы обратимся к нашему жизненному опыту, то мы увидим, что в случае обычно функционирующего организма все управление «внутренним хозяйством» остается вне сознания, а следовательно, и возможность целенаправленно управлять им лежит ниже порога сознания, то есть на уровне подсознания. Поэтому для решения этой проблемы необходимо устранить препятствия, мешающие «выйти» непосредственно на уровень подсознания. Доступ к подсознанию может быть осуществлен разными способами, такими как гипноз или самовнушение, или просто при возникновении экстремальной или стрессовой ситуации, когда сознание на какое-то время и в ка- ‘кой-то своей части отключается. Способов много, более подробно об этом смотрите в следующей главе. В йоге I
для этого используют максимальное отключение «помех» ем доступ в иную сферу психики, своего рода «ключ» подсознанию. Но в данном случае нас интересует не про сто способ получить доступ к подсознанию, но возможность активно на него влиять. Как этого добиться? Это и есть вторая часть задачи. Для этого нам необходима обратная связь (как и в случае образования условного рефлекса), то есть образно говоря, нам нужно научиться «языку», на котором говорит подсознание, ведь сознание и подсознание говорят на разных «языках». Есть знаменитое высказывание Сеченова: «Между действием и представлением о действии, с точкой зрения мозговых реакций, нет решительно никакой разницы». Поэтому, чтобы влиять на деятельность подсознания, надо говорить на его языке— языке живых образов. Как этому научиться, смотрите в следующей, шестой главе. Единственное, что я хочу добавить, это то, что управление деятельностью своих внутренних органов не является самоцелью йоги. Примечание: При написании заключения к пятой главе автор использовал статью доктора медицинских наук В. Бахур «Секреты йогов и произвольная регуляция работы внутренних органов».
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |