Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Йога каждому дает только то, что он заслужил. 14 страница



2019-11-13 202 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 14 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Кроме того, для того чтобы такое условно-рефлекторное обучение происходило, обязательно необходимо подкреп­лять интересующие нас изменения (как это делает дресси­ровщик, поощряя, например, сахаром каждый успех своего питомца). Для такого подкрепления должна использоваться необходимая аппаратура для создания так называемой сис­темы обратной связи, то есть мозг должен каким-то обра­зом получать подтверждение, что его усилия по обучению идут в нужном направлении. Какие конкретные нейрофизи­ологические механизмы лежат в основе висцерального (от лат. viscera— внутренности) обучения?

К сожалению, здесь очень многое пока не ясно. Более или менее определенно можно сказать, что в данном случае не происходит прямого влияния коры мозга на вегетативные центры, ведающие функцией внутренних органов, а воздействие опосредуется включением других систем, подвластных нашему сознательному контролю. К пониманию этой проблемы можно приблизиться мето­дом исключения. Так, например, известно, что частоту пульса мо?кно изменять волевым усилием, задерживая или убыстряя дыхание, напрягая или расслабляя мышцы тела и т.п. Поэтому в экспериментах старались выбороч­но исключать подобные влияния.

Например, с этой целью животным перед опытом стали вводить кураре— яд, блокирующий ацетилхолин, веще­ство, которое служит передатчиком импульсов в нервных стволах соматической нервной системы, иначе говоря, блокирующей любые мышечные движения. На вегетатив­ные пути и на высшие мозговые механизмы яд не дей­ствует. Оказалось, что при данной методике животные еще легче обучали влиять на работу своих внутренних органов. Значит, висцеральное обучение минует сомати­ческие организмы. Более того, импульсы со стороны ске­летных мышц мешают такому обучению.

Нервные импульсы, поступающие в мозг от мышечной системы, представляют собой своеобразные «помехи» и,


 

когда их исключают с помощью кураре, кора мозга лег­че включается в регуляцию деятельности внутренних ор­ганов. Это подтвердилось и в наблюдениях на людях. Оказалось, что больных с параличом (например, с по­вреждением спинного мозга после травмы) легче обу­чить воздействовать на деятельность своих внутренних органов. К. сожалению, все эти эксперименты только научно обосновали давно известный в практике йоги факт, что при работе с психикой необходимо максималь­но исключить «посторонние шумы», идущие от органов чувств, в том числе и от мышечной системы тела. Какие же механизмы используются в йоге для произвольной регуляции функций внутренних органов?

Ряд исследований показал, что в стадии глубокого со­средоточения у человека в организме наблюдаются до­вольно значительные изменения. В частности, снижает­ся уровень чувствительности всех рецепторов, снижается скорость протекания обменных процессов. Но, главное, появляются очень интересные изменения на электррэн- цефалограмме: развивается преобладание альфа-ритма во всех отведениях и особенно в лобных и центральных областях мозга, где он мало выражен, снижается его частота, появляются еще более редкие колебания, так называемый тета-ритм. Человек сидит, сосредоточен, гла­за его открыты, а электрические колебания в мозгу у него такие, словно он лежит спокойно с закрытыми глазами и готовится перейти ко сну.

В ходе опытов выяснилось, что хотя это состояние имеет некоторые общие черты с тем, что бывает на определен­ных стадиях сна, гипноза, в целом оно не тождественно ни одному из них. Особо подчеркивается, что переход к такому состоянию совершается очень быстро, счет вре­мени идет на минуты, так что тут не может быть и речи и о каком-то полусонном, дремотном состоянии. Ученые полагают, что это особый интегрированный рефлекс, осуществляемый через центральные мозговые структуры.


Кстати, особенности протекания обменных процессов при медитации заставили некоторых авторов искать оп­ределенную аналогию между этим состоянием и зимней спячкой млекопитающих, во время которой также резко снижается обмен в организме животного.

Интересно, что при спячке в мозгу животного сохра­няется постоянно бодрствующий пункт, благодаря чему спячка может быть немедленно прервана, если в окру­жающей среде происходят определенные изменения. Так, если находящегося в состоянии спячки ежа охлаждают ниже температуры +2 °C, он обязательно просыпается; если летучую мышь перевернуть вверх головой, она, не Просыпаясь, вновь перевернется в прежнее положение.

У человека, находящегося в стадии глубокой медита­ции, все тело тоже максимально отключено, а мозг, со­знание находятся в состоянии особого типа бодрствова­ния, особого сосредоточения; вернее, не все сознание, а только определенная часть, «сторож-контролер». Конеч­но, аналогия между медитацией и зимней спячкой очень относительна, но сопоставление этих состояний помога­ет приблизиться к выяснению некоторых механизмов в практике йоги.

Если мы обратимся к нашему жизненному опыту, то мы увидим, что в случае обычно функционирующего орга­низма все управление «внутренним хозяйством» остается вне сознания, а следовательно, и возможность целенап­равленно управлять им лежит ниже порога сознания, то есть на уровне подсознания. Поэтому для решения этой проблемы необходимо устранить препятствия, мешающие «выйти» непосредственно на уровень подсознания.

Доступ к подсознанию может быть осуществлен разны­ми способами, такими как гипноз или самовнушение, или просто при возникновении экстремальной или стрессо­вой ситуации, когда сознание на какое-то время и в ка- ‘кой-то своей части отключается. Способов много, более подробно об этом смотрите в следующей главе. В йоге

I

 

для этого используют максимальное отключение «помех»

         
   


ем доступ в иную сферу психики, своего рода «ключ» подсознанию. Но в данном случае нас интересует не про сто способ получить доступ к подсознанию, но возмож­ность активно на него влиять. Как этого добиться? Это и есть вторая часть задачи. Для этого нам необходима об­ратная связь (как и в случае образования условного реф­лекса), то есть образно говоря, нам нужно научиться «языку», на котором говорит подсознание, ведь сознание и подсознание говорят на разных «языках».

Есть знаменитое высказывание Сеченова: «Между дей­ствием и представлением о действии, с точкой зрения мозговых реакций, нет решительно никакой разницы». Поэтому, чтобы влиять на деятельность подсознания, надо говорить на его языке— языке живых образов. Как это­му научиться, смотрите в следующей, шестой главе. Един­ственное, что я хочу добавить, это то, что управление деятельностью своих внутренних органов не является самоцелью йоги.

Примечание:

При написании заключения к пятой главе автор ис­пользовал статью доктора медицинских наук В. Бахур «Сек­реты йогов и произвольная регуляция работы внутрен­них органов».



2019-11-13 202 Обсуждений (0)
Йога каждому дает только то, что он заслужил. 14 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Йога каждому дает только то, что он заслужил. 14 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)