Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные теоретические положения



2019-11-13 365 Обсуждений (0)
Основные теоретические положения 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из ведущих признаков здоровья детей и подростков является уровень физического развития ребенка – основной показатель, отображающий совокупность морфологических и физиологических признаков, с которыми связаны показатели физической и половой зрелости, физической силы и гармоничность развития.

Физическое развитие – комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития человека.

Физическое развитие является одним из существенных показателей здоровья, его параметры отражают степень соответствия биологического и паспортного возраста и определяют физическую работоспособность в момент обследования.

Критерии физического развития – состояние основных форм и размеров тела, функциональных способностей организма. К ним относятся:

– осанка;

– состояние костного скелета и мускулатуры;

– степень жироотложения;

– форма грудной клетки, спины, живота, ног;

– жизненная емкость легких, сила кисти, становая сила.

При изучении индивидуального физического развития человека исследуют антропометрические показатели (соматоскопические, соматометрические, физиометрические). С этой целью используются методы наружного осмотра (соматоскопия – форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развития мускулатуры, степень жироотложения и полового созревания), измерения морфологических показателей (соматометрия – длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечья и т.п.) и функциональных показателей (физиометрия – жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила).

При этом оценивается степень гармоничности физического развития (гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное) и уровень физического развития (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий).

Антропометрические показатели – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Типы телосложения и конституция человека

Соотношение количества костного, мышечного и жирового компонентов определяет телосложениечеловека.

Биологическая сущность человека характеризуется тремя главными составляющими: строением тела, физиологией жизненных функций и метаболизма и психологическими особенностями личности. Они взаимосвязаны и в комплексе составляют конституцию человека – наиболее фундаментальную характеристику целостного организма (табл. 22).

Табл. 22 – Морфофункциональные свойства, характерные для людей разных типов телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)

Показатель Тип телосложения дигестивный Тип телосложения мышечный Тип телосложения торакальный
Внешние признаки: кости скелета плечи   конечности   угол между нижними ребрами     широкие не шире бедер   сравнительно короткие тупой     широкие шире бедер   сравнительно средние прямой     узкие немного шире бедер сравнительно длинные острый
Функциональные c войства: объем легких   мышечная сила выносливость     относительно малый большая малая     относительно средний большая средняя     относительно большой малая большая
Наиболее вероятные заболевания диабет, инсульт инфаркт миокарда болезни легких

Продолжение табл. 22

 

Некоторые сопряженные психологические свойства любовь к комфорту жажда похвалы тяга к людям в тяжелые минуты любовь к приключениям эмоциональная черствость тяга к действию в тяжелую минуту необщительность эмоциональная сдержанность тяга к одиночеству в тяжелую минуту

 

Согласно другой классификации, выделяют следующие типы телосложения: астенический (долихоморфный), нормостенический (мезоморфный), гиперстенический (брахиморфный).

Астеник худощав, несколько плоскогруд, мускулатура у него развита слабо, имеет высокий рост, длинную грудную клетку, сердце занимает более вертикальное положение.

Нормостеник более широкогруд, плечист, мускулатура у него выражена отчетливо. У людей нормостеничноготипа телосложения наблюдается косое расположение длинной оси сердца.

У лиц гиперстенического типа плотное телосложение, «солидная» фигура, невысокий рост, сердце располагается почти горизонтально. Эти люди подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.

Осанкапривычная поза непринужденно стоящего человека, привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную (рис. 12).

Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают инструментальные исследования (определение глубины шейного и поясничного изгибов и длины позвоночника).

Нормальная осанка характеризуется пятью признаками:

– расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки;

– расположением надплечий на одном уровне;

– расположением обеих лопаток на одном уровне;

– равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками;

– правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5 см в поясничном отделе и до 2 см – в шейном).

Причины нарушений осанки

- недостатки физического воспитания (недостаточное физическое развитие, несимметричные физические нагрузки, когда одни группы мышц развиты сильнее, а другие меньше);

- отсутствие у детей понятия о правильной осанке, да и не только у детей, но и у педагогов и родителей, т.е. не формируется с детства навык правильной осанки;

- наследственность (дети в какой-то мере наследуют тип телосложения родителей, хотя осанка и формируется под влиянием условий жизни и физического воспитания);

- неудобная и неправильно подобранная мебель;

- длительное сидение за компьютером;

- нарушения зрения;

- частые ОРВИ.

Рис. 12. Различные типы осанок:

А – нормальная осанка; Б – сутуловатая; В – лордотическая;

Г – кифотическая; Д – выпрямленная (плоская)

https://studme.org/125606074121/meditsina/metodiko-prakticheskie_zanyatiya_vtorogo_goda_obucheniya

 

Правила посадки ученика за столом

Посадка за учебным столом (рис. 13). Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой, нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение – создаются при правильной посадке. Ученик должен глубоко сидеть на скамье, опираясь пояснично-крестцовой частью на спинку стула (скамьи), ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. Между туловищем и краем парты должно оставаться свободное пространство в 3–4 см (грудь и живот не сдавлены).

Рис. 13. Посадка за ученическим столом

https://womanadvice.ru/detskie-stoly-i-stulya-ot-5-let

 

Ноги согнуты в тазобедренном, коленном суставе под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. При неправильной посадке на парте и опоре на нее грудью может возникнуть деформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца, крупных сосудов и легких, расположенных в ней.

 



2019-11-13 365 Обсуждений (0)
Основные теоретические положения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные теоретические положения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)