Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ молитвы с позиции трансовых конструкций



2019-11-13 256 Обсуждений (0)
Анализ молитвы с позиции трансовых конструкций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Религия, мировосприятие и особенности психологии личности с нею связанные играют все большую роль в жизни общества в России. Традиционная православная религия получила в последние годы широкое распространение в обществе. Миллионы людей в той или иной степени вовлечены в религиозные практики, отправление религиозных ритуалов, либо периодически посещают церковь. Именно за последние годы появился большой объем литературы, посвященный православным практикам, теологии, традициям и ритуалам. В то же время осмысление христианских практик и ритуалов с позиции психологии явно недостаточно. В советские времена эта область была табуирована, сегодня сложившееся разделение областей исследования привело к образованию своеобразных границ между психологией, религией и философией.

Православные ритуалы и религиозные практики обсуждаются, в основном, с позиции теологии, философии, богословия и т. д. Поэтому представляется чрезвычайно актуальным провести анализ основных религиозных практик именно с позиции их воздействие на сознание человека в контексте современных моделей психологии новой волны. С одной стороны, это позволит получить взваимосвязь между традиционно не стыкуемыми позициями теологии и академической психологии, с другой - рассмотреть конкретные аспекты воздействия религиозных ритуалов, сформировать структурную модель такого воздействия и рекомендации практическим психологам и психотерапевтам. Миллионы людей в современной России вовлечены в православные и другие христианские практики и мировоззрение. Исследование механизмов влияния таких практик на структуру личности может открыть новые пути на интеграцию различных представлений о сознании и оказать существенную поддержку всем специалистам, профессионально работающим в области консультирования, психотерапии и т. д.

Отметим, что помимо непосредственного влияния религии на жизнь современного общества, православие является и той средой, в которой на протяжении последних 2000 лет это общество формировалось. Другими словами, структуры сознания, сформированные в поле православного мировосприятия, существуют на уровне архетипов общества и личности, и оказывают влияние на личность и социум вне зависимости от того, симпатизирует ли им конкретный человек или нет. Влияние этих уровней сознания на общество и личность прослеживается на протяжении всей истории России, включая и советский период.

В данной работе внимание обращено к исследованию православных молитв. Объектом анализа выбрана наиболее известная и распространенная молитва «Отче наш». Следует отметить, что любой ритуал мировой религии, любая религиозная практика представляют собой многоуровневою систему взаимодействия с сознанием человека. Данная работа ограничена сферой анализа воздействием трансовых (преимущественно вербальных) конструкций на сознание человека. Однако, ряд трансперсональных аспектов работы заведомо не принимается во внимание. Целый ряд крупных исследователей, включая Гроффа, Маслоу, Роджерса, Дилтса признавали, что нет пока достаточного языка и научного осмысления, чтобы описать религиозную практику во всем ее объеме. Авторы не утверждают, что смысл молитвы исчерпывается теми аспектами, которые исследуются в данной работе, тем не менее, подобный структурный анализ воздействия молитвы, может дать важный материал к исследованию и построению модели религиозного мировоззрения и влияния религиозных ритуалов в целом на индивидуальное и коллективное сознание.

Мы подробно рассмотрим наиболее распространенную христианску. молитву - Молитва Господня: «Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и вовеки веков. Аминь». На рисунке 1 представлены вербальные конструкции косвенного внушения.

Косвенное внушение преследует определенную цель, даже если человек ее и не распознает. У человека есть выбор и возможность принимать или не принимать то, что ему внушается.

Рис. 1 - Вербальные конструкции косвенного внушения

I блок конструкций
1. Последовательность приятия. 1 ДА 2 ДА 3 ДА 4, ЯКО 5.

Перечисляется ряд истинных утверждений, с которыми нельзя не согласиться, они связываются между собой соединительными союзами. Данная последовательность заканчивается утверждением (в конкретном случае 5), которое предлагается принять бессознательному.

Простой пример такой конструкции: «Вы сидите на стуле, и слышите мой голос, и чувствуете спиной спинку стула, и Вы можете позволить себе расслабиться». Следует принять во внимание, что современный человек понимает «да», как союз «и», но, тем не менее, существует второй контекстуальный пласт («да», как ответ на вопрос). У Гриндера конструкция с повторяющимися «да» называется «последовательность да» («yes set»). Таким образом, текст молитвы в наше время не просто сохраняет трансовую конструкцию, но еще и усиливает ее.

2. Контекстуальное внушение - обращение «Отче наш».
Контекстуальное внушение заключается в том, чтобы дать услышать человеку нечто, чего не обязательно готов услышать и воспринять. В нашем случаи выстраивается система отношений с Богом, как «отец-ребенок». Эта декларация очень важна, так как задает на явном и бессознательном уровне систему отношений человека и Бога как, сакральные и интимные отношения с отцом, основанные на любви и эмпатии, в отличие от системы отношений господин – подчиненный (раб). Такие отношения, во-первых, неявно предусматривают активную позицию объекта внушения – ребенка -относительно родителя, во-вторых, обладают свойством динамики: ребенок растет, отношения меняются.

Данная молитва ориентирует на отношения, описанные Митрополитом Сурожским Антонием: «... мы не смеем стоять перед Богом, будто мы рабы, будто мы наемники, клянча, моля, пресмыкаясь; мы должны научиться стоять перед ним с сознанием своего достоинства и говорить Богу, как сын или дочь говорит с отцом, которого уважает, но и которого отец уважает, чье достоинство для отца значит очень много».

Неявным следствием обращения «Отче наш» является также система отношений - «все люди - братья», так как имеют одного отца. Молитва дает ощущение сопричастности к одной сакральной семье и чувство уверенности и защищенности, связанное с этим.

Интересно отметить, что это внушение обладает внутренней социальной динамикой. Для человека смысл этого внушения меняется с изменением отношений в семье по мере развития общества. В наше время эти отношения стали менее авторитарными и иерархическими, чем раньше. Таким образом, молитва предусматривает возможность динамики отношений с Богом по мере развития самосознания общества.

Проблема самоидентификации личности традиционно занимала умы представителей целого ряда психологических школ. Самоидентификация тесно связана с мироощущением личности, с поведением в социуме, и соответственно, с проблемами личностного развития и взаимоотношений. Воспользовавшись моделью уровней самоидентификации личности предложенной, можно отметить, что в нашем случае затронуты следующие уровни самоидентификации: семейно-клановый, религиозно-идеологический, эволюционно-видовой и духовный (система ценностей, связанная с личным духовным опытом).

Следует еще раз подчеркнуть, что в данной работе намеренно нет попыток теологического рассмотрения молитвы или попыток интерпретации смысла с тех или иных идеологических позиций. В данном случае исследуются бессознательные ассоциации, как результат реакции на определенные конструкции и воздействие конкретных вербальных конструкций на бессознательное.

II блок конструкций

1. Последовательность приятия. 1 И 2, ЯКОЖЕ 3

2. Импликация. Это внушение того, что может произойти. Например: «Я прошу Вас не входить в транс, пока Вы не устроитесь удобно в этом кресле».

У нас: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим». О части 3 говорится как уже о совершенном факте.

3. Контекстуальное внушение. «Хлеб наш насущный дай нам днесь». «Днесь» - здесь и сейчас. Конструкция ориентирована на проживание текущего момента. Такого рода конструкции часто используются для снятия избыточной тревоги.

III блок конструкций

Если рассматривать союз «но» в значении «и» (как в старославянском), то 1, и 2 - составное внушение. Составное внушение - это связывание предложений соединительными союзами. В таком случае предложения взаимно усиливают друг друга, даже если между ними нет логической связи. Например: «В то время как вы меня слушаете, и ваше дыхание становится более спокойным... ».

Современный человек воспринимает эту конструкцию (1, но 2), как две фразы не противоречащие друг другу по смыслу, но соединенные разделительным союзом «но». По принятой терминологии это замешательство или элемент конфузионного транса. Замешательство нарушает привычную цепь логических рассуждений, что позволят выйти за привычные рамки мышления и способствует «депотенциализации» сознательных процессов. Указанная конструкция облегчает бессознательное восприятие заключительной (IV) части молитвы.

Интересно, что в данном случае (как и в нескольких других) исторические изменения в русском языке не приводит к утрате воздействия трансовых конструкций.

IV блок конструкций

1) Часть IV является сама по себе заключительной частью косвенного внушения последовательности приятия: II, и III, яко IV.

2) В конструкции самой IV части используются косвенные внушения

а) составное внушение 1, и 2, и 3

б) намек [1]. В этом случае существует намек, на что именно надо сориентировать человека. Поскольку такое внушение не адресовано человеку прямо, оно не вызывает противодействия, оставляя бессознательному полную свободу выбора: принять его или не принять. Например: намек на еду чаще всего вызывает непроизвольное сглатывание. Упоминание в нашем случаи о могуществе, силе, с учетом встроенных отношений «отец-сын», во многих случаях может вызвать чувство защищенности, доверия и сориентировать на релаксацию.

3. Временное внушение. «...ныне и присно и во веки веков. Аминь», усиливает все предыдущие моменты и передает состояние надежности и уверенности в будущем.

Модальности и предикаты. Как отмечалось рядом исследователей, в частности Гриндером и Бендлером, у большинства людей имеется одна наиболее развитая или наиболее предпочитаемая репрезентативная система (одни оперируют зрительными образами, другие - слуховыми, а третьи - кинестетическими).

«Привычное предпочтение какой-то одной репрезентативной системы особенно характерно для клиентов, нуждающихся в психотерапии; более того, я считаю, что иногда это один из главных недостатков, ответственных за их проблемы... Непременное условие жизненного успеха - сбалансированное использование всех систем... С нашей точки зрения, люди способны пользоваться любой из репрезентативных систем. Более того, в продуктивных состояниях интеграции внутренних переживаний (например, в состоянии транса), все системы функционируют одновременно, как единое целое».

Если рассмотреть структуру молитвы по типам предикатов, а именно по ним определяется основная репрезентативная система, мы увидим, что использованы кинестетические предикаты (приидет, остави, не введи, избави) и полимодальные, хорошо воспринимаемые всеми типами репрезентативных систем (будет, святиться). Предикат «святиться» несет двойную нагрузку. «Святиться» - с одной стороны, от слова «свет», а с другой - говорит о сиянии (когда мы говорим о святыне, мы говорим о чем-то, преисполненного света), а значит, является и визуальным предикатом. Таким образом, в конструкции молитвы включены все три модальности, основной акцент сделан на наиболее распространенные (визуальная и кинестетическая).

Важно отметить, что ключевые предикаты являются динамическими, побуждающими к действию, и подразумевают внутреннюю динамику духовного развития. Другими словами, структура предикатов ориентирует личность не на принятие и следование постулатам, а на развитие личностной динамики духовного осмысления мира.



2019-11-13 256 Обсуждений (0)
Анализ молитвы с позиции трансовых конструкций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ молитвы с позиции трансовых конструкций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)