Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коммуникативные особенности православной проповеди



2019-11-13 334 Обсуждений (0)
Коммуникативные особенности православной проповеди 0.00 из 5.00 0 оценок




Проповедь – это публичная речь священнослужителя в храме, обращенная к прихожанам и содержащая разъяснение положений вероучения, комментарии к Священному Писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действиям. Через проповедь осуществляется религиозное влияние на верующих во внерелигиозных сферах их жизни, экономических, социальных, политических и т.д., таким образом, целью речи проповедника в самом общем смысле является побуждение к поступкам, соответствующим нормам христианской нравственности.

Эффективность проповеди зависит от некоторой комбинации в сознании человека, образуемой его навыками, убеждениями, знаниями, мнениями и склонностями. Среди этих факторов особую роль играют убеждения, поскольку они выполняют регулятивную функцию в обыденной жизни человека, а также в философском осмыслении его деятельности. Задача проповеди – способствовать формированию нужных убеждений. Однако результат может оказаться противоположным ожидаемому.

Вопрос влияния проповеди на мышление прихожанина не может быть рассмотрен без учета особенностей подачи текста. Воспринимаемый текст в психологическом плане может быть интерпретирован как законченное смысловое целое, некую единую структуру. Большое значение имеет длительность звучания отдельных слов, фраз, абзаца, позволяющая обратить на них внимание слушающего. Обозначить переход к новой значимой мысли может пауза. Пауза также позволяет слушающему лучше вникнуть в суть только что высказанной мысли. При восприятии текста имеет место также закон края в психологии, согласно которому начало и конец воспринимается лучше, чем середина, а следовательно, и осознается лучше. Поэтому ключевые части проповеди предпочтительнее разместить в начале и вернуться к ним в конце.

Связь восприятия и мышления в процессе осознания проповеди проявляется и во влиянии на этот процесс темпа и длительности речи. Оптимальным можно назвать темп, воспринимаемый как средний людьми с данным языковым сознанием. Что касается длительности речи, то здесь можно привести тот факт, что человек, независимо от своего желания, не может с полным вниманием воспринимать речь дольше пятнадцати – двадцати минут. Но слишком короткая проповедь не успеет проникнуть глубоко в сознание прихожанина. Поэтому наиболее эффективной представляется речь длительностью около двадцати минут.

Таким образом, можно прийти к выводу, что восприятие проповеди зависит от ряда объективных психолингвистических факторов: особенностей внимания, мышления, языкового сознания, способов подачи звучащего текста. Изучение и последующий учет этих факторов может во многом способствовать успешному достижению основной цели проповеди, заключающейся в благотворном нравственном влиянии на общество.

Особенности существования православной проповеди неразрывно связаны с системой ее функций. Нам представляется необходимым выделить самые основные.

1. Функция религиозной пропаганды . Для проповеди она является важнейшей: все остальные функции в той или иной степени подчинены ей. Функцией религиозной пропаганды обусловлено все наполнение текста: художественно-эстетическое, философско-богословское, психологическое, социальное, нравственное и др. Именно в этой функции реализуется христианская прагматика, подчиняющая все доступные автору средства для выполнения религиозной сверхзадачи.

2. Социально-просветительская функция . Проповедь не только заставляет аудиторию воспринять и осознать религиозную доктрину, излагаемую автором. Проповедничество — это всегда акт социального просвещения. Думается, что слово «просвещение» в данном контексте имеет особое значение и не сводится только к образовательной деятельности или повышению культурного. Для христианского проповедника просвещение имело и мистический смысл. Так как свет-знание в христианском богословии является атрибутом Бога. Поэтому проповедник считается в определенной степени передатчиком, носителем этого божественного света-знания, «просветителем». Именно по указанной причине проповедническая деятельность была обязательным атрибутом древнехристианской жизни.

3. Коммуникативная функция. Проповедь является одним из основных методов коммуникации в православной Церкви. Хотя данная функция может представляться вторичной, рассмотрение коммуникативных особенностей проповеди имеет большое значение для настоящего исследования. Опишем самые важные из них.

1. Коммуникация в рамках проповеди носит чаще всего односторонний характер, от оратора к аудитории. Поэтому проповедник всегда выступает в роли учителя, вождя, наставника, т.е. находится в неравном положении по отношению к аудитории, которую он поучает. Поэтому проповедь повлияла на установление авторитарного стиля коммуникации в традиционном христианстве. Дополнительную роль здесь сыграло и то обстоятельство, что проповедник зачастую имел духовный сан или являлся монахом; это еще больше возвеличивало его в глазах аудитории. Оратор говорит к народу с возвышения (в храме - с амвона), он и физически, как правило, выше него.

2. Проповедь имеет специфические механизмы, позволяющие оратору устанавливать дополнительный контакт с аудиторией. Ими являются, в первую очередь, религиозные речевые формулы. Так, большинство христианских выступлений заканчивается словами, воздающими хвалу Богу. Мистическая формула - по сути, краткая молитва - является призывом к аудитории присоединиться к молитвенному прошению оратора, принять участие в его призыве, что означает согласиться с содержанием проповеди, принять ее слова. Не случайно по православной традиции по окончании проповеди аудитория повторяет за священником слово «аминь» (от древнееврейского «да будет верно»).

Другим специфическим способом установления контакта с аудиторией является использование библейских цитат. Библия считается для христианина авторитетнейшим источником религиозных, нравственных и бытовых правил. Поэтому в своих рассуждениях или увещеваниях проповедник опирается в первую очередь на нее. «Если враг твой голоден, накорми его», - цитирует Иоанн Златоуст слова апостола Павла в подтверждение своей проповеди, призывающей не гневаться на оскорбляющих.

3. Проповедь всегда ориентирована на аудиторию, на степень ее подготовленности к восприятию религиозного учения. Поэтому в гомилетике - церковной дисциплине, изучающей проповедь - ее делят на три вида: кериктическую (для нехристиан), катехетическую (для новообращенных) и гомилетическую (для полных членов Церкви). Поэтому содержательное наполнение проповеди будет зависеть в том числе и от характеристики потенциальной или реальной аудитории.

Характерная черта проповеди - контраст задушевного обращения к аудитории и возвышенного стиля повествования о божественном. Причина подобного стилистического явления заключается во влиянии сакрального противостояния земного и божественного. Проповедник вызывает аудиторию на доверительный, честный, прямой разговор, увещевает ее; но когда речь заходит о неземном, оратор сам ощущает себя смертным человеком, грешником, смеющим говорить о высшем лишь с благоговением и страхом.

Из этого явления вытекает еще одна особенность христианской проповеднической коммуникации: оратор находится как бы на двух позициях сразу: с одной стороны, он обличает, говорит о грехах, находясь тем самым выше аудитории, с другой - осознает себя ее частью, таким же греховным и несовершенным. Выражаясь образно, проповедник одновременно находится «на земле» и «на небе», он и над аудиторией, и вместе с ней.



2019-11-13 334 Обсуждений (0)
Коммуникативные особенности православной проповеди 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коммуникативные особенности православной проповеди

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)