Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка результатов образовательной деятельности



2019-11-13 244 Обсуждений (0)
Оценка результатов образовательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




  Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставкиработ учащихся за пределами образовательного  учреждения. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные  конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а  иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе  таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Нельзя упускать из виду оценочно-воспитательного значения экскурсий в детские объединения технического творчества , на предприятия и природу. Для оценивания результативности экскурсий используется ряд психологических методов: беседа, наблюдение, опрос. Акцентирование внимания ребенка на отдельных деталях натуры развивает наблюдательность, возбуждает абстрактное мышление и создает предпосылки к сравнению, осмыслению и реализации увиденного. Все виды оценочных мероприятий предусматривают совместно с учащимися анализ, обсуждение и выработку решений для реализации, что является важным в процессе дальнейшего выбора направления технического творчества воспитанников.

В структуре Базисного образовательного (учебного) плана выделяются три части:

§ Инвариантная часть;

§ Вариативная часть;

§ Внеурочная деятельность.

При этом в новом ФГОС внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности? В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:

§ в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.);

§ вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.).

Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы в условиях общего образования.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика А.М. Кондакова.

Документы для осуществления внеурочной деятельности по стандартам второго поколения. При организации внеурочной работы согласно ФГОС учителю необходимо опираться на знание положений следующих документов и разработок:

 

Таблица. Документация по организации внеурочной работы по ФГОС нового поколения.

Источник Содержание
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей, систему базовых национальных ценностей, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Примерные программы начального общего образования: В 2 ч.: Ч.1. (Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся) Формы внеучебной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность и т.д.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Программы структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности, указанными в базовом учебном плане. Внутри каждого из направлений выделены отдельные модули (темы программ), которые дадут возможность реализовать то или иное направление. Предложено несколько модулей по каждому направлению, дана их краткая характеристика, раскрыто основное содержание, а также предложено примерное тематическое планирование. Но основе «Примерных программ…» образовательные учреждения общего образования смогут разработать рабочие программы внеурочной деятельности детей с учетом как региональных особенностей, так и запросов, потребностей, интересов участников образовательного процесса.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся Цель, задачи, ценностные установки, направления, ценностные основы, содержание и планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы.
Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор Содержит методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся (виды, формы, и уровни результатов деятельности учащихся).

 

С учетом положений вышеописанной литературы образовательным учреждением будет разработана и утверждена программа внеурочной работы данного образовательного учреждения. Реализация такой программы будет способствовать:

§ овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

§ формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

§  формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

БУП для начальной школы предполагается для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности в неделю, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. В то же время БУП не является нормативным документом, а имеет рекомендательный характер. При формировании программ введения ФГОС следует руководствоваться приказом Минобрнауки №373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приложение к приказу, ст. 19.3.: «Учебный план начального общего образования. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов». Здесь указаны 1350 часов за 4 года обучения. ОУ самостоятельно решает, как распределять эти часы по годам обучения, как должны быть сформированы группы и т.д.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО)

Таким образом, внеучебная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных стандартов начального общего образования.

Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Таким образом, мы можем говорить, что внеучебная деятельность может проходить в разнообразных формах, но только не в форме урока, что лучше подчеркивается термином «внеурочная деятельность». Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся при работе школ полного дня.

Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения. При этом в проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности, которые являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности, основанием для построения соответствующих образовательных программ. Для реализации внеучебной работы по данным направлениям предлагаются следующие основные виды внеучебной деятельности.

 

Таблица . Направления и виды внеучебной деятельности.

 

Основные направления Виды деятельности
Ø Спортивно-оздоровительное Ø  Художественно-эстетическое Ø  Научно-познавательное Ø  Военно-патриотическое Ø  Общественно-полезная деятельность Ø  Проектная деятельность Ø Игровая; Ø  Познавательная; Ø  Проблемно-ценностное общение; Ø  Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Ø  Художественное творчество; Ø  Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Ø  Техническое творчество Ø  Трудовая (производственная) деятельность; Ø  Спортивно-оздоровительная деятельность; Ø Туристско-краеведческая деятельность.

 

Более подробно со списком видов внеучебной деятельности можно ознакомиться в Примерной программе воспитания и социализации в главе «Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы», в которой предлагаются конкретные формы работы по каждой из задач воспитания и социализации младших школьников.

Таким образом, в рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся. Организовать – значит упорядочить, установить определённый порядок. Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована. Исходя из анализа опыта деятельности базовых площадок по апробации ФГОС, таким компонентами организации могут быть определены:

§ условия,

§ цели,

§  мотивация,

§ содержание,

§ технологии,

§ средства,

§ результаты.

 

Таблица . Организация внеучебной деятельности.

 

Компонент организации внеурочной деятельности Содержание компонента
Условия Региональные особенности. Социо-культурная ситуация ОУ. Системы и структуры педагогической деятельности в ОУ. Стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей. Материально – техническое оснащение и информационно – технологическое обеспечение ОУ. Степень участия общественных советов и организаций, социальных партнеров в деятельности ОУ.  
Цели Способствовать личностному становлению учащихся. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить возможность реализации им в различных видах деятельности. Способствовать формированию коллективно – распределённой деятельности в детских коллективах. Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся.  
Мотивация Переход системы образования на системно – деятельностную парадигму.  
Содержание Направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность - как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.  
Технологии Проектная деятельность; дифференциация по интересам; информационные и коммуникационные технологии; игровые технологии; обучение на основе «учебных ситуаций»; социально – воспитательные технологии; технология саморазвития личности учащихся.  
Результаты Развитие личности учащегося, - формирование системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;  

 

  Таким образом, моделировать внеурочную деятельность учителю имеет смысл исходя из вышеописанных компонентов, опираясь на разработанные ОУ Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, а также Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. При этом условия, цели и результаты внеучебной работы будут закреплены в Программах ОУ; мотивация пронизывает весь переход на ФГОС нового поколения; средства определяются потребностями и возможностями ОУ. Наибольшие вопросы могут возникнуть с такими компонентами, как содержание и технологии. При этом содержание определяется, с одной стороны глобальной целью воспитания «нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России», конкретизируется в задачах и направлениях внеурочной деятельности, а с другой стороны, исходит из запроса самого учащегося, который имеет право выбирать наиболее интересующее его направление внеурочной деятельности. Кроме того, говоря о результатах внеучебной деятельности, согласно ФГОС, необходимо учитывать воспитательный результат и воспитательный эффект внеучебной деятельности.

     Подводя итоги, необходимо отметить, что на начальной ступени обучения в первую очередь преследуются цель научить учащихся учиться. Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Процессы социализации, решающие задачи формирования детской субъектности, являются самыми важными на этом этапе. В этом смысле, речь идет о взаимообучении, которое используется для развития в школьниках творческой независимости. Г.А.Цукерман пишет, что «детское учебное (а мы добавляем и внеучебное) сотрудничество пытается разрешить проблемы саморазвития, самообучения, самовоспитания и прочих форм детской самостоятельности». Для достижений целей специально для учащихся начальной школы реализуется программа специально спроектированных внеучебных мероприятий, объединенных по направлениям деятельности: спортивно оздоровительное, художественно - эстетическое, научно -познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

Использованы материалы интернет ресурсов. (http://www.standart.edy.ru)

 

3.Проектирование содержания воспитания в начальной школе в условии введения образовательных стандартов второго поколения

Из опыта реализации содержания воспитания в начальной школе в рамках пилотной площадки Койгородского муниципального района Республики Коми (научный руководитель: Попова В. Ц. – ст. преподаватель кафедра педтехнологий и содержания гуманитарного образования.); разработчик: Жукова И. В., методист управления образования,



2019-11-13 244 Обсуждений (0)
Оценка результатов образовательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка результатов образовательной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)