Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос № 18. Организация общения детей дошкольного возраста: условия и методы развития коммуникативной деятельности детей.



2019-11-13 1673 Обсуждений (0)
Вопрос № 18. Организация общения детей дошкольного возраста: условия и методы развития коммуникативной деятельности детей. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Задачи социально-коммуникативного развития детей по ФГОС ДО. Характерные особенности коммуникативной деятельности дошкольников. Взаимосвязь развития речи и эффективность коммуникаций ребенка. Познавательные, деловые, личностные мотивы общения ребёнка и взрослого. Методы (наглядные, словесные, практические), побуждающие детей к общению с различными субъектами деятельности. Среда как условие коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

1) Задачи социально-коммуникативного развития детей по ФГОС ДО.

ü усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

ü развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

ü становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

ü развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

ü формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

ü формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2) Характерные особенности коммуникативной деятельности дошкольников.

 

Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Яркая характеристика общения дошкольников - сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Еще одной важной чертой контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность.. К важным относится и такая особенность общения сверстников, как преобладание инициативных действий над ответными

В младшем дошкольном возрасте цель общения - привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик собеседника. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения). Общение  ситуативное - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий собеседника. Лишь только при помощи взрослого ребенок может увидеть в сверстнике равноценную личность. Для этого следует обратить внимание дошкольника на привлекательные стороны ровесника.

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в среднем дошкольном возрасте. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. При деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе. В возрасте 4-5 лет дети наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции детей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Ребенок составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя со сверстниками. Целью этого сравнения становится противопоставление себя другому. Это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничество.

К старшему дошкольному возрасту дети способны к внеситуативному общению. Дети делятся жизненными впечатлениями дают оценки качествам и поступкам других детей. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. При этом конкурентное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере его желания, предпочтения, настроения. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности.

 

3) Взаимосвязь развития речи и эффективность коммуникаций ребенка.

 

Освоению ребенком речи уделяется большое внимание, так как вместе с языком ребенок усваивает целую систему идей, понимание мира и человека в нем, а значит, приобретает социальный опыт. Все это способствует интеграции ребенка в общество. В этой связи С.Н. Шаховская отмечает, что «…язык и речь, играя основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии, являются основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения. Через язык происходит опосредование процессов познания, переживания, воображения, памяти». Посредством речи познается окружающий мир, строятся взаимоотношения между детьми. Умение правильно понимать и передавать информацию является одним из факторов успешной адаптации ребенка (Волкова Г.А. , Коробейников И.А.).Таким образом, прослеживается взаимосвязь между процессом формирования полноценной речевой деятельности, невозможной вне социальной жизни ребенка, и процессом социализации, условием успешности которого выступает полноценное общение ребенка с окружающими людьми, требующее от него владения языковыми средствами, коммуникативными навыками, как обязательными компонентами социального взаимодействия. Владение языковыми средствами, многими моделями речевой деятельности, умение использовать знаковую систему разными способами, умение приспосабливать ее к конкретной жизненной ситуации является позитивным условием социализации ребенка. Таким образом, уровень языковой компетентности во многом определяет успешность ребенка при вхождении в социокультурную среду общества.

Как и для любой деятельности, для общения основополагающим фактором развития является комплекс мотивов, побуждающих к реализации деятельности.

 

4) Познавательные, деловые, личностные мотивы общения ребёнка и взрослого

 

Мотивом общения является партнер в тех своих качествах, ради которых ребенок инициативно обращается к нему или поддерживает предпринятую взрослым коммуникативную деятельность. Поэтому мотив общения совпадет с его объектом. В мотивах общения опредмечиваются потребности ребенка, заставляющие его искать помощь взрослого, при этом потребность в новых впечатлениях порождает познавательные мотивы общения, потребность в активном функционировании – деловые мотивы общения, а потребность в признании и поддержке – личностные мотивы общения.

Выдвижение на передний план определенной группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребенка: характер его ведущей деятельности, степень самостоятельности

Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в информации, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения к взрослому.

Деловые мотивы рождаются в процессе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимой помощи взрослых.

Личностные мотивы специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.

Если познавательные и деловые мотивы выполняют в общении служебную роль, обслуживая иные потребности, опосредуя другие, более далекие мотивы, то личностные мотивы получают в общении свое конечное удовлетворение.

 

5) Методы (наглядные, словесные, практические), побуждающие детей к общению с различными субъектами деятельности

разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации)

коммуникативные игры-упражнения;

беседы на различные темы;

ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций;

чтение и совместное обсуждение художественных произведений;

обыгрывание эмоционального состояния;

рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием

совместные праздники, развлечения, вечера отдыха для детей и взрослых.

6) Среда как условие коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Предметно-пространственная среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития дошкольников. Социально-коммуникативное развитие ребенка наиболее эффективно осуществляется через игровую деятельность. Для детей необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором они могли бы не просто вступать в различные взаимоотношения, но и активно усваивать нормы и правила общества. С этой целью развивающая среда в нашей группе построена с учётом гендерного воспитания, создано разное пространство для игр мальчиков и девочек. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению.

 

Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:

 

- организацию предметно-пространственной среды;

 

- создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

 

- стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

 

- устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

 

- мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

 

- обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

 

- моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками.




2019-11-13 1673 Обсуждений (0)
Вопрос № 18. Организация общения детей дошкольного возраста: условия и методы развития коммуникативной деятельности детей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос № 18. Организация общения детей дошкольного возраста: условия и методы развития коммуникативной деятельности детей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1673)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)