Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Истоки психодиагностики



2019-11-13 264 Обсуждений (0)
Истоки психодиагностики 0.00 из 5.00 0 оценок




Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае существовала система проверки лиц, желавших занять места государственных чиновников, а в Древнем Вавилоне оценивались некоторые качества выпускников в школах для подготовки писарей. Однако история научной психодиагностики началась значительно позже. Психодиагностика как прикладная наука сформировалась не сразу, а прошла значительный путь развития и становления. Рассмотрим основные этапы этого пути.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. А ее возникновение в 50-70-е гг. XIX в. связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии, состоявшим в переводе изучения психических фактов в русло эксперимента и точных методов естественных наук. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.

Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В. Вундт (1832-1920), намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений:

- естественно-научного, опирающегося на эксперимент;
- культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры («психология народов»).

По его теории естественно-научные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики.

Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории в основном изучались ощущения (зрительные, слуховые, цветоощущения, тактильные) и вызываемые ими двигательные акты-реакции, а также чувство времени, объем и распределение внимания. По образцу лаборатории В. Вундта стали создаваться подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).

Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации. Они и стали предметом исследования Ф. Гальтона (1822-1911).

Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 г. опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Составив список из 75 слов, он открывал их по одному и включал секундомер. Как только испытуемый отвечал на слово-раздражитель словесной ассоциацией, секундомер останавливался. Так впервые хронометрия была использована для исследования умственной деятельности.

В. Вундт сразу же после публикации Ф. Гальтона использовал ассоциативную методику в своей лаборатории, хотя и считал высшие функции не подлежащими эксперименту. Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых.

Автором, создавшим первый собственно психологический экспериментальный метод, был Г. Эббингауз (1850-1909), изучавший законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения).

Он полагал, что полученные им результаты не зависели от сознания испытуемого, интроспекции (наблюдения индивида за тем, что происходит в его психике) и, следовательно, в большей степени удовлетворяли требованию объективности. Этим методом Г. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.

Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты — формы, буквы, слова и т.д. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед).

Так на рубеже XX в. в психологии утвердился объективный экспериментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.

Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.

Но возникновение психодиагностики не было итогом простого логического развития экспериментально-психологического и дифференциально-психологического изучения человека. Она складывалась под воздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем и индустриальной. Одной из основных причин, обусловившей зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей. Работы французских врачей Ж. Е. Д. Эскироля и Э. Сегена, занимавшихся проблемами умственной отсталости детей, внесли определенный вклад в разработку методов, помогавших определить умственную отсталость (Источник: Акимова М. К. Психологическая диагностика).

 

3. Этические и правовые ос­новы психодиагностики

 

При работе с человеком психологу необходимо руководствоваться основными этическими принципами:

1. Принцип профессиональной компетентности;

2. Принцип ненанесения ущерба человеку;

3. Принцип объективности;

4. Принцип уважения клиента;

5. Соблюдение профессиональной конфиденциальности;

6. Принцип ответственности;

7. Принцип честности;

8. Доброжелательное и «безоценочное» отношение психолога-диагноста к клиенту;

9. Активное и позитивное взаимодействие психолога-диагноста и клиента.

 

4. Этапы психодиагностического ис­следования

Выделяют 3 этапа психодиагностического обследования:

 

1. Подготовительный или преддиагностический этап. Предполагает тщательную подготовку к проведению исследования и включает ряд моментов:

· Постановка целей исследования

· Формулирование психодиагностической гипотезы

· Постановка конкретных задач

· Определение объекта и способа организации исследования

· Формулирование предварительного изучаемого феномена

· Создание психодиагностического комплекса включающего в себя валидные, надежные методики

· Выбор психодиагностического пространства

· Выбор психодиагностического времени

· Сбор анамнестических данных (биография, состояние здоровья, актуальное самочувствие и поведение, описание условий социальной ситуации развития: семейные ситуации, детско-родительские отношения)

· Проведение пилотажного (первичного) исследования (в случае необходимости)

· Корректировка психодиагностического комплекса (в случае необходимости).

Базовым этапом считается подготовительный этап, от него зависит организация исследования, адекватный выбор методик и корректность их использования.

Привлечение анамнестического метода на этапе подготовке к обследованию позволяет сделать более правильный выбор диагностического аппарата/указать на необходимость коррекции психодиагностического комплекса психодиагносту.

 

2. Основной/диагностический – собственно диагностический.

Основной этап предполагает непосредственное проведение психодиагностического обследования, в ходе которого развертывается процесс коммуникации, социально-психологического взаимодействия психолога с обследуемым. Длительность этого этапа зависит от сложности и масштабности поставленной цели. Завершается основной этап первичным обобщение психологической информации.

 

3. Заключительный/интерпретационный – анализ и интерпретация полученных данных.

Заключительный этап включает в себя описание и интерпретацию полученных материалов, сопоставление результатов с выдвинутыми в начале обследования гипотез. По завершению последнего этапа психолог-диагност составляет заключение.

 

Существует несколько схем психодиагностического исследования

 

Классическая схема психодиагностического исследования:

1) Определение цели – формулируется общая цель исследования и определяются его организационные и эмпирические методы.

2) Создание модели – определяется комплекс свойств для изучения, создается возможный образ результата, формулируется гипотеза.

3) Выбор методик – конкретизируются методики, создаются адекватные условия для их использования в экспериментах.

4) Практика – непосредственное выполнение исследовательской работы, сбор эмпирических данных.

4) Интерпретация – обработка полученных результатов, их объяснение с позиции конкретной научно-теоретической концепции, разработка рекомендаций по практическому использованию.

 

Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре

1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.

4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).

5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.



2019-11-13 264 Обсуждений (0)
Истоки психодиагностики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Истоки психодиагностики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)