Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Методы диагностики способностей



2019-11-13 273 Обсуждений (0)
Тема 5. Методы диагностики способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




(интеллекта, общих способностей, специальных способностей, творческих способностей)

 

План:

1. Способности: психологический анализ.

· Признаки способностей.

· Структура способностей.

· Виды способностей.

· Уровни развития способностей.

2. Теоретические представления об интеллекте. Структура интеллекта. Интеллект и тесты интеллекта. Умственное развитие и его показатели. Распределение тестовых оценок интеллекта. Отечественные и зарубежные тесты интеллекта.

· Невербальные тесты интеллекта.

· Тест прогрессивных матриц Равенна.

· Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера.

· Тест структуры интеллекта Р. Амтхауера.

· Отечественные тесты умственного развития (ШТУР, ТУРМШ, ТУРП, АСТУР).

3. Представление о креативности. Креативность как общая способ­ность.

· Тесты креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

· Тесты специальных творческих способностей.

4. Методы и методики исследования способностей

· Тесты специальных способностей.

· Сущность тестов достижений. Типы и подтипы тестов достижений.

· Тест академической оценки (SAT).

 

1. Способности: психологический анализ

Все люди различаются друг от друга своими способностями. Давно заметили, что все люди имеют разные способности. Так, в народных сказках есть три брата, один из которых – дурак. 

Способности это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности и обеспечивающие качество, легкость и быстроту овладения ею. 

Борис Михайлович Теплов в своей работе «Способности и одаренность» выделяет 3 основных признака способностей:

1. способности – это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого;

2. способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельностей; (такие свойства, как вспыльчивость, медлительность и т.д., несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, но их обычно не называют способностями, потому что не рассматривают как условия успешности какой-либо деятельности);

3. понятие способность не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека; однако способности могут объяснить легкость и быстроту приобретения ЗУН.

К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; быстрота двигательных реакций, необходима для занятий спорта; тонкость цветоразличения важная для художника.

Способности формируются на базе тех или иных особенностей личности, включают эмоционально-волевые процессы, некоторые особенности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения), отношение к деятельности. Таковы, например, педагогический так, математическая направленность ума и т.д. 

                          Структура способностей

Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т.д.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество.

Отечественные психологи (Г.С.Костюк, Б.М.Теплов и др.) подчеркивают, что каждая способность (например, к рисованию, музыке, науке и т.д.) представляет собой синтетическое свойство человека, которое включает в себя ряд частных свойств в определенном их объединении. Прежде всего, это внимательность, способность человека продолжительно и устойчиво быть сосредоточенным на задании. Также, это чувствительность, восприимчивость к внешним впечатлениям, наблюдательность (например, чувствительность к пропорциям (важна для художественных способностей), к звуковым высотам, ритму (для музыкальных). Всякая способность включает в себя определенные свойства памяти (особенно важны скорость и прочность запоминания, полнота и точность воспроизведения). В каждой деятельности человек решает новые задачи, опираясь на то, что он запомнил в прошлом. Выполняя любую деятельность человеку необходимо представление, он рисует определенный образ результата своей деятельности. Способность мыслить является неотъемлемой составляющей любой деятельности. Мысля, человек преобразует ЗУН, использует их в новой системе, решает новые задания. Очень важны при этом такие свойства мышления, как широта, глубина, ясность мысли, ее последовательность, самостоятельность, критичность, свобода от шаблонных способов решения задания, способность изменять способы решения в зависимости от конкретной ситуации. Язык, будучи тесно связанным с мышлением, играет очень важную роль в структуре способностей. Способности человека включают не только познавательные, но и эмоциональные свойства (например, эмоциональные реакции, эмоциональную отзывчивость). Успешное выполнение человеком заданий требует умения преодолевать трудности. Отсюда прослеживается связь способностей с волевыми качествами, а именно с инициативностью, решительностью, настойчивостью, умением владеть собой.

Все психологи сходятся на том, что в решении каждой задачи берет участие личность в целом.

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности. Структура способности к какой-либо деятельности включает ряд частных способностей. Каждая способность имеет ведущие и вспомогательные компоненты, образующие единство. 

Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, организаторские способности и т.д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др.

Ведущими свойствами литературных способностей по В.П.Ягунковой являются следующие: поэтическое восприятие действительности; эмоциональная восприимчивость; художественная наблюдательность; развитая образная и эмоциональная память, наглядно-образное мышление и творческое воображение; богатство языка, которое обеспечивает легкость словесного оформления образов.

Ведущими свойствами математических способностей, по В.А.Крутецкому, являются: способность к обобщению; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мысли.

Компонентами музыкальных способностей, по Б.М.Теплову, являются: чувствительность к звуковым отношениям; чувствительность к ритму, точности интонации, мелодичный слух (проявляется в особом восприятии мелодии), гармонический слух (проявляется в восприятии аккордов).

В структуру способностей к рисованию входят такие ведущие особенности: чувствительность к цвету, цветовым отношениям, способность охватывать и передавать пропорции, творческое воображение и мышление.

Виды способностей

По широте проявления (по степени универсальности применения) отечественные психологи (А.Н.Леонтьев, Г.С.Костюк) выделяют общие и специальные способности.

· Общие способности необходимы для выполнения многих видов деятельностей. Они отвечают требованиям многих видов деятельности. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, памяти, сосредоточенность внимания, умение осознавать задание, планировать, находить связи и отношения, овладевать новыми приемами и т.д. 

· Специальные способности обеспечивают успешность выполнения конкретной деятельности (музыкальные, литературные, лингвистические….) Например, Крутецкий указывает, что в составе математических способностей большую роль играет математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач, на общие правила); способность к логическому мышлению в области количественных и пространственных отношений; быстрое и широкое обобщение математического материала (способность увидеть общее в казалось бы различных математических выражениях и действиях); легкое и свободное переключение от одной умственной операции к другой, стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности рассуждений и решений и т.д. 

 

По новизне (уровню развития) выделяют следующие виды способностей:

· репродуктивные способности (обеспечивают высокие умения усваивать готовые ЗУН, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения);

· творческие способности (обеспечивают создание нового, оригинального). 

 

По характеру решаемых задач, различают также

· теоретические способности (предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям) и

· практические способности (предполагают склонность к конкретным, практическим действиям).

Все виды способностей взаимосвязаны между собой. Г.С.Костюк подчеркивает то, что общие и специальные способности существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.

Уровни способностей

Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по уровню.

В отечественной психологии выделяют следующие уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

1. Одаренность. Б.М.Теплов понимает одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. По Г.С.Костюку, индивидуальное своеобразие задатков и является тем, что называют одаренностью. Каждый человек имеет определенную одаренность, т.е. от природы он наделен определенными потенциями к развитию своих способностей. В жизни, пишет Г.С.Костюк, одаренными называют тех, кто выделяется своими хорошими задатками к развитию общих и специальных способностей. 

2. Талант. Высокий уровень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

3. Гениальность. Наивысший уровень развития способностей, который проявляется в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы и искусства, называют гениальностью. Последняя отличается от талантливости величием и общественной значимостью тех заданий, которые решаются ее носителями. Для гения характерным является то, что он, выражая передовые тенденции в жизни своего общества, осознает те задания, важности которых другие люди часто не видят, и силой своего разума, пристрасти и воли находят новые пути их решения. Созданные гениями ценности являются началом нового этапа в развитии общественной жизни людей в целом или отдельных областей.

Модели интеллекта

В зарубежной психологии способности отождествляются с интеллектом.

Ч. Спирмен создает иерархическую модель интеллекта. Он предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 1)некий общий фактор, общая способность; 2)фактор специфический для данной деятельности. Общую способность ученый называет генеральным фактором (фактор G). G – фактор определяется как общая умственная энергия», которой в равной мере наделены все люди, которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности. По мнению Спирмена, роль G – фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при сенсомоторных действиях. Также им был выделен фактор S, служащий показателем специфических способностей. Помимо факторов «G» и «S» ученый выделил уровень арифметических, механических и лингвистических (вербальных) способностей. Эти способности (Спирмен назвал их «групповыми факторами интеллекта) заняли промежуточное положение в иерархии факторов интеллекта по уроню их обобщенности.

 G
 A
 M
 L


 

 


 S
 S
 S
 S
                                         

 

 T
 T
 T
 T

 


A – арифметические способности    

M – механические способности

L – лингвистические способности

T – тесты (т.е., определенные задания, значит определенная деятельность).

 

Л.Терстоун считал, что определенный интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества отдельных факторов. Терстоун выделяет 7 основных факторов:

1. вербальное восприятие/словесное понимание (способность понимать устную и письменную речь);

2. вербальная (словесная) гибкость/беглость (легкость с которой человек может объяснить, используя наиболее подходящее слово);

3. счетная способность (способность оперировать числами, выполнять арифметические действия);

4. пространственный фактор (способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве);

5. память (запоминание материала);

6. способность к рассуждению/индуктивный фактор;

7. скорость (быстрота) восприятия (быстрота и точность восприятия деталей, сходств и различий между предметами); два подфактора: вербальный и образный. 

Р.Б.Кэттелл выделяет три вида интеллектуальных способностей: общие, парциальные и факторы операций. Два фактора Кэттелл назвал «связанным» («кристализованны») интеллектом и «свободным» (или «текучим») интеллектом. Фактор «связанного интеллекта» определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных ходе социализации с самого раннего детства до конца жизни и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Фактор «свободного» интеллекта определяет первичное накопление знаний. С точки зрения ученого, «свободный» интеллект абсолютно не зависит от степени приобщенности к культуре. Его уровень определяется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга, и проявляется он при решении перцептивных задач, когда от человека требуется найти отношения различных элементов в изображении. Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Сам Кэттэл выделяет лишь один парциальный фактор – визуализации, - который проявляется при операциях со зрительными образами. Факторы-операций ученый определяет как отдельные приобретенные навыки для решения конкретных задач, т.е., как аналог S-факторов по Спирмену, входящих в структуру «связанного» интеллекта и включающих операции, нужные для выполнения новых заданий. Фактор «свободного интеллекта» по Р.Кэттеллу соответствует фактору «G» Спирмена, а первичные факторы Л.Терстоуна соответствуют факторамоперациям модели Кэтелла.

Модель Д.Векслера включает в себя три уровня: 1)уровень общего интеллекта; 2)уровень «групповых» факторов, а именно: невербального интеллекта и вербального интеллекта; 3)уровень специфических факторов. Д.Векслер определил интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный – его природные психофизиологические возможности.

С точки зрения Г.Ю.Айзенка можно говорить о различных типах концепции интеллекта: биологической, психометрической и социальной, соответствующих разным структурным уровням интеллекта. В содержание понятия «биологический интеллект» включаются особенности функционирования структур головного мозга, отвечающие за познавательную активность. Они определяют индивидуальные отличия интеллекта и связывают их с наследственностью. Психометрический интеллект измеряется тестами интеллекта. По мнению Айзенка, психометрический интеллект определяется на 70% влиянием генотипа, а на 30% - средовыми факторами (культура, воспитание в семье, образование, социоэкономический статус), Социальный интеллект определяется как способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества. Опираясь на результаты своих исследований, Айзенк высказывает мнение о существовании трех основных параметров, характеризующих IQ: скорость, настойчивость (число попыток решить трудную задачу) и число ошибок.

Р.Стенберг выделяет 3 компонента интеллекта, отвечающие за переработку информации:

1. метакомпоненты – процессы управления, которые регулируют конкретные процессы переработки информации. К их числу относятся: 1)признание существования проблемы, 2)осознание проблемы и отбор процессов, пригодных для ее решения, 3)выбор стратегии, 4)выбор ментальной репрезентации, 5)распределение «умственных ресурсов», 6)контроль за ходом решения проблем; 7)оценка эффективности решения;

2. исполнительные компоненты – кодирование, выявление отношений, приведение в соответствие, применение сравнения, обоснование, ответ;

3. компоненты приобретения знаний необходимых для того, чтобы субъект научился делать то, что делают метакомпоненты и исполнительные компоненты. Стенберг относит к их числу: 1)избирательное кодирование, 2)избирательное комбинирование, 3)избирательное сравнение.

Р.Стенберг подчеркивает, что главное для человека входе познания – отделить релевантную информацию от нерелевантной, сформировать из отобранной информации непротиворечивое целое. Согласно ученому, интеллект есть способность учиться и решать задачи в условиях неполного объяснения. При решении задачи основной целью является правильное понимание ее сути. По мнению Стенберга, интеллект служит целям обеспечения отношений индивида с внешней средой.

Х.Гарднер трактует интеллект очень широко. Ученый считает, что можно говорить о множестве видов интеллекта. Он выделяет 7 видов интеллекта:

1. лингвистический интеллект (способность использовать язык для передачи информации, а также стимулирования и возбуждения);

2. музыкальный интеллект (способность исполнять, сочинять музыку и/или получать от нее удовольствие);

3. логико-математический интеллект (способность исследовать, классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между символами и понятиями путем манипулирования ими);

4. пространственный интеллект (способность видеть, воспринимать и манипулировать объектами в уме, воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции);

5. телесно-кинестетический интеллект (способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде);

6. межличностный интеллект (способность понимать других людей и налаживать с ними отношения);

7. внутриличностный интеллект (способность понимать себя, свои чувства, стремления).



2019-11-13 273 Обсуждений (0)
Тема 5. Методы диагностики способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Методы диагностики способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)