Эмоциональные состояния
Эмоциональные состояния проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей. Эти эмоциональные переживания отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность. Настроение — это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный тонус; такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Основными источниками настроения являются удовлетворенность или неудовлетворенность тем, как складываются отношения с окружающими, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п. Настроение находится в большой зависимости и от общего состояния здоровья человека. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Длительное плохое настроение может быть показателем неблагополучия. Различают положительные настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность. Аффект — это сильное, относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение; эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. В основе аффекта лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между влечениями, стремлениями и желаниями, или же противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнения. Аффект развивается в критических условиях при неспособности человека найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданных острых жизненных ситуаций. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. В состоянии аффекта происходит нарушение (сужение) сознания, изменяется функционирование всех психических процессов (внимания, мышления, памяти и т.д.): · внимание концентрируется на объекте, который непосредственно связан с переживанием; · меняется характер протекания мыслительных процессов (снижается способность прогнозировать последствия своих поступков), в результате чего становится невозможным целесообразное поведение; · нарушается работа памяти (после аффекта человек, как правило, не помнит своего поведения во время протекания аффекта); · утрата волевого контроля; · бурное выражение эмоциональных переживаний. Аффект сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. В состоянии аффекта ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга. И.П.Павлов, анализируя аффективные состояния, указывал, что человек в состоянии аффекта, превышающего силу тормозной функции коры, говорит и делает то, чего не позволяет себе в спокойном состоянии и о чем жалеет, когда пройдет состояние аффекта. Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Аффект, как правило, возникает в ответ на уже происшедшее событие и как бы сдвинуто к его концу. Особенно резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае значительно ослабляются. Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания. Стресс. Понятие «стресс» ввел Ганс Селье в 1936 году. Стресс – состояние длительного и сильного напряжения, связанное с эмоциональной перенагрузкой. Стресс возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно. Стресс возникает под влиянием сильных (экстремальных) воздействий (стрессоров). Стрессоры бывают: · физиологические (чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и пр.), · психологические (факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и пр.). В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса (в самой общей классификации): · стресс физиологический · стресс психологический. Психологический стресс подразделяется на: · стресс информационный (возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе — при высокой ответственности за последствия решений); · стресс эмоциональный (появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр.). В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность — дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения каких-либо потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некой цели. Фрустрацию можно рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, отчаяния. Эффективность деятельности при этом снижается. Различают: 1)фрустратор – причина, вызывающая фрустрацию; 2)ситуация фрустрационная; 3)реакция фрустрационная. Фрустрация сопровождается гаммой (в основном отрицательных) эмоций: гневом, раздражительностью, чувством вины и пр. Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Н.Д.Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния. Фрустрация возникает в результате конфликтов человека с другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации. Фрустрация возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распушенных детей. Страсть — сильное, стойкое, продолжительное чувство, которые захватывает человека, владеет им и проявляется в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели. Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности — в работе, обучении, науке, спорте, искусстве. Страсть имеет избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости. Страсти бывают положительные и негативные. Даже положительная страсть, если она мешает деятельности, обучению становится негативной. Когда человек, увлекаясь чтением или спортом, пропускает занятия, недосыпает, то само по себе чтение книжек из положительного действия превращается в негативное занятие. Страсть к алкоголю, курению и т.п. губительно отражаются на работе и жизни человека. Положительные страсти — увлечение работой, обучением — являются силой человека, которая порождает большую энергию в деятельности, способствует продуктивности работы. Любовь – высшее чувство человека.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |