Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и методики исследования способностей



2019-11-13 208 Обсуждений (0)
Методы и методики исследования способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.

2. Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера.

3. Интеллектуальный тест Р. Кеттелла. 

4. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауера.

5. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

6. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

7. Тесты креативности Дж. Гилфорда, Е. Торренса.

Тема 6. Методы диагностики направленности личности

План:

1. Направленность личности: психологический анализ.

2. Личностные опросники мотивации и интересов (опросники Эдварса и Стронга), опросники ценностей и установок (опросник ценностных ориентаций М. Рокича, Лайкертовские шкалы и др.).

 

Направленность личности: психологический анализ

 

В отечественной психологии, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ведущего компонента структуры личности выделяют направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев) и т.д. 

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности и относительно независимых от конкретных условий. Направленность характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, мировоззрением. Направленность является сложным личностным образованием, определяющем все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Важнейшей движущей силой действенных отношений человека к внешнему миру и к другим людям являются потребности.

Потребность– основной источник активности человека и животных; это внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость живых существ от конкретных условий существования.

Виды потребностей

По своему происхождению потребности делятся на:

1. первичные (природные, естественные); самые первичные потребности человека обусловливаются строением его тела;

2. вторичные (культурные, общественные по своему происхождению). Такими являются потребность в труде, в духовном общении с другими людьми, познавательные, эстетические, духовные и другие потребности людей. Вторичные потребности бывают:

· материальные;

· духовные

Направленность личности характеризуется, прежде всего, соотношением первичных и вторичных потребностей в ее жизни. С этим соотношением связано содержание и характер тех целей, на достижение которых направлена деятельность личности, близость или отдаленность целей, их общественная значимость.

Чем больше и разнообразнее потребности личности, тем больше у нее побудителей к деятельности, тем разнообразнее и сама деятельность. Потребности человека, их содержание и разнообразие зависят от общественных условий жизни каждого человека, от места, которое он занимает в этой жизни, и степени его развития. 

Диана Борисовна Богоявленская подчеркивает, что «каждую жизненную ситуацию … человек рассматривает прежде всего с позиции ведущей своей потребности и находит в данной ситуации то, что может удовлетворить эту потребность». 

Своеобразную трактовку потребностей выдвинул А.Маслоу. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление семь классов потребностей:

1. физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение);

2. потребность в безопасности: потребность чувствовать себя защищенным;

3. потребности в принадлежности и любви (потребность в привязанности): потребность быть признанных и принятым людьми;

4. потребности в уважении (почитании): потребность в одобрении, признании;

5.  познавательные потребности: потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6. эстетические потребности: потребность в гармонии, красоте;

7. потребность в самоактуализации: потребность реализовать свои цели, способности, развивать собственную личность. 

Потребности выражаются в мотивах, т.е. непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы. 

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность.



2019-11-13 208 Обсуждений (0)
Методы и методики исследования способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и методики исследования способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)