Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модель А.А.Бодалева, В.В.Столина



2019-11-13 588 Обсуждений (0)
Модель А.А.Бодалева, В.В.Столина 0.00 из 5.00 0 оценок




В цикле проведенных А.А. Бодалевым, В.В.Столиным исследований была сформулирована концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание (Столин В.В., 1985). 

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Последнее — это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и «Я-образ».

В содержании «Я-образа» выделяются две важнейшие образующие:

1. знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, - присоединяющая образующая «Я-концепции» или система самоидентичности;

2. знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, — дифференцирующая образующая «Я-концепции». Это последняя образующая придает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости.

Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровневое строение. Уровни самосознания определены уровнями активности человека, одновременно являющимся биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью. Процессы самосознания и его интегральные образования обслуживают активность человека на каждом из уровней, выполняя роль обратной связи о «вкладе» субъекта в его собственную активность. Поскольку различен характер активности и характер ведущих потребностей субъекта на каждом из уровней, различны и процессы, отражающие эту активность, и итоговые, интегральные образования самосознания.

На уровне организма активность субъекта определена системой «организм — среда», имеет, прежде всего, двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. В недрах этой активности формируется обратная связь в виде ощущений о положении тела и его органов в пространстве, которые слагаются в «схему тела». Схема тела — это, фигурально выражаясь, «Я-образ» организма, который надо отличать от «физического Я» субъекта, обладающего более сложной, биосоциальной природой. В схеме тела не разделены дифференцирующая и присоединяющая составляющие. На уровне организма формируется также самочувствие — итог процессов, отражающих, состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Самочувствие — биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.

На уровне социального индивида активность человека подчинена иной потребности — потребности в принадлежности человека к общности, в признании этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, технологическими предписаниями, уставами и т.д., которые усваиваются индивидом. «Я-образ» облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей, прежде всего, за счет формирования своей присоединяющей образующей — системы социальных самоидентичностей: половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой. В рамках этих идентичностей субъект сравнивает себя с эталонами соответствующих общностёй и через эти эталоны — с другими людьми. Эти сравнения образуют базу для «дифференцирующей» образующей «Я-образа», которая, следовательно, вторична на этом уровне по отношению к присоединяющей составляющей. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение вовнутрь отношения других — принятие другими или отвержение ими.

На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореализации — в труде, любви, спорте и т.д. и реализуется с помощью ориентации, на свои собственные способности, возможности, мотивы. Поэтому в «Я-образе» ведущее место начинает занимать дифференцирующая составляющая «Я-концепции», обеспечивающая неслучайность самоопределения личности. Основой самоотношения становится потребность в самоактуализации; собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность, в самореализации, и рассматриваются как ее условие.

Самоотношение в свою очередь, как показывают результаты факторного анализа, оказывается структурно-сложным образованием, включающим как общее, глобальное чувство за или против самого себя так и более специфические измерения: самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение других.

Самооценка личности

 

Существенной стороной самосознания является самооценка.

Самооценка– это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств, места среди других людей.

Виды самооценок:

1. адекватная (человек адекватно оценивает себя, свои возможности, способности, качества, место среди других людей;

2. неадекватная (человек неадекватно оценивает себя, свои возможности, способности, качества, место среди других людей):

а) завышенная (человек завышает свои возможности, способности, переоценивает свои позитивные качества, ставит себя выше других людей);

б) заниженная (человек занижает свои возможности, способности, недооценивает свои позитивные качества, видит в себе много недостатков, ставит себя ниже других людей).

Самооценка порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение.



2019-11-13 588 Обсуждений (0)
Модель А.А.Бодалева, В.В.Столина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модель А.А.Бодалева, В.В.Столина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (588)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)