Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы развития психодиагностики



2019-11-13 465 Обсуждений (0)
Основные этапы развития психодиагностики 0.00 из 5.00 0 оценок




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По курсу «ПСИХОДИАГНОСТИКА»

для направления подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

образовательного уровня: бакалавр

очной и заочной форм обучения

 

Донецк 2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Факультет: Социально-гуманитарный

Кафедра психологии

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По курсу «ПСИХОДИАГНОСТИКА»

для направления подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

образовательного уровня: бакалавр

очной и заочной форм обучения

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры психологии Протокол № 2 от «_09_» _декабря _ 2016г. _

Донецк 2016

Содержательный модуль 1.

Теоретико-методологические основы психодиагностики

Лекция 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики

План:

Тема 1: Теоретико-методологические основы психодиагностики

1. Теоретико-методологические основы психодиагностики.

2. Основные этапы развития психодиагностики.

3. Этические и правовые ос­новы психодиагностики.

4. Этапы психодиагностического ис­следования.

 

Тема 2: Основные методы психодиагностики

1. Основные методы психодиагностики.

2. Психометрические требования к построению и проверке методик.

 

 

Тема 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики

Теоретико-методологические основы психодиагностики

ПСИХОДИАГНОСТИКА – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание».

В самом общем виде психодиагностика – эта наука и практика постановки психологического заключения.

Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».

Практическая психодиагностика предполагает преломление теоретико-методологических основ исследования личности в реальной практике.

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА – диагностика ПСИХИКИ человека.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Основные формы проявления психики человека

ПРОЦЕССЫ

(динамичны)

 

СОСТОЯНИЯ

(статичные моменты проявления психики)

СВОЙСТВА

(устойчивые психические особенности личности, которые закреплены и проявляются в ее структуре)

Познавательные Эмоционально-волевые
-ощущения -восприятие -память -мышление -воображение -внимание -речь -эмоции -чувства -воля -устойчивый интерес -творческий подъем -убежденность -сомнение -апатия -угнетенность др. -направленность (мотивы, интересы, мировоззрение и т.д.) -темперамент -характер -способности

 

Высшем уровнем развития психики является сознание и самосознание.

Сознание – высшая форма психического отражения объективной действительности (окружающего мира), обусловливающая формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Самосознание– осознание человеком самого себя, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств.

Оборотной стороной сознания является неосознаваемое – совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека), то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания.  

Изучая личность, мы всегда учитываем возрастной аспект (возрастная психология).

Личность не существует сама по себе. Она взаимодействует с такими же как и она – межличностное взаимодействие / общение (социальная психология).

Цели психодиагностики –  исследование:

1. форм проявления психики человека;

2. уровней развития и особенностей сознания и самосознания человека;

3. личностных особенностей (структурных аспектов личности);

4. межличностных отношений;

5. особенностей осуществления деятельности личностью (личностных особенностей человека, связанных с деятельностью; например, стрессоустойчивость).

 

Основные этапы развития психодиагностики

 

Изучение исторического пути науки — необходимое условие понимания ее современного состояния и актуальных задач, прогноза ее перспективных тенденций. Возникновение и развитие психодиагностики не может быть объяснено, исходя из самой по себе внутренней логики разработки общепсихологических проблем.

Общественные запросы стимулировали появление и быстрое распространение прикладной психологии (и психодиагностики как ее составной части), острый интерес к методам, перспективным с точки зрения практика.

История науки — это и история изменений социально-экономических условий жизни людей; наука вплетена в жизнь общества, она представляет собой одну из форм человеческой деятельности и детерминируется развитием общества. Это относится и к психологической диагностике.

Зная истоки психологической диагностики, причинную обусловленность ее этапов и закономерности исторического пути, психолог начинает осознавать главные направления ее развития, характер происходящих изменений, лучше ориентируется в актуальных проблемах, адекватнее оценивает ее возможности в решении разных практических задач.

Историческое видение, включение современных знаний в исторический контекст поможет новым поколениям ученых не повторять старых ошибок, избавляться от прошлых заблуждений и эффективно использовать те перспективные идеи и разработки, которые имелись у предшественников. Не менее важно знать историю психодиагностики обществу, тем его представителям, которые в своей деятельности обращаются за помощью к профессиональным диагностам. Невозможно ставить перед последними адекватные задачи, абстрагируясь от становления и развития концепций и методов психодиагностики, неверно оценивая ее возможности. Так, в истории психодиагностики уже был период, когда неоправданно высокие ожидания в отношении нее привели к разочарованиям и резкой критике со стороны общества за невозможность соответствовать требованиям практики.

Это период так называемой «эпидемии тестирования» (20-е гг. XX в.), когда огромный спрос со стороны коммерческих и образовательных организаций привел к появлению наспех разработанных методик и неудачным попыткам подбора персонала, когда на многие предприятия нанимали неквалифицированных работников. Следствием этого стали утрата доверия и ослабление внимания к психодиагностике.

Обращение к историческому опыту позволяет не только не повторять прошлых ошибок, но и выбирать наиболее перспективные направления развития, опираясь на анализ современных проблем в исторической перспективе, в контексте целостного исторического процесса. А это — залог эффективности, практической действенности психодиагностики.



2019-11-13 465 Обсуждений (0)
Основные этапы развития психодиагностики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные этапы развития психодиагностики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)