Основные этапы развития психодиагностики
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ По курсу «ПСИХОДИАГНОСТИКА» для направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование образовательного уровня: бакалавр очной и заочной форм обучения
Донецк 2016 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет: Социально-гуманитарный Кафедра психологии
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ По курсу «ПСИХОДИАГНОСТИКА» для направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование образовательного уровня: бакалавр очной и заочной форм обучения
Донецк 2016 Содержательный модуль 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики Лекция 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики План: Тема 1: Теоретико-методологические основы психодиагностики 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики. 2. Основные этапы развития психодиагностики. 3. Этические и правовые основы психодиагностики. 4. Этапы психодиагностического исследования.
Тема 2: Основные методы психодиагностики 1. Основные методы психодиагностики. 2. Психометрические требования к построению и проверке методик.
Тема 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики Теоретико-методологические основы психодиагностики ПСИХОДИАГНОСТИКА – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание». В самом общем виде психодиагностика – эта наука и практика постановки психологического заключения. Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Практическая психодиагностика предполагает преломление теоретико-методологических основ исследования личности в реальной практике.
ПСИХОДИАГНОСТИКА – диагностика ПСИХИКИ человека. Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Основные формы проявления психики человека ПРОЦЕССЫ (динамичны)
|
СОСТОЯНИЯ (статичные моменты проявления психики) |
СВОЙСТВА (устойчивые психические особенности личности, которые закреплены и проявляются в ее структуре) | |||||||||||
Познавательные | Эмоционально-волевые | ||||||||||||
-ощущения -восприятие -память -мышление -воображение -внимание -речь | -эмоции -чувства -воля | -устойчивый интерес -творческий подъем -убежденность -сомнение -апатия -угнетенность др. | -направленность (мотивы, интересы, мировоззрение и т.д.) -темперамент -характер -способности |
Высшем уровнем развития психики является сознание и самосознание.
Сознание – высшая форма психического отражения объективной действительности (окружающего мира), обусловливающая формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Самосознание– осознание человеком самого себя, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств.
Оборотной стороной сознания является неосознаваемое – совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека), то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания.
Изучая личность, мы всегда учитываем возрастной аспект (возрастная психология).
Личность не существует сама по себе. Она взаимодействует с такими же как и она – межличностное взаимодействие / общение (социальная психология).
Цели психодиагностики – исследование:
1. форм проявления психики человека;
2. уровней развития и особенностей сознания и самосознания человека;
3. личностных особенностей (структурных аспектов личности);
4. межличностных отношений;
5. особенностей осуществления деятельности личностью (личностных особенностей человека, связанных с деятельностью; например, стрессоустойчивость).
Основные этапы развития психодиагностики
Изучение исторического пути науки — необходимое условие понимания ее современного состояния и актуальных задач, прогноза ее перспективных тенденций. Возникновение и развитие психодиагностики не может быть объяснено, исходя из самой по себе внутренней логики разработки общепсихологических проблем.
Общественные запросы стимулировали появление и быстрое распространение прикладной психологии (и психодиагностики как ее составной части), острый интерес к методам, перспективным с точки зрения практика.
История науки — это и история изменений социально-экономических условий жизни людей; наука вплетена в жизнь общества, она представляет собой одну из форм человеческой деятельности и детерминируется развитием общества. Это относится и к психологической диагностике.
Зная истоки психологической диагностики, причинную обусловленность ее этапов и закономерности исторического пути, психолог начинает осознавать главные направления ее развития, характер происходящих изменений, лучше ориентируется в актуальных проблемах, адекватнее оценивает ее возможности в решении разных практических задач.
Историческое видение, включение современных знаний в исторический контекст поможет новым поколениям ученых не повторять старых ошибок, избавляться от прошлых заблуждений и эффективно использовать те перспективные идеи и разработки, которые имелись у предшественников. Не менее важно знать историю психодиагностики обществу, тем его представителям, которые в своей деятельности обращаются за помощью к профессиональным диагностам. Невозможно ставить перед последними адекватные задачи, абстрагируясь от становления и развития концепций и методов психодиагностики, неверно оценивая ее возможности. Так, в истории психодиагностики уже был период, когда неоправданно высокие ожидания в отношении нее привели к разочарованиям и резкой критике со стороны общества за невозможность соответствовать требованиям практики.
Это период так называемой «эпидемии тестирования» (20-е гг. XX в.), когда огромный спрос со стороны коммерческих и образовательных организаций привел к появлению наспех разработанных методик и неудачным попыткам подбора персонала, когда на многие предприятия нанимали неквалифицированных работников. Следствием этого стали утрата доверия и ослабление внимания к психодиагностике.
Обращение к историческому опыту позволяет не только не повторять прошлых ошибок, но и выбирать наиболее перспективные направления развития, опираясь на анализ современных проблем в исторической перспективе, в контексте целостного исторического процесса. А это — залог эффективности, практической действенности психодиагностики.
2019-11-13 | 465 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Основные этапы развития психодиагностики |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы